Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ НОРМЫ
Структура административно-правовой нормы
|
| Гипотеза – часть нормы, которая содержит указание на конкретные условия, при наличии которых следует руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.
|
| Диспозиция – часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права субъектам права (предписания, запреты, дозволения).
|
| Санкция – часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (меры административного или дисциплинарного воздействия).
|
3.3. Виды административно-правовых норм
Виды административно-правовых норм
|
| по функциям права
|
| посодержанию предписания
|
| по иным критериям
|
| · регулятивные (содержащие правила созидательности – «активная администрация»);
· охранительные (призваны обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений – «пассивная администрация»
|
| · обязывающие, предписывающие обязательное совершение каких-либо действий;
· запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;
· уполномочивающие (управомочивающие), предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований нормы (например, физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из
· стимулирующие (поощрительные);
· рекомендательные
|
| · по юридической силе: нормы законов, подзаконных актов;
· по действию во времени: срочные и бессрочные;
· по масштабу действия: общереспубликанские и местные;
· по адресату: могут быть выделены нормы, регламентирующие правовое положение граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления;
· по объему регулирования: общие, межотраслевые, отраслевые;
· по степени определенности изложенных в нормах требований: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные (допускающие несколько вариантов поведения, предусмотренных нормой) и др.
| | | | | | | | |
По предмету регулирования различают:
· материальные – нормы права, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности;
· процессуальные – установленные государством общие правила поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, другими словами, их административно-правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления) и должны действовать участники регулируемых отношений.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанные с ним управленческие отношения (например, порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок административного процесса и т.д.). Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.
3.4. Реализация административно-правовых норм
Формы реализации административно-правовых норм
|
| исполнение – активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме
|
| соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий. Соблюдение отличается от исполнения пассивным поведением субъекта
|
| использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления
|
| применение – издание (принятие) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Применение административно-правовых норм осуществляется в особом, установленном законом процессуальном порядке.
|
Процесс применения административно-правовых норм
|
| действия, предшествующие применению нормы (установление правомочности органа или должностного лица, решение вопроса о компетентности, всестороннее изучение и анализ конкретного вопроса, юридическая оценка)
|
| действия по принятию акта применения правомочным органом или должностным лицом
|
| действия по доведению акта применения до заинтересованных органов и лиц по организации его практического исполнения и контроля за его исполнением
|
3.5. Действие административно-правовых норм
Действие административно-правовых норм
|
| Во времени
|
| В пространстве
|
| По кругу лиц
|
| · как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время.
· действие некоторых административно-правовых норм связано с наступлением определенного события, с совершением факта, а также с точно определенным сроком.
· в предусмотренных законом случаях действие нормативных актов управления может быть приостановлено на определенное время
|
| · нормы государственного и местного масштаба,
· нормы общего характера и нормы отраслевые,
· а также нормы локальные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения
|
| связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (студентов, военнослужащих, пассажиров и т.д.)
| | | | | | |
3.6. Источники административного права
Источники административного права – внешнее выражение административно-правовых норм; иными словами – юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.
Источники административного права
|
|
Конституция Республики Беларусь
|
| международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Республики Беларусь (акты, заключенные между странами – участницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безопасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.)
|
| законы Республики Беларусь
|
| декреты, указы Президента Республики Беларусь
| |
| | нормативные правовые акты Правительства Республики Беларусь (постановления и распоряжения)
| |
| | нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов
| | | | | |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|