ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип преемственности, систематичности и последовательности.Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых (например, обеспечивать преемственность учебных программ на всех ступенях образования). Последовательность и систематичность позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы ЗУН по предметам и формированием целостного концептуального видения мира; это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей. Существует ряд правил: – используйте схемы, таблицы, планы, чтобы обеспечить усвоение студентами системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части, последовательно их реализуйте, приучайте к этому студентов; – не ставьте на занятиях ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете; – не допускайте нарушения системы, как в содержании, так и в способах обучения; – надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения. Поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание студентов; – чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное; – следите за способом и формой выражения мыслей студентов на занятиях; – в конце раздела курса обязательно проводите занятия обобщения и систематизации; – постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки студентов, допущенные в устных ответах, и письменных работах приучайте студентов к систематическому анализу собственных ошибок; – помните, что сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом. 3. Принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям; у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них: – необходимо применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно видимое – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем осязания; – надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания студентов легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; – используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий – это рассеивает внимание обучающихся и мешает воспринимать главное. 4. Принцип доступности. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения: – все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте; – учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных, и развивать быстроту действия у средних и слабых; – обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, студенты отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими студентами, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их; – для обеспечения доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, дайте толчок мысли студентов, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания; – при изучении нового и сложного материала привлекайте сильных студентов, а при закреплении – средних и слабых; – введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения; – доступность зависит от ясности изложения и речи преподавателя, четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы. В последние годы название этого принципа несколько изменилось и стало звучать так: принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности.
5. Связь теории и практики обучения с жизнью. Чем больше приобретаемые студентами знания, умения и навыки в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему. Практическая реализация принципа связи теории с практикой основана на творческом соблюдении ряда правил: – обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни; связь «знания – жизнь» необходима; – настойчиво приучайте студентов проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения; – проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой широко используйте их в различных сочетаниях.
6. Принцип прочности. Принцип прочности – основательное изучение материала, при котором студенты всегда могут воспроизвести его по памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях. Прочность усвоения студентами учебного материала зависит не только от объективных факторов содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения студентов к данному учебному материалу, преподавателю. Прочность усвоения обусловливается организацией обучения, память студентов носит избирательный характер, чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется. Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения: – в современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы студентов не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению; – препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что студент не понял. Запоминать студент должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное; – чтобы освободить студентов от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользоваться различными справочниками-словарями; – материал, требующий запоминания должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее; – помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания; – не приступайте к изучению нового предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к новому; – следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения. – опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение; – развивайте память студентов, учите их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание. – для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение. 7. Принцип сознательности и активности – подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью обучающихся. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. – ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения; – обучайте так, чтобы студент понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их; – то, что обучающимся неизвестно, логически увязывайте с известным, где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями – там нет сознательного обучения; – используйте силу взаимообучения студентов. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается студентами лучше и легче, чем объяснение преподавателя, а потому не нужно объяснять того, что могут объяснить лучшие студенты; – следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить студентов мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения; – приучайте студентов думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования; – творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания. 8. Принцип дифференциации и индивидуализации (учёт в содержании способностей, интересов и профессиональных намерений студентов). Этот принцип требует учета следующих особенностей студентов: – возрастных; – индивидуально-психологических (темперамента, способностей и т.д.); – социально-психологических. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|