ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ответственность по административному праву
13.1. Общая характеристика юридической ответственности
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания. Признаки такого рода наказания имеются и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в лишении свободы, и в административном штрафе, и в гражданско-правовой неустойке. Соответственно и виды юридической ответственности бывают различными: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная и др.
Все эти виды ответственности устанавливаются государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, применяемые к правонарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнение этих мер.
13.2. Понятие и виды дисциплинарной ответственности по административному праву, основания ее применения Дисциплинарная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет ее качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.
Таким образом, дисциплинарная ответственность – это наложение на основании административно-правовых норм дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.
Для каждого вида дисциплинарной ответственности законодательством предусмотрены свои взыскания. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным – исправительно-трудовое. Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов (членов административных коллективов): 1) милитаризованных служащих (военнослужащих, военизированных служащих, аттестованных работников милиции); 2) обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов); 3) лиц, свобода которых временно ограничена на основании норм административного права (например, помещение в лечебно-трудовые профилактории). Кроме того, административное право выполняет различные функции в установлении и реализации дисциплинарной ответственности. С его помощью определяется круг субъектов и полномочия органов управления (должностных лиц) в осуществлении дисциплинарной власти. Нормами административного права определяется объем дисциплинарной власти должностных лиц, реализующих дисциплинарную ответственность. В целом в отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется комплексом норм трудового и административного права. Дисциплинарный проступок – это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении обязанностей, связанных с пребыванием лица в данном коллективе. Иногда основанием дисциплинарной ответственности признается нарушение служебной дисциплины, объем и содержание которой определяются различными способами. Например, в понятие дисциплинарного проступка военнослужащего включается, в частности, нарушение норм морали и воинской чести. За совершение дисциплинарного проступка на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание по административному праву есть мера воздействия, применяемая органом государства к подчиненному ему служащему, совершившему должностной проступок, и выражающая от имени органа, его налагающего, официальное осуждение проступка и лица, его совершившего, в целях воспитания и предупреждения совершения новых поступков. 13.3. Понятие и основные черты материальной ответственности по административному праву, основания и особенности ее применения Материальная ответственность – это применение восстановительных санкций за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей. Административным правом регламентируется только материальная ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД.
Основанием для материальной ответственности, регламентируемой административным правом, является вред, причиненный некоторыми категориями граждан в ходе своей служебной деятельности. Материальная ответственность схожа с гражданско-правовой ответственностью за причинение вреда. Оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных санкций, но материальная ответственность реализуется в рамках коллектива, размеры взыскания связываются с размерами должностного оклада (заработной платы), дифференцируются в зависимости от степени вины, выполняемой работы. Материальная ответственность наступает тогда, когда причиненный ущерб связан со служебной деятельностью. От дисциплинарной этот вид ответственности отличает то, что: 1) размер применяемых санкций нередко зависит не от степени вины, а от размера наступившего в результате виновных противоправных действий вреда; 2) виновный может добровольно возместить причиненный вред полностью или частично; 3) санкция не может быть заменена мерами общественного воздействия.
13.4. Понятие, основные черты, принципы и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности, но главная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.
Для наступления административной ответственности необходимо наличие трех последовательно наступающих оснований:
13.5. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением 1) Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите жизни, здоровья, прав обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда (ст. 5.1 КоАП).
2) Не является также административным правонарушением причинение вреда физическому лицу, совершившему преступление или административное правонарушение, при его задержании для передачи уполномоченным государственным органам и пресечения возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда он пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, суда или органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представилось возможным (ст. 5.2 КоАП).
3) Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, т.е. для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный (ст. 5.3 КоАП).
4) В ст. 5.4 КоАП в качестве обстоятельства, исключающего признание деяния административным правонарушением, указывается обоснованный риск для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями, и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|