Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. Проанализируйте опыт известной Вам школы и оцените:




Проанализируйте опыт известной Вам школы и оцените:

1. Насколько в воспитательно-образовательном процессе присутствуют формы, методы, виды учебно-познавательной деятельности, которые помогают личности в достижении социальной зрелости? Что способствует её

инфантилизации?

2. Какие учебные предметы (виды учебно-познавательной деятельности) Вы считаете нужным включить в воспитательно-образовательный процесс как обязательные?

3. Насколько классы с углублённым изучением учебных предметов или классы, ориентированные на вуз, (профильные классы) способствуют «сглаживанию» трудностей перехода личности на новую ступень её развития? Считаете ли Вы, что развитие познавательного интереса способствует формированию профессиональных интересов, намерений и жизненных планов старшеклассников? Каким, на Ваш взгляд, должны быть содержание, формы и методы воспитательного процесса?

Те классы, в которых учились Вы, соответствуют этим требованиям?

_____________________________________________________________

 

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

«ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ

2.1. «Трудные» дети: типология и факторы, их обусловливающие… 86

2.2. Понятие и причины девиантного поведения…………………….. 89

2.3. Виктимные дети и особенности социальной ситуации

их развития…………………………………………………………. 98

2.4. Дезадаптированные дети: особенности их развития

и работа с ними……………………………………………………. 99

 

Проблема работы с « трудными » детьми в современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. Это обусловлено динамикой процессов, происходящих в обществе, утратой социально значимых ориентиров, разнообразием трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодежи и ее неумением находить выход из этих проблем.

В становлении каждого ребёнка можно наблюдать периоды его трудновоспитуемости, например, в кризисные моменты возрастного развития. Однако, как в отечественной, так и зарубежной литературе, выделяются группы подростков и юношей (девушек), в развитии которых складывается особо сложная ситуация их развития, которая приводит к нежелательным последствиям, вызывает напряженность и конфликтность в общении с родителями, учителями, сверстниками. По отношению к таким детям необходимы особые педагогические и социальные меры (об этом см. в последующих частях нашего пособия: «Цель и сущность процесса воспитания». Часть 4 и «Методы воспитания». Часть 5).

В данном разделе мы предлагаем Вам познакомиться с различными группами детей, для которых складывается неблагоприятная ситуация развития; выявить причины, которые вызывают эти трудности; обозначить те черты и формыповедения, в которых проявляются эти трудности. Знание этих особенностей в развитии ребёнка позволит родителям и учителям своевременно заметить их проявление и внести коррективы в процесс их воспитания.

В современной психолого-педагогической литературе встречается достаточно большое количество терминов, имеющих отношение к детям с проблемами в воспитании и обучении, это: «трудные» дети, девиантные, виктимные, дезадаптивные, трудновоспитуемые, аномальные и т.д.

 

Наиболее общим понятием в педагогической науке принято считать понятие «трудные» дети и подростки, где «трудность» рассматривается как качественная характеристика, а термин свидетельствует о некоторых внешних проявлениях его особенностей, затрудняющих работу взрослых с ним.

Впервые понятие «трудный ребенок» появился в работе П.П.БЛОНСКОГО в 1930 г., где он так определил трудность: «С объективной точки зрения «трудный» ученик такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, «трудный» ученик такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы» (2, с. 59).

Среди трудных П.П.Блонский выделяет следующие основные типы или

группы: А) неуспевающие; Б) дезорганизаторы; В) ленивые; Е) единственныедети в семье; Д) психически недоразвитые дети (126). Как Вы могли заметить, в основе выделения учащихся в группы находится ведущая причина, обусловившая трудность ученика.

Крупнейший советский психолог Л.С.ВЫГОТСКИЙ одним из факторов трудности школьников в процессе обучения и воспитания считал трудности и аномалии переходного периода развития, или подросткового возраста, так как это возраст неустойчивого равновесия, рассогласования психических процессов, повышенной возбудимости и наибольшей ранимости, что создает благоприятные условия для действия всякого рода патологических и травматических воздействий (130).

Но, по словам Л.С.Выготского, патология подросткового периода не является фатальной, она обусловливается не столько теми перестройками, которые происходят в физической и нервно-психической сферах ребенка, сколько аномальнымиусловиямиегопредшествующего воспитания и развития. Неправильное питание, нарушения режима труда и отдыха ребенка, его психическое и физическое ослабление, перенесенные инфекционные и нервные болезни, травмы головного мозга, избыток или недостаток внимания к нему со стороны родителей, неправильное воспитание вообще – вот что подготавливает почву для трудности.

Сегодня существуют различные подходы к определению трудности. Так, английские психологи ХЕВИТ и ДЖЕНКИНС выделяют две большие группы «трудных» детей:

· Дети с так называемыми «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп друзей или родственников, к которым они принадлежат;

· дети с «несоциализированным» (антиобщественным), агрессивнымповедением, которые, как правило, находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости и мстительности (Цит. по 136, с.165).

В отечественной психолого-педагогической литературе выделяют следующие группы «трудных»: педагогически запущенные; социально запущенные; психически нездоровые (8;38;68;97;107;109;126;133;135).

Педагогически запущенные учащиеся, у которых основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Такие ученики характеризуются хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, сквернословием, курением, хулиганскими поступками пропуском уроков, конфликтными отношениями с учителями, одноклассниками.

Вместе с тем, несмотря на отставание в учебе, значительная часть педагогически запущенных учащихся отличаются трудолюбием, имеют достаточно четкие профессиональные намерения, стремятся к самостоятельности, что может послужить опорой в их перевоспитании.

Социально запущенные дети – дети, которые не только плохо учатся, имеют хронические отставания по учебным предметам и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они отчуждены от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей, которых приводят к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных детей характерны серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, правонарушения, проституция и т.п.).

Психически нездоровые дети – дети с отклонениями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат либо органические поражения центральной нервной системы (психозы, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии), либо они могут быть вызваны неблагоприятной школьной, семейной ситуацией. Например, в медицине появился термин «школьный невроз».

Исходя из целей работы педагогов с различными категориями «трудных» детей, требуется изучение факторов, приведших к «трудности». Традиционно предлагаются внешние и внутренние группы факторов. Мы предлагаем более подробную классификацию:

А). Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и/или снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций (ВПФ), органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологически протекающий пубертат, невротические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания.

Б). Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к ребенку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния ребенка. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер.

В). Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе.

Г). Личностные факторы, которые проявляются в активно избирательном отношении индивида к предполагаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Д). Социальныефакторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества.

В связи с этим задачей педагогов, социальных педагогов является не только изучение факторов, приведших к «трудности», но и изменение этих факторов, что позволит повлиять на изменение поведения личности. В этом мы видим истоки профилактики и коррекции.

 

2.2. Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. В любом обществе приняты и действуют определённые нормы поведения, которые регулируют взаимодействия людей. Как правило, к этим нормам поведения относятся: правовые, нравственные, культурные. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным. Процесс вхождения подростка в систему общественных норм, выработка собственного стиля поведения – процесс сложный, противоречивый, для развивающейся личности возникает достаточно много проблем и трудностей. Педагогу, который сопровождает личностное развитие подростка и юноши (девушки), важно вовремя заметить в их поведении отклонения от нормы, не допустить формирования на их основе устойчивых привычек и форм поведения.

Девиантное поведение подразделяется на двегруппы:

· Поведение, отклоняющееся от норм психическогоздоровья, то есть, наличие у человека явной или скрытой психопатологии. К этой же группе примыкают лица с акцентуированными характерами.

· Поведение, отклоняющееся от морально - нравственныхнорм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальнойпатологии – алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений.

Преступность, как вид девиантного поведения, в основном изучается юриспруденцией, а аморальноеповедение изучается социологией, педагогикой, психологией и другими науками.

Среди причин девиантного поведения традиционно выделяют внешние ивнутренние (индивидуальные). К причинам внешнего характера относятся: 1. Непосильные требования окружающей среды в виде усложненных учебных программ в учебном заведении, завышенных требованиях, претензиях родителей. Это ведет к появлению сознательного или бессознательного недовольства собой, формированию комплекса неполноценности, что может привести личность как минимум к двум вариантам развития:

· либо возникает необходимость в искусственных компенсаторах – алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении;

· либо приводит к суициду, бродяжничеству или поиску такой микрогруппы, где примут его таким, каков он есть, где можно было бы получить удовольствие от общения взамен постоянных упреков и претензий взрослых.

2. В основе девиантного поведения лежит низкий, нищенский уровень жизни большей части населения и в первую очередь молодежи, а также трудности, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания, ограниченное количество социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых мужчин и женщин.

3. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, вседозволенности, что проявляется в снижении планки общественных норм, в дозволенности прилюдного распития спиртных напитков, оскорбительных высказываний в адрес любого из окружающих, в грубости по отношению к своим детям, родителям, в легкости совершения правонарушений (например, сквернословие). Происходит деградация, отмирание нравственных норм, чему способствует и телевизионная реклама, и снисходительность окружающих.

4. Окружающая среда, которая нейтрально или снисходительно-благосклонно относится к девиантному поведению. Здесь, конечно же, следует отметить культурные, религиозные традиции, национальные особенности (выпить с радости и с горя, налить спиртное человеку, чтобы расслабиться после напряженного трудового дня, недели).

За рубежом большой популярностью при объяснении причин девиантного поведения пользуется теория «двойной неудачи». Её суть состоит в том, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной; если он потерпел неудачу и в профессиональной, и в личной жизни, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством. ВЫВОД, к которому приходят в результате анализа ситуации жизнедеятельности человека: необходимо быть внимательным к человеку, начинающему жизнь, оказывать ему поддержку, не оставаться безучастным к его переживаниям и сложностям его жизни, создавать ему «ситуацииуспеха», во всяком случае, стараться оказать помощь в накоплении положительного опыта.

Причины внутреннего характера:

1. Особенности протекания «кризисных» периодов, когда перестраиваются взаимоотношения, меняется мир эмоций и чувств, идет интенсивное формирование и закрепление норм поведения, стереотипов реагирования, черт характера, когда человек раним и чувствителен.

2. Отношение к самому себе, представление о своих личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности, что может привести к заниженной (завышенной) самооценке и самоуничижению.

3. Отчуждение, которое проявляется в том, что человек, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее, а окружающие не замечают его состояния или не знают, как помочь. Постоянные же стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он разрывает связи с травмирующей средой, что создает дистанцию между человеком и значимым для него окружением, которое вскоре перерастает в отчуждение. Окружающими такой человек воспринимается как странный, чужой. Он же, в свою очередь, ищет удовлетворение от общения в иной среде.

3. Депрессия – это состояние аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В молодости такие состояния обычное дело. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится скучным и не интересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Чувство вины за события прошлого перед лицом жизненных трудностей сопровождается резким снижением самооценки. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, работоспособность заметно снижается. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства. Или же человек, пытаясь разнообразить свою жизнь, развеять тоску, пускается на авантюрные предприятия.

Характер протекания депрессии разнообразен, она может принимать следующие формы:

· Локус контроля – склонность человека приписывать ответственность за важнейшие события или самому себе, или другим людям. Во втором случае человек считает, что его жизнь в целом зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилия и безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовые ситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лиц может привести к суицидальным попыткам.

· Бред физического недостатка, который возникает в период полового созревания. Эти переживания, как правило, связаны с внешностью и широко варьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногда недовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятся несчастными. Они подолгу рассматривают себя в зеркале, причины своих жизненных неудач начинают видеть во внешних данных, мечтают о том, что с помощью косметических операций они смогут решить все свои жизненные проблемы.

· Синдром философской интоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное. Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы: вынашиваются планы переустройства мира, происходит чрезмерное увлечение магией, религией, парапсихологией, уфологией. Поднимая глобальные проблемы, они не могут внятно изложить свои мысли. Синдром «сверхценной идеи» - это признак вялотекущей шизофрении.

· Учебные (дидактогенные) неврозыили фобии проявляются в упорном нежелании посещать занятия. Невроз выражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, в нежелании вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенно часто страдают неврозами школьники, их причина - в педагогических ошибках учителя и его завышенных требованиях, перегруженности учебных программ, сверхзанятости школьников.

Трудность в распознании юношеской патологии состоит в том, что девиантное поведение чаще всего проявляется скрытно и касается нормальных молодых людей.

С 60-х годов, в связи с обострением проблем подростковой наркомании, массовых побегов детей из дома, бродяжничества, суицидальных проявлений, агрессивности, жестокости, появился термин девиантное поведение, или отклоняющееся от общепринятых норм. К нему относили раннее курение, употребление алкоголя, токсических средств. Внутри девиантного поведения выделяли деликвентное поведение (правонарушения, но не влекущие за собой уголовной ответственности) и криминальное поведение (правонарушения, наказуемые в судебном порядке).

 

Формы проявления девиантного поведения.

Одной из форм проявления девиантного поведения является употреблениеалкоголя. На этом следует остановиться подробнее, так как алкоголизация подростков и юношей становится серьёзной проблемой. Причём, как для лиц мужского, так и лиц женского пола. В отличие от взрослых, у подростков, начинающих пить, большое значение имеют механизмы подражания: подросток очень часто пьет не столько ради вызываемого алкоголем чувства эйфории и испытываемого при этом психического комфорта, сколько ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности, как повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Нередко пьянство у подростков служит проявлением реакции оппозиции, эмансипации.

Процесс пьянства у подростков часто является бравадой, носит характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употреблять большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению.

Социальная дезадаптация вследствие пьянства наступает быстрее, чем у взрослых. С началом алкоголизации подростки быстро теряют интерес к учебе. Выпивки сопровождаются уходами из дома, прогулами, бродяжничеством, правонарушениями. Чтобы разорвать создаваемую пьянством цепь психотравмирующих ситуаций, подросток чаще, чем взрослый, прибегает к повторной алкоголизации.

Можно выделить три основные группы этиологических факторов алкоголизма: социальные, психологические и биологические.

К социальным факторам относятся житейские традиции народа, социальное положение индивидуума (семейное положение, образование, профессия, образ жизни), этническая и религиозная принадлежность, обычаи и влияние социального окружения. Среди большого числа социальных факторов особое значение имеет микросреда, окружающая подростка, и в первую очередь семья. Наибольшее значение в этом плане играют алкогольные традиции в семье, низкий культурный уровень и конфликтные взаимоотношения родителей, отрицательное отношение к образованию, игнорирование общественных интересов и т.д. Дети в неблагополучных семьях обычно лишены внимания и контроля со стороны родителей. Они предоставлены сами себе, часто пропускают занятия, отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам.

К психологическимфакторам относятся релаксирующее и эйфорирующее свойства алкоголя, способствующие вызыванию «психологического комфорта», облегчающие межличностные контакты.

К биологическим факторам, то есть врожденным и приобретенным, относят нарушения обменных процессов, эндокринные расстройства, неполноценность высших отделов центральной нервной системы, способствующих развитию алкоголизма, а также некоторые психические болезни и патологии характера.

Правонарушения являются одной из форм антисоциального поведения.

К антиобщественному поведению, наряду с правонарушениями, относят поступки, связанные с невыполнением или непризнанием нравственных норм поведения в обществе. У подростков они чаще проявляются в неповиновении старшим, лживости, драчливости, вызывающей манере поведения, сквернословии, бродяжничестве и т. д. Другими словами, правонарушение - это любое неисполнение не только нравственных, но и правовых норм, требований закона о должном поведении.

По своей тяжести правонарушения делятся на проступки ипреступления. Проступки - главным образом, малозначительные правонарушения, которые не представляют общественной опасности. Как правило, это нарушение установленных правил поведения и влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия.

Преступление, в отличие от проступка, - уже опасное для общества действие (или бездействие), а потому предусматривает уголовную ответственность.

Большинство правонарушений совершается из-за озорства или любопытства, желания «развлечься», показать силу, ловкость и умелость, утвердить себя в глазах сверстников.

Суицидальноеповедение - понятие широкое и, помимо лишения себя жизни, включает: суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все суицидальные акты, не завершающиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременное проведение реанимационных мероприятий). Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

В настоящее время единой теории, объясняющей природу суицидов, нет. Можно говорить только об отдельных теоретических концепциях, среди которых условно выделяют три основные: психопатологическую, психологическую и социальную.

Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что все самоубийцы - душевнобольные люди, а суицидальные действия – проявления острых или хронических психических расстройств.

Психологическая концепция отражает крайнюю точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций личности ведущее месте занимает психологический фактор. Так, З.ФРЕЙД рассматривал самоубийство как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией и, как частный случай, аутоагрессией.

Ученые, исследуя личностные особенности подростков с суицидальным пoвeдениeм, показали, что большинству из них характерна импульсивность, проявляющаяся в неспособности подростка сколько-нибудь продолжительное время обдумать принимаемое решение, предусмотреть последствия совершаемого поступка и смоделировать свое поведение таким образом, чтобы не пострадали самолюбие и собственные интересы.

Всем подросткам-суицидентам свойственна некоторая эмоциональная неустойчивость,чем и объясняется большое количество конфликтных ситуаций, нередко заканчивающихся суицидальными действиями. Изменение настроения у таких подростков обычно зависело от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникало состояние растерянности с элементами тревоги, вегетативными нарушениями.

ДЮРКГЕЙМ считает, что самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивидуума с социальной средой, при этом социальные факторы, несомненно, играют ведущую роль.

В письме Министерства образования РФ от 26 января 2000 г. «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» отмечается, что за последние 5 лет покончили жизнь самоубийством 14157 несовершеннолетних. За последнее десятилетие в три раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести. Основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых, моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства не только в семье, но и в образовательных учреждениях. 62% всех самоубийств вызвано конфликтами в семье, неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями.

По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет.

Сексуальныеотклонения являются одной из форм проявления девиантного поведения. Учитывая ту ситуацию, которая сложилась в нашей стране, и повышенный интерес, который испытывают подростки и юноши к своему сексуальному развитию, мы посчитали необходимым на страницах нашего пособия остановиться на данной проблематике. Мы приводим некоторые характеристики отклонений, которые описаны в психиатрической литературе, требующие помощи психотерапевта или сексопатолога. Однако приведённые характеристики описывают такие черты поведения подростков и юношей (девушек), которые опытный и внимательный педагог сможет заметить ещё наначальнойстадииихпроявления. Это позволит своевременно скорректировать поведение ребёнка, не допустить его перерастания на уровень патологии.

Современные сексопатологи в рамках сексуальных девиаций выделяют их патологические и непатологические формы.

Патологическиедевиации (извращения, парафилии) ограничиваются медицинскими критериями и рассматриваются как заболевания. Непатологическиедевиации (сексуальные отклонения) являются понятиями социально-психологическими, включающими в себя отклонения от социальных и моральных норм в сексуальном поведении здоровогочеловека.

В обществе зафиксированы нормы полового поведения: - различие полов; - зрелость; - взаимное согласие; - стремление к достижению обоюдного наслаждения; - отсутствие ущерба здоровью; - отсутствие ущерба обществу.

Пубертатный период у подростков является более бурным и неустойчивым, так как в это время формируется половое сознание, половое поведение, психосексуальные ориентации. Становление полового сознания происходит в несколько стадий, основные из которых: понятийная, романтическая, сексуальная и стадия зрелого полового сознания.

Следует дать характеристику некоторым сексуальным отклонениям, которые возможно наблюдать в подростковом и юношеском возрасте. Необходимо отметить, что именно в этом возрасте начинают проявлять себя «заболевания» взрослого человека как проявление отклонений от норм социально принятого поведения.

Гипермаскулинное поведение проявляется в утрированной мужественности, независимости, нарочитой грубости, циничности, нередко сопровождающейся агрессивностью и подчеркнутой жестокостью. Такие подростки стесняются ласк и сентиментальности, избегают всего, что касается «женских» дел и интересов. Главная черта такого поведения - пренебрежительное отношение к женщинам и садистские наклонности в отношениях с половым партнером. Особенно заметно гипермаскулинное поведение у девочек. В детстве они предпочитают находиться в компании мальчишек, играют с ними в войну, не уступают в драках. Позже начинают подражать «мужской» манере поведения: курят, сквернословят, употребляют алкогольные напитки и наркотики. Обычно ходят в мужской одежде, не любят косметику и коротко стригутся. Такие девушки лишены женственности, не умеют кокетничать, трудно налаживают обычные для их возраста отношения с половым партнером. Их сексуальность заторможена. Вместе с тем половое самосознание у них не нарушено, они всегда ощущают себя женщинами, не стремятся перевоплотиться в мужчину, не стыдятся своего тела. Для половых контактов обычно выбирают зрелых мужчин, так как своих сверстников в этой роли не воспринимают всерьез. Характерно стремление высмеять, унизить полового партнера, причинить ему физическое и моральное страдание.

У лиц мужскогопола гипермаскулинное поведение часто проявляется в стремлении к лидерству, асоциальными поступками, излишней жестокостью. Их сексуальные отношения с девушками лишены романтики и отличаются практицизмом. Они грубо склоняют партнершу к сожительству и требуют от нее полного физического и морального подчинения, что не исключает устойчивых половых связей, счастливого брака.

Гиперфеминное поведение проявляется подчеркнутой женственностью, мягкостью, уступчивостью, способностью прощать половому партнеру его цинизм и грубость. Гиперфеминное поведение девочек редко привлекает к себе внимание, поскольку такие качества, как женственность, нежность, покорность согласуются с общепринятыми представлениями о женщине и высоко оцениваются обществом. Мальчики отличаются послушанием, мягкостью, пунктуальностью. Они избегают конфликтов и ситуаций, требующих от них проявления смелости и мужественности. Любят заниматься музыкой, балетом, в спорте предпочитают теннис, фигурное катание. Такие подростки долгие годы, иногда до зрелого возраста, находятся под влиянием и опекой родителей.

Однако следует заметить, что недопустимо только по внешним признакам приписывать подростку или юноше (девушке) гиперфеминное или гипермаскулинное поведение, необходим более глубокий анализ поведения и его мотивации.

Как гипермаскулинное, так и гиперфеминное поведение в подростковом возрасте носит «транзисторный» характер, однако под воздействием дополнительных факторов оно может закрепиться в устойчивый стереотип, являющий основанием для формирования такихполовых извращений, как садизм, мазохизм, трансвестизм, гомосексуализм.

Транзисторный фетишизм заключается в половом влечении к отдельным предметам или частям тела, символизирующим полового партнера. У подростков в качестве фетиша выступают красивые ноги, оголенные груди, белье и т.д. Вид частей тела или предметов туалета усиливает яркость сексуальных желаний, вызывает половое возбуждение. Если оголенные ноги или пикантное белье ассоциируются с партнершей, то они носят характер обычных половых раздражителей и говорить о сексуальных девиациях нет оснований. Значение фетиша эти раздражители приобретают тогда, когда замещают партнера или отодвигают его на задний план. В таком случае половое возбуждение вызывает не девушка с оголенными ногами и пикантным бельем, а лишь одни ее ноги или часть туалета.

Разглядывание и осязание этих предметов сопровождается сексуальными фантазиями, мастурбацией и нередко заканчивается оргазмом.

Одной из разновидностей фетишизма является трансвестизм -получение полового наслаждения путем переодевания в одежду противоположного пола. К сексуальным девиациям следует относить только те случаи переодевания, которые обусловлены сексуальными мотивами.

Подростковый нарциссизм - любование собой, половое влечение к собственному телу. Для подростков характерен интерес к собственному телу, однако подростки с нарцисстическими наклонностями подолгу рассматривают себя в зеркале, давая пищу своим сексуальным фантазиям. Такие подростки предпочитают загорать голыми, просят сверстников сфотографировать себя в обнаженном виде и затем любуются своими фотографиями. Нарциссизм может проявляться не только любованием своими телом и лицом, но и своими психическими качествами. Подростки ищут дружбы только с теми, кто восхищается их внешностью и умом. Нередко даже любовь партнера, его переживания воспринимаются им как подтверждение собственной привлекательности и незаурядности.

Нарцисстические наклонности более характерны для детского возраста, но иногда затягиваются на более длительный срок.

Эксгибиционизм - влечение к обнажению своего тела, особенно половых органов, перед лицами противоположного пола.

Кульминация полового возбуждения и наслаждения достигается подростком в момент, когда он демонстрирует обнаженный эрегированный половой орган женщинам, сверстницам или детям. Испуг и смущение зрительниц еще больше стимулирует половое возбуждение эксгибиционистов, поэтому, чтобы добиться желаемого эффекта, они появляются перед жертвами внезапно, подкарауливая их за кустами или в подъезде дома.

Как правило, эксгибиционизм не сопровождается агрессией. Большинство эксгибиционистов, наоборот, отличаются робостью, малой активностью, обостренным чувством собственной неполноценности, испытывают затруднение в установлении обычных половых контактов.

Вуайеризм (скопофилия, визионизм) - влечение к подглядыванию за интимными отношениями и раздеванием посторонних людей. Больше всего влечет тайное созерцание чужого полового акта и оголенных половых органов противоположного пола. Подростки, склонные к вуайеризму, часами подкарауливают влюбленные пары, стоят у окон бань и гинекологических кабинетов, подглядывают в щели туалета.

К проявлениям вуайеризма относят чрезмерное увлечение порноизданиями и порнофильмами. Их изобилие и доступность провоцируют проявление данного отклонения в поведении подростков. НО о девиантных формах полового поведения говорят лишь в тех случаях, когда «раздражители», вызывающие половое возбуждение у подростка (юноши), не имеют значения, а подглядывание становится основным или единственным способом удовлетворения сексуальных желаний.

Вуайеризм как не патологическая форма сексуальных девиаций достаточно часто встречается в детском возрасте и почти исчезает у юношей в период формирования психосексуальных ориентации.

Подростковый гомосексуализм - сексуальное влечение к лицам своего пола. Чаще всего гомосексуальные наклонности наблюдаются у подростков, лишенных возможности осуществить сексуальные контакты с лицами противоположного пола (изоляция в однополом коллективе) и в подавляющем большинстве носят заместительный характер. Одной из причин подросткового гомосексуализма является боязнь общения с лицами противоположного пола, робость и застенчивость, неуверенность в собственной привлекательности, несформированность (у мальчиков) инициативных форм поведения.

Истинный подростковый гомосексуализм отличается от «транзисторного» подросткового, по наблюдениям А.Е.ЛИЧКО (1983г): отсутствием влечения к сверстникам противоположного пола; - эротическими сновидениями исключительно гомосексуального характера; - активными поисками гомосексуальных партнеров. К более редким «транзисторным» сексуальным девиациям относится влечение к детям (педофилия) или, наоборот, к пожилым, опытным в половом отношении партнерам (геронтофилия).

Об этих и других формах отклонений можно прочитать более подробно в литературе, указанной в нашем пособии.

Профилактика девиаций должна проводиться, дифференцированно в отношении детей и подростков, учащихся и родителей, быть различной для школьников, а также учитывать, направлены ли эти меры на здоровых людей или на лиц, неустойчивых в нервно-психическом отношении.

 

2.3. Дети с рискованным поведениемвиктимные дети, проявляющие повышенную агрессивность, для которых характерно безвольное поведение и которые сами могут стать жертвой преступления; которые преждевременно становятся взрослыми (например, за счет чрезмерной активности в предпринимательской деятельности или будучи старшим ребенком в многодетной семье и т.д.); имеющих трудности в общении; с крайне ограниченными духовными интересами (например, чрезмерное увлечение спортом, видеопросмотром и т.д.); убегающих из дома; дети с ослабленным здоровьем, которые надолго оторваны от сверстников.

Человек, являясь объектом и субъектом социализации, может стать и жертвой неблагоприятных условий социализации (сироты, беженцы, девианты).

Виктимология (от лат. – жертва) – отрасль знания, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматичесими дефектами и отклонениями; сироты и все люди, находящиеся на попечении государства или общественных организаций. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей, находящихся в пограничном психическом состоянии и с акцентуациями характера; мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город; детей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; а также метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определнном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни – неустранимы (сиротство), другие могут быть предотвращены или изменены (социальные отклонения, противоправное поведение).

Виктимные дети – дети, которые в силу объективных и субъективных обстоятельств могут стать или стали жертвами процесса социализации. К этой категории относятся дети из семей беженцев, дети с ограниченными возможностями, дети-сироты, дети, живущие в местах военных действий и т.д.

 

2.4. Часто используется термин трудновоспитуемые дети. Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. Но сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности. Так, трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризисного периода ребенка, подростка, либо может быть вызвана неумением педагога найти индивидуальный подход к учащемуся, проявлением у учащегося самостоятельного критического мышления, неприятием привычных трафаретных решений и т.д.

В психолого-педагогической литературе «трудных» детей чаще всего называют дезадаптированнымиподростками, а специфические школьные трудности обозначаются как школьная дезадаптация. Школьную дезадаптацию следует рассматривать как одну из форм более широкого явления – социальной дезадаптации. Иначе говоря, это невозможность не только соответствия требованиям ситуации обучения в общеобразовательной школе, но и «адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемых данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» (137).

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

Различные трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация. Различные формы асоциальной активности – наркомания, алкоголизм, психическая напряженность – следствие неудачной социальной адаптации либо дезадаптации.

Как известно, подростковый возраст является наиболее сло жн ым с точки зрения социальной адаптации: низкая успеваемость, неадекватное поведение (невротические реакции, трудности в общении, гиперактивность, пониженное настроение). Если проблемы ребенка не решаются, то они углубляются, приобретают комплексность, т.е. такой подросток имеет не одну, а несколько форм проявлений дезадаптации. Именно такие подростки составляют особо тяжелую группу социально дезадаптированных. Среди множества причин, приводящих подростков к тяжелой социальной дезадаптации, основными становятся остаточные явления органической патологии ЦНС, патохарактерологическое или невротическое развитие личности, либо педагогическая запущенность. Проведенные исследования выявили значительную несформированность ряда высших психических функций.

Причиныдезадаптации детей психологи Центров психологической службы связывают с конфликтами с социумом, задержками развития самого ребенка и неэффективной системой требований и поощрений взрослых, что приводит к восприятию школы в целом как психотравмирующего фактора. Это провоцирует нарушение поведения, приводит к изменению эмоционального состояния, при этом проявляется слабая мотивация обучения и развития, отсутствие навыков общения, снижение самооценки и позитивной активности (139).

Психосоциальнаядезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают их нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений.

Показателем успешности психосоциальной адаптации (137) является прежде всего достижение возможности выполнения основных задач деятельности. В качестве критериев адаптации к учебной деятельности чаще всего использовались две их группы: объективные (успеваемость, показатели общественной и научной активности, показатели общей и профессиональной направленности, стабилизация свойств внимания, памяти, мышления) и субъективные (отношение к учебным предметам, к получаемым знаниям).

Социальнаядезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации ценностных ориентаций, социальных установок.

В настоящее время назрела необходимость отказаться от карательного, «репрессивного подхода в педагогике, когда школа с легкостью избавляется от неугодного (неудобного) ученика, перекладывая решение его проблем на него самого и его родителей, а в худшем варианте - на правоохранительные органы». Современная концепция профилактики предполагает переход от карательных мер к психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке семьи и детей группы социального риска, к программам социальной реабилитации и коррекции детей с отклонениями в психическом и социальном развитии.

На сегодняшний момент, к сожалению, целенаправленная работа ведется только с отдельными группами из указанных выше категорий. Требуется серьезная профилактическая работа, которая должна быть последовательной и поэтапной. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование «трудности», проявление девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости психики к этим факторам.

Главная задача вторичной профилактики - раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последнее время не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», т.е. подростков, у которых нет явных признаков девиантного поведения, но они больше других склонны к его формированию.

Третичная профилактика - проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.

С.А.БЕЛИЧЕВА(125) выделяет общие тенденции в реализации превентивных мер и программ в современных условиях:

· профессионализация воспитательно-профилактической деятельности, введение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

· создание сети специальных превентивных служб и структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям (психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей, попавших в критическую ситуацию);

· признание семьи ведущим институтом социализации детей, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, не справляющейся самостоятельно с задачами воспитания;

· психологизация воспитательно-профилактической деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации.

Такимобразом, мы познакомились с основными понятиями, существующими в психолого-педагогической литературе, относительно детей, с которыми возникают трудности и проблемы в работе. Охарактеризованные признаки, факторы, приводящие к отклонениям в поведении, позволят своевременно организовать воспитательно-профилактическую деятельность и предотвратить эти процессы.

__________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Какие воспитательные влияния на трудного ребенка со стороны взрослых необходимы для достижения оптимальной коррекции? В чем, по Вашему мнению, разница в воспитательных воздействиях классного руководителя, психолога, социального педагога? Какие «ситуации успеха» Вы можете предложить для детей на разных возрастных этапах?

Каким должно быть содержание профилактики и коррекции по отношению к семье и дезадаптированным детям?

_____________________________________________________________________________________________

 

 

3. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И ШКОЛА

3.1. Норма и патология психического развития ребёнка……………. 104

3.2. Классификация «недостатков» характера у нервно-

больных детей………………………………………………………. 104

3.3. Характеристика психоневрологических расстройств

у детей и подростов…………………………………………………. 106

 

Среди «трудных» детей особую категорию составляют психическинездоровыедети, которые всё чаще встречаются в условиях общеобразовательной школы. Речь идёт о детях, поведение которых обусловлено психическими расстройствами и различного рода недостатками их характера. Мы считаем необходимым познакомить Вас, будущих педагогов, с этой категорией детей и проблемами их развития. Нас в первую очередь интересуют те недостатки характера, которые распространены и дают о себе знать в семье и школе. Это те недостатки, которые, вследствие особенностей социальной ситуации их развития и неправильного (или недостаточного) воспитания, превратились в невро-психопатические симптомы (признаки).

Недостатки характера чаще всего складываются в раннем возрасте. Родители часто упускают из виду это существенное обстоятельство в поведении сложного по характеру ребёнка. Одни – по незнанию и своей неопытности, другие – в силу родительского пристрастного или, наоборот, грубого и жестокого к нему отношения, третьи создают в ребёнке трудный характер из-за глубокого безразличия к формированию его личности.

Ещё в 20-е годы известный психиатр В.П.КАЩЕНКО заявлял, что коррекция недостатков личности в процессе её становления – проблема большой социальной значимости и решать её надо в контексте государственной политики. Не секрет, что современная педагогика рассчитана на «среднего» ребёнка и часто не учитывает все сложности процесса становления личности. Вместе с тем существует проблема, решать которую должна и современная школа. Дело в том, что число нервно- больных детей не уменьшается, а увеличивается. Сегодня появился термин «лечебная педагогика».

Решение этой проблемы требует объединения усилий врачей, психологов и педагогов. Следует заметить, что все они имеют дело с аномально обусловленными не только органическими недостатками, но и отклонениями при изначально нормальной психосоматической конституции, вызванной неправильным образом жизни, неблагоприятными социальными условиями и неправильным воспитанием и перевоспитанием этих детей.

Кроме того, «неправильности» в поведении, в отношениях с окружающей средой, в восприятии социальной информации могут быть связаны и с «избыточностью» проявления той или другой особенности организма илистороны в развитии личности.

Недостатки, с которыми приходится иметь дело детскому невро- или психопатологу, как правило, не означают социальной неполноценности будущего взрослого человека, поэтому установка врача, школьного психолога и педагога должна быть ориентирована на потенциальнуюсоциально-психологическуюполноценностьразвивающейсяличности. Это значит, что речь должна идти не о неполноценности ребёнка, а об исключительностиситуации, имея в виду, что любого ребёнка с патологическими чертами в характере и в поведении следует сделать достойным членом общества, не травмировать его сознание, предохранить от ложного предубеждения окружающих его людей (как взрослых, так и его сверстников), и прежде всего самому ребёнку выстраивать воспитательные отношения, учитывая его особенности.

 

3.1. Трудно провести чёткую грань между нормальным и трудным характером, иначе говоря, между естественными проявлениями характера и патологическими (болезненными) его чертами, тем более, когда речь идёт о развивающейся личности. Как отмечают врачи, между нормальным типом поведения и патологическим характером, отмеченными какими-либо болезненными чертами, располагается огромное количество переходныхступеней (от здорового к больному характеру). Трудно дать правильную оценку, например, приступам гнева, которые достаточно часто встречаются среди детей. Подобные приступы нередко наблюдаются также у вполне нормальных детей, которые становятся маленькими деспотами с целью заставить взрослого сделать что-либо по-своему.

У нервно-психопатичных детей, например, гнев проявляется в виде припадков, которые трудно отличить от тех, что бывают у нормальных детей. Специалисты отмечают, что у детей нервных и психопатов вспышки гнева наступают неожиданно, без всякого видимого повода. И в данном случае резкую границу между «нормальной» вспышкой гнева и гневом как психопатическим симптомом (признаком) провести нельзя.

Однако всё же есть существенное различие между нормой и патологией. Оно состоит в том, что психические черты у нормального ребёнка являются случайным признаком, от которого он может легко избавиться, если захочет сам и сделает соответствующее усилие. Психопаты и нервные детине могутэтого сделать, так как не в состоянии проявить волевого усилия. Нормальные дети поддаются обычному воспитанию, они видят, как ведут себя взрослые или их сверстники; стремление достичь чего-либо приводит их само собой к известному уровню социального приспособления. У детей с особенностями характера большую роль играет не только слабая, заторможенная восприимчивостьк воспитанию, но и многие другие факторы, лежащие внутри их самих, в силу чего они не могут поступить иначе. Они странны, они иные, чем другие дети, они невропаты (или психопаты) вследствие ненормальности, главным образом, их активно-волевого усилия и чувств (эмоциональных реакций).

Когда врач называет ребёнка психастеником (или истериком), то он, в сущности, определяет не болезнь ребёнка, а его характер (Поль Дюбуа). То есть речь идёт о поражении не одной какой-либо определённой части организма или одного определённого органа. Всё поведение ребёнка в целом обнаруживает те или иные ненормальности. Изложить патологию детского и юношеского характера – значит описать симптомы истерических, психастенических, неврастенических и патологических характеров, иначе называемых, психастеническими конституциями.

 

3.2. Обратимся к классификации В.П.КАЩЕНКО, который, учитывая принцип целостности в понимании поведения ребёнка, выделяет недостатки характера преимущественно эмоциональные и преимущественно активно-волевые (47).

1. Недостатки характера, обусловленные

преимущественно эмоциональными моментами:

· Неустойчивость, противоречивость.

· Повышенная возбудимость – аффективность поведения.

· Сильная острота симпатий и антипатий к людям.

· Импульсивность поступков.

· Исступлённый гнев.

· Пугливость, болезненные страхи (фобии).

· Пессимизм или чрезмерная весёлость.

· Равнодушие, безучастность.

· Нечистоплотность или, наоборот, педантизм.

· Страстное чтение.

 

2. Недостатки характера, обусловленные преимущественно

активно-волевыми моментами:

· Болезненно выраженная активность.

· Интенсивная болтливость.

· Постоянная жажда наслаждений.

· Отсутствие определённой цели.

· Безудержность.

· Рассеянность.

· Бесцельная ложь.

· Бессмысленное воровство.

· Мучительство животных.

· Злорадство и издевательство над окружающими людьми.

· Негативизм.

· Чрезмерная нерадивость.

· Замкнутость.

· Бродяжничество.

Перечисленные черты характера, проявляющиеся в поведении детей младшего школьного возраста и подростков в их общении со сверстниками и взрослыми, на начальных этапах могут носить не ярко выраженный характер. В них проявляется, скорее всего, «безобидная» реакция на возникшую ситуацию, и ребёнок, в силу своего опыта и степени сформированности эмоционально-волевых характеристик своей личности, «решает» возникающие в его жизни проблемы. Однако, если взрослый во- время не обращает внимания на отдельные поступки ребёнка, в которых демонстрируется отклонение от нормы (социальной, нравственной, культурной), то такие формы поведения закрепляются в устойчивые черты характера и теперь уже воспринимаются взрослыми как патологические.

Например, у ребёнка ярко проявляется потребность в новых впечатлениях, стремление к новому, необычному, и если родители (школа) не смогут создать благоприятных условий для удовлетворения этой потребности (книги, экскурсии на природу, туристические группы и т.д.), то ребёнок сам стремится найти формы, в которых реализуется его желание путешествовать. Особенно актуально это для детей с недостатками характера, обусловленных преимущественно активно-волевыми моментами. Так, развивается черта характера, называемая, бродяжничество. Если взрослые не способствуют становлению у ребёнка произвольных форм поведения, то их несформированность приводит к импульсивности поведения. Таким образом, мы можем в каждом недостатке характера ребёнка найти его источник в некоторых отдельных чертах характера и формах поведения, которые не заметил взрослый (не сумел заметить; заметил, но не придал этому значения; взрослый был обеспокоен их проявлением, но не сумел самостоятельно справиться с их разрешением; взрослый заметил недостатки характера, но занял, скорее, антипедагогическую позицию – высмеивания, оскорбления, усугубляя тем самым и без того сложную ситуацию развития данного ребёнка).

Воспитание играет важную роль в личностном развитии ребёнка, однако неправильно организованное воспитание (влияние взрослого) или его отсутствие (когда ребёнок остаётся наедине со своими проблемами) может способствовать развитию патологических черт характера, и для их исправления (перевоспитания) требуется помощь психолога или даже врача-психиатра.

Попытайтесь проанализировать, какие черты характера, проявляющиеся в поведении детей младшего школьного возраста и подростков должны вызывать беспокойство родителей и учителей? Проследите процесс «перерастания» отдельных черт характера детей на уровень их патологических характеристик.

 

3.3. Отметим, что помимо легких, обратимых расстройств, так называемых пограничных нарушений, пребывающих на грани нормы и аномалии, существуют и самые настоящие психические заболевания, которые могут надолго и основательно нарушить социальную адаптацию ребёнка. Есть и такие заболевания, при которых разрушается интеллект. Для таких детей обучение осложняется даже во вспомогательных школах, предназначенных для детей с пониженным интеллектом. Положение детей-школьников, страдающих шизофренией, эпилепсией и некоторыми другими психическими заболеваниями, зачастую очень драматично. У некоторых школьников с психическими расстройствами возникает своеобразный комплекс неполноценности из-за своего заболевания.

Выделим основные проблемы пограничной психиатрии. С какими болезнями (болезненными состояниями) сталкиваются педагоги и врачи-психиатры? Какие черты характера и формы поведения наблюдаются у них? Эти дети учатся в общеобразовательной школе, а потому требуют учёта со стороны педагогов особенностей их развития.

НЕВРОЗ – психическое расстройство, которое проявляется в неадекватности общепринятым нормам реакциях ребёнка на ситуацию (16;47;67). К факторам, способствующим возникновению неврозов, относятся некоторые особенности личности, ослабленность вследствие болезней, истощений, отравлений и др.

По форме проявления невроз может быть невротической реакцией (кратковременное и быстро обратимое расстройство), невротическим состоянием (более продолжительное и медленно обратимое расстройство) и невротическим формированием характера (когда проявляются не отдельные реакции ребёнка на ситуацию, а наблюдаются ярко выраженные характерологические изменения). Выделяют:

· Астеническийневроз (неврастения), вызванный переутомлением, нарушением режима и суточного ритма.

· Невроз навязчивых состояний, проявляющийся в болезненной склонности к образованию «навязчивостей» в двигательной, эмоциональной и интеллектуальной сферах.

· Истерический невроз.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных