Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ответственность за нарушения обязательств по перевозке груза внутренним водным транспортом.




Ответственность перевозчика.

Перевозчик несет ответственность в виде штрафа за неподачу транспортного средства в соответствии с принятой заявкой. Размеры штрафа зависят от способа перевозки груза, т.е. от того, перевозится ли он в контейнерах или нет. При перевозке без использования контейнеров штраф составляет 0,1 МРОТ за каждую тонну груза. При перевозке в контейнерах штраф устанавливается из расчета 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно и 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн (ст. 115 КВВТ).

 

За несоблюдение сроков доставки груза перевозчик уплачивает по требованию грузоотправителя пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Ответственность наступает в случае, если перевозчик не докажет, что несоблюдение сроков доставки груза произошло вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 116 КВВТ).

Регулирование ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза включает установление ее рамок, размеров и оснований освобождения от ответственности. Перевозчик несет ответственность с момента приема груза к перевозке и до момента выдачи его грузополучателю. Момент приема груза к перевозке определяется выдачей грузоотправителю квитанции, подтверждающей прием груза к перевозке, а момент выдачи грузополучателю – росписью его в дорожной ведомости. Установленные ст. 119 КВВТ размеры ответственности перевозчика за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства аналогичны указанным в п. 2 ст. 796 ГК размерам ответственности перевозчика за несохранность груза.

Закрепленные в ст. 118 КВВТ основания освобождения перевозчика от ответственности подразделяются на две группы. К первой относятся те, которые распространяются на все виды нарушения им обязательств. По закону перевозчик освобождается от ответственности, если невыполнение им обязательств произошло вследствие:

– ограничения или запрещения движения судов, установленных в соответствии с законом, на период действия таких ограничений и запретов;

– спасания жизни людей или имущества на воде.

Вторая группа оснований касается ответственности только за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Перевозчик освобождается от ответственности за них в случае:

– неправильных действий и указаний грузоотправителя, в случае доказательства таких действий и указаний;

– скрытых недостатков тары, груза или его свойств;

– разницы в массе груза в пределах норм естественной убыли, снижения влажности и расхождения норм в показаниях весовых приборов, а также разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из массы, определенной грузоотправителем без участия перевозчика;

– доставки груза на исправном судне с исправными ЗПУ или в сопровождении представителя грузоотправителя, грузополучателя без ЗПУ при наличии об этом отметки в транспортной накладной.

Распространение оснований освобождения перевозчика от ответственности на три вида нарушений обязательств – невыполнение заявки на перевозку груза, просрочку его доставки и несохранность груза – подвергается справедливой критике. Так, В. В. Витрянский отмечает, что "с точки зрения юридической техники, такой подход вызывает серьезные сомнения, ведь речь идет о различных нарушениях разных обязательств, в отношении которых невозможно (и неразумно!) конструировать некий единый и универсальный перечень оснований освобождения от ответственности за их нарушения".

Действительно, трудно обнаружить, например, связь между таким нарушением обязательства, как несохранность груза в виде недостачи, и основанием освобождения от ответственности, сформулированным в законе как "ограничение или запрещение движения судов" (подп. 1 п. 1 ст. 118 КВВТ).

Ответственность грузоотправителя и грузополучателя.

Грузоотправитель несет ответственность за непредъявление груза для перевозки в соответствии с заявкой, а также неиспользование поданного транспортного средства. В качестве санкции применяется штраф. При перевозке груза на судне он составляет 0,1 МРОТ за каждую тонну груза. Если же груз перевозится в контейнерах, то штраф равен 0,5 МРОТ за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, 1 МРОТ за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн и 2 МРОТ за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн (ст. 115).

На грузоотправителя возлагается ответственность за неправильное оформление транспортной накладной, которое может заключаться в неправильном указании особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, а также в неправильном указании свойств груза. Как уже отмечалось, в отличие от железнодорожных перевозок, где за подобные нарушения ответственность наступает только при негативных последствиях (ст. 98 УЖТ), КВВТ устанавливает ответственность за сам факт допущенных нарушений. Неправильное оформление накладной влечет за собой штраф в размере пятикратной платы за перевозку груза независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика. Такая же санкция применяется к грузоотправителю и за предъявление запрещенного для перевозки груза (п. 1 ст. 120 КВВТ).

Грузоотправитель ответственен за сверхнормативный простой судна и задержку возврата контейнеров. Размеры штрафа зависят от грузоподъемности и типа судна. Так, штраф в размере 0,5 МРОТ взыскивается за 100 тонн грузоподъемности самоходного судна в час и в размере 0,07 МРОТ за 100 тонн грузоподъемности несамоходного грузового судна в час. Грузоподъемность судна менее 50 тонн при мощности двигателя менее 50 киловатт не учитывается, а равная 50 тоннам и более при мощности двигателя 50 киловатт и более приравнивается к 100 тоннам (п. 2 ст. 120 КВВТ).

КВВТ урегулирован вопрос об ответственности грузовладельца в случае несвоевременной оплаты перевозки. За указанное правонарушение в соответствии с п. 3 ст. 120 КВВТ взыскиваются пени в пользу перевозчика в соответствии с законодательством РФ. Однако на данный момент законодательство РФ не регулирует подобную ситуацию. В ранее действовавшем Транспортном уставе железных дорог РФ 1997 г. также содержалась норма, в соответствии с которой "при несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с него взыскиваются в пользу железной дороги пени в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 36). По поводу ее применения в свое время Пленум ВАС РФ в постановлении от 12.11.1998 № 18 дал следующее разъяснение: "При несвоевременных расчетах за перевозку груза по вине грузоотправителя или грузополучателя с него взыскивается в пользу железной дороги неустойка в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку в настоящее время законодательством ответственность в связи с несвоевременными расчетами за перевозку грузов не установлена, применяется ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, если об этом просит истец". И хотя это постановление отменено, а в действующем УЖТ отсутствует подобная норма, для судебно-арбитражных органов, применяющих на практике п. 3 ст. 120 КВВТ, приведенное разъяснение Пленума ВАС РФ может служить ориентиром для принятия решений по конкретным делам.

КВВТ установлена ответственность за неочистку судна или контейнеров после выгрузки грузов. В соответствии с п. 4 ст. 120 она возложена на грузовладельца, в качестве которого могут выступать грузоотправитель или грузополучатель. За указанные нарушения предусмотрена санкция в виде уплаты перевозчику стоимости работ по очистке в двукратном размере. При этом перевозчик может отказаться от уборки от причала неочищенных судна или контейнеров до выполнения работ по их очистке.

Ответственность за повреждение судна, контейнера или средств пакетирования выражается во взыскании стоимости необходимого ремонта.

Что касается оснований освобождения грузоотправителя от ответственности, то КВВТ закрепляет положение, согласно которому он освобождается от ответственности за непредъявление груза для перевозки, если это нарушение обязательства явилось следствием ограничения или запрещения движения судов в установленных законом случаях (п. 3 ст. 118 КВВТ).

Заключение.

Подводя итоги, в заключение данной курсовой работе можно сказать, что транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Это обязательства, в силу которых одно лицо (перевозчик) обязуется совершить в пользу другого лица (грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа) определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо обязуется оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

Само определение договора перевозки внутренним водным транспортом сформулировано, по аналогии договора перевозки груза вообще, предметом которого также являются услуги по перемещению в пространстве, по внутренним водным путям, материальных предметов, которые являются грузами. Стороны договора перевозки груза - это грузоотправитель и перевозчик. Форма договора - простая письменная, по своей конструкции договор перевозки груза на внутреннем водном транспорте является возмездным (услуга и плата за нее), взаимным (встречное предоставление), реальным и публичным.

В случае необходимости систематических перевозок грузов, когда необходим четкий элемент планирования объемов и сроков подачи грузов и предоставления транспортных средств, применяется организационный договор, или договор об организации перевозок грузов, главная цель которого - согласовать сроки и объем подачи грузов к перевозке и предъявления транспортных средств (судов) к приему грузов. Сущность этого договора в том, что грузоотправитель обязуется в установленные сроки и в установленном объеме предъявлять к перевозке грузы, а перевозчик - принимать эти грузы к перевозке. Данный договор не является договором перевозки, по своей конструкции он носит консенсуальный характер, то есть считается заключенным с момента согласования условий договора, и является взаимным.

Договор перевозки предусматривает взаимную ответственность перевозчика или буксировщика (перевозчик) за неподачу судна (буксира) и грузоотправителя за неиспользование судна (буксира), ответственность за просрочку доставки груза и ответственность за задержку отправления пассажира и за опоздание прибытия пассажирского судна, ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира и за опоздание пассажирского судна, ответственность перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза (а равно и ответственность буксировщика за утрату или повреждение буксируемого объекта), ответственность грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, ответственность за несвоевременное оплату услуг, ответственность за убытки, которые могут быть причинены перевозчику или буксировщику несвоевременной передачей либо недостоверностью или неполнотой необходимых документов. Также предусматриваются размеры за каждый вид ответственности за действия (бездействие) в рамках договора перевозки (буксировки), и обстоятельства, при которых перевозчик или буксировщик, грузоотправитель или грузополучатель могут быть освобождены от ответственности.

Как и на всех видах транспорта, на внутреннем водном транспорте предусматривается претензионный порядок предъявления требований к перевозчику и буксировщику по обстоятельствам, являющимися основаниями их имущественной ответственности. Претензия должна быть сопровождена документально, т.е. к ней должны быть приложены документы в подлинниках или надлежаще заверенные копии их. Это документы, подтверждающие право заявителя на претензию. Также законодательством определяется срок, в течение которого может быть предъявлена претензия, а также момент, с которого данный срок начинает исчисляться, срок рассмотрения претензии и дается такое понятие как «срок исковой давности».

Одним из возможных вариантов по улучшению действующего законодательства на внутреннем водном транспорте, на наш взгляд, может быть дополнительное внесение в КВВТ РФ норм об экспедиционной деятельности. Поскольку данное регулирование при перевозке грузов отсутствует, а между тем такая необходимость есть, так как, например, перевозка груза в сопровождении представителей грузовладельца есть не что иное, как отношения транспортной экспедиции, поэтому в этом случае, логичнее было бы внести и применять правила гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция" при перевозках внутренним водным транспортом.

Согласно ст. 71 КВВТ РФ судно должно подаваться к перевозке (это же относится и к буксировке) в состоянии, пригодном для таковой. Между тем в гл. 15 КВВТ РФ нет мер ответственности за подачу непригодного для перевозки или буксировки судна. Если бы данная обязанность перевозчика (буксировщика) полностью поглощалась договором, это было бы и не обязательным в данной главе, но здесь речь тоже идет о таких обязанностях, которые исполняются в сфере организации перевозки (будь то заявка или организационный договор), поэтому, по-нашему мнению, в ст. 115 КВВТ РФ, в качестве ее второй части, можно было бы включить и правила об ответственности за подачу непригодного для перевозки (буксировки) судна.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных