Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель организации трудовой деятельности по программе «От рождения до школы» для детей дошкольного возраста




Образовательная область Основные цели и задачи Содержание по тематическим блокам
Социально - коммуникативное развитие 1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.     2. Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.   3. Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека     4. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. 3.Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. 3.1. Воспитание культурно-гигиенических навыков. 3.2. Самообслуживание. 3.3. Общественно-полезный труд. 3.4. Труд в природе. 3.5. Уважение к труду взрослых. Возможно использование парциальных программ, авторских методических разработок. Авторские региональные программы, авторские методические наработки 4. Формирование основ безопасности: 4.1. Безопасное поведение в природе. 4.2. Безопасность на дорогах. 4.3. Безопасность собственной жизнедеятельности. Возможно использование парциальных программ, авторских методических разработок Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева Программа «Наш дом - природа» автор: Н. А. Рыжова. Программа «Юный эколог» автор: С. Н. Николаева.
Познание 1.Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. 2.Приобщение к социокультурным ценностям.Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. 3.Формирование элементарных математических представлений.Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. 4.Ознакомление с миром природы.Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее 1.Развитие познавательно-исследовательской деятельности: 1.1. Первичные представления об объектах окружающего мира. 1.2. Сенсорное развитие. 1.3. Дидактические игры. 1.4. Проектная деятельность (с 4 лет). Возможно использование парциальных программ, авторских методических разработок. Авторские региональные программы, авторские методические наработки. Использование технологии М. Монтессори, Г. Домана, технологии ТРИЗ, логических схем и карточек Н. Гаврыш ит.д.   2. Ознакомление с социальным миром. 2.1.Приобщение к социокультурным ценностям 2.2. Ознакомление с предметным окружением. 2.3. Ознакомление с окружающим(краеведение). Возможно использование парциальных программ, авторских методических разработок. Программа «Семицветик» авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Я - человек» автор С. А. Козлова. Использовать опыт работы по краеведению дошкольных у чреждений № 75 города Луганска (программа «Маленькие краеведы»), № 118 города Луганска (организация работы по краеведению в мини-музеях в каждой группе), или разработать авторские прораммы в ДОУ.»). Использовать в работе программу развития планетарного сознания у детей сташего дошкольного возраста В. Ашикова «Планета Сказок».     3. Формирование элементарных математических представлений: 3.1. Количество. 3.2. Величина. 3.3. Форма. 3.4. Ориентировка в пространстве. 3.5. Ориентировка во времени. Палочки X. Кюизенера как средство пред математической подготовки Дошкольников. Логические блоки Дьенеша. Методика Николая Зайцева.   4.Ознакомление с миром природы. Возможно использование парциальных программ, авторских методических разработок Программа «Наш дом - природа» автор: Н. А. Рыжова. Программа «Юный эколог» автор: С. Н. Николаева.
     

 

Таблица 2.

Формы организации труда детей в природе

Индивидуальные поручения Дежурства Коллективный труд
Применяются во всех возрастных группах детского сада. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей- оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовоу усилию. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. Эта форма организации труда позволяет совершенствовать трудовые навыки, формировать общественные мотивы труда. Дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственности за выполнение задания. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети возрастной группы, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание, например прополку огорода. При уборке уголка природы одни моют растения, другие чистят клетки для животных, третьи моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. Коллективный труд может быть организован для одной небольшой подгруппы (5-6 детей поливают цветник или собирают плоды).

 

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде в плодовом саду). Разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Уход за животными в уголке природы особенно полезен тем, что он способствует воспитанию ответственности (рыбка гибнет, если ее не накормить).

Наибольший воспитательный эффект дает длительный систематический уход за одними и теми же объектами: за птицами (от появления их из яйца до выведения следующего потомства), морскими свинками (до получения потомства) и т. п. В процессе длительного ухода за животными дети видят наглядный результат своего труда, уясняют целесообразность ухода, получают первоначальные сведения о росте и развитии живых существ. Все это воспитывает у детей заботливое и внимательное отношение, поддерживает их интерес к объектам труда.

Говоря о воспитательных возможностях труда в природе, необходимо отметить, что их реализация во многом зависит от объема затраченных трудовых усилий, от условий для систематического включения детей в труд. Содержание же труда во многом определяется условиями выращивания растений. Эту особенность необходимо учитывать, чтобы создать педагогические условия для организации труда и использования его в целях нравственного воспитания детей.

Кроме того, существенной особенностью систематического труда по уходу и выращиванию растений является получение результата, имеющего практическую значимость, а ожидание результата связывается с радостной перспективой. Возможность создания у детей радости ожидания во многом зависит от того, какие культуры отобраны для огорода или цветника, посеяны в ящике на окне или в тепличке, помещены в уголок природы.

Если растения неприхотливы, хорошо растут, затем зацветают, у детей возникает положительное отношение к своей деятельности. Требование педагога «надо» при этом органически включается в систему положительных переживаний ребенка. Усилие, которое приходится совершать ребенку, чтобы систематически выполнять работу, оправдывается положительным результатом.

Слишком отдаленный во времени результат труда, в случае если на огороде будут высажены культуры с продолжительным сроком вегетации, может привести к тому, что дети забудут цель всех вложенных усилий, работа перестанет их интересовать, сделается утомительной, и в результате окажет отрицательное влияние на формирование положительного отношения к труду. Поэтому на огороде детского сада хорошо высаживать такие скороспелые овощные культуры, как горох, редис, лук. К тому же дети успеют собрать урожай несколько раз и тем самым закрепить навыки по посадке и выращиванию овощных культур.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгин и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посеве цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посев. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать и т.д.

Коллективный труд в природе дает возможность формировать трудовые навыки и умения у всех детей группы. Коллективная работа объединяет ребят, формирует умения принимать общую цель труда, договариваться, сообща планировать действия, согласовывать их, помогать друг другу, оценивать работу.

Дежурства являются одной из наиболее распространенных форм организации труда детей в детском саду. Дежурство предполагает поочередное выполнение детьми постоянного и определенного круга обязанностей. По уголку природы дети начинают дежурить в старшей группе. В ходе дежурств у них совершенствуются навыки труда в природе, формируются общественные мотивы труда и т. д.

В практике распространенной формой являются занятия. Занятия проводятся в уголке природы, на огороде и в цветнике по перекопке земли, рыхлению, устройству гряд и клумб, посеву, уходу за огородом и цветником, сбору урожая. В процессе этих занятий дети получают первоначальные сведения о жизни растений, животных, узнают, какие условия нужны для их выращивания, приобретают необходимые трудовые навыки и умения, которые затем закрепляются в повседневной жизни.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно происходить не только на специально организованных занятиях, но преимущественно в повседневном труде. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере надобности показывает нужные приемы, сообщает знания, но делает это по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитывая трудолюбие, педагог постепенно объясняет детям и значение ухода для роста растений, сообщает сведения, но не ставит это главной задачей.

Большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кем-либо из близких, дети чувствуют себя помощниками в нужном и полезном деле, учатся правильно выполнять необходимые действия в труде. Поэтому очень хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает свое положительное отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе.

Так, совместный труд ребенка и взрослого в процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными помогает воспитанникам усвоить направление движения (движение корпуса, повороты рук и ног во время перекопки, рыхления), силу движения (например, сочетание движения рук и ног при перекопке, рыхлении, переноске земли на носилках, поливке).

Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер, и в нем участвуют все дети. Поэтому необходимо так организовать труд в природе, чтобы каждый ребенок мог принимать участие в коллективном труде. Для этого нужно планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развивается осознанно-бережное отношение к природным объектам, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Должны обязательно соблюдаться и санитарно-гигиенические требования к организации труда детей в природе. Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда. Они должны требовать от детей известного напряжения. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям.

Труд следует дозировать. Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка; например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание. Выполнение этого процесса доступно детям старшего возраста в недлительное время (10 мин.). Правильная организация труда заключается не только в дозировке его, но и в режиме.

Продолжительность труда в младшей группе колеблется в пределах 5—7 минут, в средней — от 10 до 15 минут с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. Для этого виды труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные трудовые процессы должны сменяться более напряженными, работа - отдыхом.

Детское оборудование должно соответствовать росту и силам детей, их возможностям, быть правильной конструкции (соответственно назначению), например лейка для полива с двумя ручками, расположенными сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны, исправны и вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь. Он должен храниться в доступном для детей месте и в количестве, необходимом для каждого ребенка. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю (правильно его хранить, чистить, мыть, убирать после работы). Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками.

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки железные или стальные; ведра и лейки из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки из дерева).

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь: лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми (лоток лопаты 15-13 см, длина ручки 75-30 см); деревянная лопата для расчистки участка от снега (длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток 12-14 см, диаметр ручки - 2 см); грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд), примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,3-2,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 20-22 см, длина граблей 100-110 см, сечение ручки 2-3 см; метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см; носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев (длина 20-25 см, ширина 20 см, высота бортика 3-4 см, длина с ручками 100-110 см; тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков (высота бортов 20 см, длина вместе с ручками 100 см, длина бортов 30-40 см, диаметр колеса 12 см); трамбовка для снега, движок для сгребания свежевыпавшего снега; скребки металлические; санки, корзины или ящики для перевозки снега; ведра вместимостью 1,5-2 л.; лейки вместимостью до 2 л.; совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы (длина лотка 10 см, ширина 7-8см, длина совка 16-20 см); ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать гигиенические правила: работать не в жаркие часы дня, а утром и вечером. Одежда детей должна быть удобной, не стеснять их движений. Рабочая поза детей должна быть правильной. При рыхлении тело должно быть выпрямленным, при переносе воды ведра и лейки дети должны носить в двух руках и т.д. Чтобы труд детей принес желаемые результаты, воспитатель должен сам хорошо знать, как ухаживать за животными, как и чем кормить их, а затем передать эти знания детям, тщательно планировать их работу в уголке природы и на участке ДОУ.

При организации труда в природе необходимо помнить, что труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение 10-15 мин., 6-7 лет - 20-30 мин.

Наиболее трудоемкие виды труда, например, вскапывание земли - требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 мин: одни - вскапывают землю, другие - рыхлят ее граблями.

Для правильной организации труда детей в природе необходимо иметь соответствующее оборудование: лопаты, грабли, лейки и др. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корма для птиц и рыб, шишек, желудей и т. д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, нарядные фартучки и др. — все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие.

Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения.

Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер (чтобы в работу включались разнообразные группы мышц, анализаторы). Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа отдыхом. Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды, лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий[4]. Детское оборудование должно быть правильной конструкции (соответственно назначению), например лейка для полива с двумя ручками, расположенных сверху и сбоку. Только при этих условиях труд будет способствовать укреплению организма ребенка[12].

В уголок природы следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической полосы, в которой расположено учреждение. Уголки старшей и подготовительной к школе групп пополняются животными и растениями из других климатических зон, неприхотливыми, интересными для наблюдения. У всех растений и животных, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выражены признаки группы или класса: например рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности детей той группы, для уголка которой подбирают живые объекты: для младшей и средней групп - растения и животные, наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть объекты у которых типичные признаки выражены менее ярко, например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т. д.

В уголках природы младшей и средней групп помещают обитателей, не требующих сложного ухода, чтобы дети этих возрастных групп в состоянии были обеспечить уход за ними. В уголках природы старшей и подготовительной к школе групп могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни, их и по количеству должно быть значительно больше.

Некоторые обитатели, например холодноводные рыбы, распространенные неприхотливые комнатные растения могут находиться во всех возрастных группах, но объем знаний о них у детей старших групп должен быть больше чем у младших[3].

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы и т. д.), временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые) [4].

Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка аквариум - в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет. Нельзя сосредоточивать разных обитателей в одном месте групповой комнаты: детям трудно в таких условиях наблюдать и ухаживать за живыми существами, выделять при необходимости какого- то одного обитателя из массы других. Следует учитывать также эстетические требования: различные комнатные растения и аквариум с рыбками должны быть размещены так, чтобы украшать помещение групповой делать его привлекательным, уютным[3].

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок – это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особый значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети много узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Для цветника необходимо подобрать растения, которые могли бы цвести с ранней весны до поздней осени. Непрерывное цветение приносит детям радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время. Растения должны быть неприхотливы, т.е. не требовать сложного ухода. Для того чтобы указанные условия были соблюдены, следует подбирать для цветника однолетние, двулетние и многолетние растения.

Разбивая цветник, следует учитывать его значение в эстетическом воспитании детей: продумать сочетание растений по цвету, декоративность размещения в пространстве.

Необходимо предусмотреть сочетание окраски цветков одновременно цветущих растений. Рекомендуется избегать сочетания розовых и малиновых с красными и оранжевыми, голубых и синих с сиреневыми и лиловыми. Не следует забывать о форме и окраске листвы: растения с разрезными листьями лучше перемежать с крупными цельными или линейными листьями.
Рекомендуются посадки цветущих растений и в виде партера. (Это цветочный квадрат или прямоугольник, засаженный одинаковыми цветами). Практикуется сочетание однолетних или двулетних низкорослых растений с вьющимися. Это могут быть клематис, лоза дикого винограда, ипомея, душистый горошек, плетистая роза.

Не следует стремиться к широкому ассортименту растений, особенно при ограниченных размерах цветника. Лучше подобрать несколько видов, хорошо растущих в определенном климате, не слишком прихотливых и сохраняющих декоративность в течение всего сезона.

На участке отводится место для огорода, который является
общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам. Место для огорода выбирают на открытом, не затененном пространстве, ближе к хозяйственному двору. Площадь огорода рассчитывается из расчета 0,5 квадратных метров на ребенка (для старших детей несколько больше). Грядки разбиваются шириной 60-70 см, чтобы детям было удобно доставать рукой до середины. Длина грядки 2,5-3 м. Между грядками оставляют расстояние шириной.50 см. Прокладывают маршрутную дорожку шириной не менее 1 м, чтобы детям было удобно проходить к грядкам, а воспитателю проводить занятия, коллективные наблюдения. Рекомендуется отвести место, где можно поставить стол и скамейки. На огороде выращивают районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбирают быстрорастущие, раносозревающие овощи. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными. Чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старшей группы могут посадить для малышей морковь, укроп, репу, салат.

В средней группе ребята выращивают те же огородные культуры. Однако для формирования представлений о разнообразии растений, об их особенностях следует дополнительно посадить разные сорта лука, салата, моркови редиса, кабачка, баклажана, арбуза.

На своем огороде старшие - дошкольники выращивают такие овощные культуры: зеленные (щавель, укроп, салат, ревень, спаржа) пряно - вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д.), луковые (лук-батун, лук репчатый, чеснок), капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д.), плодовые (арбуз, баклажан, кабачок, дыня, огурец, томат, перец, тыква и т. д.), корне- и клубнеплоды (морковь, репа, редис, свеклё, брюква, картофель) бобовые и кукуруза (горох, фасоль, сахарная кукуруза).
Старшие дошкольники должны знать, что растения можно вырастить из семян и луковиц.

В труде по уходу за растениями и животными в уголке природы и на участке можно выделить как наиболее важные следующие трудовые процессы детей:

- Чистка клеток птиц и других животных (вычистить выдвижное дно, посыпать песком, вычистить жердочки), мытье кормушки, поилки, ванночки для купания, наполнение их водой;

- Кормление птиц и животных по указанию воспитателя и самостоятельно (старшие дети), выращивание зеленого корма, подкармливание птиц на участке (осенью, зимой), изготовление и вывешивание кормушек (с помощью воспитателя);

- Подготовка корма для кормления мелких животных (вымыть и нарезать корнеплоды, приготовить зелень);

- Помощь взрослому при смене воды в аквариуме (выловить рыбок, поместить их в таз с водой комнатной температуры, промыть ракушки, камешки); уход за рыбками (кормить их осторожно кружечкой снимать верхний слой воды, доливать свежую воду);

- Поливка комнатных растений, мытье их, опрыскивание, обрезка сухих листьев, рыхление земли; выращивание растений из черенков;

- Участие в перекопке земли, устройстве гряд и клумб; посев крупных и мелких семян овощей и цветов, высадка рассады и пересадка растений;

- Уход за посевами и посадками на своем огороде, в цветнике, саду (поливка, рыхление, прополка, прореживание, окучивание, подвязывание и др);

- Помощь старшим в уборке урожая на огороде и в саду (сбор семян и плодов, выкапывание луковиц и др.); уборка участка.

Воспитатель отбирает для детей каждой возрастной группы доступные виды труда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных