Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принцип преемственности, систематичности и последовательности.




Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых (например, обеспечивать преемственность учебных программ на всех ступенях образования).

Последовательность и систематичность позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы ЗУН по предметам и формированием целостного концептуального видения мира; это обеспечивается системным построением программ и учебников и установлением межпредметных и внутрипредметных связей.

Существует ряд правил:

– используйте схемы, таблицы, планы, чтобы обеспечить усвоение студентами системы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завершенные части, последовательно их реализуйте, приучайте к этому студентов;

– не ставьте на занятиях ни одного вопроса, не вносите в план ни одного пункта, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете;

– не допускайте нарушения системы, как в содержании, так и в способах обучения;

– надо помнить: то, что является элементарным и простым с точки зрения истории и логики часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения. Поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в сознание студентов;

– чаще повторяйте и совершенствуйте ранее усвоенное;

– следите за способом и формой выражения мыслей студентов на занятиях;

– в конце раздела курса обязательно проводите занятия обобщения и систематизации;

– постоянно, настойчиво и доброжелательно исправляйте ошибки студентов, допущенные в устных ответах, и письменных работах приучайте студентов к систематическому анализу собственных ошибок;

– помните, что сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом.

3. Принцип наглядности. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям; у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:

– необходимо применять в процессе обучения разнообразные средства наглядности, методы демонстрации и иллюстрации для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств учащихся. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно видимое – зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем осязания;

– надо помнить, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания студентов легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами;

– используя различные виды наглядности, не стоит увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий – это рассеивает внимание обучающихся и мешает воспринимать главное.

4. Принцип доступности. Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения:

– все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте;

– учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных, и развивать быстроту действия у средних и слабых;

– обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, студенты отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими студентами, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их;

– для обеспечения доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, дайте толчок мысли студентов, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания;

– при изучении нового и сложного материала привлекайте сильных студентов, а при закреплении – средних и слабых;

– введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения;

– доступность зависит от ясности изложения и речи преподавателя, четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

В последние годы название этого принципа несколько изменилось и стало звучать так: принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности.

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития человека и уровнем его возможного развития. Л.С. Выготский

 

5. Связь теории и практики обучения с жизнью. Чем больше приобретаемые студентами знания, умения и навыки в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи теории с практикой основана на творческом соблюдении ряда правил:

– обучая, идите от жизни к знаниям или от знаний к жизни; связь «знания – жизнь» необходима;

– настойчиво приучайте студентов проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения;

– проблемно-поисковые и исследовательские задания – лучшее средство связи теории с практикой широко используйте их в различных сочетаниях.

Пример: выпускников программистов СГУ сложнее берут на работу, чем выпускников СГТУ и т.д.

 

6. Принцип прочности. Принцип прочности – основательное изучение материала, при котором студенты всегда могут воспроизвести его по памяти или воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.

Прочность усвоения студентами учебного материала зависит не только от объективных факторов содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения студентов к данному учебному материалу, преподавателю. Прочность усвоения обусловливается организацией обучения, память студентов носит избирательный характер, чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения:

– в современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы студентов не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению;

– препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что студент не понял. Запоминать студент должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное;

– чтобы освободить студентов от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, приучайте их пользоваться различными справочниками-словарями;

– материал, требующий запоминания должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее;

– помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания;

– не приступайте к изучению нового предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к новому;

– следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

– опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение;

– развивайте память студентов, учите их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

– для прочного усвоения применяйте яркое эмоциональное изложение, наглядные пособия, технические средства, дидактические игры, учебные дискуссии, проблемно-поисковое обучение.

7. Принцип сознательности и активности – подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью обучающихся. Практическая реализация этого принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.

– ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения;

– обучайте так, чтобы студент понимал, что, почему и как нужно делать и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их;

– то, что обучающимся неизвестно, логически увязывайте с известным, где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями – там нет сознательного обучения;

– используйте силу взаимообучения студентов. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается студентами лучше и легче, чем объяснение преподавателя, а потому не нужно объяснять того, что могут объяснить лучшие студенты;

– следует как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить студентов мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения;

– приучайте студентов думать и действовать самостоятельно. Не допускайте подсказывания, пересказывания и копирования;

– творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающимися способами, чаще практикуйте творческие задания.

8. Принцип дифференциации и индивидуализации (учёт в содержании способностей, интересов и профессиональных намерений студентов).

Этот принцип требует учета следующих особенностей студентов:

– возрастных;

– индивидуально-психологических (темперамента, способностей и т.д.);

– социально-психологических.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных