Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 16 Административно-процессуальное право




16.1. Сущность административного процесса

 

Действующее законодательство исходит из понимания административного процесса как чисто юрисдикционного, т.е. связанного с рассмотрением и разрешением административно-правовых споров, оценкой правомерности поведения участников управленческих общественных отношений, применением в необходимых случаях мер административного принуждения. Таким образом, административный процесс отождествляется с уголовным и гражданским, хотя во многих случаях административно-правовые споры разрешаются во внесудебном порядке.

Особенности административно-деликтных процессуальных правоотношений:

1. Основанием для возникновения административно-деликтного процессуального отношения выступают не любые юридические факты, а лишь те, которые являются результатом волеизъявления лица, виновно совершившего действие либо бездействие, выразившееся в нарушении требований нормы права. События, как явления, независимые от воли людей, не способны порождать административно-деликтных процессуальных отношений, хотя могут служить основанием для их прек ращения, например, смерть лица выступает обстоятельством для прекращения производства по делу об административном правонарушении, начатого в отношении данного лица, либо для прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания. Таким образом, юридическим фактом, порождающим возникновение административно-деликтных правоотношений является неправомерное деяние;

2. В отличие от регулятивных, административно-процессуальных правоотношений, объектом которых являются различные материальные, либо нематериальные блага, необходимые управомоченной стороне, объектом административно-деликтных процессуальных правоотношений является публичное благо, а именно – законность в сфере государственного управления, предполагающая соблюдение как публично-правовых, так и частноправовых интересов.

3. Еще одной специфической чертой административно-деликтных отношений является то, что они получают свое развитие не только по инициативе подвластного субъекта (как это происходит в регулятивных административных правоотношениях), но и по инициативе стороны, обладающей государственно-властными полномочиями, управомоченной и обязанной осуществлять от имени государства деятельность по выявлению и пресечению административных правонарушений;

4. Субъектами административно-деликтных правоотношений помимо органа государственного управления могут выступать не только физические лица, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели;

5. Имеют собственное нормативно-правовое регулирование, носящее надотраслевой характер, и основанное на сочетании материальных и процессуальных норм права;

6. Характеризуются наличием значительного числа административно-юрисдикционных органов, применением мер административного принуждения, вторжением в сферу прав и свобод граждан;

Таким образом, административно-деликтные процессуальные правоотношения представляют собой разновидность правоотношений, которые возникают как реакция на нарушение нормы права, регулирующей общественные отношения в сфере государственного управления, связаны с выявлением и фиксацией факта совершения административного деликта, разрешением административно-правового спора и принятием по нему решения, а также исполнения принятого по делу решения, на основе материальных и процессуальных административно-правовых норм.

Исходя из всего вышеизложенного, можно дать определение прцессуально-исполнительному (деликтному) праву:

Процессуально-исполнительное (деликтное) право – совокупность административно-правовых норм, регулирующих деятельность специально уполномоченных органов государственного управления, устанавливающих порядок производства по делу об административных правонарушениях.

Нормативной основой администртивно-процессуальной (деликтной) деятельности в Республике Беларусь является Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП). Следует сразу оговориться, что данный нормативный правовой акт содержит нормативное определение административного процесса. Так согласно абз. 4 ст. 1.4 ПИКоАП административный процесс – это установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении.

Исходя из теоретических административно-правовых позиций указанное определение не совсем верно. Связано это с тем, что деятельность соответствующих государственных органов по рассмотрению дел об административных правонарушением является самостоятельным административным производством, являющимся структурным элементом административного процесса.

Между тем, рассмотрение особенностей производства по делам об административных правонарушениях, как самостоятельного вида административно-деликтной деятельности специально уполномоченных государственных органов имеет важное значение.

Для того, что бы понять сущность того или иного явления или процесса, необходимо уяснить его сущностное предназначение, которое выражается в его целях и задачах.

Цели выражают сущностное предназначение административно процесса, задачи – направления деятельности, необходимые для их достижения.

Исходя из анализа ст. 2.1 ПИКоАП к целям административного процесса необходимо относить:

· защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства;

· обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности

Для достижения этих целей перед административным процессом стоит задача быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях, изобличения и привлечения виновных к административной ответственности;

Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, административный процесс может быть рассмотрен с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в интересах достижения стоящих перед административным процессом задач. Можно выделить следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях (юрисдикционные процедуры):

1. Возбуждение дела (начало административного процесса гл. 9),

2. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (гл. 10),

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 11)

4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении (гл. 12),

5. Исполнение постановления о наложении административного взыскания.

 

Особенности административного процесса
   
Призван регулировать общественные отношения, возникающие на базе норм административного права в связи с совершением административного правонарушения.
 
В основе административного процесса лежит рассмотрение индивидуальных административных дел
 
Административный процесс регламентируется нормами права. То есть право­вые нормы устанавливают определенный порядок, на основании которого происходит рассмотрение и разрешение конкретных дел
   
Административно-процессуальную деятельность осуществляют не только ор­ганы исполнительной власти и их должностные лица, но и судебные органы
   
Административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые по своему характеру близки к принципам правосудия, но отра­жают специфику административной юрисдикции
   
  В результате осуществления административной юрисдикции происходит при­нятие властного и одностороннего решения. Причем только посредством административного процесса применяются административные взыскания

 


16.2. Задачи административного процесса

 

Задачи административного процесса
   
Защита личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов юридических лиц, общества и государства путем быстрого и полного рассмотрения дел об административных правонарушениях   Изобличение и привлечение виновных к административной ответственности   Обеспечение правильного и единообразного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил административное правонарушение, был подвергнут справедливому административному взысканию и ни один невиновный не был привлечен к административной ответственности

 

Как уже отмечалось, административный процесс в Республике Беларусь урегулирован нормами Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания.

Данный Кодекс является единственным законом, устанавливающим порядок административного процесса, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, устанавливающих порядок административного процесса, права и обязанности его участников, подлежат включению в настоящий Кодекс.

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права. Если вступившими в силу международными договорами Республики Беларусь предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Кодексом, применяются правила международных договоров.

Порядок административного процесса, установленный настоящим Кодексом, является единым и обязательным для всех государственных органов, иных организаций и должностных лиц, ведущих административный процесс, а также для иных его участников.

Действие Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

Административный процесс на территории Республики Беларусь ведется в соответствии с Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь независимо от места совершения административного правонарушения.

При ведении административного процесса применяется закон, действующий соответственно во время начала ведения административного процесса, подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения административного взыскания.

Действие Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, индивидуальных предпринимателей, государственные органы и их должностных лиц, а также на юридические лица.

В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, установленные данным Кодексом, производятся лишь по их просьбе или с их согласия. Согласие на производство этих действий испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Разъяснение отдельных терминов Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

Для целей единообразного и точного применения терминов, используемых в Процессуально-исполнительном Кодексе Республики Беларусь, принимаются следующие их определения:

административно арестованные – физические лица, подвергнутые административному взысканию в виде административного ареста и отбывающие его в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий;

административный процесс – установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении;

близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля;

вред – вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению;

дело об административном правонарушении – обособленное производство, которое включает в себя заявление, сообщение об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, постановление о наложении административного взыскания и иные материалы, относящиеся к административному правонарушению;

жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов, нарушенных при осуществлении административного процесса;

жилище – помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо для удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.);

законные представители – родители, усыновители, опекуны, попечители потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, представители организаций, на которых законодательством Республики Беларусь возложено выполнение обязанностей опекунов и попечителей над потерпевшим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс;

защита – процессуальная деятельность, осуществляемая адвокатом в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс;

заявитель – физическое либо юридическое лицо, обратившееся в суд, орган, ведущий административный процесс, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, за защитой своего действительного или предполагаемого права либо сообщившее об известном ему готовящемся или совершенном административном правонарушении, предусмотренном Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;

лицо, в отношении которого ведется административный процесс, – физическое или юридическое лицо, в отношении которого судом, органом, ведущим административный процесс, устанавливается виновность в совершении административного правонарушения;

лицо, подвергнутое административному взысканию, – физическое или юридическое лицо, в отношении которого вступило в законную силу постановление о наложении административного взыскания;

материалы – предметы и документы, являющиеся составной частью дела об административном правонарушении либо представленные для приобщения к нему;

ночное время – промежуток времени с 22 до 6 часов;

орган, ведущий административный процесс, – государственный орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, должностное лицо, в пределах своей компетенции составляющее протокол об административном правонарушении и ведущее подготовку дела об административном правонарушении либо налагающее административное взыскание;

повестка – письменное уведомление о вызове в суд, орган, ведущий административный процесс, для производства процессуальных действий;

постановление – решение, вынесенное судьей или органом, ведущим административный процесс;

представители – близкие родственники, другие члены семьи потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, их законные представители, адвокаты, представители юридического лица, индивидуального предпринимателя;

привод – принудительное доставление физического лица, не явившегося без уважительной причины по вызову в суд, орган, ведущий административный процесс;

процессуальные действия – предусмотренные настоящим Кодексом и производимые в соответствии с его положениями действия уполномоченных на то должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса;

процессуальный срок – период времени, который начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало, и оканчивается в день наступления соответственно даты или события. Если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день, кроме случаев исчисления срока при задержании, административном аресте, краткосрочном выезде административно арестованного за пределы специального учреждения, исполняющего административное взыскание в виде административного ареста;

родственники – лица, находящиеся в родственной связи, имеющие общих предков до прадеда и прабабки включительно, а также супруг (супруга), близкие родственники супруга (супруги);

суд – образованный в установленном законодательством Республики Беларусь порядке суд Республики Беларусь, рассматривающий и разрешающий дела об административных правонарушениях;

судья – профессиональный судья общего или хозяйственного суда Республики Беларусь;

участники административного процесса – судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой;

ходатайство – устная или письменная просьба, обращенная к суду, органу, ведущему административный процесс;

члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные физические лица, проживающие совместно с участником административного процесса и ведущие с ним общее хозяйство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных