Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Математика является одним из ведущих учебных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Математика является одним из ведущих учебных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Основная задача курса — дать учащимся доступные знания, необходимые в повседневной жизни и при выборе профессии. За период обучения в школе (5—9 классы) учащиеся должны получить математические знания: • о числах в пределах 1 000 000, обыкновенных и десятичных дробях, процентах, о геометрических фигурах и телах, о построении геометрических фигур с помощью чертежных инструментов; • об основных величинах (длине, стоимости, массе, времени, площади фигур и объеме тел), единицах измерения величин, их соотношениях; • научиться производить четыре арифметических действия с многозначными числами, числами, полученными при измерении, и десятичными дробями; • решать простые и составные (2—3 действия) арифметические задачи. Математика направлена на коррекцию высших психических функций: аналитического мышления (сравнение, обобщение, классификация и др.), произвольного запоминания и внимания. Реализация математических знаний требует сформированности лексико-семантической стороны речи, что особенно важно при усвоении и осмыслении содержания задач, их анализе. Таким образом, учитель должен при обучении математике выдвигать в качестве приоритетных специальные коррекционные задачи, имея в виду в том числе их практическую направленность. Знания по математике имеют важное значение в повседневной жизни: покупка продуктов питания, одежды, предметов обихода, быта, оплата квартиры и других коммунальных услуг, расчет количества материалов для ремонта, расчет процентов по денежному вкладу и др. Кроме этого, математические знания необходимы детям при усвоении других учебных дисциплин, таких, как трудовое обучение, домоводство, история, география, рисование. В программе по математике усилена практическая направленность обучения, что не исключает требований к усвоению детьми сведений теоретического характера. Программа для 5—9 классов является логическим продолжением программы «Математика» (вариант 2) для 0—4 классов школы VIII вида. Учебный материал в программе распределен по четвертям, но не указано конкретное количество часов на изучение определенной темы — право выбора здесь предоставлено учителю, оно зависит от индивидуальных особенностей учащихся класса1. Знакомство с нумерацией чисел в пределах 1 000 000 происходит поэтапно: в 5 классе — в пределах 1000, в 6 классе — в пределах 10 000, в 7 классе — в пределах 100 000, в 8 и 9 классах — в пределах 1 000 000. Одновременно дети овладевают умениями производить арифметические действия с целыми числами в заданных пределах как письменно, так и устно. К устным вычислениям следует прибегать в несложных случаях, когда, например, требуется сложить круглые тысячи и сотни, умножить или разделить круглые десятки, сотни на однозначное число и др. Необходимо учить детей правилам работы с микрокалькулятором и с его помощью выполнять арифметические действия, их проверку. Основное внимание в программе уделено изучению десятичных дробей и действий с ними, а также записи чисел, выраженных двумя единицами длины, стоимости, массы в виде десятичной дроби (такая запись наиболее удобна при вычислениях, при расчете на микрокалькуляторе, на уроках трудового обучения); обыкновенные дроби в программе представлены обзорно. Детям необходимо показать равенство таких дробей, как . Знания такого рода понадобятся в 9 классе при изучении темы «Проценты» и решении задач на нахождение нескольких процентов от числа. Важную роль в обучении детей математике выполняют задачи. Их решение позволяет раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связывать математические умения с разрешением разнообразных жизненных ситуаций. Учителю следует правильно подбирать содержание задач. Они должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов. Необходимо предлагать задачи, которые направлены на формирование прикладных умений: расчет бюджета семьи, затраты на питание, оплата электроэнергии и квартиры, расчет количества обоев (других материалов) для косметического ремонта, расчет процентов по денежному вкладу. Предметно-практическая направленность должна прослеживаться и в задачах, связанных с определением времени начала и конца какого-то действия, времени между событиями. Это важно потому, что повседневная жизнь каждого человека строится в соответствии со временем, оно определяет его личную и деловую жизнь: не опоздать на транспорт, на работу, на встречу и т. д. Геометрический материал в программе соответствует требованиям, предъявляемым к ученикам на уроках трудового обучения. На его изучение следует отвести один час в неделю. В программе содержится примерный перечень требований к знаниям и умениям учащихся. В соответствии с особенностями психической деятельности умственно отсталых учащихся эти требования представлены двумя уровнями: 1-й уровень — базовый, 2-й уровень — минимально необходимый, что предполагает удовлетворительное усвоение основных разделов программы. Следует иметь в виду, что для определенной группы детей содержание обучения математике может быть индивидуальным из-за интеллектуального недоразвития. Контроль за знаниями и умениями учащихся осуществляется в соответствии с требованиями проведения самостоятельных и контрольных работ. Небольшие самостоятельные работы можно проводить на каждом уроке, контрольные работы — не реже одного раза в четверть.
КЛАСС
(136 ч в год, 4 ч в неделю)
1-я четверть (36 ч)
Повторение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Табличное умножение и деление. Деление с остатком. Порядок действий в выражениях без скобок и со скобками. Задачи в 2—3 арифметических действия на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (в несколько раз) и нахождение суммы. Счет круглыми сотнями, десятками в пределах 1000. Таблица разрядов и классов. Образование трехзначных чисел из сотен и десятков, из сотен, десятков и единиц, из сотен и единиц; их запись. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Умение написать любое трехзначное число на микрокалькуляторе. Единицы измерения массы: грамм, тонна. Обозначения: 1 г, 1 т. Соотношения: 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц. Продукты питания — вес, фасовка. Термометр, шкала термометра. Определение температуры воздуха с помощью термометра. Окружность. Центр, радиус, диаметр. Циркуль. Построение окружности по радиусу, диаметру. Симметричные предметы и фигуры. Ось симметрии.
2-я четверть (28 ч)
Сравнение чисел. Устное сложение круглых сотен и десятков, круглых сотен и двузначных чисел. Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел в пределах 1000 (все случаи). Проверка сложения и вычитания обратным действием (в том числе с помощью микрокалькулятора). Правила округления до десятков, сотен. Купюры: 500 р., 1000 р. Размен крупных купюр: 1000 р., 500 р., 100 р., 50 р. — более мелкими, замена нескольких мелких купюр одной крупной купюрой. Задачи на разностное сравнение. Перпендикулярные и параллельные прямые. Построение перпендикулярных и параллельных прямых. Прямоугольник (квадрат), противоположные и смежные стороны. Свойство сторон: противоположные стороны параллельны, смежные — перпендикулярны. Осевая симметрия. Построение точек, симметричных относительно оси симметрии.
3-я четверть (40 ч)
Умножение на 10, 100. Умножение 10, 100. Деление на 10, 100. Устное умножение круглых десятков и сотен на однозначное число и умножение однозначного числа на круглые десятки в пределах 1000. Деление круглых десятков на однозначное число (на основе знания табличного умножения: 60 · 3; 200 · 4; 60: 2; 350: 5). Письменное умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Проверка умножения и деления обратным действием (в том числе с помощью микрокалькулятора). Примеры на порядок действий со скобками и без скобок (3—4 действия). Задачи на зависимость между ценой, количеством и стоимостью (нахождение цены по количеству и стоимости, нахождение количества по цене и стоимости). Виды треугольников в зависимости от величины углов (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные). Градусная мера измерения углов. Знакомство с транспортиром. Прямой угол — 90 градусов.
4-я четверть (32 ч)
Нахождение неизвестного множителя (несложные случаи, требующие устных вычислений). Единица измерения длины: километр. Обозначение: км. Соотношение: 1 км = 1000 м. Преобразование чисел, выраженных одной-двумя единицами длины (2 см 3 мм = 23 мм, 1 м 40 см = 140 см, 42 мм = 4 см 2 мм, 250 см = 2 м 50 см и др.). Задачи в 2—3 арифметических действия, составленные из ранее изученных простых задач (в том числе на разностное сравнение). Построение и измерение углов с помощью транспортира. Таблица классов и разрядов (класс единиц, класс тысяч, разряды: единицы тысяч, десятки тысяч). Нумерация круглых тысяч до 10 000. Обозначение круглых тысяч на письме. Счет единицами тысяч в пределах 10 000. Устное сложение и вычитание круглых тысяч. Повторение. Межпредметные связи: трудовое обучение, изобразительная деятельность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|