Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА КАК СУБЬЕКТА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЬІХ ДЕЙСТВИЙ




Все предьідущее изложение служит доказательством того, что понятие субьекта имеет основоположное значе­ние для психологии. Его признание или отрицание ре- шающим образом влияет на построение картиньї психи­ческой деятельности и характер психологических воззрений.

Если мьі исключим из психологии понятие о субьек- те целенаправленной предметной деятельности, как зто делала вся «научная» буржуазная психология после Лок- ка, или станем отрицать само существование субьекта, на чем сознательно настаивала классическая ассоциани- стическая, принципиально механическая психология, то психическая деятельность превращается или в смену «яв­лений сознаний», или в некую идеальную активность, идеальное начало. И как бьі потом ни умаляли значение зтого идеального бьітия, как бьі ни уговаривали себя и


других, что зто — только видимость, зпифеномен, — зто идеальное бьітие никак не увязьівается є остальньїм ма- териальньїм миром и остается «идеалистическим жалом» всякой, даже материалистической (но механической!), системи.

Понятие субьекта является одним из труднейших в психологии[88]. Механическое мировоззрение не может включить его в свою систему. Оно или отождествляет его со всяким действующим «фактором», или ограничивает его юридической категорией «ответственного лица» (ка- ким может бить и целое учреждение), или даже обьявля- ет его иллюзией, порождаемой лингвистической формой («я», «ти»), а не реальностью. Обьективной действитель- ностью признается только физическое тело, в частности организм с его физиологическими процессами.

Чтобьі подойти к рациональному пониманию субьек­та, нужно учесть различие двух основних типов жизни — растительной и животной.

Характерное отличие жизни растений состоит в том, что они находятся в непосредственном взаимодействии с условиями своего существования. В почве — зто вода и растворн солей, с которнм соприкасаются корни расте­ний, в воздушной среде г- зто гази и лучистая знергия, с которнми взаимодействуют листья растения. Условия жизни растения — солнечнне лучи, влага, растворн со­лей — непосредственно действуют на органи растения (листья, корни) и вьізьівают с их стороньї такую ответ- ную реакцию, которая ведет к большему или меньшему усвоениюсоответствующих внешних агентов. Так, напри­мер, после зимнего периода увеличение солнечного ос- вещения и теплоти воздуха, а также прогревание почвьі ведут к оживленню жизненньїх процессов в организме растений. В зависимости от внутренних процессов, с од­ной стороньї, и от интенсивности действия зтих внеш­них агентов — с другой, растение то увеличивает их ус- воение, то ограничивает его. Но во всех зтих случаях начальним звеном процесса является именно внешнее воздействие. Оно же регулирует интенсивность зтого физиологического процесса и большей частью определяет и завершение жизненного цикла после окончания опре- деленного сезона. В результате зволюции анатомо-физио- логическая организация каждого вида растения складьі- вается так, что взаимодействие его органов с внешними условиями средьі обеспечивает полезньїй для растений ход и результат процесса.

Таким образом, растение представляет уже организм с внутренним циклом процессов, в значительной мере обособленньїм от внешней средьі, но с прямой зависи- мостью от взаимодействия с ее определенньїми злемен- тами. У растений уже есть довольно развитая внутренняя регуляция отношений со средой: состояние организма, его потребности в определенньїх злементах внешней средьі регулируются его нуждой в зтих злементах. Однако зта внутренняя регулировка касается только состава и мери усвоения внешних агентов. Запуск внутренних процес­сов организма и их интенсивность до некой предельной отметки и завершення известного цикла регулируется воздействием внешних агентов. Позтому можно сказать, что у растения нет собственной активносте, его актив- ность исходит не от него самого, а от его внешней средьі.

Еще одна важная особенность жизни растения состо­ит в том, что условия его существования и раздражители его реакций на внешнюю среду совпадают. Например, растение поглощает из почвьі определенньїй раствор со­лей, и корни растения устроеньї так, что поглощают имен­но зти соли. Так же относятся и листья растений к газо- образньїм компонентам и к лучевой знергии окружающей воздушной средьі.

Растения не меняют способ взаимодействия своих органов с злементами внешней средьі; они только умень- шают или увеличивают интенсивность зтого взаимодей­ствия, но перестроить его не могут. Оно определяется го­товими механизмами органов растения и свойствами тех злементов средьі, с которьіми они взаимодействуют.

Совсем иное дело животньїе, ведущие подвижньїй об­раз жизни. Для них характерно прежде всего именно отсут- ствие непосредственно «на месте» условий, необходимьіх для жизни, развития и размножения, отеутствие постоянно- го и прямого взаимодействия с-зтими условиями.

Можно сказать, что между животньїм и условиями его существования, как правило, имеется разрьів, расстояние, и животному для продолжения жизни необходимо преж­де всего преодолевать зто расстояние. 'Позтому харак- тернейшей особенностью подавляющего большинства животньїх является подвижность как условие преодоле- ния зтого расстояния между ними и обьектами их по­требностей, наличие поиска условий существования, их обнаружение, борьба за их приобретение и сохранение. Зто обстоятельство ведет к двум важнейшим последст- виям. Первое из них заключается в том, что у животного возникают особьіе раздражители поведения, направлен- ние на поиск необходимьіх ему условий, средств сущест­вования и размножения. Зти раздражители идут уже не извне, как у растений, а исходят из цикла внутренних про­цессов самого организма, так как необходимьіх условий в непосредственном его распоряжении нет, а другие внеш- ние условия для него в зто время безразличньї — раздра­жители его реакций, поиск недостающего могут идти только от него самого. Такими раздражителями служат или уменьшение запаса определенньїх веществ внутри ор­ганизма (например, питательньїх веществ), или, наоборот, избьіток каких-нибудь веществ (например, углекислотьі в крови). Так или иначе, из кругооборота внутренних про­цессов организма возникают раздражения, которьіе по- буждают животное к поиску недостающих средств суще­ствования.

Зти раздражения не могут направляться прямо к цент­рам, управляющим органами перемещения и захвата обьектов; тогда зто бьши бьі автоматические действия, а здесь они непригодньї. Раздражения от физиологических нужд организма поступают в особьіе центри, где они по- лучают форму потребностей, которьіе субьект испьітьівает особьім образом. Зто уже не столько отражения внутрен- него состояния тела, сколько побуждения к деятельно­сти в среде, в направлений к чему-то (или от чего-то), но без конкретного определения состава и порядка самих действий; из кпиники нервньїх и душевних болезней че­ловека хорошо известно, что поражение зтих центров ве- дет к нарушению самих насущних органических потреб­ностей и соответствующего поведения.

Сигнали о собственних нуждах организма, преобразо- ванние в побуждения к действиям в среде, составляют


органические потребности, источник «собственной ак- тивности» субьекта. В зтой активности вьіражается, та­ким образом, двоякое отношение организма к среде: с од- ной стороньї, определенная мера независимости от ее прямьіх воздействий — организм обращается к ней не то­гда, когда в окружающей среде появляются предмети по- требления, а когда у него, по ходу его внутренних про- цессов, появляется потребность в зтих предметах; с другой стороньї, в зтих первоисточниках «собственной активно­сти субьекта» снова вьіступает на поверхность теснейшая связь внутренней жизни организма с его внешней средой — она не только арена его действий и поставщик материалов для его тела, но также и сфера обьектов его «внутренней активности». Появление зтой «собственной активности» означает позтому не разрьів причинньїх отношений орга­низма со средой, а новую, вьісшую и более свободную и более тесную связь между ними.

Другое существенное различие в образе жизни между растениями и животньїми заключается в том, что органьї растения реагируют нате злементьі средм, которие непос- редственно составляют обьектьі. потребления, а поведе­ние животньїх, которьім приходится искать и находить, а потом захвативать и перерабатьівать обьектьі потребле­ния, ориентируется не на физико-химические злементьі среди, которие нужни для жизни, а на те свойства обь­ектов, которие следует учитивать в действиях с ними, которие важньї для зтих действий. Позтому обьекти сре­ди виступают для животньїх, во-первьіх, различительньї- ми признаками, во-вторих, в определенних пространст- венньїх ответних реакциях, словом, с предметними и сигнальними признаками. Сигнальное значение некото- рих свойств обьектов среди у животньїх может бить

врожденньїм, но чем вьіше животное по своєму биологи- ческому развитию, чем многообразней его поведение, тем большее число признаков и свойств вещей приобретает для него значение в индивидуальном опьіте. Некоторьіе из зтих свойств, именно те, от которьіх зависит успеш- ность одноразових действий в индивидуально изменчивьіх ситуациях, должньї каждьій раз получать более точньїе ха­рактеристики, уточненное значение путем примеривания и зкстраполяции действий в плане образа (без чего, как мьі видели, в зтих ситуациях невозможно успешное ис­пользование прошлого опьіта).

Словом, у животньїх с подвижньїм образом жизни так усложняются отношения с некоторьіми из важнейших условий существования, что их реакции во внешней сре­де, направленньїе на достижение зтих условий, требуют ориентировочной деятельности на основе образа, управ­ления действиями при помощи психического отражения.

 

Такое управление внешними реакциями требует суще- ственньїх изменений самого организма животньїх. Преж­де всего, оно предполагает вьщеление специальньїх орга- нов передвижения и захвата обьектов, а также защитьі от нападения других животньїх. В процессе зволюции зти органьї становятся все более расчлененньїми, а сочлене- ния их отдельньїх частей — более подвижньїми. Для управ­ления такими органами нужен особьій аппарат. В свою очередь такая управляющая система нуждается в коорди- нации своей работьі с работой внутренних органов тела. Таким образом, переход к активному существованию тре­бует вьіделения трех больших систем: органов передвиже­ния и захвата, системьі управления зтими органами и сис­теми, которая увязьівала бьі работу первих двух систем с внугриорганическими физиологическими процессами.

13 Зак. 110

Вторая из зтих систем, главньїм образом система уп- равления органами действия, передвижения и захвата обьектов (или защитьі от них), в свою очередь предпола- гаеттри большие подсистемьі. Одна из них управляет ис- полнением намеченньїх движений; зто собственно дви- гательная область. Другая подсистема состоит, во-первьіх, из органов получения и переработки информации о внеш­ней среде и, во-вторьіх, из органов, использующих зту ин- формацию для вьіделения пути или составления плана действий, а также сохранения его от сбивающих влияний ситуации; первую из них И. П. Павлов назьівал анализа- торами, а вторую — лобньїми долями; вместе они состав­ляют большую часть корьі головного мозга, за исключе- нием его собственно двигательньїх зон. Первая и вторая вместе обеспечивают то, что И. П. Павлов назьівал вьіс- шей нервной деятельностью[89], обслуживающей активную связь организма с внешней средой.

Когда раздражение, поступающее в мозг, не соответ- ствует возможностям автоматического реагирования, зто рассогласование ведет к переключенню раздражения на другие центрьі, где оно трансформируется в потребность. А потребность непосредственно реакции уже не вьізьіва­ет, она виступает как побуждение к деятельности, определенной по роду — пищевой, оборонительной, аг- рессивной и т. д., — но не вполне определенной по кон­кретному составу и порядку отдельньїх действий. Зта зада­ча теперь возлагается на ту новую инстанцию центральной нервной системи, которая принимает на себя воздействие потребности. Зто инстанция, представляющая организм в тех его отношениях со средой, которие нуждаются в
управленим на основе ориентировочной деятельности, — инстанция неавтоматических реакций. Поле внешних действий всегда открьівается перед субьектом, позтому в состав психического отражения ситуации и, в частности, в состав предметного содержания образа зта инстанция не входит, поле возможньїх действий всегда находится пе­ред субьектом и вне его.

із*
 

Третья большая система, которую Павлов очень вьі- разительно назьівал «низшей нервной деятельностью»[90]является связующим звеном между внешней деятельно­стью организма и его внутренними физиологическими процессами. Процессьі зтой низшей нервной деятельно­сти идут в двух направленнях. В одном направлений она передает сигнали из внутренней средьі организма как побуждения к активной деятельности во внешней среде (или, наоборот, в случаях заболевания подает сигнали, задерживающие зту деятельность; например, боль в ко- нечности при переломе костей является сигналом сохра- нять покой). Но зта система работает и в другом направ­лений. Так как жизнь организма начинает зависеть в основном от поведения во внешней среде, то на службу зтому поведению ставятся основние знергетические ре­сурси организма. Например, мозг потребляет громадную, не пропорциональную его массе долю кислорода, сахара и ряда других нужних для его деятельности веществ; ра- бота мишц туловища и особенно конечностей требует уси- ленного притока к ним крови, которая отвлекается от внутренних органов. Низшая нервная деятельность при­звана обеспечивать целесообразное перераспределение ре- сурсов организма: во время бодрствования — на внешнюю
деятельность, в покое н особенно во сне — на внутренние восстановительньїе процессьі организма.

Итак, переход к активной жизни во внешней среде ве- дет к радикальной перестройке самого организма, к вьі- делению внутри него особой инстанции по получению и переработке сигналов из внутренней средьі организма — в потребности, сигналов из внешней средьі — в образьі ситуации и различньїе действия в плане образа. Вместе они призваньї обеспечить ориентировку в ситуациях, где автоматическое реагирование угрожает неудачей.

Организм, которьій регулируетсвои внешние реакции, воздействия на внешнюю среду на основе образа зтой сре- дьі, такой организм єсть субьект действия.

Субьект — зто животньїй организм, с качественно но- вьім строением: у него вьіделяется верховная нервная ин- станция по управленню реакциями во внешней среде на основе образа зтой средьі и по увязке зтих реакций с внутренней средой организма.

Новая нервная инстанция не просто добавляется к пре- жним, но весь организм перестраивается, подчиняясь зтой новой инстанции. Зто обусловлено ролью, какую зта ин­станция вьіполняет в жизни организма. От ее работьі и успешного вьіполнения внешних действий теперь зависит существование и развитие животного. Позтому вся внут- риорганическая, вегетативная («растительная») жизнь ста- вится на службу задачам поведения, обеспечения успеш­ного вьіполнения действий во внешней среде.

Организм с такой особой верховной инстанцией как внешнего поведения, так и внутрителесньїх процессов — зто уже не просто животньїй организм, а животное как субьект целенаправленньїх действий.

Отождествление субьекта с организмом вообще, а сле­довательно, и с организмом, у которого такой верховной инстанции нет, означает приравнивание субьекта ко всякому организму (или хотя бьі ко всякому животному организму), зто — механическое упрощение. Субьект — особьій организм, по-новому, сложно- и вьісокооргани- зованньїй, обладающий новой способностью управлять своими действиями на основе образа поля зтих действий.

Субьект невозможен без психики, но психика состав­ляет только одну из форм предметной деятельности субьекта — его ориентировку в поле действия на основе образа зтого поля. Как нельзя отождествлять субьект с организмом, так нельзя отождествлять его с психикой; последнее означало бьі превращение психической дея­тельности в действующую субстанцию и притом еще ду­ховную субстанцию. Зто типичное идеалистическое из- вращение в понимании субьекта.

Субьект — всегда субьект действия, но не всякого, а лишь целенаправленного, т. е. такого действия, которое регулируется на основе образа ситуации. Многие физи- ческие действия организма не составляют действий субь­екта; к примеру, зпилептические судороги — зто не дей­ствия субьекта, а двигательньїе патологические реакции организма в зпилептическом припадке; если неумельїй альпинист срьівается со скальї, он падает не как субьект, а как физическое тело. Даже человек является субьектом лишь в таких действиях, которьіми он управляет на ос­нове образа поля зтих действий. Мьі видели, что такого рода ориентировочная деятельность может бьіть обьек- тивно доказана, и лишь там, где ее наличие можно обьек- тивно доказать, следует говорить о поведении (в строгом смьісле) и о субьекте зтого поведения.

Но мьі должньї еще раз подчеркнуть, что все зто лишь указание на то, чем субьект отличается от организма (кото- рьій еще или уже субьектом не является). Но зто не раскрьівает его существенньїе чертьі и строение, соотно- шение разньїх форм его психической деятельности в раз- личньїх ситуациях и на разньїх уровнях развития и не со­ставляет полного определения того, что есть субьект. Такое определение остается задачей специального иссле­дования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных