Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда




 

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897—1977). Под его руководством была осуществ­ лена полноценная экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой вой­ ны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню благосо­ стояния и развития.

 

В основу разработанной Эрхардом концепции «социального ры­ ночного хозяйства» была положена теория косвенного регулирова­ ния Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуще­ ствлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий. Эрхард отмечал, что «Европа ищет новые формы, и я уверен, что европейское решение будет разработа­ но под знаком свободы... политическая свобода предполагает и эко­ номическую»1.

 

Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономи­ ческого чуда. Этому способствовало осуществление таких мер, как вы­ бор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антитрестовских и антикартельных указов, защита внутрен­ него рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свобод­ ного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических

 

1 Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М., 1993. С. 228.


 


отношений и т.п. В 1948 г. были проведены валютно-денежная и эко­ номическая реформы управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике.

 

Теория «социального рыночного хозяйства» базируется на прин­ ципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие про­ изводства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено приня­ тием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Был при­ нят ряд мер, направленных на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.

 

Под руководством Эрхарда была проведена эффективная поли­ тика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная систе­ ма социальной защиты населения, которую Эрхард называл «полити­ кой для миллионов». Осуществление этой политики проводилось под лозунгом «благосостояние для всех». Однако эта политика требова­ ла разного подхода к сильным и слабым. От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо было про­ являть милосердие, защиту и поддержку, не унижая их и не оскорб­ ляя их человеческое достоинство.

 

На обеспечение социальной защиты малоимущего населения бы­ ли направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспечен­ ные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь пре­ старелым, пенсии увеличились в несколько раз, выплачивались по­ собия неимущим квартиросъемщикам и т.д.

 

Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду вклю­ чает в себя два основных положения.

 

1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйст­ вования. Концепция Эрхарада была направлена на создание сильно­ го, «социального государства», которое не только регулирует общест­ венные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения. Та­ кая позиция противоположна взглядам американского исследователя М. Фридмэна, который ввел термин «монетаризм». Фридмэн высту­ пал против государственного регулирования. Государство монетари­ стского типа не гарантирует населению оказание медицинской по­ мощи, создание государственной системы социального страхования и образования. Рыночная экономика развивается стихийно, без ка­ кого-либо вмешательства со стороны государства.

 

Понятие «социальное государство» было закреплено в конститу­ ции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция,


 


Италия и др.) определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация: в ст. 7 Конституции запи­ сано, что Российская Федерация — социальное государство. Однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения все более ухудшается.

 

2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматри­ вало установление четкого и большого количества директивных пока­ зателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

 

Государственный индикативный план составляется на 5 лет и еже­ годно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентиро­ вочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его рас­ пределение, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также со­ ставляются на 5 лет и ежегодно корректируются.

 

Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ су­ мела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и вой­ ти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, при­ шел в полный упадок, что потребовало реформирования всей сис­ темы управления.

 

Социальное партнерство Основой успеха индикативного планиро­вания в ФРГ явилась поддержка всем населением главных целей со­ циально-экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых интересов общества, известный как соци­ альное партнерство.

 

Социальное партнерство представляет собой такой тип отноше­ ний между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты раз­ решаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повы­ шении заработной платы, изменения режима работы и условий тру­ да, снижения налогов и т.п. Однако политические забастовки, направ­ ленные на смену власти, отставку правительства или президента страны, нарушают баланс социального партнерства.

 

Россия, ориентируясь на опыт передовых стран с развитой эко­ номикой, также ввела термин «социальное партнерство» в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В конце 1991 г. вы­ шел Указ Президента РФ «О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров (конфликтов)» и Закон «О коллективных догово­ рах и соглашениях». Согласно этим документам равноправными субъ-


 


ектами социального партнерства являются государство, наемные ра­ ботники и предприниматели (работодатели).

В странах с рыночной экономикой отношения социального парт­ нерства складывались естественным путем на протяжении длительно­ го периода времени. Россия же решает эти вопросы, как и многие другие, связанные с формированием рыночных отношений, адми­ нистративным путем, что не приносит пока желаемых результатов. В России до сих пор не сформировалось понимание необходимости партнерства, согласия ввиду недостаточного развития социально-трудовых отношений, низкого уровня общей культуры партнеров и отсутствия четко выраженной стратегической цели.

Модель «социального рыночного хозяйства» Эрхарда превзошла все возлагаемые на нее ожидания. «Немецкое чудо» было достигну­ то благодаря правильному выбору социально ориентированной моде­ ли развития общества. Немецкая экономическая политика позволила непрерывно наращивать объем благ, предоставляемых населению. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

 

Шведская модель социализма Г. Мюрдаля Определенный инте­рес представляет шведская модель социализма. До середины XIX в. Швеция оставалась аграрной страной. Из 3,5 млн жителей 80% имели доходы от сельского хозяйства. И только 1/10 часть населения жила в городах. Развитие индустриализации приходится на 70-е гг. XIX в. Прирост населения в Швеции вызвал повышенный спрос на про­ мышленные товары не только внутри страны, но и в Англии, куда начали поставляться такие шведские товары, как железо, лес и про­ дукция сельского хозяйства. Получили быстрое развитие целлюлозные фабрики, лесопильные заводы и металлургические предприятия. Росла производительность труда.

 

К 90-м гг. XIX в. Швеция имела развитую промышленность.

 

В связи с ростом доходов населения особенно бурно развивались обувная и текстильная отрасли. Однако движущей силой экономиче­ ского роста продолжала оставаться промышленность, работающая на экспорт, — целлюлозная, горно-рудная, машиностроительная и элек­ тротехническая.

 

В 1921—1922 гг. шведскую промышленность потряс кризис, ко­ торый очень быстро был ликвидирован. В 1930—1931 гг. Швеция по­ страдала от мирового кризиса, начавшегося в октябре 1929 г. в США.

 

В 1932 г. безработица выросла почти до 25%. Объем экспорта со­ кратился. Ряд предприятий обанкротился, в том числе и концерн Крейгера1. Последствия этого кризиса также были быстро преодо­ лены. Безработица упала до прежнего уровня (5—10%). В годы Вто-

 

1 Элкунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 274-276.


 


рой мировой войны экономика Швеции пострадала значительно меньше других европейских стран. В послевоенные годы значитель­ но возрос экспорт продукции машиностроения, деревообрабатываю­ щей и добывающей промышленности в страны, восстанавливающие разрушенное войной хозяйство. Все это способствовало быстрому росту шведской экономики.

 

В 50—60-е гг. XX в. Швеция достигла значительных успехов. Объ­ ем промышленного производства увеличился почти на 35%. В 1960— 1965 гг. ежегодный прирост ВНП на душу населения в среднем со­ ставил 5,3%, а производительность труда — 5—6%. Уровень безрабо­ тицы стремительно падал и к началу 1970-х гг. составил всего 2%К

 

Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гун-наром Мюрдалем (1898—1987). Шведская модель социализма Мюр-даля основана на теории социального рыночного хозяйства, соци­ ально регулируемой экономики и социального партнерства.

 

Эта модель учитывает специфические особенности Швеции, ко­ торая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения. В течение почти 70 лет у вла­ сти в Швеции находились социал-демократы.

 

Шведская модель социализма Мюрдаля во многом сходна с кон­ цепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных про­ цессов способствует созданию эффективной экономики, основан­ ной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена слож­ ная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.

 

Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал соз­ дание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как трудо­ способного, так и нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса раз­ личных мер:

 

• обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;

 

• оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;

 

• создание условий для зарабатывания средств любыми спосо­ бами, не противоречащими законам;

• защита гражданских и политических прав и свобод;

 

• защита от политического преследования и произвола админи­ страции;

 

1 Элкунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. М.: Экономика, 1991. С. 279.


 


• создание благоприятного социально-психологического кли­ мата как в обществе в целом, так и в отдельных его структур­ ных образованиях;

 

• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуще­

 

ствить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхо­ вания по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополни­ тельных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели.

 

Все эти меры способствовали увеличению размеров личного по­ требления.

 

Впоследствии Швеция пережила два достаточно глубоких кри­ зиса: в 1977—1978 и в 1981 — 1982 гг. С похожими трудностями встретились практически все страны Западной Европы, но в Шве­ ции спад промышленной продукции был выше, чем в других странах, и составил за период 1976—1982 гг. 5%. Одновременно сократился не менее чем на 40% объем промышленных капиталовложений1. При­ чинами упадка экономики наряду с нефтяным кризисом 1970-х гг. является ухудшение внешних условий сбыта экспортной продук­ ции, насыщение внутреннего рынка, изменение международной ва­ лютной системы, политическая нестабильность в стране и др. Для вы­ хода из сложившегося положения Стокгольмская школа, в которую входили известные шведские ученые и экономисты (Пол Самуэльсон2, Гуннар Мюрдаль, Эрик Дамэн, Бертиль Улин, Эрик Лундберг, Ганнар Стрэнг и др.), рекомендовала использовать модифицированную кейн-сианскую политику. Были проведены денежная и налоговая рефор­ мы. Правительство активно проводило политику на оптимальное распределение прибыли и направление ее в первую очередь на инве­ стиции. В итоге Швеции удалось добиться значительных успехов, экономическое положение страны стало достаточно устойчивым.

 

Большинство исследователей считают, что в США теория и прак­ тика управления достигли значительно более высокого уровня раз­ вития, чем в других странах. По их мнению, высокая производитель­ ность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские биз­ несмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к раз­ ным условиям на рынках. Именно отставанием в области образования, организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следу­ ет считать то, что американцы проводят в Западной Европе поли­ тику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

 

1 Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. С. 280.

 

2 Пол Самуэльсон — лауреат Нобелевской премии в области экономики в 1970 г. Развивал идеи Кейнса.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных