Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение восприятия семейной ситуации у дошкольников 4 страница




В отношении себя большинство детей, воспитывающихся родным отцом, выбирали основные цвета: красный (35%), желтый (30%), синий (10%), зеленый (20%), в 5% фиолетовый. Для мамы они выбирали лепестки таких цветов, как красный (30%), желтый (35%), синий (5%), зеленый (30%). Папе они подобрали такие цвета: красный (40%), желтый (20%), синий (20%), зеленый (20%).

Дети из неполных семей чаще всего выбирали для себя следующие цвета: красный (30%), желтый (30%), синий (5%), зеленый (30%), черный цвет (5%). Для мамы они выбирали лепестки красного (30%), желтого (30%), голубого (5%), зеленого цвета (35%). Соблюдая этику, нами предлагалось выбрать лепесток не для отца, а для других членов семьи. Дети выбирали яркие цвета для обозначения бабушек, теть и дядь.

Эмоциональное состояние 50% дошкольников из неполных семей, 60% детей, воспитывающихся в семьях отчимом, и 65% дошкольников из полных семей, где воспитанием занимается родной отец, представляется стабильным.

Выбор желтого цвета для родителя означает, что он для ребенка близок, удовлетворяет его потребность в ласке, заботится о нем. Выбор красного цвета для родителя указывает на то, что родитель – веселый, склонный к активным действиям. Может иметь место небольшая нестабильность в отношениях с ребенком, оценке его деятельности.

Голубой цвет означает, что ребенок хочет быть рядом с родителем, играть и общаться с ним. Зеленый лепесток, выбранный для родителя, указывает на то, что ребенок находит в этом человеке опору, обретает чувство защищенности, удовлетворенности, спокойствия.

Для 10% детей из полных семей характерен выбор фиолетового цвета в отношении самих себя – это означает, что они ощущают по отношению к себе безучастность от окружающих. Если интерпретировать по Люшеру – выбор фиолетового цвета указывает на склонность к фантазированию.

Дети в выборках не выбирают в отношении матери или отца черный цвет, что свидетельствует об отсутствии агрессии с их стороны или конфликта между ребенком и родителями.

Выбор черного цвета для самих себя указывает на подавленность, состояние стресса, печаль. На этих детей необходимо обратить особое внимание при дальнейшей работе.

Сравнив процентное соотношение показателей, выяснилось, что различий в выборках, относительно выборов цвета, не обнаружено (р >0,1).

Перейдем к анализу сферы межличностных отношений детей и их восприятия внутрисемейных отношений, полученных нами при помощи методики Рене Жиля.

Рассмотрим особенности межличностных отношений в восприятии дошкольников из полных семей, где детей воспитывает родной отец. Отношение к матери и отцу у дошкольников обоих полов положительное. Они стремятся к контакту с родителями, но часто располагают себя далеко от родителей, поясняя это тем, что родился братик или сестричка, и мама им нужнее.

Отношение к матери и отцу как семейной чете позитивное, сформировано восприятие семьи как единого целого.

Отношение к бабушке и дедушке, другу и подруге у дошкольников обоих полов также позитивное, некоторые дети даже располагают себя ближе к бабушке или дедушке, нежели к папе или маме.

Отношение к сиблингам у дошкольников обоих полов из полных семей в 70% отрицательное – это касается, в основном, сиблингов погодок и младенческого возраста. В 30% случаев отношение представляется положительным, но оно касается, в основном отношения к старшим сиблингам подросткового и юношеского возраста. Причем более близкие отношения складываются с сиблингами своего же пола.

Отношение к воспитателю у мальчиков из полных семей представляется амбивалентным, а у девочек – преимущественно положительным.

В целом, дошкольников обоих полов из полных семей, где детей воспитывает родной отец, можно охарактеризовать как любознательных, общительных, социально адаптивных, не склонных к доминированию.

Анализ ответов на ряд вопросов методики позволит нам составить более полное представление об особенностях семейных отношений в семьях, где детей воспитывает родной отец. Так, на вопросы №6, №7, №8 о выборе комнат большинство детей выбирают комнаты рядом с братьями и сестрами, хотя на самом деле, отмечают желание быть ближе к родителям. Это объясняется нехваткой внимания со стороны родителей, но, в то же время, о наличии сформированных представлений у детей об иерархии семейных отношений и их места в семье.

Девочки и мальчики чаще берут с собой на отдых маму (вопрос №10), чаще тоскуют по ней (50%) (вопрос №19), но также отмечают одного из сиблингов (в 35%).

В стрессовой ситуации (вопрос №11-12) 50% дошкольников из полных семей, где детей воспитывает родной отец, обратятся к родителям и 50% - к старшим братьям или сестрам.

Практически все дети, отвечая на вопрос о получении подарка (№18), ревностно относятся к подаркам сиблингам более младшего возраста, и на их месте хотели бы видеть себя (85%). Примечательно, что лишь у 10% детей встретились ответы, что получить лучший подарок должна мама или папа. Что еще раз подчеркивает позитивный момент семьи и ценность родительского внимания.

Мальчики предпочитают играть (вопрос №21) со старшими братьями, а девочки – с младшими сиблингами (30%) и старшими сестрами (70%).

Все дети задействованы в помощи маме (вопрос №27).

Дошкольники из полных семей, где детей воспитывает родной отец, представляются социально адаптированными. На агрессию в свой адрес девочки реагируют в основном слезами и жалобами старшим, а мальчики стремятся дать сдачи (вопрос №25). На ситуацию №33 и 34 большинство детей обоих полов отреагировали бы смехом (30%) или агрессией (70%).

На вопрос № 37 дети отвечают следующее: послушаются отца и мать 70%, обидятся 15%, будут плакать 15%.

Рассмотрим особенности межличностных отношений в восприятии дошкольников из полных семей, где детей воспитывает отчим. Отношение к матери и отцу, к бабушке и дедушке, другу и подруге у детей обоих полов положительное. Отношение к сиблингам у девочек в 70% - положительное, тогда как у мальчиков оно чаще отрицательное (45%). Отношение к педагогу негативное в 15%.

На вопросы №6, №7, №8 о выборе комнат большинство дошкольников из полных семей, где детей воспитывает отчим, выбирают комнаты рядом с братьями и сестрами, чаще берут с собой на отдых друзей (вопрос №10), тоскуют по матери (30%) и друзьям (70%) (вопрос №19).

В стрессовой ситуации (вопрос №11-12) 100% детей обратятся к родителям, что указывает на направленность на взаимоотношения с близкими.

Отвечая на вопрос о получении подарка (№18), они ревностно относятся к подаркам сиблингам и на их месте хотели бы видеть себя (80%). Предпочитают проводить досуг (вопрос №21) с товарищами и родителями.

Все дошкольники из полных семей, где детей воспитывает отчим, одинаково задействованы в помощи маме (вопрос №27).

На агрессию в свой адрес девочки реагируют в основном слезами и жалобами старшим, а мальчики стремятся дать сдачи (вопрос №25). На ситуацию №33 и 34 большинство детей обоих полов отреагировали бы агрессией (вербальной или физической).

В ситуации № 37 дети послушаются отца и мать в 80%, обидятся 15%, будут плакать 5%.

В целом, дошкольников из полных семей, где детей воспитывает отчим, можно охарактеризовать как любознательных, общительных, социально адаптивных, склонных к доминированию.

Рассмотрим особенности межличностных отношений в восприятии дошкольников из неполных семей. Отношение к матери – положительное. К отцу – отрицательное или амбивалентное. Они стремятся к контакту с родителями и располагают себя близко к ним. Несформировано восприятие семьи как единого целого.

Отношение к бабушке и дедушке, другу и подруге у дошкольников из неполных семей обоих полов позитивное, некоторые дети даже располагают себя ближе к бабушке или дедушке, нежели к маме.

Отношение к сиблингам – амбивалентное. Девочки более позитивно относятся к сиблингу.

Отношение к воспитателю у дошкольников из неполных семей обоих полов представляется положительным.

Дети из неполных семей любознательные, общительные, социально адаптивные, не склонные к доминированию.

На вопросы №6, №7, №8 о выборе комнат большинство детей выбирают комнаты рядом с родителями.

Девочки и мальчики чаще берут с собой на отдых маму (вопрос №10) и чаще тоскуют по ней (вопрос №19).

В стрессовой ситуации (вопрос №11-12) 80% дошкольников из неполных семей обратятся к маме, и 20% - к бабушке.

Практически все дети, отвечая на вопрос о получении подарка (№18), ревностно относятся к подаркам сиблингу и на его месте хотели бы видеть себя (85%).

Предпочитают играть со сверстниками (50%) и с родителями (50%).

В неполных семьях на агрессию в свой адрес девочки реагируют в основном слезами и жалобами старшим, а мальчики стремятся дать сдачи (вопрос №25). На ситуацию №33 и 34 большинство детей обоих полов отреагировали бы смехом (30%) или агрессией (70%). Девочки представляются менее доминантными, нежели мальчики.

На вопрос №37 60% детей отвечают, что послушаются мать, обидятся 30%, будут плакать 10%.

Проверка предположения о том, что существуют различия в долях показателей межличностных отношений, полученных по данным теста Рене Жиля, при помощи критерия Фишера, у мальчиков и девочек из семей разного типа, показала, что доля мальчиков из полных семей, положительно относящихся к матери, больше, чем доля мальчиков из неполных семей: φ1(100%)=3,142, φ2(80%)=2,214, φ эмпирическое= 2,13 р < 0,016. В то же время, доля мальчиков в полных семьях, положительно относящихся к бабушкам и дедушкам, меньше, чем доля мальчиков в неполных семьях: φ1(100%)=3,142, φ2(70%)=1,982, φ эмпирическое= 2,5 р < 0,004. φ эмпирическое > φ критическое.

Сравнительный анализ процентных долей показателей межличностных отношений у девочек показал, что доля девочек в полных семьях, положительно относящихся к отцу и к отчиму, больше, чем доля девочек, положительно относящихся к отцу, в неполных семьях: φ1(90%)=2,498, φ2(50%)=1,571, φ эмпирическое= 2,03 р < 0,021.

Выяснилось, что дошкольники из полных семей реже оказывают помощь родителям по хозяйству, чем дошкольники из неполных семей: φ1(100%)=3,142, φ2(45%)=1,471, φ эмпирическое= 5 р < 0,001.

Дети из полных семей чаще обращаются за помощью в стрессовой или сложной ситуации к родителям (к матери, к отцу), тогда как дошкольники из неполных семей – к матери и бабушке: φ1(40%)=1,369, φ2(70%)=1,982, φ эмпирическое= 2,02 р < 0,021.

Мальчики и девочки в полных семьях обоих типов более позитивно относятся к матери, чаще конфликтуют с отцом, чем их сверстники в неполных семьях, которые, в свою очередь, больше тянутся к бабушкам и дедушкам.

В результате анализа, согласно выделенным параметрам (шкалам) с применением критерия Фишера, мы выявили статистически значимые различия в уровне привязанностей, сформированности личностных качеств у дошкольников из семей разного типа. Согласно полученным данным, дошкольники из полных семей более ориентированы на взаимодействие с отцами (будь-то отчим или родной отец) и обоими родителями, тогда как сверстники из неполных семей расширяют круг взаимоотношений за счет большего вовлечения в него бабушек и дедушек, при этом значимость отца – снижена.

Соотнося эти данные с имеющимся представлением о механизме идентификации, можно сделать вывод о том, что дошкольники из неполных семей с большей вероятностью в качестве объекта для идентификации выберут для себя мать или кого-то из близких родственников (вне зависимости от пола).

Проанализировав результаты ответов детей из семей разного типа на вопросы опросника «Идентификация детей с родителями» А. И. Захарова, мы пришли к выводу: дошкольники из неполных семей в меньшей степени хотели бы проявлять откровенность в общении с отцом, устанавливать доверительные отношения с ним (р<0,05).

Мальчики чаще выбирают в играх роли отца, девочки матери. В выборе профессии девочки ориентированы на профессию матери, тогда как выбор профессии мальчиками весьма разнообразен (р<0,05).В ситуации выбора они чаще упоминают бабушек, дедушек и других родственников, тогда как образ отца для них является менее привлекательным (р<0,001).

Полученные данные касаются мальчиков и девочек, и их соотношение исключает возможность для идентификации с отцом в неполных семьях.

Дошкольники из полных семей склонны в большей степени признавать авторитет отца (при р<0,05), при этом у девочек из полных семей преобладают стремление и желание подражать матери (р<0,05), выбирать ту же профессию (р<0,05); в ответах мальчиков из полных семей прослеживается аналогичная ярко выраженная направленность на принятие роли и функций отца (при р<0,05), предпочтение его профессии (р<0,05). Вследствие этого, закономерным будет вывод об ориентированности детей из полных семей на отождествление с образом родителя соответствующего пол.

В эмоциональном плане дошкольники в семьях с родным отцом чаще всего были на стороне папы: именно он был для них эмоциональным лидером в семье, его они хотели бы видеть в первую очередь после разлуки.

Интересный результат получился в семьях, где воспитанием детей занимается отчим. Отношение к отчиму у детей в обследованных нами семьях – положительное. Ответы на вопросы во многом идентичны с выборкой детей, которых воспитывает родной отец. Например, присутствует желание подражать родителю соответствующего пола, выбирать его профессию.

Но отличия состоят в том, что они чаще признают авторитет матери, нежели отца; хотели бы увидеть ее первой после разлуки, что указывает на более сильную эмоциональную привязанность (при р<0,05).

Дети из полных семей двух типов строили модель собственной будущей семьи по аналогии с родительской, учитывая ролевые особенности, т.е. девочки хотели вести себя как мама, мальчики – как папа. Дошкольники из неполных семей затруднялись отвечать на вопрос, долго размышляли: отмечалась высокая степень идентификации (эмоциональной, поведенческой) с матерью, признавали ее главной в семье.

Выявлены у детей (особенно у девочек) страхи, относительно наказания: для подгруппы дошкольников из полных семей относительно наказания со стороны обоих родителей, а для детей из неполных семей – повышенного страха перед наказаниями со стороны матери (р<0,05).

Среди дошкольников из неполных семей есть дети, для которых характерно дистанцированое отношение к родным, что позволяет сделать вывод о трудностях в поиске объекта идентификации из семейного окружения. Выбор объекта для идентификации дошкольниками из неполных семей оказался более вариативным и неоднозначным: в качестве возможного объекта для идентификации в семье выступают мать и реже бабушка.

Таким образом, мать для детей из неполных семей является человеком наиболее авторитетным, значимым и эмоционально близким, но, вместе с тем, субъектом, доминантным, вызывающим страх перед потенциальным наказанием. Данные условия, несомненно, являются отягощающим фактором идентификации в неполной семье, подтверждающим правомерность ранее сделанных выводов о нарушении идентификации у девочек, выраженном в усвоении модели поведения, не свойственной женскому полу.

Следовательно, для детей из полных семей (с родными отцами или отчимами) вероятность осуществления идентификации как с матерями, так и отцами достаточно велика, что выражается в равнозначном принятии их ролей в семье, присутствии эмоционального, доверительного контакта, желании выбирать в будущем ту же профессию.

Сопоставив данные по методикам «Идентификация детей с родителями» А.И. Захарова, Рене Жиля, «Цветик - восьмицветик», рисунков семьи и человека, мы выделили особенности идентификации дошкольников с родителями в семьях разного типа. К признакам идентификации мы относим выраженность эмоционального компонента, переживание ребенком собственной тождественности, присвоение и интериоризация ряда характеристик объекта идентификации (внешнего вида, профессии, поведения, привычек).

На рисунке 2.2 представлено соотношение показателей идентификации и объектов в выборках.

Рис. 2.2. Особенности идентификации в выборках дошкольников,

воспитывающихся в семьях разного типа, в %

 

В результате выяснилось, что мальчики из неполных семей чаще всего идентифицируют себя с близкими родственниками (в семьях, где ребенка воспитывает мать-одиночка). С отцом – в разведенных семьях, что указывает на большую значимость отца, покинувшего семью, в жизни ребенка.

Мальчики в полных семьях чаще всего идентифицируют себя с родным отцом, девочки – с матерью.

Главный объект идентификации вне зависимости от типа семьи для девочек – это мать.

В семьях, где воспитанием детей занимается отчим, девочки идентифицируются с матерью, а мальчики – с неродным отцом. Двое детей в исследовании (один мальчик и девочка) в ходе исследования постоянно говорили и изображали двоих отцов, называя их «мой папа» и «мамин друг». Надо заметить, что в 85% процентах семей дети не знают или не помнят родного отца.

Дополнительные выводы о характере идентификации у детей из полных и неполных семей основываются на анализе результатов факторного анализа. Таблицы факторизации представлены в приложении 3 (см. табл.1, табл.2, табл.3).

В трех выборках исследования в результате факторизации были выделены два фактора, позволяющие описать ряд специфических закономерностей идентификации и индивидуально-психологических особенностей дошкольников.

В результате факторизации в выборке дошкольников из полных семей, где в воспитании детей участвует родной отец, выявлены два фактора (см. Приложение 3, табл. 3). Первый фактор составили показатели с положительным знаком, позволяющие судить об эмоциональном благополучии в семейных отношениях – «Благоприятная семейная обстановка» (0,705), «Идентификация с родителем» (0,715) и «Отношение к матери и отцу как родительской чете» (0,733). Что доказывает предположение о том, что позитивное восприятие детьми семейных отношений представляет собой условие для их успешной идентификации с родителями и гармоничного личностного развития.

Во второй фактор попала шкала методики Рене Жиля «Отношение к братьям и сестрам» с отрицательным коэффициентом (-0,823).

Таким образом, совокупность данных фактов, а так же сам вид структуры взаимоотношений детей из полных семей, по нашему мнению, указывают на гармоничный характер протекания идентификации, проявляющийся в устремлении к усвоению присущих своему полу стереотипов поведения.

В выборке дошкольников из полных семей, где в воспитании детей участвует отчим, также выделено два фактора (см. Приложение 3, табл. 2). Первый фактор составили шкалы «Идентификация с родителем» (0,707), «Отношение к матери и отцу как родительской чете»(0,759) с положительными коэффициентами.

Следовательно, у дошкольников складываются эмоционально близкие отношения с отчимом, большинство из них не знают, что это не родной отец. Среди них также есть дети, которые общаются с родным отцом, но по отношению к отчиму они не проявляют негативизма, отрицания. Поэтому процесс идентификации у детей в таких семьях не нарушен.

Во второй фактор попали шкалы «Доминантность» (-0,92) и «Отношение к братьям и сестрам» с отрицательным знаком (- 0,843). Попадание в фактор этих показателей позволяет сделать вывод, что в данной выборке у детей сильно проявляется конкуренция и борьба за внимание родителей между сиблингами. Но в процессе идентификации нарушений нет – видна взаимосвязь между выраженностью идентификации с родителями и позитивным образом семьи.

Интерпретация факта попадания в один из факторов в двух выборках шкалы «Отношение к братьям и сестрам» с отрицательным коэффициентом может быть следующей: дети в полных семьях (как с родным отцом, так и с отчимом) склонны идентифицироваться с сиблингами и это происходит на основе внешних и поведенческих признаков. Например, «все девочки красивые, а мальчики дерутся». Они чаще выделяют негативные черты сиблингов противоположного пола.

Почти все дети в данной выборке имеют братьев и сестер и испытывают к ним ревность, находятся в конфронтации (что подтверждают данные качественного анализа). Видимо, это обусловлено спецификой семейного воспитания, взаимоотношениями детей друг с другом, психологическим микроклиматом семьи.

В выборке дошкольников из неполных семей такого рода отношения к сиблингам не обнаружено. И скорее всего, по причине того, что большая часть детей – единственные.

В результате факторизации в выборке дошкольников из неполных семей (см. Приложение 3, табл. 1) в первый фактор попали показатели, указывающие на наличие взаимосвязи между идентификацией и особенностями отношения к матери: шкала методики Рене Жиля «Отношение к матери» (0,853), «Идентификация с родителем» и (0,744) и шкала «Тревожность» с отрицательным коэффициентом (-0,720).

Второй фактор составили «Отношение к бабушке и дедушке» (0,805) и «Общительность» (0,739).

Только в выборке дошкольников из неполных семей в фактор попала тревога, что позволяет судить о наличии в данных семьях условий, провоцирующих возникновение тревоги у детей. К ним можно отнести авторитаризм матери, отсутствие достаточного внимания и чувства защищенности из-за отсутствия отца как опекающей фигуры или чрезмерной занятости матери.

Таким образом, мы выяснили, что условия воспитания в неполной и полной семье оказывают влияние на развитие самооценки и эмоционального состояния дошкольника, причем, наиболее сильное - на мальчиков.

Получив вследствие факторного анализа, три существенно различающиеся таблицы показателей, две из которых свидетельствуют о гармоничной и упорядоченной структуре семейных отношений у дошкольников из полных семей (с отчимом и родным отцом), а третья – о противоположном характере указанных явлений у дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях, мы пришли к выводу, что те механизмы, посредством которых достигнуты подобные уровни развития, функционируют либо нормативно, либо аномально.

Все это в совокупности факторов, позволяет сделать вывод о затруднениях в протекании идентификации дошкольников из неполных семей: мы убедились, что существуют различия в идентификации дошкольников с родителями в семьях разного типа, проявляющиеся в объекте идентификации.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

 

В результате интерпретации данных эмпирического исследования, мы пришли к выводам:

1. Все дошкольники правильно идентифицируют свой пол, но многие из них имеют весьма поверхностные представления о характерных различиях между мужским и женским полом (особенно мальчики, воспитывающиеся в неполных семьях).

2. В ходе эмпирического исследования нами была подтверждена заявленная гипотеза о различиях в процессах идентификации, детерминированных типом родительской семьи.

3. Позитивный образ Я дошкольников из полных семей двух типов составляют представления о себе как о будущей женщине или мужчине, он совпадает с позитивным эмоциональным восприятием членов семьи, образа матери и отца, но содержит признаки противопоставления по положительным и отрицательным качествам поведения братьев и сестер.

4. В семьях, где воспитанием занимается отчим, дети чаще признают авторитет матери, что указывает на более сильную эмоциональную привязанность к ней. У них складываются эмоционально близкие, доверительные отношения с отчимом, поэтому процесс идентификации не нарушается.

5. Образ Я дошкольников из неполных семей содержит представления о самих себе как о будущих женщинах или мужчинах, соответствует эмоциональному восприятию членов семьи, но разнится, относительно полюса ощущения семейного благополучия и степени идентификации с родителями в пользу материнской фигуры.

6. Дошкольники из неполных семей чаще идентифицируются с матерью и родственниками (бабушкой, дедушкой, дядей, братом). Низкий уровень полоролевой идентификации мальчиков из неполных семей можно объяснить доминирующим положением матери. В разведенных семьях в качестве объекта вероятной идентификации выступает отец.

7. Половая дифференциация в случае воспитания в неполной семье проявляется:

- в преобладании идентификации с матерью у девочек и большей направленности на отождествление с дядями и дедушками у мальчиков;

- в проявлении тревожности и самооценки: самооценка мальчиков в неполных семей ниже, чем у мальчиков из полных семей, они чаще испытывают одиночество, беспокойство и тревогу.

8. Гендерные различия обнаружены, относительно большей чувствительности, боязливости, капризности девочек, чем мальчиков, не зависимо от типа семьи.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате теоретико-методологического анализа и эмпирического исследования особенностей идентификации с родителями у дошкольников, воспитывающихся в семьях разного типа, можно заключить следующее:

1. К характерным особенностям идентификации дошкольников относятся: в материнских семьях мальчики чаще всего идентифицируют себя с близкими родственниками (дедушкой, дядей, старшим братом), в разведенных семьях – с родным отцом; мальчики в полных семьях идентифицируются с отцом; в семьях, где воспитанием занимается отчим, мальчики выбирают в качестве объекта идентификации отчима. У девочек из разных типов семей обнаружены близкие и позитивные отношения с матерью, указывающие на более интенсивную идентификацию с ней.

2. Актуальными психологическими проблемами дошкольников из неполных семей являются: тревожность, астенизация, импульсивность, трудности с идентификацией по причине отсутствия отца, доминирующей позиции матери и недостатка ее внимания ввиду чрезмерной занятости.

3. Итогом эмпирического исследования, подтверждающим правомерность выдвинутой гипотезы, является обнаружение и доказательство существования различий в протекании идентификации между дошкольниками в семьях разного типа: в полных семьях дети чаще выделяют отца как вероятный объект для идентификации, в неполных семьях – они с большей вероятностью в качестве объекта для идентификации выберут мать или близких родственников.

4. Приоритет в предпочтении какого-либо из членов семьи для дошкольников детерминирован фактором половой принадлежности субъекта и объекта идентификации, условиями семейного воспитания, характером эмоционального отношения к нему ребенка.

5. На основании результатов факторного анализа можно судить о затрудненном характере протекания идентификации у дошкольников в неполных семьях, где формирование личности ребенка проходит в условиях разрозненной по своей структуре системы отношений с окружающими, нечеткой идентификации. Дети дошкольного возраста (особенно мальчики) из неполных семей составляют группу риска формирования нарушений идентификации, искаженного становления полоролевых стереотипов, возникновения тревоги.

6. Полученные в нашем исследовании данные дополняют некоторые теоретические суждения о специфичности формирования личности ребенка посредством механизма идентификации. Перспективы дальнейшего изучения протекания идентификации у дошкольников из семей различного типа мы видим в изучении динамики соотношения составляющих идентификации в процессе становления личности в зависимости от типа родительской семьи, а также составлении программ проведения коррекционно-развивающей работы по гендерному воспитанию в условиях детского сада.

 

 

Литература

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Психология семьи / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ

– М, 2002. – с. 92 – 110.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь – справочник по психодиагностике. – Спб.: «Питер», 2000. – 528 с.

3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра: кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

4. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка. МГУ// Вестник / Социология и Политология. 1997.№ 3, с. 121 – 126.

5. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям. М., 2000. – 224 с.

6. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери/Пер. с англ. Н.М. Падалко. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1998. — 80 с.

7. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2004.– 464с.

8. Головей Л.А. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 688 с.

9. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.

10. Джинотт Х.Г. Дети и мы. – СПб.: Кристалл, 1996.

11. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб., 2000. - 224с.

12. Зубкова Т.С. Неполные семьи // Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. – М., 2003. – С. 75-80.

13. Казарян М.Ю. Сайфугалиева А.И. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях Тезисы второй всероссийской научной конференции "Психологические проблемы современной российской семьи" (25-27 октября 2005г.). В 3-х частях. - 2 часть/Под общей редакцией В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 360 с.

14. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. Серия “Образовательная библиотека” – М.: “Рефл - бук”, К.: “Ваклер”.2001. – 325с.

15. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1998.

16. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1998.

17. Коночук Н.В. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей в условиях неправильного воспитания // Психологический журнал. – 1985. - №5 - С. 16-32.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных