Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендации по подготовке к семинарам по курсу (4 семестр)




МГУ имени М.В. Ломоносова

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

ПРОГРАММА

Дисциплины СОВРЕМЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Для направления подготовки

030900 «Юриспруденция»

Семестр обучения

Учебный год

 

Квалификации (степени) выпускника бакалавр

 

Москва, 2016

Цели и задачи дисциплины.

Место дисциплины в структуре ООП.

Содержание разделов дисциплины, изучаемых в 4 семестре обучения

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Содержание раздела
1. Раздел 1. Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.   Наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Функции научного познания. Наука и другие формы духовного освоения мира. Природа научного знания и его основные характеристики. Специфика предмета науки. Основные методы научного познания. Особенности научного языка. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Проблема предмета естественных наук. Цели и задачи естествознания. Методы, приемы и средства естественнонаучных исследований. Познавательные функции естествознания. Естествознание как единая наука о природе: система естественнонаучных дисциплин.
2. Раздел 1. Тема 2. История естествознания: традиции изучения природы.   Этапы развития естественнонаучного мышления. Смена парадигм в развитии естествознания. Смена типов научной рациональности. Революции в развитии естествознания Социокультурные основания развития естествознания. Влияние исторических особенностей общественной практики, парадигм философского мышления, научной картины мира и т.д. на формирование исследовательских задач, форм приемов, методов и результатов естественнонаучного познания. Единство социокультурных и внутренних факторов развития науки. Особенности античного понимания природы: мир как организм. Понимание природы в средневековье: природа как текст. Синтез науки и искусства в эпоху Возрождения. Классическая новоевропейская наука: формирование экспериментального естествознания. Неклассическая наука ХХ века. Научно-технический прогресс и развитие науки. Дифференциация и интеграция научного знания. Феномен междисциплинарности. Современное естествознание и проблемы социума.
  Раздел 2. Тема 3. Современная научная космология.   Космология и космогония. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космологических концепций (Птолемей, Коперник). Космос. Галактика. Метагалактика. Конкретно-научное содержание и мировоззренческие основания космогонических теорий. Эволюция Вселенной Концепция Большого взрыва. Хаос. Модели происхождения Солнечной системы. Современные модели будущего Вселенной. Современные методы изучения Вселенной. Проблема бесконечности. Сущность теории относительности. Принцип относительности А.Эйнштейна. Антропный принцип в космологии ХХ века. Космическая мифология ХХ века: рациональный смысл и место в культуре.
  Раздел 2. Тема 4. Образы мира живого. Проблема происхождения жизни. Сущность жизни. Проблема определения жизни. Основные этапы развития представлений о сущности и происхождении живого. Религиозно-мифологические представления (креационизм). Концепция спонтанного, самопроизвольного зарождения жизни (Аристотель, Реди). Жизнь как свойство Вселенной (концепция панспермии). Панспермия направленная и ненаправленная. Концепция эволюционного происхождения жизни на основании физико-химических закономерностей. Эволюционная модель происхождения жизни: гипотеза Опарина-Холдейна. Проблема экспериментального подтверждения представлений о происхождении жизни. Современные исследования проблемы происхождения жизни. Современные представления о сущностных характеристиках живого.Отличия живого и неживого в вещественном, структурном и функциональном аспектах. Проблема идентификациивирусов как природных объектов.
  Раздел 2. Тема 5. Мир как система. Системный подход в современной науке. Структурные уровни организации материи. Мега - макро - и микромир. Проблема соотношения части и целого. Упорядоченность и целостность, целостность и целесообразность. Механицизм и витализм. Пространство и время в естествознании. Эволюция взглядов на пространство и время. Свойства пространства и времени. Мерность пространства и времени. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Специфика пространственно-временной организации живого. Хронобиология: основные результаты и перспективы исследования. Проблема человеческого времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Энтропия и информация. Диссипативные системы вдали от равновесия. Синергетика. Законы сохранения энергии в макропроцессах, принцип возрастания энтропии.
6. Раздел 2. Тема 6. Концепция эволюционизма в современной науке. Концепция стационарного состояния. Идея развития в естествознании: основные этапы становления. Эволюционные теории Ж.-Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Дарвинизм и генетика. Разнообразие антидарвиновских концепций. Катастрофизм и сальтационизм о факторах прогрессивного развития органической природы. Постулаты современной теории эволюции. Факторы эволюции. Эволюционная парадигма в научном познании. Эволюция, развитие, прогресс. Принципы глобального эволюционизма. Значение эволюционистских взглядов для развития науки и культуры.
7. Раздел 2. Тема 7. Природа и общество: экологические и демографические аспекты взаимодействия Этапы взаимодействия природы и общества. Антропогенные воздействия на биосферу. Происхождение и сущность экологической проблемы. Экология как наука. Охрана природы. Модели разрешения планетарных проблем. Экологическая стратегия в развитии современной цивилизации. Учение о ноосфере В.И.Вернадского: основные положения, элементы научной утопии. Представления о возможности коэволюционного развития природы и общества. Ресурсы биосферы и демографические проблемы. Естественнонаучные аспекты проблемы народонаселения. Общебиологические механизмы регулирования численности популяций, их проявление у человека. Факторы экологического риска и здоровье человека. Пределы устойчивости биосферы. Роль естественнонаучных знаний в формировании концепции устойчивого развития природы и общества. Пути развития экономики, не разрушающей природу.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Е.В.Брызгалина Концепции современного естествознания. М., Проспект, 2012 (переиздание 2013г, 2014г, 2015г)

Е.В.Брызгалина Индивидуальность человека М., 2003

Е.В.Брызгалина Методические рекомендации по курсу «Концепции современного естествознания» М., изд-во Юридического Колледжа МГУ, 1996.

Е.В.Брызгалина «Концепции современного естествознания» Курс лекций М., изд-во Юридического Колледжа МГУ,1997

 

б) дополнительная литература

Учебники, учебные пособия

  1. Ахлибининский Б.В., Храленко Н.И. Основные концепции современного естествознания. 2000
  2. Бабушкин А.Н. Концепции естествознания. 2000
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания 2000
  4. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания: структурный курс основ естествознания. М., 2000
  5. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. 2001
  6. Жигалов Ю.И. Концепции современного естествознания 2002
  7. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. 2001
  8. Канке В.А. Концепции современного естествознания 2001
  9. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания 2000
  10. Концепции современного естествознания. Для студентов вузов. Под редакцией С.И.Самыгина. Издание 3-е.2001
  11. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. Под редакцией Скоробогатова В.А.) Издание 3-е.2001
  12. Лобачев А.И. Концепции современного естествознания 2001
  13. Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. 2002
  14. Торосян В.Г. Концепции современного естествознания 2002

 

Справочники, словари, энциклопедии

  1. Акимов М.Л., Логвинов В.В. Словарь современного естествознания: современные естественнонаучные термины. Выдающиеся деятели науки и техники. М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010
  2. Бобик Дж. Как устроен мир. 1600 фактов. Пер. с англ., М., изд-во Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009
  3. Бол Ф., Критическая масса. Как одни явления порождают другие. Пер с англ., М., Гелеос, 2008
  4. Брайсон Б. Краткая история почти всего на свете. Пер с англ., М., изд-во «Гелеос», 2007
  5. Витковски Н. Сентиментальная история науки. Пер с фр., М., Изд-во «КоЛибри», 2007
  6. Естественные науки. Основные понятия. Пер. с англ., М., ООО «Издательство Астрель», ОО Издательство АСТ, 2004
  7. Ортоли С., Витковски Н. Ванна Архимеда. Краткая мифология науки. Пер с фр., М., изд-во «КоЛибри», 2007
  8. Трефил Дж., 200 законов мироздания. Пер. с англ., М., Гелеос, 2007 Уиггинс А., Уинн Ч. Пять нерешенных проблем науки, Пер. с англ., М., изд-во ФАИР-ПРЕСС, 2005
  9. Флауэрс Ч. 10 заповедей нестабильности. Замечательные идеи ХХ века. Пер с англ., М., Изд-во «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2007
  10. Энциклопедия знаний/сост. В.И.Короткевич. М: АСТ, СПб.: Сова, 2006
  11. Эткинз П. Десять великих идей науки. Как устроен наш мир. Пер. с англ., М., АСТ:Астрель, 2008

 

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

 

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Britannica - www.britannica.com

Постнаука - http://postnauka.ru

 

Журналы

Вопросы истории естествознания и техники

Высшее образование в России

Вопросы философии

Наука и жизнь

Науковедение

Природа

Рекомендации по подготовке к семинарам по курсу (4 семестр)

Задания к семинарам разделены на две части: часть А) для выполнения в ходе домашней подготовки по теме и часть Б) для подготовки к семинару.

Задание части А) должно быть выполнены дома в ходе подготовки к семинару. Задания части А) сдаются в печатном виде строго в день семинара, выполненное задание сдается преподавателю лично студентом. Задания оцениваются «зачтено»/ «незачтено». Основанием для незачтения задания части А) по теме может быть: несамостоятельность работы; отсутствие ссылок на использованные источники и нормативные акты; несоответствие результатов работы студента заданию по тематике, полноте и точности раскрытия материала. Выполненные дома задания части А) без посещения семинара и выполнения работы на семинаре дополнительно в течение семестра не принимаются.

Внимание! Работа студента должны иметь фамилию автора, указание на номер учебной группы, порядковый номер и тему семинара, дату семинара. Все страницы работы должны быть скреплены между собой, к выполненной дома работе по части А) должен быть прикреплен дополнительный чистый лист для выполнения заданий части Б) на семинаре.

С ОБРАЗЦОМ оформления работы вы можете ознакомиться. Рекомендуется создать файл для выполнения работ по курсу, в колонтитул файла внести всю необходимую информацию, по необходимости заменяя тему и дату семинара.

Содержание семинарского занятия планируется преподавателем на основании заданий части Б). Задания, выполненные на семинаре, сдаются в рукописном виде строго в день проведения семинара по теме вместе с выполненной и распечатанной заранее частью А).

 

Студент, не имеющий по уважительной причине возможности посетить семинар со своей группой, может прийти на семинар по той же теме по расписанию другой группы, у которой семинары ведет тот же преподаватель (сдать домашнее задание к семинару и выполнить письменную работу на семинаре). В этом случае на обложке работы ставится дата фактического посещения семинара по теме. Задания по темам семинаров, пропущенных в течение семестра по любым причинам, сдаются на последнем семинарском занятии.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных