ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897—1977). Под его руководством была осуществ лена полноценная экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой вой ны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню благосо стояния и развития.
В основу разработанной Эрхардом концепции «социального ры ночного хозяйства» была положена теория косвенного регулирова ния Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуще ствлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий. Эрхард отмечал, что «Европа ищет новые формы, и я уверен, что европейское решение будет разработа но под знаком свободы... политическая свобода предполагает и эко номическую»1.
Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономи ческого чуда. Этому способствовало осуществление таких мер, как вы бор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антитрестовских и антикартельных указов, защита внутрен него рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свобод ного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических
1 Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М., 1993. С. 228.
отношений и т.п. В 1948 г. были проведены валютно-денежная и эко номическая реформы управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике.
Теория «социального рыночного хозяйства» базируется на прин ципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие про изводства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено приня тием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Был при нят ряд мер, направленных на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.
Под руководством Эрхарда была проведена эффективная поли тика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная систе ма социальной защиты населения, которую Эрхард называл «полити кой для миллионов». Осуществление этой политики проводилось под лозунгом «благосостояние для всех». Однако эта политика требова ла разного подхода к сильным и слабым. От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо было про являть милосердие, защиту и поддержку, не унижая их и не оскорб ляя их человеческое достоинство.
На обеспечение социальной защиты малоимущего населения бы ли направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспечен ные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь пре старелым, пенсии увеличились в несколько раз, выплачивались по собия неимущим квартиросъемщикам и т.д.
Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду вклю чает в себя два основных положения.
1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйст вования. Концепция Эрхарада была направлена на создание сильно го, «социального государства», которое не только регулирует общест венные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения. Та кая позиция противоположна взглядам американского исследователя М. Фридмэна, который ввел термин «монетаризм». Фридмэн высту пал против государственного регулирования. Государство монетари стского типа не гарантирует населению оказание медицинской по мощи, создание государственной системы социального страхования и образования. Рыночная экономика развивается стихийно, без ка кого-либо вмешательства со стороны государства.
Понятие «социальное государство» было закреплено в конститу ции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция,
Италия и др.) определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация: в ст. 7 Конституции запи сано, что Российская Федерация — социальное государство. Однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения все более ухудшается.
2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматри вало установление четкого и большого количества директивных пока зателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.
Государственный индикативный план составляется на 5 лет и еже годно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентиро вочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его рас пределение, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также со ставляются на 5 лет и ежегодно корректируются.
Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ су мела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и вой ти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, при шел в полный упадок, что потребовало реформирования всей сис темы управления.
Социальное партнерство Основой успеха индикативного планирования в ФРГ явилась поддержка всем населением главных целей со циально-экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых интересов общества, известный как соци альное партнерство.
Социальное партнерство представляет собой такой тип отноше ний между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты раз решаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повы шении заработной платы, изменения режима работы и условий тру да, снижения налогов и т.п. Однако политические забастовки, направ ленные на смену власти, отставку правительства или президента страны, нарушают баланс социального партнерства.
Россия, ориентируясь на опыт передовых стран с развитой эко номикой, также ввела термин «социальное партнерство» в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В конце 1991 г. вы шел Указ Президента РФ «О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров (конфликтов)» и Закон «О коллективных догово рах и соглашениях». Согласно этим документам равноправными субъ-
ектами социального партнерства являются государство, наемные ра ботники и предприниматели (работодатели). В странах с рыночной экономикой отношения социального парт нерства складывались естественным путем на протяжении длительно го периода времени. Россия же решает эти вопросы, как и многие другие, связанные с формированием рыночных отношений, адми нистративным путем, что не приносит пока желаемых результатов. В России до сих пор не сформировалось понимание необходимости партнерства, согласия ввиду недостаточного развития социально-трудовых отношений, низкого уровня общей культуры партнеров и отсутствия четко выраженной стратегической цели. Модель «социального рыночного хозяйства» Эрхарда превзошла все возлагаемые на нее ожидания. «Немецкое чудо» было достигну то благодаря правильному выбору социально ориентированной моде ли развития общества. Немецкая экономическая политика позволила непрерывно наращивать объем благ, предоставляемых населению. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Шведская модель социализма Г. Мюрдаля Определенный интерес представляет шведская модель социализма. До середины XIX в. Швеция оставалась аграрной страной. Из 3,5 млн жителей 80% имели доходы от сельского хозяйства. И только 1/10 часть населения жила в городах. Развитие индустриализации приходится на 70-е гг. XIX в. Прирост населения в Швеции вызвал повышенный спрос на про мышленные товары не только внутри страны, но и в Англии, куда начали поставляться такие шведские товары, как железо, лес и про дукция сельского хозяйства. Получили быстрое развитие целлюлозные фабрики, лесопильные заводы и металлургические предприятия. Росла производительность труда.
К 90-м гг. XIX в. Швеция имела развитую промышленность.
В связи с ростом доходов населения особенно бурно развивались обувная и текстильная отрасли. Однако движущей силой экономиче ского роста продолжала оставаться промышленность, работающая на экспорт, — целлюлозная, горно-рудная, машиностроительная и элек тротехническая.
В 1921—1922 гг. шведскую промышленность потряс кризис, ко торый очень быстро был ликвидирован. В 1930—1931 гг. Швеция по страдала от мирового кризиса, начавшегося в октябре 1929 г. в США.
В 1932 г. безработица выросла почти до 25%. Объем экспорта со кратился. Ряд предприятий обанкротился, в том числе и концерн Крейгера1. Последствия этого кризиса также были быстро преодо лены. Безработица упала до прежнего уровня (5—10%). В годы Вто-
1 Элкунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 274-276.
рой мировой войны экономика Швеции пострадала значительно меньше других европейских стран. В послевоенные годы значитель но возрос экспорт продукции машиностроения, деревообрабатываю щей и добывающей промышленности в страны, восстанавливающие разрушенное войной хозяйство. Все это способствовало быстрому росту шведской экономики.
В 50—60-е гг. XX в. Швеция достигла значительных успехов. Объ ем промышленного производства увеличился почти на 35%. В 1960— 1965 гг. ежегодный прирост ВНП на душу населения в среднем со ставил 5,3%, а производительность труда — 5—6%. Уровень безрабо тицы стремительно падал и к началу 1970-х гг. составил всего 2%К
Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гун-наром Мюрдалем (1898—1987). Шведская модель социализма Мюр-даля основана на теории социального рыночного хозяйства, соци ально регулируемой экономики и социального партнерства.
Эта модель учитывает специфические особенности Швеции, ко торая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения. В течение почти 70 лет у вла сти в Швеции находились социал-демократы.
Шведская модель социализма Мюрдаля во многом сходна с кон цепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных про цессов способствует созданию эффективной экономики, основан ной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена слож ная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.
Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал соз дание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как трудо способного, так и нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса раз личных мер:
• обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;
• оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;
• создание условий для зарабатывания средств любыми спосо бами, не противоречащими законам; • защита гражданских и политических прав и свобод;
• защита от политического преследования и произвола админи страции;
1 Элкунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 279.
• создание благоприятного социально-психологического кли мата как в обществе в целом, так и в отдельных его структур ных образованиях;
• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуще
ствить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхо вания по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополни тельных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели.
Все эти меры способствовали увеличению размеров личного по требления.
Впоследствии Швеция пережила два достаточно глубоких кри зиса: в 1977—1978 и в 1981 — 1982 гг. С похожими трудностями встретились практически все страны Западной Европы, но в Шве ции спад промышленной продукции был выше, чем в других странах, и составил за период 1976—1982 гг. 5%. Одновременно сократился не менее чем на 40% объем промышленных капиталовложений1. При чинами упадка экономики наряду с нефтяным кризисом 1970-х гг. является ухудшение внешних условий сбыта экспортной продук ции, насыщение внутреннего рынка, изменение международной ва лютной системы, политическая нестабильность в стране и др. Для вы хода из сложившегося положения Стокгольмская школа, в которую входили известные шведские ученые и экономисты (Пол Самуэльсон2, Гуннар Мюрдаль, Эрик Дамэн, Бертиль Улин, Эрик Лундберг, Ганнар Стрэнг и др.), рекомендовала использовать модифицированную кейн-сианскую политику. Были проведены денежная и налоговая рефор мы. Правительство активно проводило политику на оптимальное распределение прибыли и направление ее в первую очередь на инве стиции. В итоге Швеции удалось добиться значительных успехов, экономическое положение страны стало достаточно устойчивым.
Большинство исследователей считают, что в США теория и прак тика управления достигли значительно более высокого уровня раз вития, чем в других странах. По их мнению, высокая производитель ность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские биз несмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к раз ным условиям на рынках. Именно отставанием в области образования, организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следу ет считать то, что американцы проводят в Западной Европе поли тику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.
1 Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. С. 280.
2 Пол Самуэльсон — лауреат Нобелевской премии в области экономики в 1970 г. Развивал идеи Кейнса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|