Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Генри Форд — основные принципы организации производства




 

Идеи Тейлора в области организации производства продолжил Генри Форд (1863—1947). Он автор двух книг: «Моя жизнь, мои достиже­ ния» и «Сегодня и завтра». Первая книга была переведена на русский язык в 1924 г., вторая — в 1928 г.

 

Форд родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ир­ ландии. Два важнейших события детства произвели на него серьез­ ное впечатление. В 12 лет он впервые увидел на дороге движущий­ ся локомобиль, и в этом же году ему подарили часы. С детства он был «прирожденным техником». Увиденный локомобиль определил его дальнейшую судьбу.


 


В 15 лет Форд оставил занятия в школе и определился учеником

 

в механическую мастерскую в Детройте. В этом возрасте он уже мог не только починить любые часы, но даже изготовить вполне прилич­ ные часы. В молодые годы он имел более 300 часов. Одно время он хотел даже изготовлять часы, но пришел к мысли, что не все люди их будут покупать. А ему хотелось наладить производство какой-нибудь продукции ддя массового потребителя. И он обратился к сред­ ствам передвижения.

 

В 1891 г. он разработал конструкцию газолиновой тележки и не­ сколько лет занимался совершенствованием ее двигателя. Впер­ вые Форд сумел на ней проехать в 1893 г. Газолиновая тележка, имеющая резервуар емкостью 12 л, пробегала 60 миль со скоростью 20 миль в час.

 

На базе этой газолиновой тележки впоследствии был создан ав­ томобиль «Форд»> модель «Т», который имел уже четыре цилиндра, автоматическое пусковое устройство и был проще своего предшест­ венника при том, что стал удобнее и практичнее в использовании.

 

С 1893 г. Форд уже работает в должности главного инженера Эдисоновской компании Детройта, специализирующейся на осве­ щении города. В 1899 г. он становится главным инженером Дет­ ройтской автомобильной компании и работает в ней по 1902 г. Дея­ тельность в этой компании принесла ему известность изобретателя скоростных моделей автомобилей.

 

В 1903 г., Форд создает «Форд синьер компани», контрольный па­ кет акций которой (51%) он приобретает в 1916 г. В 1919 г. его сын приобретает остальные — 41% акций. Весь пакет акций оказался в ру­ ках семьи Форда. Благодаря созданию автомобиля модели «Т» Форд сломал все прежние концепции, существовавшие в автомобильной промышленности. Эта модель пользовалась огромной популярностью среди покупателей — в 1908—1927 гг. было продано свыше 15 млн автомобилей этой модели. Это были дешевые и практичные авто­ мобили, способные преодолеть и ухабистые проселки, и грязь, и снег, и песок, и даже каменную лестницу. В народе этот автомобиль назы­ вали «жестяной машинкой». Сам Г. Форд тоже ездил на такой.

 

Создавая автомобильное производство, Форд писал, что цель его состояла в том, «чтобы производить с минимальной затратой мате­ риала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью». Он отмечал, что «алчность есть род близорукости». Вместе с тем он имел громадную прибыль за счет увеличения объема продаж. «За­ помни: тот, кто слишком гонится за прибылью, никогда не гребет деньги лопатой! Вот мне лично просто нравится выпускать автомо­ били, которые раскупаются, как горячие пирожки!» В основу органи­ зованного им производства были положены следующие принципы:

 

• не следует бояться возможных неудач, так как «неудачи дают только повод начать снова и более умно»;


 


не следует бояться конкуренции и вместе с тем не следует стре­ миться к нанесению вреда делу и жизни другого человека, яв­ ляющегося вашим конкурентом;

 

не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу потребителей. «По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход»;

 

«производитьне значит дешево покупать и дорого продавать».

 

Покупать сырье и материалы следует «по сходным ценам»,

добавляя в процессе производства незначительные дополни­ тельные расходы, но добиваясь при этом изготовления доб­ рокачественной продукции. «Вести азартную игру, спекули­ ровать и поступать нечестно — это значит затруднять только указанный процесс»1.

 

Следуя сформулированным им принципам, Форд сумел резко увеличить годовой объем производства автомобилей с 18 664 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижа­ лась, за десять лет она упала с 950 до 355 долл.

 

В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в разви­ тии системы Тейлора. Он сформулировал основные принципы органи­ зации производства.

1. Максимальное разделение труда, специализация.

2. Широкое применение высокопроизводительного специально­ го оборудования, инструментов и приспособлений.

3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса.

4. Регламентированный ритм производства продукции.

5. Механизация транспортных операций.

На основе этих принципов появилась возможность создания по­ точного производства, которое позволяет повышать производитель­ ность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, кото­ рому не требуется самому подгонять рабочих. На поточной линии это осуществляется автоматически в связи с тем, что рабочий вынуж­ ден сам приспосабливаться к скорости движения конвейера и дру­ гих механизмов.

Большое значение при создании поточной линии имеет четкая техническая и организационная подготовка производства и обслу­ живания рабочих мест. Форд впервые отделил основную работу от ее обслуживания. Все необходимое для работы (заготовки, материалы, инструменты, приспособления, тара, чертежи и пр.) заблаговременно подается на рабочее место. Таким образом, основному производст­ венному рабочему не надо отвлекаться на выполнение вспомогатель­ ных операций и он все свое рабочее время может посвятить выпол­ нению порученной ему операции на своем рабочем месте.

 

1 Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. С. 24.


 


Поточные методы организации производства способствовали воз­ никновению конвейерных методов работы (идею движущейся ленты Форд подсмотрел на одном мясокомбинате), где специализация опе­ раций сочеталась с принудительным ритмом работы, задаваемым ав­ тономным движением предметов труда.

 

Первый конвейер был пущен в 1913 г., экономический эффект от его внедрения превзошел все ожидания. Каждую минуту с кон­ вейера сходило шесть готовых автомобилей. В течение длительного времени империя Форда с легкостью держала в своих руках весь потребительский рынок автомобилей. Однако впоследствии, с воз­ растом, он утратил чувство новаторства и уступил свои позиции дру­ гой американской компании — «Дженерал Моторс». В сентябре 1945 г. Форд отошел от дел и передал руководство компанией своему внуку — Генри Форду-второму. Дела компании «Форд Мотор» на­ ходились в упадке, ей грозило банкротство. Однако у внука оказа­ лась хорошая интуиция на людей: он нанял знающих менеджеров, которые сумели уже к середине 50-х гг. XX в. вернуть компании былую мощь.

 

Конвейеризация производства способствовала резкому повыше­ нию темпа, интенсивности и напряженности труда рабочих при од­ новременной его изнурительной монотонности. Конвейерный метод организации производства поставил рабочих в крайне жесткие ус­ ловия. Им приходилось неподвижно стоять по восемь часов в день без каких-либо перерывов, выполняя одну и ту же операцию. Во время работы запрещалось переговариваться: рядом ставили рабочих раз­ ных национальностей — индуса с немцем, финна с китайцем.

 

Г. Форд брал на работу женщин, бывших заключенных, эмигран­ тов, слепых и пр. «Труд — это источник счастья», — говорил он. Однако такое счастье могли выдержать немногие. Рабочие и проф­ союзы выступили против фордизма. В 1912 г. их поддержал Конгресс США, высказавшийся против использования системы Тейлора на государственных предприятиях. В 1970-х гг. авторы доклада «Работа

 

в Америке» отмечали, что «промышленность расплачивается за продолжающуюся приверженность к практике Тейлора низкой про­ изводительностью рабочего и высоким уровнем саботажа, прогулов

 

и текучести кадров».

 

В системе Форда повышается роль и значение внутрипроизводст­ венного оперативного планирования и, в частности, поддержания на требуемом уровне оборотных заделов между смежными операциями

 

с различной длительностью времени на их выполнение. Кроме того,

в системе Форда повышается роль контроля за качеством продукции.

 

В случае появления брака дефектные детали и узлы немедленно изымаются с конвейера, так как малейшая задержка в его работе может привести к остановке всего процесса производства.


 


Так же, как и Тейлор, Форд придавал большое значение работе распределительного бюро, которое разрабатывало подробнейшим образом весь производственный процесс изготовления продукции, вплоть до деталей и операций. Однако в системе Форда теряет свое значение инструкционная карточка, которой отводилась значитель­ ная роль в системе Тейлора. Это связано с тем, что в основе работы конвейера лежит такт (темп). Интенсивность труда рабочего непо­ средственно связана с темпом и скоростью движения конвейера, которые четко рассчитываются. На конвейере работают низкоква­ лифицированные рабочие, не имеющие специальной подготовки. Этим достигается высокая взаимозаменяемость рабочих, и предпри­ ятие не зависит от них.

 

Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное, обеспечивая себя всем необходимым для осуществления производства выпускаемой продукции. Так, про­ изводство автомобилей невозможно без проката черных металлов. В связи с этим Форд налаживает свое металлургическое производство. Металлургическое производство, в свою очередь, требует железной руды и угля. Поэтому Форд приобретает железные рудники и уголь­ ные шахты. Для перевозки всех этих материалов необходим транс­ порт, и Форд оснащает производство железнодорожным транспор­ том, автобазами, пароходами и пр. Кроме того, Форд налаживает изготовление всех необходимых для производства основной продук­ ции комплектующих изделий — электротехнических, резиновых и др. Применение подобной структуры организации производства было вполне оправдано в условиях, когда рыночные отношения не полу­ чили должного развития. Форд видел в этой организационной струк­ туре следующие преимущества: во-первых, независимость от изме­ нений условий работы и конъюнктуры взаимосвязанных отраслей промышленности; во-вторых, возможность подчинения всех вспо­ могательных и обслуживающих производств и предприятий ритму работы основного — производства автомобилей.

 

Значительное внимание в системе Форда уделялось вопросам стандартизации как основного, так и вспомогательного производст­ ва, что позволило резко сократить затраты средств, сил и времени.

 

В социальном плане Форд продолжал развивать основное по­ ложение системы Тейлора о гармонии интересов предпринимателя и рабочего.

 

Появление системы Форда связано с тем этапом общего кризи­ са капитализма, когда империализм, и прежде всего американский, пытался найти новые направления своего развития путем создания крупнейших трестов и синдикатов, стремящихся в собственных ин­ тересах регулировать производство и сбыт продукции, чтобы избежать кризисов перепроизводства. Форд считал свою фирму гарантиро­ ванной от кризисов перепроизводства, а рабочих — от безработицы.


 


Однако и концепция Форда, и его фирма потерпели крах во время кризиса 1929—1933 гг. Не выдержало также испытания временем одно из основных положений концепции Форда о преимуществах замкнутой организации производства в рамках одной фирмы. Раз­ рушение этого положения связано с развитием специализации и ко­ оперирования.

 

Школа научного управления связана с именами К. Барта, С. Томп­ сона, Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, которые в течение многих лет явля­ лись ближайшими сотрудниками Тейлора. Такие же исследователи, как Г. Форд и Г. Эмерсон, непосредственно с Тейлором не работали, но они опирались в своих исследованиях на идеи и основные по­ ложения его работ.

 

Тесты для самопроверки

 

1. Основоположником научного управления является:

 

1) А. Файоль;

2) Э. Мэйо;

3) М.С. Горбачев;

4) Ф. Тейлор;

5) Г. Гантт;

6) М.П. Фоллетт.

 

2. Направление разработок (А. «Изучение движений» и влияющих на них факторов. В. Определение двенадцати принципов повышения произ­ водительность труда. С. Разработка плановых графиков, сокращение непроизводительных затрат. D. Разработка принципов научной органи­ зации производства. Е. Создание системы научной организации труда) принадлежит:

 

1) Ф. Тейлору;

2) Г. Гантту;

3) Г. Форду;

4) Ф. Гилбрету;

5) Г. Эмерсону.

 

3. Отнесите каждый фактор по принадлежности к соответствующей группе (А. Переменные факторы рабочего. В. Переменные факторы обстановки, оборудования и инструментов. С. Переменные факторы движения):

 

1) монотонность и трудность работы;

2) здоровье;

3) культура;

4) телосложение;

5) отопление;

6) скорость;


 


7) количество выполненной работы;

 

8) квалификация;

 

9) образование;

 

.10) стоимость работы;

 

11) автоматичность;

 

12) образ жизни;

 

13) направление движений и их целесообразность;

 

14) степень утомляемости;

 

15) освещение.

 

4. Отнесите каждый принцип по принадлежности к соответствую­ щей группе (А. Принципы повышения производительности труда (по Эмерсону). В. Принципы организации производства (по Форду)):

 

1) регламентированный ритм производства продукции;

 

2) нормирование операций;

 

3) нормализация условий работы;

 

4) максимальное разделение труда, специализация;

 

5) размещение оборудования по ходу технологического процесса;

 

6) наличие инструкций и стандартов;

 

7) наличие рациональной системы оплаты труда;

 

8) механизация транспортных операций;

 

9) соблюдение строгой дисциплины;

 

10) применение специального оборудования, инструментов и при­ способлений.

 

5. Личная заслуга Ф. Тейлора состоит:

 

1) в сближении интересов рабочих и администрации;

 

2) в ориентации на материальные потребности человека;

 

3) в разработке мероприятий, способствующих повышению произво­ дительности труда;

 

4) в работе по управлению — это определенная специальность, управлять надо «научно».

 

6. Сущность концепции Ф. Тейлора заключается:

 

1) в проведении экспериментов;

 

В в установлении рабочему научно обоснованного дневного задания;

 

В в создании системы научной организации труда;

 

В в разделении функций по производству и по управлению;

 

В в привлечении рабочих к управлению.

 

7. Основные положения фордизма состоят:

 

1) в ориентации на ручной труд;

 

2) в повышении цен на производимую продукцию;

 

3) в разработке основных принципов организации производства;

 

4) в повышении качества продукции за счет привлечения труда вы­ сококвалифицированных рабочих.


 


8. Укажите, какие положения школы научного управления используют­ ся в современном менеджменте:

 

1) жесткий контроль за деятельностью рабочих;

 

2) использование труда менеджеров-профессионалов;

 

3) нормирование производственных операций;

 

4) повышение благосостояния каждого работника;

 

5) ориентация на экономического человека;

 

6) необходимость стимулирования труда;

 

7) создание благоприятных условий для работы;

 

8) организация поточного производства и конвейеров;

 

9) гармония интересов предпринимателя и рабочего.

 

Библиографический список

 

1. Дункан У.Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки ос­ новоположников менеджмента и управленческой практики. М., 1996.

 

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Банки и биржи, 2004.

 

3. Тейлор ФУ. Принципы научного менеджмента. М., 1991.

 

4. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989.

 

5. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Эко­ номика, 1992.


 

 

3.1. Основные положения концепции А. Файоля

 

Классическая, или, как ее еще называют, административная, шко­ ла в управлении развивалась в период с 1920 по 1950 г. Родоначаль­ ником этой школы считается Анри Файоль (1841 — 1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из осново­ положников теории управления. В 19 лет Файоль окончил Нацио­ нальную школу горного дела в Сент-Этьене.

В отличие от школы научного управления, которая занималась

в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической шкоды занялись разработкой под­ ходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подоб­ ный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Ф. Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятельность простыми ра­ бочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт рабо­ ты в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Так, Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протя­ жении 30 лет (1888—1918) был управляющим большого француз­ ского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо». Когда он принял руководство, концерн находился на грани краха.

 

К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился

в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало укреплению обороноспособности Франции во вре­ мя Первой мировой войны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных