Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Забота об инструментах




Бенгальские Ваишнавы почитают свои инструменты, как часть атрибутов поклонения Господу. Перед началом формального киртана они проводят поклонение им с цветами, сандаловой пастой и молитвами – или по крайней мере почтительно прикасаются к ним головой. Профессиональный бенгальский игрок на мриданге выбирает хороший инструмент, затем ухаживает за ним и использует многие годы. Даже постоянно путешествуя в суровых условиях, он заботится о том, чтобы его кхол (другое название мриданги) не разбился. Он не может себе позволить разбивать и покупать барабаны по собственной прихоти.

Гулкий удар на хорошей мриданге добавляет киртану жизни, так что в каждом храме должна быть хотя бы одна хорошая мриданга. Шрила Прабхупада говорил, что у нас должны быть качественные мриданги, и что они всегда должны быть зачелены для лучшей защиты. (см. Комнатная беседа, 4 ноября 1976 г., Вриндаван, и Лиламрита III, стр. 63) Каждую мридангу следует покупать с чехлом, который всегда должен оставаться на барабане. Глиняные мриданги хрупки, и с ними нужно обходиться бережно. Их следует носить правильно (см. диаграмму), и делать это должны добросовестные преданные. Шрила Прабхупада обсуждал вопросы ухода за мридангами в Комнатной беседе, 4 ноября 1976 г., Вриндаван.

Если большая ("пуруша") сторона мриданги становится ослабленной и дряблой, ее тон можно восстановить ударами. Предпочтительней ударов ободом мриданги по полу для оживления ее тона – это бить по ней специально сделанным для этого молотком, или об стену. Температурное воздействие также может помочь, но с этим нужно быть осторожней, поскольку излишнее нагревание приведет к разрывам кожи барабана. Безопасней медленно нагревать мембрану мриданги на солнце или возле отопительной батареи, чем подвергать воздействию открытого пламени.

Если покупается высококачественная дорогая мриданга, лучше всего, если заботятся и играют на ней только опытные преданные. Для общего пользования (по крайней мере, за пределами Индии, где глиняные мриданги не так легкодоступны) лучше всего использовать пластиковые или другие небьющиеся мриданги. Хотя они не звучат так же хорошо, как качественная, хорошо настроенная глиняная мриданга, они более-менее стойки к воздействию человеческого фактора.

После киртана инструменты должны не бросаться где попало, а аккуратно складываться в отведенное для них место. Лучше всего не ложить их прямо на пол. Мриданга, поставленная вниз мембраной на холодный пол, теряет свой тон. Можно устроить все так, чтобы мриданги вешались на стену храмовой комнаты, или устанавливались в специальные стойки (см. диаграммы).

После использования физгармонии нужно закрыть меха на защелку и слегка нажать на клавиши, чтобы выпустить воздух. Если этого не делать, давление оставшегося внутри воздуха создаст напряжение и, в конце концов, приведет к тому, что воздушный мешок лопнет.

Забота о голосе

Пение слишком высоко или слишком громко может привести к перенапряжению связок. В этом случае им нужно дать отдых. Форсирование переутомленных связок может привести к необратимым повреждениям, что уже случилось с несколькими преданными нашего движения.

Как в индийской, так и в западной музыкальной традиции, певцов учат не напрягать свой голосовой аппарат. Обученный певец может ежедневно петь часами, даже в старости. Обученный певец также знает, когда давать отдых своим связкам. К несчастью, хотя у нас движение воспевания, большинство наших преданных не имеют представления об этих вещах.

Если голос преданного нуждается в отдыхе, он тоже может присутствовать на киртане, но ему следует петь очень тихо или не петь вообще. Хороших ведущих часто побуждают вести киртан, даже если их голосу нужен отдых. Но им следует воздерживаться от этого.

Долгие киртаны

Долгие киртаны замечательно помогают преданным глубоко погрузиться в святые имена. Когда Господь Чаитанйа жил в Пури, Он каждый вечер проводил киртаны, которые длились не менее четырех часов.[42] А в Майапуре, в течение одного года, Он проводил киртаны по ночам.[43]

Следуя примеру Господа Чаитанйи, некоторые преданные любят организовывать киртаны на всю ночь. Однако это неизбежно сопровождается пропуском утренней программы. Лучше следовать стандартной программе слушания и воспевания, данной нам Шрилой Прабхупадой, чем вводить что-то взамен нее. Долгие киртаны могут проводиться в течение дня, чтобы не лишать участников способности участвовать в утренней программе, которую Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи посещали каждый день.

Долгие киртаны несомненно замечательны, но лучше их планировать заранее, поскольку у преданных есть различные обязанности, и следует придерживаться распорядка храма. Например, ведущий киртана может быть склонен спонтанно удлиннять киртан после гуру-пуджи за счет времени, отведенного для лекции, не принимая в расчет необходимости для преданных послушать лекцию или преданного, который готовился к лекции.

Шрила Прабхупада ввел непрерывное воспевание – постоянные 24-часовые киртаны – в своих храмах в Майапуре и Вриндаване. Иногда и в других центрах в течение нескольких дней также проводятся непрерывные киртаны, особенно если преданные хотят воззвать к защите Верховного Господа от возникшей определенной угрозы или неблагоприятной ситуации. Было бы замечательно поддерживать непрерывное воспевание во всех центрах ИСККОН, но недостаток людских ресурсов может сделать это непрактичным в большинстве из них, как это отмечалось Шрилой Прабхупадой.[44] Важное место в бенгальской ваишнавской культуре занимают фестивали безостановочного воспевания, которые длятся по меньшей мере целый день, или три дня, или даже семь дней.

Такие фестивали (известные как нама-йаджна, "жертвоприношение посредством воспевания святых имен", хотя в действительности любой киртан – это нама-йаджна, а не только эти фестивали) теперь иногда устраиваются в центрах ИСККОН по всему миру. Подобные непрерывные киртаны проводятся несколькими группами преданных посменно.

В духе первых киртанов Шрилы Прабхупаде в Нью-Йорке, преданные иногда организуют киртаны "Оставайся под кайфом вечно". Они состоят в пении только Харе Кришна маха-мантры на одну-единственную мелодию – простой мотив Прабхупады[45] – на протяжении не менее трех часов. В остальном это "никаких тормозов" и "забудь о правилах". Никаких ограничений на инструменты, смены тональности, танцы и т.д.

Праздники предоставляют хорошую возможность для преданных пропитаться нектаром киртана. Они часто сопровождаются многими и многими часами киртанов. В такое время преданные, которые обычно заняты чем-то другим, могут глубже окунуться в святые имена.

НАГАРА-КИРТАН

Нагара-киртан – это публичное групповое воспевание ("нагара" значит "город"). В нашем движении публичное пение часто называют харинамой, как сокращение от "харинама-санкиртана". Это сокращение было введено, чтобы отличать публичное воспевание от распространения книг. Последнее тоже называется санкиртаной, и, несомненно, так оно и есть, но общепринятое значение слова "санкиртана" в лексиконе Гаудийа Ваишнавов – это "групповое воспевание". Называть публичное воспевание харинамой также может ввести в заблуждение, поскольку "харинама" значит просто "имя Бога", и никак не указывает именно на публичное воспевание. Таким образом, лучше использовать бенгальский термин "нагара-киртан", или "нагара санкиртана".

Как бы мы его ни называли, нагара-киртан безгранично ценен для преданных, участвующих в нем, и для всех остальных, кто видит или слышит его. Нагара-киртан был главным методом проповеди Господа Чаитанйи. Это также лучший способ заботиться о том, чтобы наше движение оставалось на виду. Счастливые поющие компании преданных показывают людям, что наше движение действует и продолжает жить, напоенное искрометной радостью сознания Кришны.

Важно, чтобы нагара-киртан был регулярным мероприятием в расписании каждого храма и группы нама-хатты. Нагара-киртан нужно проводить так часто, как только возможно с участием максимально возможного количества преданных. Чем больше преданных присутствует, тем лучше.[46] В крупнейших городах, вроде Нью-Йорка, Лондона и Парижа, где всегда есть тысячи гостей со всего мира, проповеднический эффект от нагара-киртана неизмеримо высок. В идеале, в таких городах должны быть команды для воспевания целый день, каждый день. Также неплохо отправлять группы киртана в малые города, деревни и жилые районы городов, даруя благословения людям там, где они этого меньше всего ждут. Но даже если преданные каждый день идут в одно и то же место, это также замечательно.

Группы санкиртаны должны выглядеть празднично. Преданные должны быть хорошо одеты – никаких рваных дхоти, разноцветных или дырявых носков. Шрила Прабхупада предлагал, чтобы преданные надевали на харинама-санкиртану шелковые тюрбаны (цитируется со слов Джайа Патаки Свами). Желтые бунди (индийские рубашки на завязках), изготовленные специально для групп нагара-киртана, могут использоваться преданными-мужчинами, как женатыми, так и холостыми, чтобы создать эффект униформы. В идеале, у мужчин должны быть бритые головы, и, конечно же, там не должно быть небритых физиономий. Особый шик – использовать тяжелые ножные колокольчики, изготавливаемые специально для танцоров (можно достать в Индии).

У всех преданных должны быть свеже-поставленные тилаки. Цветочные гирлянды – прасад от Божеств – также добавят эффектности. Многоразовые шелковые гирлянды также могут храниться специально для нагара-киртанов. Лучше всего, когда караталы начищены до блеска и снабжены чистыми лентами ярких расцветок. Флаги и вымпелы с изображениями Шрилы Прабхупады, Кришны и т.д., или транспаранты с маха-мантрой – все это добавит торжественности. Для создания очень праздничного настроения преданные могут переодеться в театральные костюмы, изображая Гауру и Нитая, Радху и Кришну, Нараду Муни и так далее.

Я также обдумывал идею введения Панча-таттвы в группы киртана. Более того, нам нужно подготовить различные одежды для Радхи и Кришны и Их восьми ближайших спутниц, сакхи. Иногда вам нужно нарядить кого-то Нрисимхадевом и Прахладой. Таким образом, у нас будут разные варианты для показа во время киртана. (Письмо к Хамсадуте, 4 марта 1968 г.)

Да, если хотите, можете также сделать костюмы и парики. Один юноша может быть наряжен Господом Чаитанйей, другой – Нитйанандой, а также Гададхарой, Адваитой с белой бородой и Шривасой с бритой головой. (Письмо к Хамсадуте и Химавати, 3 марта 1968 г.)

Группа киртана должна оставаться плотной и упорядоченной – а не разбросанной тут и там. Желательно использовать громкоговоритель. Также преданные могут дуть в раковины. Танцы должны быть гармоничными, грациозными и эстетичными. Лучше, чтобы танцы не становились дикими с точки зрения публики.

Всегда должен быть наготове какой-то привлекательный сладкий прасад, желательно упакованный, для бесплатной раздачи. Листовки с маха-мантрой, приглашения в ближайший центр и, возможно, немного философии можно также раздавать бесплатно. Распространители книг и журналов "Назад к Богу" должны сопровождать группу киртана.

Даже без множества приготовлений и даже при небольшом количестве преданных, все же нужно стараться выходить. Даже трое преданных, или двое, или даже один, могут петь на публике.[47] Все, что нужно – это энтузиазм. По крайней мере, люди будут слышать святые имена и получать благо.

Для публичных киртанов Шрила Прабхупада одобрил пение шри-кришна-чаитанйа и т.д., Харе Кришна маха-мантры и говинда джайа джайа (сказано Вишнуджане Свами – пересказано Махамантрой дасом). Лучше всего в основном петь Харе Кришна маха-мантру. Это именно то, что люди ждут от нас, и с чем мы хотим познакомить их поближе. Шрила Прабхупада одобрил пение шлок в публичных киртанах, например, из Шри Ишопанишад и Бхагавад-гиты.[48] Как и в любом киртане, нам следует начинать с пранама-мантры Шрилы Прабхупады. Если демоны беспокоят группу санкиртаны, преданные могут воззвать к защите Господа Нрисимхи пением обращенных к нему молитв.[49]

Другие соображения

Лучше всего петь каждую строчку "Шри Гуру Чарана Падма" два раза вместо одного, иначе эта песня слишком быстро заканчивается.

В киртане преданным, не играющим на инструментах, следует хлопать в ладоши, почтительно сложить ладони или держать руки поднятыми над головой. Не следует скрещивать руки, держать их за спиной или в карманах. (см. диаграммы)

За исключением тяжелых больных, преданным не следует сидеть во время стоячих киртанов. Особенно во время арати.

Не следует вести разговоры посреди киртана. Все, что должно быть сказано, можно высказать позже. Те, кому необходимо срочно поговорить, могут выйти из киртана, обсудить все и вернуться. Разговоры во время киртана представляют собой оскорбление невнимательностью к святому имени, а также беспокоят других преданных. Если это делается перед Божествами, это также и оскорбление по отношению к Ним.

Киртан во время арати должен продолжаться, пока в конце не прозвучит раковина. Только тогда киртан следует закончить и начать произносить према-дхвани – не раньше.

Лучше не набивать желудок перед участием в киртане. Петь и танцевать с полным животом и вредно для здоровья и неудобно.

Пойте Харе Кришна и будьте счастливы!»

Из книги ЕС Бхакти Викаши Свами «Киртан»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных