Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные периоды и этапы внутриутробного развития человека




Основы

Эмбриологии

Человека

 

 

 

Киров 2012


УДК 611.013(075.8)

ББК 28.03я73

0-75

Издаётся по решению ЦМС (протокол №4 от 22.12.2011) ГБОУ ВПО Кировской государственной медицинской академии,

 

Основы эмбриологии человека: Учебное пособие для студентов медицинских вузов /сост.: Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н.Гамулинская. – Киров: Кировская ГМА. - 2012. — 105 с: 41 илл.

 

В пособии представлена медицинская периодизация развития зародыша человека, процессы, предшествующие эмбриональному развитию (ово- и сперматогенез), основные этапы эмбрионального развития, дана характеристика зародышевому и плодному периодам развития, описана гистофизиология плаценты и ее патологии. Большое внимание уделено критическим периодам эмбрионального развития человека и порокам развития, связанным с их нарушениями. Подробно рассматриваются вопросы гистогенеза и органогенеза, необходимые для изучения студентами-медиками основ эмбриологии человека. Пособие снабжено значительным иллюстративным материалом и заданиями для самостоятельной работы студентов. Имеется эмбриологический глоссарий.

Содержание пособия соответствует Программе по гистологии, цитологии и эмбриологии для высших медицинских учебных заведений (Москва, 2002). Эмбриологический словарь содержит необходимые термины для успешного усвоения материала. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов медицинских Вузов, обучающихся по специальностям: «Лечебное дело», «Педиатрия» и «Стоматология».

 

 

Рецензент:

Спицин А.П. – заведующий кафедрой патофизиологии Кировской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор.

 

 

© Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н. Гамулинская. 2012

© ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России


Оглавление

Предисловие 4

Методические указания 5

1. Введение 6

1.1. Медицинская периодизация развития зародыша и ребенка 6

1.2. Основные периоды и этапы внутриутробного развития человека 6

1.3. Критические периоды и аномалии развития 6

2. Прогенез 9

2.1. Сперматогенез 9

А) Строение извитых семенных канальцев 10

Б) Стадии сперматогенеза 13

В) Морфология сперматозоида 18

2.2. Овогенез 18

А) Стадии овогенеза 18

Б) Сравнительная характеристика сперматогенеза и овогенеза 20

В) Строение яичника 21

3. Собственно эмбриогенез 25

3.1. Оплодотворение 25

А) Периоды оплодотворения 26

Б) Взаимоотношения матки, яичника и маточных труб 30

3.2. Дробление 32

3.3. Имплантация 33

3.4. Гаструляция 36

А) Первая фаза гаструляции 36

В) Вторая фаза гаструляции 39

3.5. Закладка осевых зачатков органов 48

3.6. Органо- и гистогенез 50

4. Плацента 54

А) Основные характеристики 55

Б) Кровоснабжение плода и матери 56

В) Гематоплацентарный барьер 57

С) Функции плаценты 57

Д) Типы плацент 58

Е) Строение плодной части плаценты 63

F) Строение материнской части плаценты 72

G) Патологии плаценты 73

5. Строение пупочного канатика 77

6. Плодные оболочки 79

Тестовые задания для самоконтроля 80

Ситуационные задачи 85

Ответы к ситуационным задачам 88

Ответы к тестовым заданиям 91

Рекомендуемая литература 92

Эмбриологический словарь 93


Предисловие

Эмбриология (от греч. Embrion – зародыш и Logos - учение) – это наука, изучающая закономерности развития зародыша до рождения (т.е. индивидуальное развитие, которое начинается оплодотворением и заканчивается рождением плода).

Бурное развитие эмбриологии отмечается в последние несколько десятилетий. Оно обусловлено рядом выдающихся открытий в области генетики, иммунологии, молекулярной биологии, которые позволили переосмыслить некоторые этапы эмбрионального морфогенеза.

Интерес к медицинской эмбриологии в России тесно связан с проблемами рождаемости и воспроизводства населения. По данным «Демографического ежегодника России» за 2010 год смертность превышает рождаемость, естественный прирост населения равен -1,8. При сохранении подобной тенденции население России будет уменьшаться вдвое каждые 30 лет. Статистика свидетельствует, что число бесплодных браков приближается к 50%. Одной из причин бесплодия является высокий уровень абортов. Число абортов в 2010 году составляет 74 на 100 родов. Кроме того, многие факторы экологического и социального характера, а также отсутствие сексуального здоровья населения влияют на потомство.

В этой ситуации задача преподавателей медицинских ВУЗов состоит в том, чтобы дать будущим врачам твёрдые знания о возрастных особенностях развития плода и новорожденных, механизмах возникновения нарушений развития и уродств, влиянии факторов среды на развитие плода, о способах лечения профилактики мужского и женского бесплодия.

Однако совершенствование методов лечения бесплодия и профилактики аномалий развития человека не могут полностью решить проблемы народонаселения. В связи с этим, важное значение приобретает профилактическая работа врача, основанная на знаниях процессов эмбриогенеза. Для рождения здорового потомства немаловажно соблюдать правила здорового образа жизни и отказаться от вредных привычек, а так же проводить комплекс мероприятий в медицинских и образовательных учреждениях.

Данное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения эмбриологии человека студентами лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских ВУЗов. Материал изложен в доступной форме с наглядными иллюстрациями, схемами и таблицами, что позволяет систематизировать изучаемый материал. Для закрепления знаний в пособии представлены тестовые задания и ситуационные задачи для студентов, а также подробный современный словарь эмбриологических терминов.

При подготовке учебного пособия были использованы очерки по эмбриологии человека Кнорре А.Г., Петтена Б.М., Токина Б.П., а также издания современных эмбриологических школ, возглавляемых академиком РАМН Волковой О.В., профессором Вальковичем и профессором Даниловым Р.К.

Методические указания

 

Цель – дать подробное систематизированное изложение основ эмбриологии человека.

Учебное пособие включает задачи:

1) Рассмотреть медицинскую периодизацию развития зародыша и ребёнка.

2) Изучить учение о критических периодах развития человека и выявить возможные аномалии развития.

3) Изучить последовательные этапы эмбрионального и плодного развития человека.

4) Изучить гисто- и органогенез, изменение внешнего вида, формы и размеров эмбриона человека.

5) Изучить гистофизиологию плаценты и внезародышевых органов человека.

Необходимыми для изучения темы смежными дисциплинами (базисные знания) являются: анатомия (строение половых органов, ово- и сперматогенез), биология (мейоз, тип яйцеклетки, бластулы и гаструлы млекопитающих и человека).

Согласно учебной программе длительность изучения темы составляет 12 часов для лечебного и педиатрического факультетов и 10 часов для студентов стоматологического факультета, что составляет 7-8% общей учебной нагрузки.

По данной теме читается 2 лекции, разбор их осуществляется на практических занятиях.

Студент должен знать: критические периоды развития, особенности оплодотворения, дробления и гаструляции в эмбриогенезе человека, основные события 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 8-й недель эмбрионального развития, строение и функции плаценты.

Студент должен уметь: диагностировать гистопрепараты зародышей человека 17-х, 21 и 28 суток, плодной и материнской частей плаценты, электроннограммы акросомальной и кортикальной реакций, решать ситуационные задачи и тестовые задания по теме.

Самостоятельная работа студентов включает в себя посещение медицинской библиотеки, подготовку докладов к практическим занятиям, заседаниям научного кружка, а так же решение ситуационных задач, контрольных тестов и диагностику гистологических микропрепаратов и электроннограмм.

 


1. Введение

1.1.Медицинская периодизация развития зародыша и ребёнка

Весь период внутриутробного развития – пренатальный – у человека при нормально протекающей беременности составляет 280 сут или 40 нед. Развитие зародыша последовательно проходит периоды: зиготы (одноклеточного зародыша), бластогенеза (до 15-х суток беременности), эмбриогенеза (собственного развитии зародыша) – с 16-х по 75-е сутки, фетогенеза (развитие плода) – с 76-х по 180-е сутки (ранний плодный период) и с 181-х по 280-е сутки (поздний плодный период).

В свою очередь постнатальный период складывается из периодов: новорожденности (7-29-е сутки от момента рождения), грудной период (с 1-го по 11-й месяц), период раннего детства (1-2-й год), период позднего детства (3-6 лет), период школьного возраста (7-15 лет).

Шесть последующих лет после достижения пубертата соответствуют периоду юности.

 

Основные периоды и этапы внутриутробного развития человека






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных