Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Решения Конституционного Суда Российской Федерации в системе источников конституционного права




 

Особый статус Конституционного Суда Российской Федерации, а также обязательность его решений для всех субъектов права на всей территории Российской Федерации позволяют говорить о том, что он обладает признаками нормотворческого органа. Решениями Конституционного Суда Российской Федерации прекращается действие правовых норм, признанных неконституционными. На этом основании утрачивают силу правовые акты или их отдельные положения, не подлежат введению в действие и применению не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке решения судов и иных органов государственной власти. Следовательно, решения Конституционного Суда Российской Федерации носят нормативный характер, так как изменяют систему действующих правовых норм.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации согласно ст. 79 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, что является дополнительным подтверждением их нормативного характера.

Через решения Конституционного Суда Российской Федерации фактически Конституция Российской Федерации подвергается преобразованию, данные решения создают нормы права, которые восполняют пробелы в Конституции Российской Федерации. Соответственно, кроме интерпретационной функции Конституционный Суд Российской Федерации выполняет правотворческую функцию.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными правовых актов или их отдельных положений должны располагаться на уровне законов Российской Федерации, так как приостановить их действие может лишь нормативный акт, равный им по юридической силе.

Закон может быть изменён решением Конституционного Суда Российской Федерации, а само судебное решение вправе изменить только сам Конституционный Суд.

Важным условием является доступность решений Конституционного Суда Российской Федерации для всех субъектов права Российской Федерации, так как закон устанавливает обязательное опубликование актов Конституционного Суда Российской Федерации.

Юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации обусловлена тем положением, которое данный орган занимает в системе органов государственной власти. Решения Конституционного Суда Российской Федерации носят окончательный характер, не могут быть обжалованы и вступают в силу немедленно после провозглашения; публикуются в официальных изданиях федеральных органов государственной власти и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Таким образом, акты Конституционного Суда Российской Федерации имеют волевой характер, обладают государственной обязательностью, имеют строго определённую форму выражения, издаются органом конституционного контроля в пределах его компетенции, содержат в себе разъяснения норм права, а также положения, призванные ликвидировать пробел в законе в связи с конкретным делом.

Решения Конституционного Суда способствовали укреплению основ конституционного строя Российской Федерации, что подтверждается всей деятельностью данного органа конституционного контроля. Конституционный Суд дал развёрнутое определение понятию суверенитета Российской Федерации. Он подчеркнул, что носителем суверенитета и единым источником власти в России является её многонациональный народ.

В Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы правовые позиции, согласно которым, полномочия действующих органов местного самоуправления не могут быть прекращены досрочно без учёта мнения населения на основаниях и формах, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

 

3. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды

 

Конституционно-правовая норма - установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.

Особенности конституционно-правовых норм:

- Имеют свои, характерные источники.

- Имеют исключительный механизм реализации.

- Большая часть содержится в Конституции РФ и в конституциях и уставах субъектов РФ.

- Закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений.

- Имеют свою характерную структуру.

Классификация конституционно-правовых норм:

I. По объекту правового регулирования, или содержанию:

  • а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
  • б) закрепляющие статус человека и гражданина;
  • в) федеративное устройство России;
  • г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:

  • а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
  • б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;
  • в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся правовых предписаний:

  • а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;
  • б) обязывающие - нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
  • в) запрещающие - конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

IY. По территории действия:

  • а) федеральные конституционно-правовые нормы;
  • б) правовые нормы субъектов РФ.

Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:

  • а) императивные - нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения РФ);
  • б) диспозитивные - нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;

YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:

  • а) материальные;
  • б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:

  • а) общие - неопределенный круг лиц;
  • б) специальные - определенный круг лиц.

 

4. Конституционно-правовые отношения: особенности, объекты, субъекты, содержание

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Конституционно-правовые отношения возникают и действуют на основе юридических фактов, событий, действий, юридических составах и т.д. Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер.

Особенности конституционно-правовых отношений:

Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности:

- Имеют специфические субъекты отношений.

- Имеют специфические объекты отношений.

- Имеют специфическое содержание.

- Для них характерна повышенная устойчивость и стабильность, а также, наиболее высокая защищенность.

Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага - собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага - жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Виды конституционно-правовых отношений:

Виды конституционно-правовых отношений:

В соответствие с целевым назначением:

- правоустановительные.

- правоохранительные.

- правовые состояния (Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения)

В соответствие с целями:

- регулятивные (возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности)

- охранительные (отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав)

В соответствие со временем действия:

- постоянные (Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях)

- временные (Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается)

 

 

5. Конституционно-правовая ответственность: понятие, содержание

Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственност и - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

Содержание: конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

3) общественные и религиозные объединения;

4) граждане.

Меры конституционно-правовой ответственности:

1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности - государство);

2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации

3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты - участники избирательного процесса);

4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты - общественные и религиозные объединения);

5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты - граждане).

Способы привлечения к конституционно - правовой ответственности:

1) судебный порядок (возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами)

2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным) (решения о принятии в российское гражданство, усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ)

3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии (отзыв депутата или иного выборного должностного лица)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных