Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Изобразительное искусство — вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности




Изобразительное искусство — вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества человека.
Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:
1. Развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.
2. Развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное, поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства известных мастеров, при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств, при создании адекватных педагогических условий.
3. Приобщение учащихся специальной школы к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно.
4. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.
5. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).
В процессе преподавания изобразительного искусства в средних классах решаются следующие задачи:
развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;
овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого — развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операционных компонентов в процессе воображения;
воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;
развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;
знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;
воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с умственной недостаточностью, следует выделить:
• развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов — умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
• развитие зрительно-двигательной памяти; пространственного расположения предметов;
• совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
• развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;
• обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;
• формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
• развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.
Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определенной последовательности с усложнением. Они решаются на протяжении всех лет обучения.
Благодаря такому принципу распределения учебного материала имеется возможность на одном занятии уделять особое внимание какой-то одной, узко сформулированной задаче, соответствующей одному из разделов обучения. Так, обучение изображению отдельных объектов, передаче сходства с натурой проводится на уроках графики (а также в разных видах изобразительной деятельности: при лепке, при составлении аппликации и др.). На этих занятиях основное внимание уделяется формированию умений обследовать предмет, выделять признаки формы, пропорций, определять конструкцию (строение) объектов. Задачей этих уроков является формирование графических образов (представлений конкретных объектов и представлений способов их изображения), формирование и совершенствование художественно-изобразительных навыков работы разными принадлежностями и художественными материалами в разных видах изобразительной деятельности.
Таким образом, на этих уроках у детей формируются умения рисовать отдельные предметы, а на уроках по композиции — объединять их в сюжете, в натюрморте, в пейзаже и т. д. — на основании пространственных и смысловых связей, законов композиции, которые дети усваивают в практической деятельности.
На занятиях по живописи выделяются задачи развития цветовосприятия у детей. Им даются некоторые сведения о цвете. Наряду с этим учащиеся овладевают техническими приемами работы с разными художественными материалами и принадлежностями.
Раздел 1. Обучение композиционной деятельности. По программе в начальных классах дети усваивали ряд важных задач композиции, определяющих связь изображения и изобразительной плоскости, а также учились устанавливать на ней пространственные отношения (при использовании способов передачи глубины пространства) и смысловые связи между изображаемыми объектами.
В 5—6 классах на основе усвоенного учебного материала ставятся задачи научить детей использовать в своих работах некоторые выразительные средства композиции: применять величинный и светлотный контраст; достигать равновесия композиции с помощью симметричного построения; выделять композиционный центр (главные объекты композиции) с помощью разных способов, например способом центрального расположения объектов при использовании контрастного фона (светлое изображение на темном фоне и наоборот).
Обучение детей этим приемам и правилам композиции позволяет расширить тематику практических работ. Так, учащимся предлагаются темы праздников («Иллюминация 9 мая», «День Победы», «Салют»); темы, связанные с жизнью и увлечениями, познавательными интересами учащихся («Белые лебеди плавают в пруду зоопарка», «Полет ракеты на Марс», «Новогодний бал-маскарад в школе» и др.).
Использование указанных средств выразительности композиции доступно учащимся с умственной недостаточностью. Для достижения цели рекомендуется при объяснении учебного материала использовать следующие методические приемы:
показ правильного и ошибочного изображения;
использование «подвижной аппликации»;
демонстрация приемов изображения;
использование наглядности в виде аналогичного успешного решения изобразительной задачи в детских рисунках и в репродукциях работ известных мастеров.
Метод «подвижной аппликации» с вариантами решения изобразительной задачи очень эффективен в обучении композиции, так как учащимся предоставляется возможность решать изобразительную задачу не в уме (что для них сложно), а в наглядно-действенной форме, путем передвижения готовых изображений или силуэтов, наложения силуэтов на тонированную изобразительную плоскость и др. (например, надо наложить вырезанные изображения белых лебедей на три разных по светлотным решениям листа бумаги (белый, светло-синий и темно-синий) и выбрать самое выразительное решение. Вслед за этим видом работы целесообразна демонстрация способа выполнения задания с помощью красок и кисти (тонирование листа бумаги синей и зеленой гуашью, показ приема изображения лебедей сразу кистью, от пятна — белой гуашью).
Раздел 2. Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов. В указанном направлении предполагается продолжение работы по развитию у учащихся умения наблюдать, обследовать предметы и выделять необходимые для передачи в рисунке, лепке, аппликации признаки сходства объекта с натурой (или образцом): признаки формы, пропорции частей и их отношений в целом (конструкции или строения объектов), расположении объекта в пространстве.
При разработке тематики заданий для этого раздела работы ставилась цель сформировать у учащихся по возможности более широкий круг представлений об окружающем их предметном мире. Задача учителя на занятиях этого профиля — формировать образы объектов, пригодные для их изображения, а это означает, что развивающиеся у детей представления должны быть подробными, структурированными, отчетливыми. Эта задача становится выполнимой при использовании разных видов изобразительной деятельности (лепки, работы над выполнением аппликации, рисунка); рисования и лепки — с натуры, по памяти, по воображению; при стилизации формы в декоративном изображении. Такая многоплановая работа помогает подводить детей к обобщению способов наблюдения и приемов изображения, избегать свойственной им стереотипности в изобразительной деятельности.
Разнообразие тематики определяется потребностями сюжетного изображения. Например, тема «Дом, дерево, человек», содержащая наиболее важные для сюжетного изображения объекты, проходит через все годы обучения, начиная с начальных классов. К ней примыкает тема «Животные и растения», необходимая не только для сюжетных рисунков, но и для создания декоративно-прикладных композиций. В 5—6 классах уточняется сформированный обобщенный (схематический) образ человека. В рисовании с натуры он конкретизируется в пределах доступного для детей с умственной недостаточностью (например, «Мой портрет», «Портрет моей семьи», «Моя учительница» и т. п.). На уроках рисунка детей учат наблюдать и передавать в изображении эмоциональные состояния человека (радостный — улыбается; грустный — плачет, рот «сковородником», спина согнулась и другие признаки состояний).
Принимая во внимание большие трудности, которые испытывают дети с умственной недостаточностью при обучении изобразительному искусству, нужно всегда положительно оценивать их работу и старание, указывая вместе с тем на недостатки, которые еще следует преодолеть, подчеркивая успехи на разных этапах деятельности.
Раздел 3. Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. На занятиях живописи в 5—6 классах решаются только специфические задачи:
дальнейшее развитие цветовосприятия учащимися (умение различать и обозначать словом основные и смешанные цвета, некоторые ясно различимые оттенки цветов в сопоставлении (например, сине-зеленый — желто-зеленый и т. п.);
закрепление умений работать кистью и красками, получать новые цвета и оттенки цвета путем смешения на палитре основных цветов и замутнения цвета белой или черной краской для получения мягких оттенков цвета (например, розового, голубого — при смешении соответственно краски красной и белой, синей и белой и т. д.); работать акварельными красками по мокрой и сухой бумаге; гуашью;
развитие эмоционального восприятия цвета и умения использовать его преднамеренно в соответствии с отображаемой ситуацией, состоянием в природе, с настроением человека. Подбор соответствующей цветовой гаммы осуществляется на палитре совместно с учителем, затем в творческой изобразительной деятельности. Соответствующие гаммы цвета даются в сопоставлении. Например, сравниваются теплая и холодная гаммы цвета, соответствующие жаркой, солнечной погоде, в противопоставление холодной, дождливой, туманной погоде; сравнивается яркая цветовая гамма с затемненной при сопоставлении доброго и злого начала, добрых и злых сказочных героев, хорошего и плохого настроения у портретируемого человека.
Для успешного решения поставленных задач учителю нужно использовать следующие методы и приемы обучения:
метод «подвижной аппликации» (с выбором вариантов цветов и их оттенков для решения живописной задачи);
метод сравнения;
демонстрация изобразительных действий с кистью и красками;
показ отдельных этапов составления цветовых оттенков;
нахождение цветосочетаний, цветовой гаммы;
прием совместных действий учителя и учащихся (по типу «графического диктанта»).
Особое внимание в программном содержании уделено роли фона в изображении (с натуры, в сюжетном и декоративном). Специально подобранные в программе задания обязывают учащихся учитывать свойство цвета — определенные светлотные отношения для выделения фигуры из фона. Для развития у детей понимания этой важной проблемы живописи учителю нужно использовать «подвижную аппликацию» до демонстрации практических приемов работы с цветом.
Следует заметить, что на уроках живописи детей не нужно отвлекать работой над композицией. С этой целью вполне уместно использование разнообразных трафаретов, шаблонов, позволяющих быстро подготовить силуэты или целую композицию для живописного решения (например, использование шаблонов силуэтов верблюдов в задании «На верблюдах — в пустыне» и др.). На уроках живописи могут также найти свое завершение рисунки отдельных, выполненных ранее объектов или сюжетные композиции.
Раздел 4. Обучение восприятию произведений искусства осуществляется на протяжении всех лет обучения. Формируются умения рассматривать картину (репродукцию), иллюстрацию в книге, плакат, предметы народного декоративно-прикладного творчества. В 5—6 классах учащиеся уже могут рассказать содержание несложной картины, но иногда очень поверхностно, не охватывая полностью весь замысел художника. Учитель может помочь увидеть большее, если с помощью вопросов обратит их внимание на детали картины, на сходство с реальностью, свяжет с их жизненным опытом изображенную на картине ситуацию, предложит им высказать свое отношение к изображенному.
В этих классах расширяются сведения о работе художника, скульптора, дети знакомятся с некоторыми произведениями архитектуры. Более углубленно дается материал о видах и жанрах изобразительного искусства. Учителю нужно стараться использовать в беседе опыт детей, как жизненный, так и практический, в изобразительной деятельности, что поможет живо провести занятие, вызвать у детей положительные эмоции и лучше усвоить программный материал.
Подбираемый к занятиям материал для демонстрации должен быть доступен учащимся для понимания, отвечать их интересам. Поэтому рекомендуемые в программе произведения искусства для бесед можно заменять другими, более доступными по содержанию, если предложенный перечень произведений труден для восприятия.
На уроках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся, формируются навыки речевого общения. Предложенный в программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в условиях изобразительной деятельности и бесед по изобразительному искусству на протяжении всего обучения.
Содержание программного материала для каждого класса завершается перечнем основных требований к полученным знаниям и умениям учащихся к концу учебного года. С учетом разных индивидуальных возможностей умственно отсталых детей в учебной деятельности предъявляемые требования к их достижениям в изобразительном искусстве имеют различия и обозначаются 1-м и 2-м уровнями.
В 1-м уровне требований очерчен объем знаний и умений, которым должны овладеть учащиеся с легкой степенью интеллектуального нарушения.
Для детей с большими трудностями в обучении (детей со сложным дефектом развития) предъявляемые требования снижаются в плане самостоятельности их актуализации. Так, если учащиеся не могут полностью овладеть некоторыми умениями, им оказывается соответствующая помощь учителя (дополнительные вопросы, показ способа изображения, использование метода дорисовывания). Для некоторых учащихся возможна поэтапная демонстрация действий учителя с последующим повторением каждого действия учащимся.
2-й уровень требований к умениям учащихся снижен по отношению к знаниям и умениям, перечисленным в 1-м уровне.
Градация помощи учителя при актуализации знаний и умений учащихся представлена в программе в виде условных обозначений (для учащихся 2-го уровня):
* — обозначены те знания и умения, которые учащиеся способны использовать (актуализировать) с помощью наводящих вопросов учителя, применения наглядности;
** — обозначены те умения, которые учащиеся способны осуществить после дополнительного индивидуального показа способа изображения, использования метода дорисовывания начатого учителем изображения;
*** — обозначены изобразительные умения учащихся, которые актуализируются в совместной деятельности с учителем, когда он поэтапно демонстрирует способ наблюдения и изображения, а ученик его повторяет.

КЛАСС

(33 ч в год, 1 ч в неделю)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных