Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Попытайтесь проанализировать




Чем конкретно отличаются современные подростки от подростков так называемого "застойного" времени? Сформулируйте те черты и формы поведения, которые Вам нравятся и те, которые Вы не можете принять (возможно, они Вас даже раздражают)? Насколько их проявление, на Ваш взгляд, обусловлено ситуацией, которая сложилась в нашем обществе? Насколько школа сможет "исправить" неблагоприятные воздействия среды? Возможно, с этой целью Вы уже внесли коррективы в воспитательно-образовательный процесс Вашей школы?

Составьте социально-психологический портрет современного подростка (его идеалы, ценности, формы поведения, планы на будущее, уровень притязаний и т.п.). Сравните современных подростков с подростками того времени, когда Вы сами были в этом возрасте.

"Потери" и "плюсы" в поведении современных подростков, в чем они, на Ваш взгляд, выражаются?

К чему необходимо готовить подростка сегодня? Какую позицию должен занять педагог (родители, учителя - конкретно)?

Каковы возможности педагога в изменении неблагоприятной ситуации развития современного подростка (например, если учесть воздействие средств массовой информации, общение со сверстниками, наблюдения за поведением взрослых людей: откровенное сквернословие, грубость, цинизм, алкоголизм, снижение духовных потребностей, проявление низкой культуры и т. п.)?

Считаете ли Вы, что в данном случае "обстоятельства сильнее нас", и все усилия взрослого в приобщении подростка к "вечным" нравственным ценностям Красоты, Добра и Ума бесполезны? В чем Вы видите необходимость общения подростка с Учителем?

Как Вы считаете, насколько школа может противостоять неблагоприятным воздействиям среды? В чем Вы видите специфику воспитательных воздействий в современных условиях?

__________________________________________________________________

 

3.5.В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает

особую значимость, однако взрослый для подростка по-прежнему играет особую роль, так как:

во-первых, проявляется стремление подростка быть похожим на взрослого внешне (естественно, на образ привлекательного взрослого);

во-вторых, в общении со взрослым подросток приобретает качества, умения, права и привилегии, причём, в первую очередь, те, в которых наиболее зримо проявляется отличие взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (например, планировать свой день, встречаться с друзьями, не делать того, чего не хочется и т.п.).

Формирующийся новый образ подростка требует смены прежнего типа отношений со взрослыми. Чтобы научиться взрослости, подростку необходимо начать жить в системе норм и требований, которые существуют для взрослых. Ребёнок готов к этому, и САМ стремится изменить старый тип отношений, этому способствует его новое ощущение собственного Я.

Подросткам свойственно критическое отношение к авторитету взрослого (учителей и родителей), они уже способны подмечать, что взрослый не всё знает и не всё умеет, он тоже может ошибаться, сомневаться. И это обостряет их чувства протеста, когда «эти» взрослые ими командуют и заставляют им подчиняться.

Подросток требует нового типа отношений – равенства в правах. В «морали послушания» для подростка со стороны взрослых зафиксирована их несамостоятельность, неравноправие и зависимое положение – для ребёнка многое запрещено, недоступно. Неравноправное положение ребенка, отношение к нему как маленькому уже неприемлемо, так как не соответствует его представлению об уровне собственной взрослости, новому ощущению себя. Подросток претендует на уважение его личности, человеческого достоинства, на доверие, самостоятельность, равноправие со взрослым, добивается признания своей взрослости, его тяготит зависимость, он выражает протест против контроля и отчетности. Протест – это своеобразная переориентация с детских норм на взрослые.

Вот некоторые формы протеста, которые высказывают подростки:

"Почему ты считаешь, что все знаешь и всегда права?";

"Почему я должен спрашивать разрешение, когда ко мне могут приходить мои друзья, а ты у меня не спрашиваешь?";

"Почему ты считаешь, что я должен тебя слушаться?".

Новместе с тем: "Почему ты опять оказалась права?"

"Почему тебе всё известно?»; «Где ты этому научилась?»:

«А ты меня научишь?»; «А вдруг я этому не научусь?» - всё же подросток нуждается в поддержке со стороны взрослого.

Сотрудничество во взаимоотношениях взрослого и подростка – это наиболее благополучная форма перехода к новым отношениям, так как возникает общность, основанная на нормах доверия, понимания, коллегиальности, помощи. Взрослый для ребёнка – друг, соучастник его жизни, советчик, он приобщает подростка к более сложным видам деятельности. Ребёнок для взрослого – также помощник в разных делах.

В подростковом возрасте создаются условия для возникновения сложнойсистемыотношений подростка со взрослыми и сверстниками: создаётся принципиально разное положение ребенка в этих двух системах, чаще всего: со взрослым - неравное, проявляется отношение как к ребенку, а со сверстниками - на позициях равенства. Взрослый нужен подростку уже потому, что признание им его взрослости - высший критерий оценки.

Практика доказывает, что если взрослый не изменяет тактики общения с подростком, то инициатором перестройки этих отношений является САМ подросток, причём конфликтность отношений становится неизбежной. Кроме того, чем более авторитарную позицию занимает взрослый по отношению к подростку, тем более значимыми становятся отношения со сверстниками, тем меньшее значение имеет его влияние в общении с повзрослевшим ребёнком. Это одна из ведущихзакономерностей воспитательного процесса, реализация которой приводит к успешным результатам.

 

Всё же инициатором изменения отношений с подростком должен быть взрослый, для этого он должен переосмыслить свою воспитательную позицию, по мере необходимости внести коррективы. В основе нового отношения взрослого к ребёнку могут быть следующие принципыи нормы:

* допустить, что Ваши дети являются людьми, обладающими потенциальной способностью распоряжаться своей жизнью;

* позволять своим детям принимать решения, высказывать собственную точку зрения, а не пытаться захватить самому инициативу;

* признать, что стать самостоятельным и научиться чему-то он сможет только при условии, если будет проявлять самостоятельность и выполнять всё необходимое сам;

* не подменять инициативу подростка "педагогическим руководством";

* разговаривать с подростком, позволяя ему говорить всё;

* не критиковать, а советовать;

* не противопоставлять себя (положительного) ему (отрицательному);

* укреплять веру в себя, свои возможности; (Ты можешь! - должно стать главным лозунгом в общении с подростком);

* не сравнивать его ни по положительным, ни по отрицательным характеристикам с другими, а только с самим собой, отмечая прогресс в его собственном развитии;

* приучать предъявлять требования к самому себе, а не только к окружающим;

* настаивать на завершении всех начатых дел;

* побуждать к высказыванию оценки своих собственных поступков и выполненных дел;

* настаивать на исправлении ошибок;

* побуждать к ответственному выполнению обязанностей, увеличению их числа;

* расширять права подростка и ограничивать права родителей и учителей: например, право запрещать, заставлять, наказывать, требовать, ограничивать;

отказаться от позиции: воспитывать - это значит направлять, контролировать, оценивать, поучать, заставлять, слушаться;

* не скрывать от подростка своих ошибок, сомнений, наоборот, демонстрировать размышление, анализ последствий, причину неудач, тем самым подросток приобретает опыт решения задач. Принцип: страшна не сама ошибка, а неумение делать из нее выводы;

* не бояться просить прощения у подростка, если был не прав. Этим взрослый демонстрирует подростку культуру поведения (9;12;13;34;37;39;40;46;48;55;58;61;64;82;91;92;95;98;99;102-105).

Одним словом, воспитывать - значит демонстрировать подростку те формы поведения, которые приняты в культуре взрослого мира, которые ценятся в этом мире и которые могут быть формами самоутверждения его взрослости.

 

Чувство взрослости как центральная линия развития личности в подростковом возрасте проявляет себя во многих особенностях ее сознания и поведения, для формирования которых создается наиболее благоприятный (сензитивный) период. Ниже мы приводим те характерныеизменения в развитии сознания и поведения подростка, которые наиболее целостно отражают особенности подросткового развития. Предлагаем Вам самостоятельно наметить программу " содействия " развитию взрослости у подростка, исходя из тех изменений, которые происходят с личностью в данный период её жизни:

· стремление быть взрослым;

· поиск идеала взрослости;

· создание образа собственной взрослости и поведения соответственно этому возрасту (внешний облик, личностные качества, система ценностей и т.п.);

· ориентация на достоинства идеальных образов "мужчины, женщины";

· возникновение потребности в познании собственных особенностей;

· проявление интереса к себе и размышлений о себе;

· познание с целью:

а) урегулировать отношения с друзьями;

б) достижения личностно значимых задач в настоящем и будущем посредством общения с другими людьми;

· особенности самопознания:

а) нет еще обобщенных и постоянных представлений о себе;

б) не умеет проанализировать и соотнести отдельные свои характеристики;

в) не умеет отделить в своем поведении и характере существенное от несущественного, случайного;

· интерес к самому себе возникает из нового ощущения себя и своего тела, носит преднамеренный характер, становится внутренним процессом. Если представления младшего школьника о себе и его самооценка строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых, то подросток руководствуется мнением своих товарищей;

· критическое отношение к себе, повышенное внимание к собственным недостаткам, недовольство собой: своей внешностью, поступками;

· формируется самооценка;

· обостряется проявление чувства собственного достоинства;

· тенденция организовать себя. Стремление заняться самовоспитанием;

· сознательно копирует, подражает личностным качествам, манерам и формам поведения, которые для него привлекательны и которые отвечают его идеалу взрослости;

· чувствителен к оценкам окружающих его людей;

· более восприимчив к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых;

· стремление чувствовать себя самостоятельным, избавиться от опеки взрослого;

· стремление к признанию своей взрослости у родителей и учителей;

· опыт жизни учит подростка, что положение в коллективе, его успехи и неудачи во многом определяются личностными качествами;

· общение со сверстниками приобретает самостоятельную ценность;

· дружба завязывается на основе нравственных требований;

· создается "кодекс чести", который подростки жестко соблюдают;

· происходит формирование нравственных понятий, осмысление их содержания. Формируется категория личностных ценностей;

· старается понять, какие личностные качества мешают достигнуть признания своей взрослости среди взрослых и сверстников, а какие высоко оцениваются;

· формируется категория личностных ценностей;

· формируются умения анализировать, сравнивать, оценивать поведение (свое и сверстников, взрослых) по нравственным критериям, принятым в данной группе;

· жесткая ориентация на групповое мнение;

· заинтересованность подростков в уважении и признании со стороны сверстников делают их чуткими к мнениям и оценкам друзей;

· сверстники оказывают более сильное влияние на мысли и поступки подростка, чем взрослые;

· стремление воздействовать на другого человека: предъявляют друг другу систему определенных требований, следят за их выполнением, дают оценку поступкам и суждениям;

· придают особое значение проведению досуга в кругу друзей: соблюдение определенных форм поведения, ритуалов, отношений, развлечений, традиций;

· в выполнении различных видов деятельности отдает предпочтение необычному, значительному, романтическому (естественно, по своим критериям);

· склонность к мечтанию: поиск удовлетворяющего способа жизни в настоящем и будущем; поиск образа своей личности;

· интерес к чтению героической литературы. Привлекает сильный герой, человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные препятствия и выходящий победителем. Сюжет - борьба с силами природы, трудностями, проявление человеческих возможностей. Литература (кинофильмы) как средство познания жизни, людей и собственного "Я";

· литература и кинофильмы выступают как особая форма приобщения к жизни взрослых. Мысленное освоение чужого опыта жизни. Особенности: постановка себя на место героя, домысливание ненаписанного, сравнение героев, выявление критериев оценки. Литература выступает как средство этического и эмоционального развития личности.

 

__________________________________________________________________

Вопросыдляразмышления

Как Вы считаете, в чем должна состоять "подготовка" младших школьников (а, возможно, уже и дошкольников) к их вступлению в подростковый возраст? Какие " побочные " линии их развития следует корректировать с тем, чтобы проявление чувства взрослости у подростка не приобретало негативной направленности?

Попытайтесь построить программу педагогического "содействия" в развитии подростковой взрослости. Обоснуйте ее целесообразность в соответствии с возрастными особенностями личности подростка.

Что является важным в личностном развитии подростка для того, чтобы благополучно "вступить" в юность?

__________________________________________________________________

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных