Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семенова, Ирина Ивановна.




И.И. Семенова

 

 

ИСТОРИЯ

МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Второе издание, переработанное и дополненное

 

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям

 

Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям экономики и управления


УДК 005(091)(075.8) ББК 65.291.21-03

СЗО

 

Р е ц е н з е н т:

д-р экон. наук, проф. М.М. Максимцов

 

 

Главный редактор издательства НД. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,

лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

 

Семенова, Ирина Ивановна.

СЗО История менеджмента: учеб. пособие для студентов ву­зов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 199 с.

 

ISBN 978-5-238-01330-5

 

Агентство CIP РГБ

 

Хотя управление уже и существует примерно семь тысячелетий, но в са­ мостоятельную область знаний, науку менеджмент выделился только в XX в. Как и любая наука, менеджмент основан на прошлом, настоящем и буду­ щем. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогно­ зировать будущее развитие. Изучение истории менеджмента — непременное условие формирования современного менеджера-профессионала.

 

Этапы развития менеджмента, классификация подходов, характери­ стика основных школ и моделей менеджмента, теория и практика управ­ ления в СССР и России — основные темы учебного пособия «История менеджмента».

 

Для студентов вузов, слушателей школ бизнеса, руководителей пред­ приятий и организаций, а также для широкого круга читателей.

 

ББК 65.291.21-03

 

ISBN 978-5-238-01330-5 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 1999,2008

 

Принадлежит исключительное право на исполь­ зование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.

 

© Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2008


Создание принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, — неотъемлемая составляющая построения нового общества.

 

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на посто­ янное повышение эффективности производства (получение оптималь­ ных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их по­ стоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

 

Менеджмент — слово английского происхождения. В переводе на русский язык «management» означает управление, т.е. вид дея­ тельности по руководству людьми в самых разных организациях.

 

Надо отметить, что единой точки зрения на определение понятия менеджмента пока нет. Наиболее распространенным является взгляд на менеджмент, как на процесс планирования, организации, моти­ вации и контроля, необходимый для достижения организацией цели.

 

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется тер­ мин «администрирование» (administration).

 

В отечественной литературе и практике понятие менеджмента вместо управления стало широко использоваться в 1990-е гг. в связи

с переходом от административно-командной системы управления

 

к формированию системы управления, основанной на рыночных от­ ношениях. С помощью термина «менеджмент» подчеркивалась ори­ ентация коммерческих организаций и фирм на рынок, потребителя и достижение наивысшей эффективности их деятельности (рост при­ были, увеличение доли рынка и др.). На это направлены современ­ ные принципы, методы, средства и формы управления.

 

Управление зародилось примерно семь тысячелетий назад, но только в XX в. менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку.

 

Любая наука базируется на использовании исторического метода, позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Изучение уроков истории позволя­ ет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних эта­ пах развития науки.


 


Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

• всегда интересно и нужно;

• позволяет восполнить объем своих знаний;

 

• дает возможность проанализировать основные вехи эволюци­ онного развития науки и систематизировать их;

 

• позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

 

Знание и осмысление прошлого способствуют лучшему понима­ нию современного состояния науки, а также появлению и формиро­ ванию новых идей. Развитие науки управления свидетельствует, что нежизненные концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

 

В учебном пособии излагается история развития не только менедж­ мента, но и управленческой мысли, которая способствовала формиро­ ванию специальной области знания — науки управления (менеджмен­ та). При построении учебного пособия использован хронологический принцип формирования и развития управленческой мысли. Поэто­ му в учебном пособии сначала рассматриваются этапы развития ме­ неджмента и классификация подходов, а затем приводится характе­ ристика основных школ: школы научного управления; классической (административной) школы; школы психологии и человеческих от­ ношений; школы науки управления (количественной школы) и мо­ делей менеджмента (американской, японской и европейской). Зна­ чительное внимание в учебном пособии удаляется развитию теории и практики управления в СССР и современной России.

 

Как показывает предшествующий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судь­ боносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхо­ да из сложившейся кризисной ситуации. Так было, например, в пери­ од реформирования системы управления в СССР в 1960-е гг., когда взоры многих отечественных ученых устремились в прошлое, критиче­ ское осмысление которого должно было помочь в поиске путей вы­ хода из создавшегося положения. В это время появились работы совет­ ских ученых (Р. А. Белоусова, ДМ. Гвишиани, О. А. Дейнеко, ДМ. Крут, Г.Х. Попова, В.Г. Афанасьева, AM. Бирмана, СЕ. Каменицера и др.), в которых не только критически оценивался отечественный и зару­ бежный опыт управления, но и давались рекомендации по его ис­ пользованию для совершенствования системы управления в СССР1.

 

1 См.: Крук Д.М. Развитие теории и практики управления производством в СССР.

 

М, 1974; Гвишиани Д.М. Организация управления. 2-е изд. М: Наука, 1973; Крити­ ческий анализ теории и практики менеджмента. М.: Прогресс, 1976.


 


Аналогичный всплеск интереса к прошлому, связанный с реформиро­ ванием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР

 

в 1980-е гг., когда также появился целый ряд работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления1. Перестройка системы управления, начатая в нашей стране М.С. Горбачевым, также сопро­ вождалась возрастанием интереса к изучению развития управлен­ ческой мысли2.

 

В развитие истории менеджмента значительный вклад внесли многие науки — политэкономия, философия, психология, социоло­ гия, конкретная экономика, технические науки, медицина и др. Вме­ сте с тем история менеджмента параллельно сосуществует с такими дисциплинами, как история политэкономии, история философии, история экономической мысли и др. В свою очередь, эти дисципли­ ны затрагивают отдельные категории истории менеджмента.

 

История менеджмента имеет свой предмет исследования — тео­ рию и практику управления. Как учебная дисциплина, история ме­ неджмента оперирует теми же категориями и понятиями, что и наука

менеджмент.

 

Между историей развития менеджмента и процессом развития системы управления нельзя ставить знак равенства. Как правило, история развития управленческой мысли опережает процесс совер­ шенствования систем управления на практике. Вместе с тем между ними существует как прямая, так и обратная связь. С одной стороны, развитие управленческой мысли способствует совершенствованию системы управления, с другой — практика управления, ее недостатки

 

и погрешности дают дополнительный импульс для появления но­ вых идей и концепций.

 

Изучение истории менеджмента является необходимым условием формирования современного менеджера-профессионала. Для этого необходимо пересмотреть отношение к истории развития менеджмен­ та за рубежом. В условиях административно-командной системы управления в СССР превалировал взгляд на менеджмент как на бур­ жуазную науку. Проблемы управления в нашей стране рассматри­ вались изолированно, без какой-либо увязки с зарубежной теорией

 

и практикой управления; в литературе, в основном, давался их кри­ тический анализ и показывались преимущества социалистической си-

 

1 См.: Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления в СССР. М.: Мысль, 1983; Критический анализ буржуазных теорий и практики управления / Под ред. СЕ. Каменицера М.: Прогресс, 1980; Совершенствование управления общественным производством. М.: МГУ, 1979.

 

2 См.: Бобрышев Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли. М., 1987; Попов Г.Х. Методологические вопросы изучения исторического опыта (по книге Болинброка «Письма об изучении и пользе истории») // Проблемы историче­ ского развития планового управления экономикой. Тезисы докладов симпозиу­ ма. Пушкино, 1986.


 


стемы управления по сравнению с капиталистической. В условиях формирования рыночных отношений в России необходимо иметь в виду, что отечественная наука управления является неотъемлемой составной частью мировой управленческой мысли. Отечественные ученые внесли значительный вклад в формирование науки управления, что признано во всем мире. Поэтому особенно важно изучение не только зарубежной истории развития менеджмента, но и отечественной.

 

Предлагаемое учебное пособие ставит своей целью ознакомле­ ние с основными, наиболее значительными направлениями разви­ тия истории менеджмента на различных этапах формирования науки управления. Здесь названы имена наиболее известных ученых и прак­ тиков, внесших заметный вклад в становление менеджмента как науки, а также сделаны ссылки на первоисточники, которые могут быть использованы для более глубокого изучения истории менедж­ мента. Учебное пособие «История менеджмента» подготовлено в со­ ответствии с требованиями Государственного образовательного стан­ дарта высшего профессионального образования и программой по специальности «Менеджмент».

 

Знание истории развития менеджмента будет способствовать по­ лучению квалифицированного образования при подготовке не только менеджеров-профессионалов, но и экономистов широкого профиля, а также формированию ими собственных взглядов для эффективного решения как сегодняшних, так и будущих проблем.


 

1.1. Этапы развития менеджмента

 

Давая характеристику окружающего мира, можно выделить три основных компонента: неживую природу, живую природу и челове­ ческое общество. Такое деление позволяет провести классификацию процессов управления:

• в неживой природе (технических системах);

• в живой природе (биологических системах, организмах);

• в человеческом обществе (социальных системах).

 

Управление техническими системами, т.е. машинами, механизма­ ми, производственно-техническими процессами, как правило, назы­ вают управлением средствами труда (вещами). Эта область управле­ ния является предметом изучения технических наук.

 

Управление процессами, протекающими в живой природе, изучает­ ся естественными науками.

Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных

 

в группы, коллективы, с их различными интересами, представляет собой управление людьми (работниками). Эта наиболее сложная об­ ласть управления социальными системами является предметом изу­ чения социальных (общественных) наук.

Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Практика управления стара как мир. Но сего­ дня никто с достаточной степенью достоверности не скажет, когда возникли первые элементы управления. По-видимому, потребность

 

в нем возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами. Значительно позднее К. Маркс укажет на то, что

 

всякий непосредственно общественный труд, осуществляемый в срав­ нительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность ме­ жду индивидуальными работами и выполняет общие функции1.

 

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах

человеческой деятельности:

• оборонительной — защита от диких зверей и врагов;

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 342.


 


• политической — установление и поддержание порядка в группе;

• экономической — производство и распределение ограничен­

ных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.

 

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управле­ ние во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

 

Древний мир Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг.до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огром­ ных пирамид требовало прежде всего четкого планирования. Необхо­ димо было решить где, какого размера и каким способом добывать камень, как его подвозить к месту строительства. Кроме того, необ­ ходимо было решить и все организационные вопросы: когда и с по­ мощью какого транспорта подвозить камни к месту строительства. Камни вырубались зимой и весной, а перевозились в период разлива Нила. Таким образом решались вопросы сокращения затрат на строи­ тельство. На управление также возлагалось координирование действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников.

 

Дошедшие до нашего времени незначительные источники сви­ детельствуют о довольно широком понимании египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства. В древнем памятнике письменности Египта — книге «Поучение Птаххотепа», датируемой 2000—1555 гг. до н.э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время: «Если ты начальник, будь спо­ коен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его преж­ де, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе»1.

 

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Каменщик не должен затачивать сам свой инст­ румент. Управление он считал наукой об общем развитии людей, ко­ торая должна базироваться на всеобщих разумных законах. В управле­ нии обществом главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом. При этом он вы­ делил два вида надзора: титанический, основанный на силе, и поли­ тический, мягкий. Каждый член общества выполняет свои опреде­ ленные функции, а правитель сплетает их в гармоническое целое.

 

У Сократа дается понимание управления как особой сферы че­ ловеческой деятельности. Он говорил о том, что главное в управле-

 

1 История всемирной литературы. Т. 1. ML: Наука, 1983. С. 63—64.


 


нии — поставить нужного человека на нужное место и добиться вы­ полнения поставленных перед ним задач. Современная позиция, по существу, не изменилась. Как отмечают авторы учебника «Основы менеджмента»: «Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить»1.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Поэтому в 284 г. н.э. император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою оче­ редь, в четыре географических региона. Диоклетиан и три его помощ­ ника возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

 

Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль можно показать на примере применяемой там системы управ­ ления фермой. Так, например, Катон Старший (234—149 гг. до н.э.) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной рабо­ той, о необходимости сравнения программы и результатов, о выясне­ нии причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

 

Интересны идеи в области управления, выдвинутые мыслителями Древнего Востока. Из древнеиндийского трактата «Артхамастра» (IV— III вв. до н.э.) видно, что получили развитие такие науки, как фи­ лософия, учение о хозяйстве и учение о государственном управле­ нии. На санскрите искусство управления называется «дан-данити», в буквальном переводе «руководство по владению палкой» (на сан­ скрите палка — данда).

Для организаций Древнего мира было характерно:

• относительно небольшое количество руководителей, практи­ ческое отсутствие руководителей среднего звена;

 

• управленческая работа зачастую не выделялась и не отделя­ лась от неуправленческой деятельности;

 

• должности руководителей организаций занимали чаще всего по праву рождения или силой;

 

• малое количество крупных организаций.

 

Вместе с тем следует отметить, что в древности крупные орга­ низации имели формальные структуры управления с четко выделенными уровнями управления. Руководители этих организаций затрачивали определенное количество усилий для координации их деятельности. Организации налаживали связи с другими организациями, что спо­ собствовало достижению ими определенного успеха.

 

1 Мескон М.Х., Альберт А/., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. С. 566.


 


Средневековье и Новое время В практике управления существуютпримеры организаций, возникших в Средневековье и успешно функ­ ционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится Римско-католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Совре­ менные военные организации также имеют структуру, похожую на структуру управления католической церкви. Наличие эффективных структур управления позволяет этим организациям успешно разви­ ваться и процветать, тогда как многие современные организации со слабыми структурами управления приходят в упадок или даже пре­ кращают свое существование.

 

Теория управления в Древнем мире была развита слабо. В основ­ ном управление осуществлялось на практике, большей частью мето­ дом проб и ошибок. Производился также обмен опытом и идеями среди правителей, церковных деятелей, военачальников.

 

Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политиче­ ский деятель Никколо Макиавелли (1469—1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организа­ ции его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных1.

 

В эпоху Петра I в России сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Проводимые Петром I реформы были направлены на достижение «общего блага». Власть государя трактовалась как неограниченная и стоящая выше закона. В «Артикуле воинском» сказано: «Государь никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государ­ ства и земли... по своей воле благомнению управлять»2. Реформы Петра 1 касались государственного управления.

 

К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно. Известен опыт управления заводами Сибири и Урала. В книге начальника главных заводов Сибири и Ура­ ла В.И. Геннина3 затрагиваются вопросы, которые не потеряли сво­ ей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя и др. Генниным описана модель руководителя, в которой главное место от­ водится его организаторским способностям и личным качествам (че­ стность, трудолюбие, здравый смысл, трезвый расчет, заботливость). Перечисленные качества важны и для современного руководителя.

 

1 Бурлацкий Ф.М. Загадки и урок Никколо Макиавелли. М.: Молодая гвардия, 1978.

 

2 История политических и правовых учений. М.: Юридическая литература, 1983. С. 207.

 

3 Геннин В.И. Описание уральских и сибирских заводов. М., 1937.


 


В условиях капиталистического и феодального обществ потреб­ ность в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством.

 

Основой существования феодального общества было ведение нату­ рального хозяйства. Рабы и крепостные крестьяне находились в пол­ ной личной зависимости от воли и власти хозяина, что не стимули­ ровало роста производительности труда.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных