Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава I. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА




ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию

 

Первое издание данной книги вышло в 1978 г. (Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская «Социальная психология на Запа­де»). Если учесть, что в то время «издательский путь» был весьма длинным, то станет ясно, что рукопись была практически заверше­на к 1976 г., т.е. прошло 25 лет с тех пор, как впервые в отечествен­ной литературе был предложен систематический анализ развития мировой социальной психологии на протяжении трех четвертей XX столетия. Книга стала учебным пособием для многих поколений социальных психологов. У авторов нет амбиций, что их работа была совершенной, но, как отмечалось в многочисленных рецензиях, ее главное достоинство заключалось в том, что «она была первой».

Молодая советская социальная психология, второе рождение которой, как известно, датируется концом 50-х — началом 60-х годов, развивалась, несмотря на «оттепель» 60-х, в достаточно жестких иде­ологических рамках и вместе с тем остро нуждалась в элементарной информации о том, что же происходит в этой дисциплине в других странах мира. Нам кажется, что мы отразили всю совокупность этих проблем в предисловии к первому изданию книги, которое мы умыш­ленно сохраняем практически без изменений.

Но прошло 25 лет, и, естественно, встает вопрос о том, необ­ходимо ли сегодня переиздание книги. Не скроем, что ответ на него авторы искали долго и достаточно мучительно. Главные аргу­менты против сводились к следующему. Во-первых, на основании приводимого в книге материала вряд ли сегодня уместно говорить о современной социальной психологии на Западе, когда за послед­нюю четверть века облик этой дисциплины если не радикально, то во всяком случае существенно изменился. Во-вторых, в отече­ственной литературе за прошедшее время появился целый ряд ана­логичных работ, в которых порою значительно более подробно анализировался тот же самый материал[1]. В-третьих, за прошедшие годы бьш сделан огромный шаг в деле переводов на русский язык и издания многочисленных работ зарубежных авторов, и читатель получил доступ к «первоисточникам», которые рассматривались в нашей работе[2]. Кроме монографий появилось множество переведенных ста­тей, аналитических обзоров, иногда с великолепными комментари­ями (особо следует отметить хрестоматию «Социальная психология: саморефлексия маргинальности» (М., 1995) с глубокой и тонкой вступительной статьей Е. В. Якимовой). И наконец, в-четвертых, су­щественные изменения произошли и в самой отечественной соци­альной психологии. С одной стороны, она превратилась в достаточно разветвленную научную дисциплину, в значительной мере исполь­зующую позитивный опыт западных исследователей, с другой — изменения, происшедшие в российском обществе за последние 10, а может быть, и за 15 лет не могли не сказаться на общей атмосфере развития общественных дисциплин, в том числе и социальной пси­хологии. Уменьшение идеологического пресса проявилось и в том, что исчезла суровая необходимость цитирования по каждому поводу работ классиков марксизма-ленинизма и обязательного «разоблаче­ния» идей западных авторов и появилась возможность спокойного сопоставления взглядов, сложившихся в истории марксистской и немарксистской традиций.

Однако наряду с этими соображениями возникли и аргументы за переиздание книги. Во-первых, для того чтобы стать квалифици­рованным специалистом, каждый студент во время обучения обя­зан узнать историю своей дисциплины. Первая половина XX сто­летия (а преимущественно именно этот материал содержался в издании 1978 г.) — важный этап в развитии мировой социальной психологии, и систематический анализ этого периода, по-види­мому, по-прежнему важен в социально-психологическом образо­вании. Во-вторых, в книге был сделан акцент на характеристике теоретических ориентации в социальной психологии, сложивших­ся в первой половине столетия. Именно в этой сфере, в области социально-психологической теории, следует искать ключ к тем изменениям, которые позже произошли в «теле» науки. (Заметим, что предмет до сих пор преподается на многих психологических факультетах и отделениях и тираж первого издания — 11 270 эк­земпляров — давно стал библиографической редкостью.) В-тре­тьих, — и это ответ аналогичным работам, появившимся позже, — мы проводим в книге определенную авторскую позицию, которая зачастую отличается от того видения западной социальной психологии, которое характеризует других исследователей; подобный плюрализм следует рассматривать не как конъюнктурное требова­ние, а как норму в развитии любого научного знания, просто воз­рожденную в условиях нового социального контекста. В-четвер­тых, переведены отнюдь не все работы, ставшие классическими в западной социальной психологии первой половины XX столетия, но читатель должен где-то получать сведения и об оставшихся «за бортом» исследованиях, тем более в систематизированном виде. (Несмотря на впечатляющий рост знаний иностранных языков среди специалистов и даже учитывая открывшиеся возможности в связи с распространением Интернета, такой систематический ана­лиз вряд ли доступен каждому студенту.)

Итак, счет оказался 4:4, и окончательный перевес в пользу решения переиздать книгу был обусловлен мнениями и пожела­ниями многих наших коллег. Мы решаемся на этот непростой для нас шаг, принимая во внимание и многочисленные критические отзывы, полученные от наших студентов, на протяжении более чем 25 лет слушающих и «сдающих» этот спецкурс.

Основные направления изменений касаются следующего. Мы достаточно часто отсылаем читателя как к оригинальным рабо­там, вышедшим на русском языке, так и к более поздним анали­тическим обзорам; при изложении той или иной теоретической ориентации мы учитываем ее дальнейшую «судьбу» и делаем необ­ходимые дополнения. Мера этих дополнений различна для разных ориентации, что обусловлено реальной ситуацией развития каж­дой из них (читатель легко увидит это, в частности, на примере анализа когнитивистской ориентации); мы «облегчаем» идеологи­ческие экскурсы, отнюдь не отказываясь от каких бы то ни было апелляций к марксистской методологии, но отбрасывая кажущие­ся сегодня наивными обязательные «противопоставления» по каж­дому поводу отечественной и западной социальной психологии. Кроме того, мы просто дописываем последнюю главу книги, ибо именно развитие критических тенденций, зародившихся в середи­не столетия, привело к совершенно новым подходам в социаль­ной психологии на рубеже веков как в США, так и в Европе.

Надеемся, что книга, которую теперь уместно назвать «Зару­бежная социальная психология XX столетия: Теоретические под­ходы», будет полезна не только нашим слушателям, но и моло­дым коллегам, которым мы передаем эстафету в обучении новых поколений социальных психологов.

Авторы


ПРЕДИСЛОВИЕ к первому изданию

Настоящая работа написана на основе спецкурса, прочитан­ного на факультете психологии МГУ в 1973—1976 гг. Этот спец­курс предназначался для студентов, специализирующихся по со­циальной психологии, поскольку предполагалось, что в подготов­ку социального психолога в качестве ее составного элемента должно входить и безусловное знание той ситуации, которая существует в науке не только у нас в стране, но и за рубежом. Это тем более важно для сравнительно молодой области знания, где подчас еще только формируется представление о собственном предмете, о средствах анализа, об основных направлениях исследования. Кро­ме того, сложный статус социальной психологии в системе науч­ного знания, ее двойственный характер — с одной стороны, бли­зость ее к чисто экспериментальной традиции, сложившейся внутри психологии, а с другой стороны, принадлежность ее к области обществоведения — делают особенно важным вопрос о социаль­ной функции этой дисциплины. Это порождает необходимость осо­бенно тщательного изучения как опыта исторического развития, так и современного состояния социальной психологии на Западе, где она развивалась в специфической социальной ситуации и в рамках определенной теоретической традиции и где сегодня на­блюдаются глубокие кризисные явления.

Естественно, эти проблемы требуют их постоянного изучения. Социальная психология за рубежом, особенно в США, представ­ляет собой развитую область исследований. Как всякая научная дисциплина, социальная психология располагает теоретическими основами, системой методологических принципов, основным мас­сивом исследований и, наконец, практическими приложениями. Большое количество научных и прикладных центров, периодичес­ких изданий, огромный объем публикаций делают необходимым для каждого специалиста регулярное получение информации о новых исследованиях, методиках, тенденциях.

Между тем в отечественной литературе появляются порой не­систематизированные, отрывочные, эпизодические сведения по поводу процессов, происходящих в социальной психологии на Западе. Случайный характер такой информации служит лишь по­мехой успешному развитию этой научной дисциплины в нашей стране. Страдают оба аспекта взаимоотношений между социаль­ной психологией, развивающейся на основе марксистской фило­софии, и концепциями, сформировавшимися в рамках буржуаз­ного мировоззрения: и область возможного сотрудничества по по­воду конкретных методических приемов, отдельных, частных результатов исследования, и область принципиальной дискуссии по поводу коренных различий в идеологической и социальной ориентации науки. Возможный диалог в области исследовательс­кой практики иногда заменяется копированием случайно схва­ченных приемов анализа, порой устаревших и давно отвергнутых авторами (причем дело не поправляет их столь же случайная и поспешная «адаптация»). Что же касается области теоретического знания, где расхождения принципиального порядка проявляются особенно остро, то здесь отрывочность сведений о реальной ситу­ации также препятствует сколько-нибудь серьезному критическо­му анализу. Приблизительность представлений об авторах и направлениях не может служить фундаментом для такого рода дис­куссий. Нельзя допускать упрощения реальной картины, сложив­шейся в теоретической социальной психологии на Западе, нали­чия в ней различных тенденций, порой различных политических позиций авторов, роста влияния идей марксизма, побуждающего отдельных исследователей искать новые теоретические и методо­логические ориентиры.

Мы убедились в процессе чтения спецкурса, что интерес к предложенной проблематике велик не только у студентов, специ­ализирующихся по социальной психологии, но и среди многих уже работающих социальных (и не только социальных) психоло­гов. Предлагаемая книга не претендует на анализ всего состояния социальной психологии за рубежом (и даже «на Западе», если так условно обозначить развитые капиталистические страны Европы и Америки) и выделяет лишь одну характеристику науки — об­ласть теоретического знания. Мы полагаем, что именно область социально-психологической теории дает прежде всего своеобраз­ный ключ для оценки всей ситуации в науке и вместе с тем явля­ется сферой наиболее четкого противопоставления различных иде­ологических и социальных позиций. Известная систематизация те­оретических направлений в социальной психологии на Западе и выявление основных линий их критического анализа с позиций советской психологической науки, как мы надеемся, окажутся полезными для всех интересующихся этой областью знания.Именно этими соображениями объясняется забота о том, что­бы в книге содержался известный информативный материал, хотя мы, разумеется, осознаем, что главная задача — не просто инфор­мировать читателя, но и способствовать как более глубокому кри­тическому освоению западной социально-психологической мыс­ли, так и более продуктивной разработке методологических и тео­ретических принципов марксистской социальной психологии. Считаем своим долгом выразить искреннюю благодарность сту­дентам, аспирантам и сотрудникам кафедры социальной психоло­гии, прослушавшим этот курс и высказавшим ценные замечания по его содержанию, а также оказавшим помощь в подготовке ру­кописи к изданию.

Авторы


Глава I. СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных