Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадии административного процесса




Законодательство устанавливает порядок поэтапного прохождения дел об административных правонарушениях, который содержит оптимальные возможности для реализации целей и принципов административного процесса. Этапы прохождения дела называются стадиями процесса.

Под стадией необходимо понимать сравнительно самостоятельную часть процесса, которая наряду с общими задачами имеет присущие только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформления процессуальных документов.

Стадии административного процесса осуществляются в логической последовательности. Ими являются:

1. Начало административного процесса (гл. 9 ПИКоАП);

2. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (гл. 10 ПИКоАП);

3. Рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 11 ПИКоАП);

4. Обжалование и опротестованное постановления по делу об административном правонарушении (гл. 12 ПИКоАП);

5. Исполнение постановления о наложении административного взыскания (гл. 13 ПИКоАП).

 

19.1. НАЧАЛО административного процесса и подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению

 

Основания для начала административного процесса - достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс
Поводы к началу административного процесса
заявление физического лица   сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации   непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс

 

Возбудивший дело об административном правонарушении проводит административное расследование лично либо поручает его уполномоченному на то другому должностному лицу или передает материалы о правонарушении компетентному лицу для производства расследования.

В ходе административного расследования устанавливается факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, подтверждающие либо опровергающие виновность лица, выявляются обстоятельства совершения правонарушения.

Важно иметь в виду, что основанием для начала административного процесса является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.


 

Обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении физического лица
 
отсутствие события административного правонарушения
 
отсутствие в деянии состава административного правонарушения
 
истечение сроков наложения административного взыскания
 
принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния
 
недостижение физическим лицом на день совершения деяния, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, возраста, с которого наступает административная ответственность
 
невменяемость физического лица, совершившего деяние, предусмотренное статьей Особенной части КоАП
 
отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, либо отказ потерпевшего от освидетельствования по административному правонарушению, предусмотренному ст. 9.1 КоАП
 
смерть физического лица, в отношении которого был начат административный процесс, за исключением случаев, установленных ПИКоАП, а также случаев, когда административный процесс необходим для реабилитации физического лица т.д.

 

Обстоятельства, исключающие административный процесс в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя
   
отсутствие события административного правонарушения
   
  отсутствие в деянии состава административного правонарушения
   
истечение сроков наложения административного взыскания
   
принятие законодательного акта Республики Беларусь, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния
   
ликвидация юридического лица, либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, либо признание их экономически несостоятельными (банкротами), имевшие место ко дню вынесения постановления по делу об административном правонарушении
   
смерть индивидуального предпринимателя, в отношении которого был начат административный процесс
   
наличие по тому же факту в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, привлекаемых к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении
   
  недоказанность виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя, в отношении которых ведется производство по делу, в совершении административного правонарушения

 

Начальная стадия административного процесса начинается с составления особого процессуального документа – протокола об административном правонарушении (ст. 10.2 ПИКоАП), которым оформляется факт совершения административного правонарушения. В целях соблюдения законности и ведения процесса с наибольшей эффективностью в протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения и его существо; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших, если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела сведения, т.е. любые фактические данные, позволяющие установить наличие или отсутствие административного правонарушения, степень виновности нарушителя, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо, совершившее административное правонарушение, вправе отказаться от подписи протокола и представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также изложить свои мотивы отказа от подписи протокола. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности. Протокол в возможно короткий срок направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Поскольку инициатива в составлении такого протокола принадлежит уполномоченному должностному лицу, постольку именно он является инициатором начала административного процесса.

Протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, на основании которого рассматривается дело. При решении вопроса о правильности составления протокола должностное лицо должно проверить, полномочным ли должностным лицом он составлен, соблюдены ли требования закона к его содержанию, изучены ли факты, имеющие значение для разрешения дела.

Протокол не составляется в тех случаях, когда взыскания налагаются на месте и других случаях, предусмотренных ст. 10.3 ПИКоАП.

При невозможности составить протокол на месте совершения правонарушения, а его наличие обязательно, к нарушителю может быть применено административное задержание, он будет, например, доставлен в ОВД (милицию) для выяснения личности.

 

 

Меры обеспечения административного процесса
 
Административное задержание физического лица   Личный обыск   Изъятие вещей и документов   Наложение ареста на имущество  
   
Задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства     Отстранение от управления транспортным средством; блокировка колес транспортного средства   Привод   Удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении  
                         

 

Порядок административного задержания, личного обыска, изъятия вещей и документов и других мер определяется ПИКоАП и другими актами.

Административное задержание на срок свыше трех часов оформляется составлением протокола, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом.

Административное задержание не допускается в отношении высших должностных лиц, депутатов, судей и народных заседателей (часть 6 ст. 8.2 ПИКоАП).

Для административного задержания установлены определенные сроки. Оно может длиться не более трех часов. В некоторых случаях, например, при нарушении пограничного режима для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения задержание возможно до трех суток или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность. Статья 8.4 ПИКоАП устанавливает перечень лиц, которые могут быть задержаны на срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа.

Срок административного задержания исчисляется с момента фактического задержания физического лица.

Административное задержание вправе осуществлять органы внутренних дел, пограничные войска, должностные лица таможенных органов и др. (ст. 8.3 ПИКоАП).

Личный обыск задержанного производится уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, государственной безопасности, таможенных органов и пограничных войск, а также других государственных органов в целях обнаружения орудий и средств административного правонарушения (ст. 8.6 ПИКоАП).

Изъятие вещей и документов, являющихся орудием или средством совершения правонарушения, обнаруженных при задержании, личном обыске или досмотре, осуществляется теми должностными лицами государственных органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении в установленных местах. После рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются. При изъятии вещей, документов, предметов, имущества и доходов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о личном обыске или об административном задержании.

Наложение ареста на имущество заключается в объявлении его собственнику или лицу, у которого имущество находится, запрета на распоряжение им, а в необходимых случаях – и на пользование этим имуществом.

Арест имущества осуществляется в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения. О наложении ареста на имущество выносится мотивированное постановление и составляется протокол описи арестованного имущества.

В отношении юридического лица могут быть применены следующие меры обеспечения административного процесса:

1) изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу;

2) наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу.

Административное задержание, личный обыск задержанного, изъятие вещей и документов, другие действия и решения должностных лиц могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору. Норма ст. 60 Конституции каждому гарантирует защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.


19.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении

 

 

Вопросы, разрешаемые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
   
относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела   имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс   истребованы ли необходимые дополнительные материалы   извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения

 

Вопросы, выясняемые при рассмотрении дела
   
было ли совершено административное правонарушение
   
виновно ли данное лицо в его совершении
   
подлежит ли оно административной ответственности
   
имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность
   
причинен ли вред административным правонарушением
   
виновно ли юридическое лицо в совершении административного правонарушения
   
подлежит ли юридическое лицо административной ответственности
   
иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела

 


19.3. Вынесение постановления по делу об административном правонарушении

 

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу (в соответствии со ст. 11.9 ПИКоАП). Постановление сельского, поселкового исполнительного комитета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

Постановление должно содержать время и место вынесения постановления; наименование суда, органа, ведущего административный процесс; фамилию, имя и отчество судьи, должностного лица; состав коллегиального органа, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении; обоснование принятия того или иного решения с указанием на соответствующую статью Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение; срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении по делу должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах и об ином имуществе и документах, изъятых при осуществлении административного процесса, в том числе:

1) о конфискации дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, орудия и средства его совершения; вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения; предметов, которые непосредственно связаны с административным правонарушением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу либо не установлено лицо, совершившее административное правонарушение; денежных сумм, полученных от реализации предмета административного правонарушения в случаях, предусмотренных ст. 6.12 КоАП. В постановлении может быть решен вопрос о возврате конфискованного предмета (за исключением орудий административного правонарушения) со взысканием с лица, подвергнутого административному взысканию, его стоимости;

2) об уничтожении предметов, не представляющих ценности и не могущих быть использованными, или о выдаче этих предметов в случае их выдачи по ходатайству заинтересованных лиц или организаций;

3) об обращении в собственность государства денежных сумм и иных ценностей, незаконно полученных в результате административного правонарушения, при неустановлении лица, которому причинен вред. Другие вещественные доказательства выдаются законным владельцам, а при неустановлении последних – обращаются в доход государства;

4) об оставлении при деле на весь срок его хранения либо передаче заинтересованным лицам или организациям документов, являющихся вещественными доказательствами.

В постановлении по делу об административном правонарушении в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, за которое в качестве административного взыскания предусмотрена депортация, при принятии решения о депортации в том числе должны быть решены вопросы:

1) о сроке закрытия въезда в Республику Беларусь;

2) о государстве, в которое депортируются иностранный гражданин или лицо без гражданства;

3) о пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в котором будет осуществляться депортация, дате и времени ее проведения;

4) о порядке и сроке депортации.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, должностным лицом органа, рассматривающими дело, а постановление коллегиального органа – председательствующим и секретарем коллегиального органа.

 

Виды постановлений по делу об административном правонарушении
   
о наложении административного взыскания   о прекращении дела об административном правонарушении   о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности

 

При рассмотрении материалов, имеющих отношение к административному правонарушению и направленных в суд в соответствии с пунктом 1 части 3 ст. 10.27 ПИКоАП, суд в случае, если лицо, совершившее административное правонарушение, не установлено, выносит постановление об обращении в доход государства имущества, являющегося предметом административного правонарушения; вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного вследствие совершения административного правонарушения; предметов, которые непосредственно связаны с административным правонарушением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу; денежных средств, полученных от реализации предмета административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.

Копия постановления по делу об административном правонарушении в течение трех дней должна быть вручена или выслана заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено, в случае отсутствия указанного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении.

По делам об административных правонарушениях, связанных с огнестрельным оружием и боеприпасами, в отношении лица, которому они вверены в связи с выполнением служебных полномочий или переданы во временное пользование юридическим лицом, копия постановления направляется соответствующему юридическому лицу для сведения и органу внутренних дел для рассмотрения вопроса о запрещении этому лицу пользоваться огнестрельным оружием.

Орган (судья), рассматривающий дело, при установлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, вносит в соответствующие предприятия, учреждения, организации и должностным лицам частные определения, предложения о принятии мер по устранению этих причин и условий. Указанные организации и лица обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах органу (судье), его вынесшему и направившему (ст. 10.31 ПИКоАП).

Рассмотрение дела об административных правонарушениях является одной из самых важных стадий в административном процессе, так как в результате рассмотрения принимается акт, в котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру воздействия.

 


 

19.4. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении

 

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении может быть осуществлено лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим, их представителями, защитником. Статья 62 Конституции предоставляет право каждому пользоваться юридической помощью адвокатов в целях защиты прав и свобод. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вынесения постановления, за исключением жалобы (протеста) на административное взыскание в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению жалобщика может быть восстановлен. В случае восстановления пропущенного срока подачи жалобы исполнение постановления о наложении административного взыскания приостанавливается до рассмотрения жалобы (протеста), за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, депортации, а также наложения штрафа до двух базовых величин, взимаемого на месте совершения правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

ПИКоАП установлен следующий порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу.

Согласно ст. 12.2 ПИКоАП по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы (опротестованы) не вступившие в законную силу:

1) постановление административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних – в районный исполнительный комитет (администрацию района в городе) или в суд;

2) постановление сельского (поселкового) исполнительного комитета – в районный исполнительный комитет или в суд;

3) постановление иного органа, ведущего административный процесс, – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд;

4) постановление суда – в вышестоящий суд.

Жалоба (протест) направляется в суд, орган, вынесший постановление по делу об административном правонарушении. Поступившая жалоба (протест) в течение трех суток направляется вместе с делом в суд, орган, которому она адресована и который уполномочен ее рассматривать. С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о государственной пошлине.

Районный (городской) суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей или юридических лиц за административные правонарушения:

1) против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, за исключением части 1 ст. 9.23 КоАП;

2) против собственности;

3) против порядка таможенного регулирования;

4) против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, за исключением ст. 15.35 (в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) КоАП;

5) против здоровья населения;

6) против общественного порядка и нравственности;

7) против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

8) в области охраны историко-культурного наследия;

9) против порядка использования топливно-энергетических ресурсов;

10) против порядка архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства;

11) в области связи и информации, за исключением частей 2 и 4 ст. 22.7, ст. 22.8, части 3 ст. 22.9 КоАП;

12) против порядка управления, за исключением части 1 ст. 23.45, ст. 23.57 и 23.67 КоАП;

13) против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции;

14) против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета.

Хозяйственный суд рассматривает все другие жалобы (протесты) на постановления органов, вынесших постановление по делу об административном правонарушении в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, за исключением жалоб (протестов), рассматриваемых районным (городским) судом. Вместе с тем хозяйственный суд вправе рассматривать жалобы (протесты) на постановление по делу об административном правонарушении против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции.

Областной, Минский городской суды рассматривают жалобы (протесты) на постановления районных (городских) судов. Высший Хозяйственный Суд рассматривает жалобы (протесты) на постановления хозяйственных судов области (города Минска) (ст. 12.3 ПИКоАП).

Жалоба (протест), поданная с пропуском срока, возвращается лицу, подавшему жалобу или принесшему протест.

В случае пропуска по уважительным причинам срока обжалования или опротестования постановления по делу об административном правонарушении лица, имеющие право на подачу жалобы или принесение протеста, могут ходатайствовать перед судом, должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), о восстановлении пропущенного срока.

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления, а жалоба (протест) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации – в трехдневный срок со дня поступления.


 

Виды решений, принимаемых судом, должностным лицомпо жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу
 
оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) – без удовлетворения
 
отменяют постановление и прекращают дело
 
отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение
 
отменяют постановление полностью или в части и разрешают вопрос по существу
 
изменяют меру и вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью КоАП, таким образом, чтобы взыскание не было усилено
 
отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело
 
  прекращают административный процесс, если истек срок для привлечения к административной ответственности

 


 

Виды решений, принимаемых судом, должностным лицомпо жалобе (протесту) на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу
 
об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения
 
об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение
 
об отмене постановления полностью или в части и прекращении производства по делу
 
об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений
 
об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено

 


19.5. Исполнение постановления о наложении административного взыскания

 

Постановление о наложении административного взыскания приводится в исполнение уполномоченным на то органом в порядке, установленном ПИКоАП или иными актами законодательства Республики Беларусь.

Если предыдущая стадия считается факультативной, необязательной, то данная стадия административного процесса является заключительной, обязательной.

Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование и обращается к исполнению органом (должност­ным лицом), вынесшим постановление. Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении административного взыскания, разрешаются в трехдневный срок со дня их возникновения органами (должностными лицами), вынесшими постановление.

При наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о наложении административного взыскания невозможно, орган (должностное лицо), вынесший постановление, может отсрочить исполнение взыскания в виде административного ареста или штрафа на срок до одного месяца; штрафа, наложенного на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), – на срок до шести месяцев; а депортации – до шести месяцев.

 

 

  Случаи отмены исполнения постановления об административном взыскании  
 
отмены постановления   отмены акта, устанавливающего административную ответственность   смерти лица (ликвидации юридического лица), в отношении которого вынесено постановление   обращения лица, подлежащего депортации, с ходатайством о признании беженцем или предоставлении ему убежища в Республике Беларусь

 

В ст. 13.6 ПИКоАП устанавливается давность исполнения постановлений. Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу. В случае обжалования или опротестования постановления течение давностного срока приостанавливается до рассмотрения жалобы либо протеста. При отсрочке исполнения постановления течение давностного срока приостанавливается до истечения срока отсрочки. Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на судью, орган (должностное лицо), вынесший постановление.

ПИКоАП и иные акты законодательства устанавливают определенный порядок исполнения постановлений о наложении различных видов административных взысканий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных