Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кто может быть наставляющим гуру?




 

В целом, истинные наставляющие гуру, проповедники, наставники, лекторы бывают двух категорий, как указано в комментариях Шрилы Прабхупады в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Освобожденная личность, полностью поглощенная в медитацию на преданное служение» (Ч.ч. Ади-лила 1.47, комм.), то есть личность, обладающая такой же квалификацией, что и дикша-гуру (уттама-адхикари/маха-бхагавата/таттва-дарши/парамахамса), и вторая категория – те, «кто развивает духовное сознание ученика необходимыми наставлениями», то есть личности более низких уровней квалификации, начиная от способности пересказать наставления Бога. По милости Шрилы Прабхупады и Господа Чайтаньи движение санкиртаны дает всем возможность и полномочия проповедовать о преданном служении Господу Кришне. Шрила Прабхупада говорил, что нужны тысячи и миллионы наставляющих гуру, что каждому следует участвовать в проповеди и распространении этого движения (тем или иным способом):

"Наставляй каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, как они изложены в "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам". Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях". Шри Чайтанья Махапрабху далее сказал брахману Курме: "Если поступишь так, как Я сказал, твоя мирская жизнь в семье не помешает твоему духовному развитию. Более того, если будешь следовать этим предписаниям, мы снова встретимся здесь, точнее, ты никогда не расстанешься со Мной". В каком бы доме Шри Чайтанья ни просил милостыню в виде прасада, всех его жителей Он убеждал присоединиться к Своему движению санкиртаны и давал им те же наставления, что и брахману Курме".

КОММЕНТАРИЙ: <...> Многие люди приходят к нам и спрашивают, нужно ли им отречься от семейной жизни, чтобы вступить в это Общество, однако наша цель заключается в другом. Человек может спокойно оставаться у себя дома. <...> Здесь очень хорошо объяснена философия Шри Чайтаньи Махапрабху. Тому, кто предается Ему и готов следовать за Ним всем сердцем и душой, нет необходимости менять свое местонахождение. Не требуется также изменять свой жизненный статус. Можно оставаться домохозяином, практикующим врачом, инженером или кем угодно. Это не имеет значения. Но необходимо следовать указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и обучать своих родных и друзей "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам". Необходимо научиться смирению и покорности дома, следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху, и так жизнь станет успешной с духовной точки зрения. Не следует стараться искусственно быть возвышенным преданным, думая: "Я первоклассный преданный". Такого образа мыслей следует избегать. И лучше всего не принимать никаких учеников. Необходимо очиститься дома, повторяя маха-мантру Харе Кришна и проповедуя принципы, указанные Шри Чайтаньей Махапрабху. Так человек может стать духовным учителем и освободиться от скверны материальной жизни".
"Шри Чайтанья-чаритамрита" (1975), Мадхья-лила 7.128-130

"В этой стране" означает: где бы вы ни жили, вы можете стать гуру и спасти их. Кто-то может спросить: "Вы просите меня стать гуру, но у меня нет никакой квалификации". Искренний человек спросит: "Как я могу стать гуру и как я могу спасти эту страну?" Чайтанья Махапрабху говорит, что это несложно. <...> Чайтанья Махапрабху вдохновляет. Он говорит: амара аджнайа хана тара эи деша, "где бы ты ни был", эи деша, "в этой местности"... Вы можете никуда не ездить, но где бы вы ни оставались, амара аджнайа, "по Моему приказу" гуру хана, "становитесь гуру". Если мы на самом деле хотим стать гуру, есть необходимость в тысячах гуру, чтобы учить обманутые массы. Но как стать гуру? Чайтанья Махапрабху объясняет: амара аджнайа, "по Моему приказу". "Каков Твой приказ, господин?" Йаре декха, таре каха 'кршна'-упадеша. Тогда вы станете гуру. Просто советуйте людям следовать наставлениям Кришны. Тогда вы станете гуру".
Из лекции ШрилыПрабхупады по "Шримад-Бхагаватам", Бомбей, 02.12.1974

"Поэтому любой ребенок может пересказать эти слова. Любой глупец может пересказать эти слова. И если вы делаете это, Чайтанья Махапрабху говорит, что тогда вы становитесь гуру, просто распространяя эти слова. Амара аджнайа гуру хана тара' эи деша. Даже в своей деревне, в своем доме, вы можете говорить своей жене, своим детям. Они примут ваши слова "Кришна является Верховной Личностью Бога". Тогда вы станете гуру у себя дома".
Шрила Прабхупада, даршан, 03.12.1976

"Чайтанья Махапрабху... Он говорит: "Становитесь гуру, каждый". [запись прерывается] Просто повторяйте. Не истолковывайте превратно. Болийе. Таков Чайтанья Махапрабху... Каждый из вас становитесь гуру, не обманщиком, а гуру, настоящим гуру. "Как стать настоящим гуру? Что я могу сделать? У меня нет квалификации". Йаре декха таре каха кршна-упадеша [Чч. Мадхья 7.128]. "Просто бери слова Кришны и проповедуй". Кришна говорит: маттах паратарам нанйат [Бг. 7.7] Просто повторяй: "Господин, Кришна является Верховным Существом, Богом". В чем трудность? Кришна говорит: "Нет авторитета выше, чем Я". Вы просто скажите: "Кришна является высшим авторитетом". Вот и всё. Кришна говорит: ман-мана бхава мад-йаджи мам... Проповедуйте: "Приходите сюда, в храм. Смотрите на Божество Кришны и всегда думайте о Нем". В чем сложность?"
Шрила Прабхупада, выдержка из вечернего даршана в Хришикеше, 09.05.1977

"Поэтому Чайтанья Махапрабху... Йаре декха таре каха 'кршна'-упадеша: "Cтановитесь гуру. Не требуется никакой квалификации. Просто повторяйте то, что говорит Кришна". Посмотрите, насколько всё просто. Не говорите никакой чепухи. Йаре декха таре каха 'кршна' – бас. Кто не может делать это? Любой может, даже ребенок. (смеется) Дочка нашего Шьямасундары. Она проповедовала: "Вы знаете, кто такой Кришна?" Они ответили: "Нет, мы не знаем...". "Это Верховная Личность Бога". Это проповедь, если вы просто скажете: "Кришна – это Верховная Личность, высший контролирующий. Просто будьте послушны ему". В чем трудность? Любой может проповедовать. Воспевайте Харе Кришна. Бас. Три слова: Кришна – Верховная Личность Бога, предайтесь ему и воспевайте Харе Кришна. Ваша жизнь станет успешной. Разве очень трудно проповедовать эти три фразы? Хм? Есть ли какая-то сложность? Даже ребенок, Сарасвати, она может проповедовать. Что же говорить о других? Взрослые, образованные, продвинутые, они могут преподнести это более привлекательно, более убедительно, более философски. Это другой момент. Но эти три фразы: Кришна является Верховным Господом, вы – Его слуга, повторяйте Харе Кришна – бас, проповедь совершенна. Это очень простая вещь и очень важное наставление. Каждый может стать гуру, просто обучая этим трем фразам".
Шрила Прабхупада, беседа, 25.01.1977

"Йаре декха таре каха кршна-упадеша. <...> Он говорит: "Каждый из вас должен стать гуру". Он хочет не мошенников-имитаторов гуру, а настоящих гуру. Вот чего Он хочет. Из-за того что люди находятся в невежестве, нам требуется много миллионов гуру, чтобы просветить их. Поэтому миссия Чайтаньи Махапрабху, Он говорит: "Каждый из вас должен стать гуру". Амара аджнайа гуру хайа тара эи деша. Вам не обязательно отправляться в другие страны. Где бы вы ни находились, учите, становитесь гуру. Не имеет значения. Эи деша. Он говорит: "Эи деша". Если у вас есть возможность, можете отправиться в другие страны, но это не обязательно. В какой бы деревне, стране или каком бы городе вы ни жили, становитесь гуру. Такова миссия Чайтаньи Махапрабху. Амара аджнайа гуру хайа тара эи деша. "В этой стране и в этом месте". "Но у меня нет квалификации. Как я могу стать гуру?" Не требуется квалификации. "И я все равно могу стать гуру?" Да. "Как?" Йаре декха таре каха кршна-упадеша – "Кого бы ты ни встретил, просто учи тому, что сказал Кришна. Вот и всё. Ты становишься гуру". <...> Настоящий гуру – это тот, кто учит тому, что сказал Кришна. Не нужно выдумывать своего учения. Нет. Таков Чайтанья Махапрабху. В выдумках нет необходимости. Вы просто должны сказать: "Так и так". Вот и всё. Разве это очень трудно? Отец говорит: "Это микрофон". Ребенок может сказать: "Отец сказал, что это микрофон". Он становится гуру. В чем сложность? Авторитет, отец, сказал: "Это микрофон". Поэтому ребенок может лишь повторить, что это микрофон. Аналогичным образом, Кришна говорит: "Я – Всевышний". Поэтому если я скажу: "Кришна – Всевышний", – в чем сложность, если я не стану обманывать других, что они могут стать Кришной, или Всевышним? Это обман. Но если я просто скажу правду, что Кришна – Верховная Личность Бога. Ему все принадлежит. Ему следует поклоняться, в чем мое несовершенство? Поэтому такова наша миссия. <...> Просто говорите то, что сказал Кришна. Тогда вы станете брахманами. Вы будете гуру и всем остальным. Большое спасибо".
Из лекции Шрилы Прабхупады, Гонолулу, 21.05.1976

"Нам требуются сотни и тысячи духовных учителей, которые поняли эту науку о Кришне и проповедуют ее по всему миру. Вот в чем проблема. Поэтому мы создали это общество и приглашаем всех искренних душ принять в нем участие и стать духовным учителем, и проповедовать эту науку по всему миру. Это... Потребность в этом огромна. Поэтому "Бхагавад-гита", наука о Кришне, не предназначена для конкретной группы или нации, или какой-то страны. Это предназначено для всех, даже для животных. Мы должны изучить эту науку и проповедовать ее по всему миру, чтобы они избавились от невежества. Они совершают кражу. Они воруют. Мы должны спасти их от невежества, от этого состояния невежества. Вот что требуется. <...> И я приглашаю каждого из вас, не только в Америке, во всех частях мира: приходите, присоединяйтесь и изучайте эту науку о Кришне, и проповедуйте по всему миру, чтобы люди стали счастливыми".
Из лекции Шрилы Прабхупады по "Бхагавад-гите", Нью-Йорк, 17.08.1966

 

«Чайтанья Махапрабху дал благословение, чтобы каждый из нас стал садху и проповедовал сознание Кришны. Что же касается сознания Кришны, то у нас есть новые книги, в достаточном количестве, и если мы будем внимательно их читать и воспроизводить комментарии своими словами, это и будет идеальная проповедь».

Из письма Шрилы Прабхупады Трипурари Свами, 9 ноября 1975

 

«Амара агйайа [Чч. Мадхья 7.128], Чайтанья Махапрабху сказал: «По Моему указанию». Итак, от всех моих учеников ожидается, что они станут шикша-гуру по моему указанию, а не по собственному указанию».
Шрила Прабхупада, беседа в комнате, 30.05.1976

«Если Киртанананда Махараджа говорит то, что я говорю, тогда к нему можно относиться как к шикша-гуру. Гуру-шастра-садху. Духовный учитель один, это факт. Киртанананда Свами может приниматься как садху, а не духовный учитель, или как наставляющий духовный учитель. Я не думаю, что он говорит что-то против наших принципов, так в чем же проблема?»
Из письма Шрилы Прабхупады Парамананде, 07.20.1974

 

«Шикша-гуру, который дает наставления вопреки наставлениям духовного учителя, не является шикша-гуру. Он демон. Шикша-гуру, дикша-гуру означает... Иногда бывает так, что дикша-гуру не всегда присутствует. Поэтому можно учиться, получать наставления от возвышенного преданного. Это называется шикша-гуру. Шикша-гуру – это не тот, кто поступает вопреки учению дикша-гуру. Это не шикша-гуру, а негодяй, поскольку это оскорбление. Гурор-авагья. Первое оскорбление – это гурор-авагья, пренебрежение авторитетом гуру. Это первое оскорбление. Как может оскорбитель делать успехи в повторении святого имени? Это невозможно. Потому что с самого начала наступает конец его духовной практике из-за гурор-авагьи».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», Гонолулу, 03.07.1974

 

Гуру-крипа: Что если ученик, иногда бывает так, что он может отправиться проповедовать, но он не проповедует в точно таком же духе как его духовный учитель?

 

Прабхупада: Поэтому он не должен проповедовать. Чайтанья Махапрабху говорит: джанма сартхака кари' кара пара-упакара: "Отправляйся делать благо другим. Но прежде всего, сделай благо себе". В первую очередь стань действительно способным проповедовать. Затем иди проповедовать. Чайтанья Махапрабху никогда не отправлял неофитов проповедовать. Для начинающего проповедь – это не его дело. Начинающему следует посвящать себя поклонению Божеству в храме. А тому, кто понял философию, кто применил философию в своей жизни, ему следует идти и проповедовать. В противном случае он будет проповедовать неправильно, как, например... Как его имя? Чаран дас Бабаджи. И всё прекратится. Он хотел проповедовать, но не знал, как проповедовать, и поэтому после его смерти всё остановилось. Поэтому Чайтанья Махапрабху не говорит: "Оставайся негодяем и иди проповедуй". Нет. Джанма сартхака кари. "Твое первое дело – сделать свою жизнь совершенной". Затем иди и проповедуй. Жить совершенным образом – значит научиться, как подчиняться Моим указаниям. Это совершенство. Амара аджнайа. Если вы на самом деле, совершенным образом исполняете указания Чайтаньи Махапрабху, тогда вы проповедуете. Иначе вы будете проповедовать неправильно, вводить в заблуждение. Не делайте этого. Андха йатхандхаир упанийаманах. Если вы остаетесь слепым, не пытайтесь вести за собой других слепцов. Это обман. Прежде всего откройте глаза себе. Всё есть. Никто не может делать что-либо своевольно. Если будете делать так, как вам вздумается, руководствоваться своими измышлениями, вы потерпите неудачу. Это не будет эффективно.
Из беседы, 2 мая 1976 г., Фиджи

 

«По поводу того, кто может учить в храме: любой из моих учеников может стать учителем, строго следуя моим наставлениям. Я являюсь авторитетным учителем, поскольку следую наставлениям моего духовного учителя. Это единственная квалификация, необходимая для того, чтобы стать учителем. Стоит человеку отклониться от этого принципа — и все, он уже не учитель. Не знаю, что говорит Субала-дас, но если он в чем-то отклоняется, вы можете указать ему на это и сами уладить дело. Лично я знаю, что и ты, и твой муж Даянанда очень искренние души, и я очень вам обязан, поскольку вы открыли прекрасный центр в Лос-Анджелесе. Субала-дас тоже открыл центр — в Санта-Фе. Такие свершения весьма вдохновляют меня в моей миссии, и я искренне верю, что вы делаете все возможное, чтобы служить интересам ИСККОН».

Из письма Шрилы Прабхупады Нандарани, 29 октября 1967

 

«Что касается твоего последнего вопроса, то ответ такой: любой, кто учит, может называться духовным учителем. Это не так, что как только мы получаем инициацию, то сразу становимся совершенными. Нет. Для этого необходимо учиться. Поэтому если мы получаем наставления от старших духовных братьев, ко всем ним можно относиться как к гуру, в этом нет вреда. На самом деле у тебя есть только один духовный учитель – тот, который инициирует тебя, точно так же как у тебя может быть только один отец. Но к каждому вайшнаву следует относиться как прабху, учителю, тому, кто находится выше меня, и в этом смысле, если я учусь у него, к нему можно относиться как к гуру. Конечно, я не могу нарушать указания моего настоящего духовного учителя и в то же время называть духовным учителем кого-то другого. Это неправильно. Я могу называть духовным учителем только того, кто учит меня в точности тому, чему учит мой инициирующий духовный учитель. Ты улавливаешь смысл?»
Из письма Шрилы Прабхупады Шрилы Прабхупаде Шри Галиму, 20.11.1971

 

Ганеша: Шрила Прабхупада, если знание передавалось святыми царями, эвам парампара-праптам, как получилось, что оно было утрачено?

 

Шрила Прабхупада: Когда оно не передавалось. Просто понималось путем умственных спекуляций. Или если оно не передавалось как оно есть. Они могли вводить изменения. Или вовсе не передавали его. Предположим, я передал его тебе, но если ты не сделаешь того же, оно будет утрачено. Сейчас Движение сознания Кришны существует при моем присутствии здесь. Но после моего ухода, если вы не сделаете этого, оно будет утрачено. Если вы будете продолжать действовать так, как вы действуете сейчас, то оно будет продолжаться.

Из беседы, 09.05.1975

 

«Да, кому бы ты ни посоветовал повторять, это будет эффективно. <...> Потому что ты услышал об этом от чистого преданного Господа, поэтому оно передается от тебя к другому. Как в эфире передается сигнал из одного места в другое, аналогичным образом работает система гуру-парампары. Мои ученики являются моими посредниками, моими представителями, поэтому, слушая это от них, ты получаешь знание от меня».

Из письма Шрилы Прабхупады, 06.03.1968

 

«Все члены GBC должны быть наставляющими гуру. Я – инициирующий гуру, а вы должны быть наставляющими гуру, обучая тому, чему я учу, и делая то, что я делаю. Это не просто титул, вы должны действительно подняться на этот уровень. Вот чего я хочу».
Из письма Шрилы Прабхупады Мадхудвише Свами, 04.08.1975

 

«Поэтому я очень надеюсь обучить некоторых из своих учеников вести проповедническую работу, даже после моего ухода. Я старый человек, испытывающий приступы тяжелой болезни; смерть может одолеть меня в любой момент. Поэтому я хочу оставить после себя обученных проповедников, чтобы они могли продолжить работу сознания Кришны в западном мире. Такова моя цель. Я надеюсь, все вы будете молиться Кришне о том, чтобы я смог исполнить свой долг надлежащим образом».

Из письма Шрилы Прабхупады Джанардане и другим ученикам, 28.06.1967

 

Гопала Кришна: Шрила Прабхупада, я просто пытаюсь прояснить, я не хочу никакого оскорбить, но никому из ваших учеников не следует называть себя дикша-гуру или шикша-гуру. Я прав?

 

Прабхупада: Ну, я всех задействую так, чтобы они становились шикша-гуру, но следует стать совершенным. Эта попытка... Как это называется? Стажер.

Из беседы в комнате, 30.05.1976

 

(Подробнее о шикша-гуру, дикша-гуру, посвящении, парампаре можно прочитать здесь: https://vk.com/page-4018800_49280758)

 

Итак, минимальная квалификация наставника-стажера – обладать некоторой верой в Господа Кришну и Шрилу Прабхупаду и как можно точнее пересказывать их наставления. Максимальная квалификация совершенного шикша-гуру – непоколебимая вера, глубокое знание шастр и понимание их сути, спонтанная преданность Господу на уровне маха-бхагаваты (соответственно, непосредственная четко воспринимаемая связь со Сверхдушой). Искажение духовного знания при его передаче выводит наставника из положения шикша-гуру и представителя парампары.

 

Хотя искренние начинающие преданные могут проповедовать, Шрила Прабхупада подчеркивал, что лучше сосредоточить свои усилия на помощи его проповеди (в сотрудничестве с другими преданными) путем распространения его книг, лекций и т. д., поскольку его проповедь наиболее эффективна. То есть, человеку, обладающему некоторой верой в Господа Кришну и имеющему энтузиазм проповедовать, но не знающему философских заключений, как правило, лучше стараться просто пересказывать наставления Господа Кришны и Шрилы Прабхупады, читать вслух книги Шрилы Прабхупады либо вообще значительно сократить в своей проповеди элемент наставлений (шикши) и сосредоточиться на роли вартма-прадаршака-гуру (гуру, указывающего путь – советовать прочитать книги Шрилы Прабхупады, распространять лекции, приглашать в храм и т. п.), и это может оказаться еще эффективнее, чем попытки самостоятельно давать наставления. Если невозможно и это, то следует поддерживать Движение санкиртаны, например, деньгами, помощью в различных делах, используя свой разум, или даже просто добрыми словами – хвалить Господа Кришну, Его преданных, – это тоже участие в проповеди.

 

«Ахаитукй апратихата. Почему вы не понимаете? Ничто не способно сделать проповедь невозможной, если хочешь проповедовать. Можно проповедовать при любых обстоятельствах. Пранаир артхаир дхийа вача [Ш. Б. 10.22.35]. Проповедь может выполняться с помощью четырех вещей: своей жизнью, деньгами, разумом и словами. У вас есть так много активов. Можете использовать их для проповеди. Посвятите свою жизнь. Если считаете, что вы семейный человек, не можете посвящать себя круглые сутки, тогда зарабатывайте деньги и отдавайте их Движению сознания Кришны, как это делают другие семейные люди, она зарабатывают деньги. А? Разве не так? Можете зарабатывать. В Америке хорошие возможности для заработка денег. Они хотят, чтобы вы работали и получали деньги. Так что зарабатывайте деньги в качестве грихастхи и отдавайте их Кришне. Пранаир артхаир. Если не можете зарабатывать деньги, то используйте свой разум. У нас так много интеллектуальной работы: издательская деятельность, визиты к тому чиновнику, к этому чиновнику. Старайтесь использовать свой разум. И вача, словами. Если не можете ничего делать, идите к любому человеку, куда угодно и говорите: «Кришна – Верховная Личность Бога, просто выражайте свое почтение». Ваше дело сделано. Итак, где недостаток? Можете служить Кришне в любом качестве при условии, что хотите служить.

 

Джага-дживана: В нашем движении всё делается для проповеди? Всё то, что делается в нашем движении, это делается ради проповеди?

 

Прабхупада: Да. Для того, чтобы пробудить их сознание Кришны. Их сознание находится на уровне собак, а мы должны возвысить их до уровня, на котором они направят свое сознание на Бога.

Из беседы во время утренней прогулки, Чикаго, 08.07.1975

 

"Послание Его Божественной Милости

 

Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Мохарадж, прославленный Ачарья (Духовный Глава) Гаудия Вайшнавов произнес следующие несколько строк в качестве Своего Послания всего за несколько дней (23 декабря 1936 г.) до Своего ухода из этого смертного мира.

 

"Скорее всего, я вызвал беспокойство в умах многих людей. Некоторые из них могли подумать обо мне, что я их враг, поскольку я был обязан говорить чистую правду ради служения и преданности Абсолютному Богу. Я создал им все эти проблемы только по той причине, чтобы они могли повернуть свое лицо к Личности Бога без какого-либо стремления к прибыли и с беспримесной преданностью. Надеюсь, однажды они смогут правильно понять меня".

"Я советую всем проповедовать наставления Рупы-Рагхунатхи (учеников Господа Чайтаньи) со всей энергией и ресурсами. Наша высшая цель – стать пылинкой на лотосных стопах Шри Шри Рупы и Рагхунатхи Госваминов. Всем вам следует трудиться сообща под руководством вашего духовного учителя, сохраняя намерение служить Абсолютному Знанию, Личности Бога. Вам следует так или иначе жить без каких-либо ссор в этом смертном мире только во имя служения Богу. Пожалуйста, не отказывайтесь от служения Богу несмотря ни на какие опасности, ни на какую критику и ни на какой дискомфорт. Не впадайте в уныние из-за того, что большинство людей в этом мире не служат Личности Бога; не бросайте свое собственное служение, которое является вашим всем, и не отвергайте процесс повторения и слушания трансцендентного Святого Имени Бога. Вам следует всегда повторять трансцендентное Имя Бога с терпением и сдержанностью подобно дереву и со смирением подобно соломинке".

<...> "Мы никогда не проявим ни малейшего угасания энтузиазма относительно движения "Самкиртана", обладающего семью языками. Если мы обладаем непоколебимой верой в него, лишь тогда мы достигнем всех совершенств. Поэтому всем вам следует проповедовать с бесстрашием и с величайшей энергией послание Рупы и Рагхунатхи под руководством последователей Шри Рупы".

(Переведено с бенгали редактором [т. е. самим Шрилой Прабхупадой – прим. составителя ])"

Выдержка из первой статьи первого номера журнала "Обратно к Богу", 1944 г.

 

«Поэтому, если мы хотим порадовать Кришну, мы вынуждены принять на себя этот риск. Кришну, гуру. Мой духовный учитель принял этот риск, проповедническую работу, и он вдохновлял нас заниматься этой проповеднической работой. И мы также просим вас принять на себя эту проповедническую работу. Итак, эта проповедническая работа, я имею в виду, я имею в виду, как бы слабо мы ни выполняли ее... Слабо – она выполняется не слабо, но предположим, я не очень образован. Как, например, этот мальчик. Если я пошлю его заниматься проповеднической работой, он сейчас не имеет глубоких познаний. Он не философ. Он не ученый. Но и он может проповедовать. Он тоже может проповедовать. Потому что наша проповедь – это не очень трудно. Если мы будем ходить от двери к двери и просто просить людей: «Мой дорогой господин, повторяйте Харе Кришна». А если он немного возвышен: «Пожалуйста, постарайтесь почитать «Учение Господа Чайтаньи». Оно очень замечательное. Вы получите благо». Эти три-четыре слова сделают из вас проповедника. Это очень сложная задача? (посмеивается) Вы можете не быть очень ученым, очень хорошим знатоком, очень хорошим философом. Просто говорите... Идите от двери к двери: «Мой дорогой господин, вы очень ученый человек. Сейчас отложите свою ученость. Просто повторяйте Харе Кришна».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 1.5.8-9, Нью-Вриндабан, 24.05.1969

 

Прабхупада: Продолжайте это. Тогда наше движение будет успешным. Все американцы должны иметь, как минимум, один набор книг. Купить один набор книг для них не очень трудно. Но это будет хорошим активом для них, если они будут хранить эти книги и иногда заглядывать в них. С каждой прочитанной строкой он будет получать трансцендентное знание. Любой, кто прочитает книгу «Кришна», станет вайшнавом. Это факт.
Из беседы, 03.02.1975

«Так что продажа книг – это настоящая проповедь. Кто может говорить лучше, чем эти книги? По крайней мере, любой, кто купит их, просмотрит их. Если вы должны продавать книги, делайте это всеми способами. Настоящая проповедь – это продажа книг. Вы должны научиться тактике продажи книг, не вызывая раздражения. Что сделает твоя лекция за три минуты? Но если он прочитает одну страницу, это может изменить его жизнь».
Из письма Шрилы Прабхупады Бали Мардану, 30.09.1972

«Да, это хорошее предложение, печатайте множество книг на африканском языке и широко распространяйте, это настоящая проповедническая работа. Если ты продаешь кому-то книгу, это лучше, чем если будешь говорить им – что сделает твоя трехминутная проповедь? Но если они прочитают книгу, это может перевернуть их жизнь».
Из письма Шрилы Прабхупады Брахмананде, 03.11.1972

 

Что касается чтения лекций в храме, то, естественно, что лучше всего, если их будут читать наиболее старшие, наиболее квалифицированные и наиболее знающие преданные, обладающие брахманическими и вайшнавскими качествами. Тем более что преподавание/учительство – одно из шести занятий, предписанных брахманам (подробное описание брахманических качеств можно прочитать здесь: https://vk.com/wall-4018800_2913).

 

Тем не менее, любой искренний преданный, даже начинающий, может (и имеет право) давать наставления другим, если способен без искажений передавать содержание книг Шрилы Прабхупады, и, действуя таким образом, он служит в качестве наставляющего гуру в движении Господа Чайтаньи.

 

Если человек не следует духовной практике, у него не будет духовной силы и энтузиазма проповедовать. Такому человеку необходимо сосредоточиться в первую очередь на улучшении своей духовной практики.

 

«Я очень рад отметить, что теперь ты осознаёшь, что без выполнения регулярной ежедневной деятельности духовной жизни никто не может набрать духовную силу, а без духовной силы никто не способен проповедовать Движение Сознания Кришны».

Из письма Шрилы Прабхупады, 23.08.1970

 

Следует также иметь в виду, что слушать закоренелых атеистов неблагоприятно, но еще опаснее слушать закоренелых псевдопреданных, псевдодуховных людей, псевдоведических последователей, сторонников апа-сампрадай и т. п., поскольку, в отличие от тех, кто открыто занимает атеистическую позицию, они внешне могут не отвергать Веды, Кришну или принципы преданного служения Ему, могут использовать санскритские термины и т. д., поэтому понять их нездоровое состояние сложнее. Это можно сравнить с питьем отравленного молока. Подобного общения следует избегать (а при необходимости изобличать на благо всем).

 

«Санатана Госвами предупреждает нас о том, что слушать рассказы о личности Господа в изложении непреданных очень опасно. Непреданных иногда сравнивают со змеями; молоко, к которому прикоснулась змея, становится ядовитым, и точно так же, когда чистые, словно молоко, повествования об играх Господа рассказывают непреданные, подобные змеям, эти повествования превращаются в яд. Они не только не приносят человеку трансцендентного блаженства, но и могут причинить большой вред. Желая предостеречь нас, Господь Чайтанья также говорил, что мы не должны слушать рассказы об играх Господа в изложении майявади, имперсоналистов. Он очень определенно сказал: майавади-бхашйа шуниле хайа сарва наша – тот, кто слушает, как майявади объясняют игры Господа, а также их толкования «Бхагавад-гиты», «Шримад-Бхагаватам» или любого другого ведического писания, – погибший человек. Общаясь с имперсоналистами, он лишает себя возможности постичь личностный аспект Господа и Его трансцендентные игры».

«Шримад-Бхагаватам» 3.19.33, комм.

 

«Буддистов называют атеистами, потому что у них нет почтения к Ведам, но, как упоминалось ранее, те, кто отвергает заключения Вед, выдавая себя за их последователей, воистину гораздо опаснее буддистов».
«Шримад-Бхагаватам», введение

 

«По поводу твоей встречи с человеком из Миссии Рамакришны: ты пишешь, что он посоветовал тебе работать совместно с группой Махариши в Гамбурге, и сказал при этом, что у нас практически одни и те же цели. Как это у нас одни и те же цели? Наша цель — Кришна, и мы проповедуем евангелие Кришны, «Бхагавад-гиту как она есть». В Бхагавад-гите упор делается на то, что нужно сосредоточиться на одном лишь Кришне, и что высшее совершенство йоги состоит в осознании Кришны, как внутреннем, так и внешнем. Мы учим произносить духовный звук Кришны, мы видим все как различные проявления внешней энергии Кришны. И, поскольку, что бы мы ни делали, мы постоянно думаем о Кришне, мы круглосуточно пребываем в медитации на Кришну. Не думаю, чтобы группа Махариши или Миссия Рамакришны учили чему-то подобному. Как же можно согласиться с тем, что у нас одинаковые цели?

 

Если принять, что Кришна есть всё, тогда всё, к чему стремятся Миссия Рамакришны и группа Махариши, тоже есть Кришна, но Кришна говорит, что хотя все сущее есть его экспансии, Он не пребывает во всем. В своем материальном опыте мы тоже видим, что в конечном итоге все происходит из солнечного света, но это не значит, что всё есть солнечный свет. Напротив, некоторые вещи заслоняют солнечный свет и создают тень. Миссия Рамакришны или деятельность Махариши суть не что иное, как экспансии энергии Кришны, но их деятельность заслоняет Кришну. Поэтому она называется майей. Майя не существует сама по себе, без Кришны, но она заслоняет Кришну. В точности как облака, которые являются порождением солнечного света — облака не существуют сами по себе — но там, где есть облака, солнечный свет оказывается закрыт ими. Поэтому это майя.

 

Майя — это то, что не существует независимо от Бога, но ее дело — заслонять Бога. Подобным образом, и Миссия Рамакришны, и группа Махариши не существуют сами по себе, независимо от Кришны, но их деятельность подобна облакам, заслоняющим Кришну. На самом деле, они никогда не проповедуют прямо сознание Кришны. С другой стороны, они делают что-то, чтобы заслонить сознание Кришны. Хотя вода возникает из огня, лить воду в горящий огонь не следует. Не нужно смешивать сознание Кришны с Миссией Рамакришны или чем-то еще. Мы должны представлять сознание Кришны в его чистой форме».

Из письма Шрилы Прабхупады Джая-Говинде, 13 августа 1969

 

Понимание текста

 

Выслушав Суту Госвами, старший по возрасту и ученый Шаунака Муни, возглавлявший риши, которые совершали эту продолжительную жертвенную церемонию, обратился к нему со словами приветствия.

 

КОММЕНТАРИЙ: Когда собираются ученые люди, приветствовать рассказчика или обращаться к нему может тот, кто обладает соответствующими качествами. Это должен быть пожилой человек, глава дома. Кроме того, он должен отличаться широтой познаний. Шри Шаунака Риши обладал всеми этими качествами, поэтому он поднялся, чтобы приветствовать Шри Суту Госвами, выразившего желание передать «Шримад-Бхагаватам» в точности таким, каким он услышал его от Шукадевы Госвами и как его понял. Личное понимание не означает, что человек из тщеславия пытается выставить напоказ свою ученость, стараясь превзойти предыдущего ачарью. Он должен полностью доверять предыдущему ачарье, но в то же время сам он должен настолько хорошо понимать содержание, чтобы уметь преподнести учение надлежащим образом в соответствии с конкретными обстоятельствами. При этом изначальный замысел автора должен быть сохранен. Не следует выискивать в тексте тайный смысл, и все же преподносить его надо так, чтобы заинтересовать слушателей и дать им возможность понять его. Это называется пониманием текста. Шаунаке, возглавлявшему собрание, чтобы оценить рассказчика, достаточно было услышать от Шри Суты Госвами йатхадхитам и йатха-мати, как, охваченный экстатическим чувством, он поднялся со словами приветствия, обращенными к нему. Ученому человеку не следует слушать того, кто не является представителем истинного ачарьи. Таким образом, на этом собрании, где «Бхагаватам» был поведан во второй раз, и рассказчик, и слушатели отвечали всем необходимым требованиям. Чтобы без затруднений достичь цели, которую преследует чтение «Шримад-Бхагаватам», необходимо всегда соблюдать эти условия. В противном случае, если чтение «Бхагаватам» преследует какие-то посторонние цели, это не принесет пользы ни рассказчику, ни слушателям.

«Шримад-Бхагаватам» 1.4.1

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных