Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1. Теоретические основы исследования социальной активности пожилых людей




ВОВЛЕЧЕНИЕ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Реферат

 

Исполнители: Зябзева М.В., Жакеева Д.Е.

Студенты группы ГОБ-201-О

очной формы обучения

направления подготовки бакалавров:

040100.62 «Социальная работа»

 

 

Проверила: Лемиш В.В.

к.пс.н,доцент
кафедры социальной работы,

педагогики и психологии

 

Омск – 2016

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования социальной активности пожилых людей…………………………………………………………….

Глава 2. Виды проектов, направленных на социальную активность пожилых людей……………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………..

 

Глава 1. Теоретические основы исследования социальной активности пожилых людей

Демографическая ситуация в современной России, как и во всем мире, характеризуется увеличением доли пожилого населения. Немногим более за 40 лет наша страна из демографически молодого государства превратилась в старое.

Постоянный прирост пожилых людей серьезно влияет на экономические, политические, социальные, духовно-нравственные изменения. В связи с этим актуальным является задача построения «общества для всех возрастов», создание позитивного образа старения, эффективное использование потенциала пожилых людей. (http://psibook.com/sociology/faktory-sotsialnoy-aktivnosti-starshego-pokoleniya.html)

На фоне демографического старения России возрастает актуальность вовлечения пожилых людей в социальную активность.

Социальную активность можно определить как совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом или социальной группой в определенный исторический период(http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3783/СОЦИАЛЬНАЯ) Анализируя основные компоненты социальной активности, такие, как самостоятельность, ответственность, инициативность личности в достижении общественно значимых целей, необходимо подчеркнуть, что важнейшей характеристикой социальной активности является принцип добровольности.

Как утверждают сторонники теории активности, для поддержки своего морального духа и позитивного самосознания пожилым людям следует не отказываться от активной жизни, а, наоборот, заняться новой деятельностью. Продолжая исполнять активные, социально значимые роли и общаться с окружающими пожилые люди сохраняют свое психологическое спокойствие. (психология старения, стр. 73)

Социальная активность является мерой социальной деятельности и ее целью является реализация интересов обществ, личности как члена данной социальной общности.Поэтому необходима работа и пожилым, у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается.

В старости, как и в любой другой возрастной период, жизнь человека не мыслится вне общественных отношений. Смысл существования и на этом возрастном этапе сводится к тому, чтобы быть полезным обществу. Бездеятельность в старости воспринимается человеком как отказ от собственной индивидуальности.

Формирующаяся новая жизненная позиция имеет свое активное начало. У определенной части пожилых людей впервые в этом возрасте проявляется стремление быть полезным и нужным. Это находит выражение в желании оказать посильную помощь больным и слабым, проявить по отношению к окружающим доброжелательность, уважение, любовь. (психология старения, 309)

В пожилом возрасте социальная активность проявляется, прежде всего, в четырех основных сферах жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой и социокультурной. Показателями социальной активности в пожилом возрасте являются, с одной стороны, общественная и социокультурная деятельность: постоянная занятость в данных сферах может быть вызвана только внутренней мотивацией и свидетельствует об активной жизненной позиции индивида. Что касается двух других основных сфер жизнедеятельности — трудовой и семейно-бытовой — здесь активность пожилых определяется на основании выявления мотивов занятия данными видами деятельности и отношением к ним (эмоциональная компонента деятельности). Часто трудовая занятость пожилого человека вызвана исключительно необходимостью дополнительного источника средств к существованию. Такая деятельность является вынужденной, «отчужденной», пассивной. Семейно-бытовая деятельность также не может считаться активной, если она вынуждена и не приносит позитивных эмоций. Вынужденная деятельность в пожилом возрасте способствует накоплению негативных эмоций и ухудшению социального самочувствия. В этом случае пожилой человек нуждается в поиске иных форм проявления собственной активности и корректировке взаимоотношений с окружающими.(http://aktivdolgoletie.ru/социальная-активность/)

В данном реферате мы рассмотрим следующие сферы социальной активности людей пожилого возраста: трудовая, общественно- политическая, образовательная и культурно-досуговая сферы.

Трудовая активность пожилых людей. Занятость пожилых людей обусловлена рядом факторов, но главным образом их трудовая активность связана с улучшением материального положения.

При анализе связи ведущих мотивов продолжения труда с размерами назначаемых пенсий выявляется прямая зависимость: с увеличением размеров пенсии убывает доля тех, для которых основанием для продолжения профессиональной деятельности были материальные мотивы. И соответственно растет доля тех, кого привлекает само творчество и актуальными становятся социальные производственные контакты. http://medlec.org/lek-29793.html

Другими важными факторами продолжения трудовой деятельности в пожилом возрасте являются потребность в сохранении социального статуса, профессиональной самореализации, общении.

Общественно-политическая активность. Участие пожилых в общественной жизни имеет несколько форм: одна – не только голосование на выборах, но и политические участие (представительство) на местном, региональном и национальном уровнях. Другой формой участия в жизни общества является добровольческая (волонтерская) работа, участие в благотворительных и социально- значимых акциях, деятельность в общественных объединениях.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/104232/#ixzz42lZCMjxM

В Швеции с ее высоким уровнем развития системы государственной социальной защиты до 50 % граждан активно участвуют в добровольческой деятельности. При этом именно 70-летние пожиле люди лидируют по числу часов, отданных волонтерской работе. В среднем каждый такой доброволец является членом трех организаций. В США, по подсчетам экспертов, 75 % взрослых людей являются членами хотя бы одной добровольческой организации. http://uchebnik.biz/book/245-socialnaya-psixologiya-stareniya/63-362-uchastie-pozhilyx-lyudej-v-zhizni-obshhestva-dvizhenie-volonterov-politicheskoe-uchastie.html

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10164186/1/#block_100#ixzz42lc5n0TB

О бщественные объединения пожилых людей принимают участие в решении вопросов социальной защиты на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Геронтообразование. Для пожилых людей образование является важнейшим компонентом полноценной жизни. С одной стороны, образование помогает пожилым в решении их жизненных проблем, с другой стороны — удовлетворяет потребность в получении новой информации.

Основным мотивом получения образования у пожилых людей является спонтанная внутренняя потребность в познании нового. (геронтология, лемиш стр. 190)

Человек в пожилом возрасте, включающийся в образовательную деятельность, нуждается в одобрении и поощрении, поскольку опыт систематического обучения остался в прошлом, а страх перед неудачей может привести к тому, что на определенном этапе он прекратит занятия. (лемиш,

В г. Омске в учреждениях социальной службы ежегодно более 700 пожилых людей обучаются компьютерной грамотности. Программа обучения пожилых людей включает знакомство с устройством компьютера, овладение навыками работы с текстовыми файлами, видео- и аудиоматериалами, фотографиями, хранением информации. Большой раздел обучающей программы будет посвящен работе в интернете – от государственных информационных ресурсов (система Госуслуги) до общения в социальных сетях.

 

(http://kvnews.ru/news-feed/cotsialnye-tsentry-omska-vedut-priem-pensionerov-na-kompyuternye-kursy)

Примером организации образования для людей пожилого возраста в России является Высшая народная школа, которая функционирует в г. Санкт-Петербурге. Целью образования в народной школе является удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей пожилых людей, связанных с их профессиональными нуждами и с повышением своего интеллектуального и общего культурного развития.

Примером зарубежной деятельности в сфере образования пожилых людей является наличие в Германии курсов иностранных языков. Выйдя на пенсию, человек может включиться в туристическую деятельность, путешествия. Цель курсов — помочь пожилым людям овладеть навыками разговорного языка. (Лемиш, 195 стр)

Культурно-досуговая активность. При выходе на пенсию и прекратив трудовую деятельность, у пожилых людей появляется большое количество свободного времени. Важным в этой ситуации является умение пожилых людей найти занятие, которое будет заполнять их свободное время.

Одним из важных факторов успешной адаптации пожилого человека после выхода на пенсию является наличие хобби, творческого интереса.

Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включают в себя: занятия художественным, прикладным творчеством; досуговые праздники, обряды, конкурсы, фестивали; спорт, активное движение, экскурсии, игры и др.

В Омской области функционируют 38 социальных клубов для пожилых людей. Направления работы социальных клубов различны: здоровье, активное долголетие, прикладное творчество, социальный туризм, изучение истории края, игра на музыкальных инструментах, сообщает пресс-служба областного правительства.

Также популярность приобретает дистанционный клуб, направленный на оказание помощи в преодолении замкнутости. В последнее время успели зарекомендовать себя такие клубы, как "Виртуальное путешествие по достопримечательностям России", "Вокруг света" и "Красота спасет мир: фотографии из прошлого".(http://kvnews.ru/news-feed/v-omskoy-oblasti-rabotayut-38-sotsialnyh-klubov-dlya-pozhilyh-lyudey)

Проблема интегрирования людей пожилого возраста в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной политики.

геронтология)

В г. Омске в учреждениях социальной службы ежегодно более 700 пожилых людей обучаются компьютерной грамотности. Программа обучения пожилых людей включает знакомство с устройством компьютера, овладение навыками работы с текстовыми файлами, видео- и аудиоматериалами, фотографиями, хранением информации. Большой раздел обучающей программы будет посвящен работе в интернете – от государственных информационных ресурсов (система Госуслуги) до общения в социальных сетях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных