Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Юридическая природа конституций и уставов




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3-11

 

1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНСТИТУЦИЙ И УСТАВОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12-32

 

1.1 Понятие, основания и правовое происхождение конституции, устава субъекта Российской Федерации 12-20

 

1.2 Конституционно-правовое регулирование статуса субъекта Российской Федерации 21-32

 

2 ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ (УСТАВА) СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33-75

 

2.1 Структура и правовое содержание конституции (устава) субъекта Российской Федерации 33-50

 

2.2 Конституция (устав) субъекта Российской Федерации - юридическая база законодательства субъекта Российской Федерации 50-65

 

2.3. Правовая охрана конституции и устава субъекта Российской Федерации

65-75

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76-80

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81-86

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы магистерской диссертации определяется значимостью основного закона в жизни общества и развитии субъекта Российской Федерации. Каждый субъект Российской Федерации имеет свой основной закон, конституцию или устав. Для области, края, города федерального значения, автономной области и автономных округов учредительным документом, определяющим их правовой статус, является устав. По своему значению он равнозначен конституции республики в составе Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации не просто закрепляют их самостоятельность, но и отражают процесс перехода от административно-территориальной единицы в ранг государственно-территориального образования.

Россия развивается сегодня как федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Конституция республики, устав области, края, города федерального значения, автономной области, автономного округа имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации. Им не должны противоречить все другие правовые акты, принимаемые в субъекте Российской Федерации.

Для субъектов Российской Федерации необходим основной закон, который сможет обеспечить комплексное регулирования всех важных сторон статуса субъекта Российской Федерации с учетом его специфических условий и потребностей.

Возможность разрабатывать и принимать свой основной закон предоставлена субъектам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, которая является основным юридическим источником российского конституционного права.

В России исследованием конституций и уставов субъектов Российской Федерации как источников конституционного права стали заниматься совсем недавно. Как известно, в царский период в России не было конституции. После революции 1917 года те несколько конституций, которые существовали, не так часто подвергались изменениям. После принятия Конституции Российской Федерации 1993 года исследования в данной области расширились и стали более актуальными.

Однако процесс совершенствования конституционного (уставного) регулирования в субъектах Российской Федерации еще не приобрел формы, адекватной современным общественно-политическим реалиям. С одной стороны, наблюдается во многом избыточная регламентация конституционно-уставных отношений субъектов Российской Федерации в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». С другой – конституции (уставы) субъектов Российской Федерации не всегда отвечают конституционным требованиям содержательной непротиворечивости норм, разумной стабильности правового регулирования, недопустимости произвольных изменений в законодательстве, своевременного устранения пробелов и дефектов в данных источниках конституционного права. Исходя из необходимости сохранения как федеративного характера российской государственности, так и исторически сложившегося государственного единства, стабильности и конституционного правопорядка на всей территории России, требуется, с одной стороны, совершенствование механизмов федерального вмешательства и ответственности субъектов Федерации за соответствие положениям Конституции Российской Федерации в процессе правового регулирования конституциями (уставами) субъектов Федерации, с другой – четкого определения сфер самостоятельного правового регулирования конституционными (уставными) актами субъектов Российской Федерации.

В результате многочисленных дискуссий ученых и практиков о способах и подходах к реализации конституционных основ федеративных отношений стало очевидным, что механизм правового регулирования конституций (уставов) субъектов Российской Федерации не является единым, унифицированным и пригодным для всех случаев жизни. Несмотря на ряд общих принципов, вытекающих из теории конституционализма, в науке и практике следует учитывать особенности того или иного субъекта Федерации. В целях обеспечения баланса между единством правового пространства и дифференцированными подходами к правовому регулированию, федеральному законодателю надлежит обеспечивать ряд гарантий самостоятельности субъектов Российской Федерации, соблюдая при этом унификацию принципиально важных для конституционного строя демократических стандартов.

Однако на практике это далеко не всегда имеет место. Несмотря на то, что в настоящий момент времени Россия уже достигла определенных результатов на пути построения федеративных отношений, имеется ряд факторов, которые являются новыми по сравнению с опытом прошлых лет. Тенденция централизации публичной власти в целях обеспечения единства и целостности государства, административная реформа, модернизация местного самоуправления – далеко не полный перечень явлений, которые самым непосредственным образом влияют на процесс совершенствования конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.

Конституционный механизм обеспечения права субъектов Российской Федерации на самостоятельное конституционно-уставное правотворчество является многоаспектным, он сочетает в себе различные по природе отношения. Однако в качестве одной из основных целей он имеет защиту политических прав граждан и обеспечивает их реализацию при помощи юридических средств. Существующая до сих пор нерешенность вопросов использования подобных средств нередко затрудняет реализацию положений Конституции Российской Федерации, оставляя их содержание отчасти декларативным и, зачастую, напрямую не применимым. Несмотря на то, что положения Основного Закона страны сегодня весьма эффективно обеспечиваются практикой Конституционного Суда Российской Федерации, этих мер, на наш взгляд, недостаточно. Требуется корректировка вектора политических преобразований, их направленности и глубины, необходима четкая целевая ориентация на построение цивилизованных федеративных отношений, в которых права субъектов Российской Федерации, с одной стороны, гарантированы законом, с другой, – связаны и ограничены им.

Объектом магистерской диссертации являются общественные отношения, подлежащие правовому регулированию в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, как источниках российского конституционного права.

Предметом магистерской диссертации является исследование правовых норм конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, подтверждающих их основополагающий конституционно-правовой характер.

Цель магистерской диссертации – исследование конституции (устава) субъекта Российской Федерации как источника конституционного права, их роли и значения в конституционно-правовом регулировании общественных отношений в субъекте Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

рассмотреть понятия и проследить становления конституции (устава) субъекта Российской Федерации как источника конституционного права;

определить место конституции (устава) субъекта Российской Федерации в системе источников конституционного права и его значения в правовом регулировании общественных отношений в субъекте Российской Федерации;

исследовать соотношение правовых норм Конституции Российской Федерации и конституции (устава) субъекта Российской Федерации;

проанализировать значение конституции (устава) как юридической базы законодательства субъекта Российской Федерации;

рассмотреть способы принятия конституции (устава) субъекта Российской Федерации и способы его правовой охраны;

выявить недоработки конституций (уставов) субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом регулировании;

выработать предложения по совершенствованию конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют труды российских ученых правоведов С.Е. Аничкина, С.Г. Арзуматова, П.А. Астафичева, М.В. Баглая, П.Д. Баренбойма, И.Н. Барцица, Н.А. Бобровой, В.В. Гошуляка, Д.М. Ветрова, В.А. Виноградова, Н.А. Емельянова, В.Г. Ермакова, Е.Е. Никитиной, Ж.С. Жакбаева, Д.Ю. Завьялова, Т.А. Золотухиной, Т.Д. Зражевской, К.А. Ишекова, В.Т. Кабышева, О.А. Калашникова, С.А. Карапетяна, С.Д. Князева, С.А. Комарова, Г.Н. Комкова, А.А. Кондрашева, М.А. Латкиной, А.В. Малько, В.В. Мамонова, Л.С. Мамута, М.В. Мархгейма, Н.И. Матузова, С.И. Некрасова, С.В. Нарутто, В.С. Нерсесянца, Л.А. Нудненко, Ф.М. Рудинского, Ю.И. Скуратова, К.В. Черкасова, В.Е. Чиркина и других. В исследовании также используются публикации в периодических изданиях и в электронные ресурсах.

Нормативную правовую базу магистерской диссертации составили, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции республик в составе Российской Федерации, Устав Брянской области и уставы других субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации и другие правовые акты.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что отдельные выводы, полученные в ходе изучения данной темы, развивают и дополняют некоторые аспекты конституционно-правового регулирования в субъектах Российской Федерации. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших исследований по данной теме и для обоснования практических мер по совершенствованию конституционно-правового регулирования в субъектах Российской Федерации.

Практическая значимость исследования обуславливается возможностью использования содержащихся в магистерской диссертации положений, выводов и предложений в решении отдельных правовых вопросов:

в законотворческой деятельности по дальнейшему совершенствованию конституционного (уставного) законодательства субъектов Российской Федерации;

в правоприменительной деятельности при разрешении отдельных вопросов, связанных с недостаточностью законодательного регулирования, неточностью толкования;

в деятельности конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации;

в научной работе для дальнейшего осмысления и исследования конституции, устава субъекта Российской Федерации как источника конституционного права;

в процессе преподавания дисциплины «Конституционное право».

В настоящем исследовании применялись следующие методы:

диалектический метод, позволяющий выявить взаимозависимость и взаимосвязь рассматриваемых явлений, объективно оценить роль и место конституций и уставов субъектов Российской Федерации в системе конституционного законодательства Российской Федерации, а также сформулировать и научно обосновать выводы и предложения;

общенаучный метод анализа и синтеза в сочетании со сравнительно-правовым методом исследования, с помощью которых были установлены положения, характеризующие конституцию (устав) субъекта Российской Федерации как источник конституционного права Российской Федерации;

системно-структурный метод;

историко-правовой метод;

формально-юридический метод.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Конституции (уставы) субъектов Федерации как источники конституционного права России отличают юридические свойства особого предмета правового регулирования, учредительного акта публично-правового характера, основы регионального законодательства и стабильности в юридической регламентации общественных отношений. Поскольку функции, осуществляемые конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, являются во многом общими с некоторыми функциями Конституции Российской Федерации, они, будучи самостоятельным конституционным средством правовой регламентации, представляют собой элемент единой системы конституционного (уставного) регулирования. При этом специфические юридические свойства конституций (уставов) субъектов Федерации отражают конституционно-правовую природу республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных образований как самостоятельных и ответственных государственных образований, находящихся в составе единой, неделимой и суверенной страны.

2. Важной особенностью конституций (уставов) субъектов Российской Федерации является их учредительный характер. Это, в первую очередь, предполагает самостоятельность субъектов Российской Федерации в решении некоторых важных общественных отношений, вопросов организации и функционирования региональной власти без излишней опеки и чрезмерного вмешательства федеральных органов государственной власти.

Еще одной важной особенностью конституций (уставов) субъектов Российской Федерации как особых источников конституционного права является то, что они служат базой формирования, развития и совершенствования регионального законодательства. Это проявляется, во-первых, в прямых указаниях конституций (уставов) субъектов Российской Федерации на то, какие должны быть приняты региональные законы; во-вторых – в создании дополнительных гарантий развития и совершенствования регионального нормотворчества, а также в обеспечении соответствия конституций (уставов) субъектов Федерации нормативным правовым актам более высокой юридической силы.

3. В сравнении с федеральным уровнем публичной власти, общественная, экономическая система и система региональных государственных органов базируется на схожих принципах, хотя наблюдаются и определенные различия. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в определенной мере унифицировал регулятивные возможности субъектов России в данных правоотношениях, однако по-прежнему сохраняется высокий регулятивный потенциал конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, направленный на регламентацию вопросов организации общественного, экономического устройства, публичной власти.

В этой связи в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации целесообразно минимизировать в правовом регулировании общественного и экономического строя субъекта Российской Федерации, организации государственной власти, местного самоуправления воспроизведение соответствующих положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Это позволит направить нормативное правовое регламентирование в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации на создание правовых основ для законодательного упорядочения системы нормативных правовых актов с целью наиболее полного регулирования ими общественных отношений в сфере полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и предметам исключительного ведения субъекта Российской Федерации.

Структура магистерской диссертации определена целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя два параграфа в первой главе, три параграфа во второй главе, заключения, библиографического списка.

Краткое содержание исследования. Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, излагаются цель и задачи, дается характеристика методологической базы, указывается источниковедческая, нормативно-правовая и эмпирическая основы, обосновывается научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, характеризуется степень разработанности проблемы, аргументируется теоретическая и практическая значимость работы. В основной части исследования рассматриваются юридическая природа и содержательные вопросы конституций и уставов субъектов Российской Федерации, подтверждающие их исходный для конституционного права характер.

 

Юридическая природа конституций и уставов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных