Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концептуальные основы системы гражданско-патриотического воспитания 2 страница




8. Механизм реализации курса

Механизм реализации образовательно-воспитательного курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех школьных служб в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.

Система гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Задачи гражданского образования решаются через изучение истории, права, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, а также через специальные учебные курсы, например, «Уроки гражданственности Донбасса». При этом базовые учебные предметы и специальные курсы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, поскольку в первых акцент делается на знаниевый компонент, во втором – на воспитательный, что позволяет добиться наибольшего результата в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной организации.

Социализация детей и учащейся молодежи в системе гражданско-патриотического воспитания может базироваться на деятельности школьной общественной организации, ученическом самоуправлении, сотрудничестве с государственными органами власти и общественными организациями, учреждениями культуры и дополнительного образования.

В процессе взаимодействия названных компонентов социализации обучающихся формируется не только нравственно устойчивая цельная личность, обладающая такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, дисциплинированность, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу, но и позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье.

Главной составляющей системы гражданско-патриотического воспитания является работа классного руководителя как с учащимися, так и родителями. На родительских собраниях и лекториях главной задачей должно стать обучение родителей воспитанию законопослушного гражданина. В индивидуальных беседах с учащимися и во время классных часов классный руководитель может рассматривать вопросы уважения к семье, родителям, семейным традициям, отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.

Работа педагога-организатора с учащимися предполагает развитие реально действующего школьного самоуправления, которое реализуется в организации общешкольных мероприятий и линеек.

Работа социально-психологической службы школы оказывает влияние на восприятие обучающимися окружающего мира и себя, в том числе и на понимание патриотизма благодаря различным тренингам, тестам, беседам.

Школьный возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

В основе воспитания, а тем более гражданско-патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за родителей, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.

Всё вышеизложенное можно представить в виде системы триединства (обучение, воспитание, социализация), где каждый компонент взаимосвязан и дополняет друг друга. При выпадении одного из звеньев, система будет неполной и престанет функционировать.

Методы достижения поставленных целей и задач

1. Содержание программы реализуется на занятиях образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», а также:

Ø на уроках в:

· 1-4 классах: литературное чтение, окружающий мир, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;

· 5-м классе: литература, природоведение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура;

· 6-11 классах: литература, биология, история, география, физическая культура, экономика, начальная военная и медико-санитарная подготовка;

Ø во внеклассной работе:

· деловая игра;

· практикум;

· устный журнал;

· конкурс рисунков и газет;

· викторина;

· круглый стол;

· конкурс сочинений;

· защита проектов;

· родительские собрания, посещение семей учащихся;

· анкетирование;

· тематические классные часы;

· семейные праздники;

· спортивные состязания;

· тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;

· КВНы семейных команд,

· брейн-ринги,

· интеллектуальные марафоны родителей и детей;

Ø во внешкольной работе:

· экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др.

Главными критериями выбора или конструирования методов в каждой части программы выступают педагогические и дидактические цели, предметное содержание, учебно-познавательные возможности каждого школьника, уровень его учебно-познавательной готовности. Кроме того, учитываются материальные условия, время, отведенное для обучения, субъективные возможности учителя.

2. Необходимо помнить, что курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе, ведь воспитание любви к родному краю и Родине предполагает не только сферу познания, но и сферу активной практической деятельности. Имеются в виду учебные экскурсии, беседы, встречи и практические занятия, предложенные в программе, которые направлены на закрепление знаний, полученных как в рамках образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса», так и во время обучения в школе в целом.

В перспективе на основе данной программы планируется разработка цикла мероприятий, направленных на совместную деятельность школы, семьи и общественности по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

9. Прогнозируемые результаты

В результате реализации образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися:

· воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил ученик вследствие участия в той или иной деятельности (например, участвуя в каком-либо мероприятии, приобрел некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

· образовательных результатов углубление, систематизация знаний по базовым дисциплинам, осознание существенных взаимосвязей между разными сферами жизнедеятельности человека;

· поведенческих результатов – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие ученика как личности, формирование его компетентности, идентичности, формирование устойчивых мотивов и потребностей, внутренних убеждений и т.д.).

Воспитательные, образовательные и поведенческие результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

· на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

· на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Учащиеся должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт сверстникам.

В результате реализации программы курса ожидается:

1. В общеобразовательной организации:

· оптимизация системы работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию;

· обогащение содержания и технологического аппарата духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

· вовлечение в работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

· в познавательной сфере: развитие творческих, когнитивных способностей;

· в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

· в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

· в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.

10. Критерии оценивания

Оценка эффективности реализации программы курса осуществляется на основе обобщённых оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия. Результаты такого оценивания диагностируются с помощью мониторинговых исследований по изучению уровней воспитанности, обученности и социализации обучающихся.

Оценка личностных достижений школьников в ходе реализации курса осуществляется с помощью Портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самими обучающимися результаты его гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития.

Поскольку курс является элективным и основной акцент делается на достижение воспитательного, а не знаниевого эффекта, балльное оценивание достижений учащихся не рекомендуется.

Оценивание должно быть вербальным, эмоциональным, способствовать созданию ситуации успеха, формированию позитивной мотивации к обучению.

11. Мониторинг

Определение реального состояния, уровня и оценки работы по гражданско-патриотическому воспитанию, осуществляемому различными субъектами в различных условиях и сферах деятельности, ведомствах, регионах, с различными категориями детей и молодежи, предполагает проведение мониторинга достижения поставленной цели и конкретных задач. Без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл.

Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемые в баллах. Для решения первой из этих задач – определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности.

Основное содержание и последовательность определения результатов патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты:

· составление краткого плана-анализа состояния патриотического воспитания и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения. Здесь определяются: формулирование цели и задач анализа состояния патриотического воспитания, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;

· сбор данных (информации) о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;

· анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;

· анализ и оценку действенности патриотического воспитания с различными категориями, группами детей и молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т.д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие);

· определение выводов о состоянии патриотического воспитания и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению. В них отражаются: общая оценка состояния патриотического воспитания и достигнутых результатов, их сравнение с предыдущим периодом (лучше, хуже); степень соответствия проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т.д.; первоочередные задачи, на выполнении которых необходимо сосредоточить основные усилия.

 


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальное общее образование
1-4 классы

1 КЛАСС

Учебно-тематический план курса

Название раздела, темы занятия Всего часов Теорети-ческие Практи-ческие Комбини-рованные (интегри-рованные)
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»        
Микросфера «Я – житель Донбасса»        
Тема 1. С чего начинается Родина. Мой родной город (село) – моя Донетчина        
Тема 2. Моя семья и мой родной Донбасс        
Тема 3. Наши знаменитые земляки        
Микросфера «Природа Донбасса»        
Тема 4. Виртуальная экскурсия «Природа вокруг меня»        
Микросфера «Культура Донбасса»        
Тема 5. Экскурсия в театры, музей, библиотеки Донбасса (заочная или очная по местным условиям)        
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»        
Микросфера «Человек и закон»        
Тема 6. Что такое символы? Символы моей Республики        
Микросфера «Гражданская позиция»        
Тема 7. Что значит быть гражданином?        
Микросфера «Мои права и обязанности»        
Тема 8. Я – могу и я – должен        
Микросфера «Трудом славен человек»        
Тема 9. Все профессии важны, все профессии нужны        
Микросфера «Учимся жить среди людей»        
Тема 10. Умей дружить. Как найти друга?        
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»        
Микросфера «Дыхание времен»        
Тема 11. Что такое хорошо, что такое плохо?        
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»        
Тема 12. Богатыри Земли нашей        
Микросфера «Секреты русских мастеров»        
Тема 13. Праздник русской матрешки        
Микросфера «Летопись народной мудрости»        
Тема 14. Веселые загадки играют с нами в прятки – «Не зря слово молвится»        
Тема 15. Народная сказка мудростью богата        

 

Программа курса

Название раздела, темы занятия Кол-во часов Цели Содержание деятельности Форма организации образовательного процесса Ожидаемые результаты
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»
Микросфера «Я – житель Донбасса»
Тема 1.С чего начинается Родина Мой родной город (село) – моя Донетчина   Формировать понятие малая Родина. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине. Формировать желание быть полезным своей малой Родине Чтение и обсуждение литературных, музыкальных произведений о Родине. Виртуальная экскурсия по родному городу (селу) Интерактивное занятие Воспитание гордости за малую Родину  
Тема 2. Моя семья и мой родной Донбасс   Воспитывать уважение и гордость за свое имя, фамилию, род; любовь и уважение к родителям и другим членам семьи Создание родословного древа. Чтение и обсуждение литературных произведений о взаимоотношениях в семье Микро-исследование   Воспитание уважения к родителям и другим членам семьи  
Тема 3. Наши знаменитые земляки   Познакомить детей со знаменитыми земляками. Воспитывать чувство гордости за нашу Родину и ее выдающихся сынов. Учить детей брать пример с таких людей Рассказ учителя о знаменитых земляках, которые прославили нашу землю. Просмотр фотографий, репродукций картин, видео, Интернет-ресурсов по теме Комбиниро­ванное занятие Мотивация желания быть полезным своей Родине
Микросфера «Природа Донбасса»
Тема 4. Виртуальная экскурсия «Природа вокруг меня»     Познакомить с особенностями природы родного края. Воспитывать бережное отношение к природе Интерактивная, проблемная беседа Экскурсия Экологическое воспитание обучающихся
Микросфера «Культура Донбасса»
Тема 5. Экскурсия в театры, музей, библиотеки Донбасса (заочная или очная по местным условиям)   Выбор целей занятия в зависимости от объекта экскурсии Содержание зависит от объекта экскурсии Экскурсия Духовное воспитание обучающихся
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера «Человек и закон»
Тема 6. Что такое символы? Символы моей Республики   Формировать понятие «символ». Познакомить детей с символами ДНР Объяснение символики. Рассказ о символах Донецкой Народной Республики. Просмотр слайдов с изображениями государственных символов Интерактивное занятие Патриотическое воспитание обучающихся
Микросфера «Гражданская позиция»
Тема 7. Что значит быть гражданином?   Дать представление о понятии «гражданин». Формировать у детей чувство гражданского долга, воспитывать чувство любви и уважения к своей малой Родине Рассказ учителя о том, что значит быть истинным гражданином своей республики. Литературные иллюстрации. Исторические примеры. Рассуждение о том, может ли ребенок быть настоящим гражданином Интерактивное занятие Воспитание у обучающихся патриотизма
Микросфера «Мои права и обязанности
Тема 8. Я – могу и я – должен   Изучить основные права и обязанности ребенка. Формировать понимание значимости их знания и соблюдения Рассказ об основных правах и обязанностях ребенка. Изучение правил для обучающихся. Беседа о том, как ребенок должен реагировать на нарушение своих прав Интерактивное занятие Знание детьми их основных прав и обязанностей
Микросфера «Трудом славен человек»
Тема 9. Все профессии важны, все профессии нужны   Познакомить с разнообразием профессий. Воспитывать уважение к труду Рассказ учителя о профессиях нашего края. Труд шахтеров. Словарная работа. Беседа «Для чего человеку работа?», «Кем я хочу быть?». Чтение стихотворений Интерактивное занятие Содействовать трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников
Микросфера «Учимся жить среди людей»
Тема 10. Умей дружить. Как найти друга?   Выбор целей занятий на усмотрение классного руководителя Выбор содержания занятий на усмотрение классного руководителя Интерактивное занятие Формирование дружного классного коллектива
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»
Микросфера «Дыхание времен»
Тема 11. Кем были наши предки?   Познакомить детей с историей народа, ее героическими страницами. Воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому страны, своим соотечественникам Рассказ учителя об исторических корнях русского народа, местах расселения, образе жизни, нравах и обычаях наших далеких предков. Беседа об уважении к памяти соотечественников, положивших начало государству. Работа с репродукциями картин И. Глазунова «Слава предкам», В. Васнецова «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Интерактивное занятие Формирование у обучающихся представления об исторических корнях русского народа
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»
Тема 12. Богатыри Земли нашей   Формировать представление о первых защитниках русской Земли. Познакомить с былинными богатырями Чтение и обсуждение былин о богатырях. Просмотр и обсуждение мультфильмов о них. Работа с репродукциями картин Интерактивное занятие Расширение знаний детей о выдающихся личностях в истории

 

Микросфера «Секреты русских мастеров»
Тема 13. Праздник русской матрешки   Познакомить учащихся с историей русской матрешки. Формировать эстетический вкус. Воспитывать уважение к труду Изготовление матрешки. Разучивание стихотворений, частушек Фольклорный праздник Знание народных традиций
Микросфера «Летопись народной мудрости»
Тема 14. Веселые загадки играют с нами в прятки – «Не зря слово молвится»   Развитие речи, обогащение словарного запаса. Ознакомление с тематическими группами загадок Рассказ учителя о жанре устного народного творчества – народных загадках. Упражнения на правильное прочитывание и разгадывание загадок, придумывание собственных. Проведение викторины, посвя­щенной русским загадкам Занятие-викторина Знание устного народного творчества
Тема 15. Народная сказка мудростью богата     Познакомить с народными сказками как особым литературным жанром Чтение и обсуждение народных сказок. Викторина по сказкам. Просмотр, инсценизация народных сказок Занятие-ситуативное моделирование Приобщение к сокровищнице народного творчества – русской сказке

 


2 КЛАСС

Учебно-тематический план курса

Название раздела, темы занятия Всего часов Теорети-ческие Практи-ческие Комбини-рованные (интегри-рованные)
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»        
Микросфера «Я – житель Донбасса»        
Тема 1. Герои моего города (села)        
Тема 2. Тайна названий улиц родного города (села) (проект)        
Микросфера «Природа Донбасса»        
Тема 3. Зеленая аптека Донбасса (составление каталога)        
Тема 4. Зеленые ладошки земли Донбасса. Экологическая викторина        
Микросфера «Культура Донбасса»        
Тема 5. Горжусь историей родного края. Народные умельцы моего города (села)        
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»        
Микросфера «Человек и закон»        
Тема 6. Основные законы в жизни человека. Человек и гражданин – кто это?        
Микросфера «Гражданская позиция»        
Тема 7. Дети – полноценные граждане своего государства        
Микросфера «Мои права и обязанности»        
Тема 8. Школа – наш второй дом. Права и обязанности школьника        
Микросфера «Трудом славен человек»        
Тема 9. Почетный труд шахтёра        
Микросфера «Учимся жить среди людей»        
Тема 10. Культура общения с ровесниками и взрослыми        
Макросфера 3. «Донбасс и Русский мир»        
Микросфера «Дыхание времен»        
Тема 11. Кто такие славяне?        
Микросфера «След в истории. Выдающиеся личности»        
Тема 12. Первоучители словенские Кирилл и Мефодий        
Микросфера «Секреты русских мастеров»        
Тема 13. Бабушкина вышивка        
Микросфера «Летопись народной мудрости»        
Тема 14. По страницам народного фольклора (задорные потешки, детские игры, считалки)        
Тема 15. Народные символы и обереги        

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных