ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПЕРЕСТРОЙКА ОРГАНИЗМА КАК СУБЬЕКТА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЬІХ ДЕЙСТВИЙВсе предьідущее изложение служит доказательством того, что понятие субьекта имеет основоположное значение для психологии. Его признание или отрицание ре- шающим образом влияет на построение картиньї психической деятельности и характер психологических воззрений. Если мьі исключим из психологии понятие о субьек- те целенаправленной предметной деятельности, как зто делала вся «научная» буржуазная психология после Лок- ка, или станем отрицать само существование субьекта, на чем сознательно настаивала классическая ассоциани- стическая, принципиально механическая психология, то психическая деятельность превращается или в смену «явлений сознаний», или в некую идеальную активность, идеальное начало. И как бьі потом ни умаляли значение зтого идеального бьітия, как бьі ни уговаривали себя и других, что зто — только видимость, зпифеномен, — зто идеальное бьітие никак не увязьівается є остальньїм ма- териальньїм миром и остается «идеалистическим жалом» всякой, даже материалистической (но механической!), системи. Понятие субьекта является одним из труднейших в психологии[88]. Механическое мировоззрение не может включить его в свою систему. Оно или отождествляет его со всяким действующим «фактором», или ограничивает его юридической категорией «ответственного лица» (ка- ким может бить и целое учреждение), или даже обьявля- ет его иллюзией, порождаемой лингвистической формой («я», «ти»), а не реальностью. Обьективной действитель- ностью признается только физическое тело, в частности организм с его физиологическими процессами. Чтобьі подойти к рациональному пониманию субьекта, нужно учесть различие двух основних типов жизни — растительной и животной. Характерное отличие жизни растений состоит в том, что они находятся в непосредственном взаимодействии с условиями своего существования. В почве — зто вода и растворн солей, с которнм соприкасаются корни растений, в воздушной среде г- зто гази и лучистая знергия, с которнми взаимодействуют листья растения. Условия жизни растения — солнечнне лучи, влага, растворн солей — непосредственно действуют на органи растения (листья, корни) и вьізьівают с их стороньї такую ответ- ную реакцию, которая ведет к большему или меньшему усвоениюсоответствующих внешних агентов. Так, например, после зимнего периода увеличение солнечного ос- вещения и теплоти воздуха, а также прогревание почвьі ведут к оживленню жизненньїх процессов в организме растений. В зависимости от внутренних процессов, с одной стороньї, и от интенсивности действия зтих внешних агентов — с другой, растение то увеличивает их ус- воение, то ограничивает его. Но во всех зтих случаях начальним звеном процесса является именно внешнее воздействие. Оно же регулирует интенсивность зтого физиологического процесса и большей частью определяет и завершение жизненного цикла после окончания опре- деленного сезона. В результате зволюции анатомо-физио- логическая организация каждого вида растения складьі- вается так, что взаимодействие его органов с внешними условиями средьі обеспечивает полезньїй для растений ход и результат процесса. Таким образом, растение представляет уже организм с внутренним циклом процессов, в значительной мере обособленньїм от внешней средьі, но с прямой зависи- мостью от взаимодействия с ее определенньїми злемен- тами. У растений уже есть довольно развитая внутренняя регуляция отношений со средой: состояние организма, его потребности в определенньїх злементах внешней средьі регулируются его нуждой в зтих злементах. Однако зта внутренняя регулировка касается только состава и мери усвоения внешних агентов. Запуск внутренних процессов организма и их интенсивность до некой предельной отметки и завершення известного цикла регулируется воздействием внешних агентов. Позтому можно сказать, что у растения нет собственной активносте, его актив- ность исходит не от него самого, а от его внешней средьі. Еще одна важная особенность жизни растения состоит в том, что условия его существования и раздражители его реакций на внешнюю среду совпадают. Например, растение поглощает из почвьі определенньїй раствор солей, и корни растения устроеньї так, что поглощают именно зти соли. Так же относятся и листья растений к газо- образньїм компонентам и к лучевой знергии окружающей воздушной средьі. Растения не меняют способ взаимодействия своих органов с злементами внешней средьі; они только умень- шают или увеличивают интенсивность зтого взаимодействия, но перестроить его не могут. Оно определяется готовими механизмами органов растения и свойствами тех злементов средьі, с которьіми они взаимодействуют. Совсем иное дело животньїе, ведущие подвижньїй образ жизни. Для них характерно прежде всего именно отсут- ствие непосредственно «на месте» условий, необходимьіх для жизни, развития и размножения, отеутствие постоянно- го и прямого взаимодействия с-зтими условиями. Можно сказать, что между животньїм и условиями его существования, как правило, имеется разрьів, расстояние, и животному для продолжения жизни необходимо прежде всего преодолевать зто расстояние. 'Позтому харак- тернейшей особенностью подавляющего большинства животньїх является подвижность как условие преодоле- ния зтого расстояния между ними и обьектами их потребностей, наличие поиска условий существования, их обнаружение, борьба за их приобретение и сохранение. Зто обстоятельство ведет к двум важнейшим последст- виям. Первое из них заключается в том, что у животного возникают особьіе раздражители поведения, направлен- ние на поиск необходимьіх ему условий, средств существования и размножения. Зти раздражители идут уже не извне, как у растений, а исходят из цикла внутренних процессов самого организма, так как необходимьіх условий в непосредственном его распоряжении нет, а другие внеш- ние условия для него в зто время безразличньї — раздражители его реакций, поиск недостающего могут идти только от него самого. Такими раздражителями служат или уменьшение запаса определенньїх веществ внутри организма (например, питательньїх веществ), или, наоборот, избьіток каких-нибудь веществ (например, углекислотьі в крови). Так или иначе, из кругооборота внутренних процессов организма возникают раздражения, которьіе по- буждают животное к поиску недостающих средств существования. Зти раздражения не могут направляться прямо к центрам, управляющим органами перемещения и захвата обьектов; тогда зто бьши бьі автоматические действия, а здесь они непригодньї. Раздражения от физиологических нужд организма поступают в особьіе центри, где они по- лучают форму потребностей, которьіе субьект испьітьівает особьім образом. Зто уже не столько отражения внутрен- него состояния тела, сколько побуждения к деятельности в среде, в направлений к чему-то (или от чего-то), но без конкретного определения состава и порядка самих действий; из кпиники нервньїх и душевних болезней человека хорошо известно, что поражение зтих центров ве- дет к нарушению самих насущних органических потребностей и соответствующего поведения. Сигнали о собственних нуждах организма, преобразо- ванние в побуждения к действиям в среде, составляют органические потребности, источник «собственной ак- тивности» субьекта. В зтой активности вьіражается, таким образом, двоякое отношение организма к среде: с од- ной стороньї, определенная мера независимости от ее прямьіх воздействий — организм обращается к ней не тогда, когда в окружающей среде появляются предмети по- требления, а когда у него, по ходу его внутренних про- цессов, появляется потребность в зтих предметах; с другой стороньї, в зтих первоисточниках «собственной активности субьекта» снова вьіступает на поверхность теснейшая связь внутренней жизни организма с его внешней средой — она не только арена его действий и поставщик материалов для его тела, но также и сфера обьектов его «внутренней активности». Появление зтой «собственной активности» означает позтому не разрьів причинньїх отношений организма со средой, а новую, вьісшую и более свободную и более тесную связь между ними. Другое существенное различие в образе жизни между растениями и животньїми заключается в том, что органьї растения реагируют нате злементьі средм, которие непос- редственно составляют обьектьі. потребления, а поведение животньїх, которьім приходится искать и находить, а потом захвативать и перерабатьівать обьектьі потребления, ориентируется не на физико-химические злементьі среди, которие нужни для жизни, а на те свойства обьектов, которие следует учитивать в действиях с ними, которие важньї для зтих действий. Позтому обьекти среди виступают для животньїх, во-первьіх, различительньї- ми признаками, во-вторих, в определенних пространст- венньїх ответних реакциях, словом, с предметними и сигнальними признаками. Сигнальное значение некото- рих свойств обьектов среди у животньїх может бить врожденньїм, но чем вьіше животное по своєму биологи- ческому развитию, чем многообразней его поведение, тем большее число признаков и свойств вещей приобретает для него значение в индивидуальном опьіте. Некоторьіе из зтих свойств, именно те, от которьіх зависит успеш- ность одноразових действий в индивидуально изменчивьіх ситуациях, должньї каждьій раз получать более точньїе характеристики, уточненное значение путем примеривания и зкстраполяции действий в плане образа (без чего, как мьі видели, в зтих ситуациях невозможно успешное использование прошлого опьіта). Словом, у животньїх с подвижньїм образом жизни так усложняются отношения с некоторьіми из важнейших условий существования, что их реакции во внешней среде, направленньїе на достижение зтих условий, требуют ориентировочной деятельности на основе образа, управления действиями при помощи психического отражения. Такое управление внешними реакциями требует суще- ственньїх изменений самого организма животньїх. Прежде всего, оно предполагает вьщеление специальньїх орга- нов передвижения и захвата обьектов, а также защитьі от нападения других животньїх. В процессе зволюции зти органьї становятся все более расчлененньїми, а сочлене- ния их отдельньїх частей — более подвижньїми. Для управления такими органами нужен особьій аппарат. В свою очередь такая управляющая система нуждается в коорди- нации своей работьі с работой внутренних органов тела. Таким образом, переход к активному существованию требует вьіделения трех больших систем: органов передвижения и захвата, системьі управления зтими органами и системи, которая увязьівала бьі работу первих двух систем с внугриорганическими физиологическими процессами. 13 Зак. 110 Вторая из зтих систем, главньїм образом система уп- равления органами действия, передвижения и захвата обьектов (или защитьі от них), в свою очередь предпола- гаеттри большие подсистемьі. Одна из них управляет ис- полнением намеченньїх движений; зто собственно дви- гательная область. Другая подсистема состоит, во-первьіх, из органов получения и переработки информации о внешней среде и, во-вторьіх, из органов, использующих зту ин- формацию для вьіделения пути или составления плана действий, а также сохранения его от сбивающих влияний ситуации; первую из них И. П. Павлов назьівал анализа- торами, а вторую — лобньїми долями; вместе они составляют большую часть корьі головного мозга, за исключе- нием его собственно двигательньїх зон. Первая и вторая вместе обеспечивают то, что И. П. Павлов назьівал вьіс- шей нервной деятельностью[89], обслуживающей активную связь организма с внешней средой. Когда раздражение, поступающее в мозг, не соответ- ствует возможностям автоматического реагирования, зто рассогласование ведет к переключенню раздражения на другие центрьі, где оно трансформируется в потребность. А потребность непосредственно реакции уже не вьізьівает, она виступает как побуждение к деятельности, определенной по роду — пищевой, оборонительной, аг- рессивной и т. д., — но не вполне определенной по конкретному составу и порядку отдельньїх действий. Зта задача теперь возлагается на ту новую инстанцию центральной нервной системи, которая принимает на себя воздействие потребности. Зто инстанция, представляющая организм в тех его отношениях со средой, которие нуждаются в
Третья большая система, которую Павлов очень вьі- разительно назьівал «низшей нервной деятельностью»[90]является связующим звеном между внешней деятельностью организма и его внутренними физиологическими процессами. Процессьі зтой низшей нервной деятельности идут в двух направленнях. В одном направлений она передает сигнали из внутренней средьі организма как побуждения к активной деятельности во внешней среде (или, наоборот, в случаях заболевания подает сигнали, задерживающие зту деятельность; например, боль в ко- нечности при переломе костей является сигналом сохра- нять покой). Но зта система работает и в другом направлений. Так как жизнь организма начинает зависеть в основном от поведения во внешней среде, то на службу зтому поведению ставятся основние знергетические ресурси организма. Например, мозг потребляет громадную, не пропорциональную его массе долю кислорода, сахара и ряда других нужних для его деятельности веществ; ра- бота мишц туловища и особенно конечностей требует уси- ленного притока к ним крови, которая отвлекается от внутренних органов. Низшая нервная деятельность призвана обеспечивать целесообразное перераспределение ре- сурсов организма: во время бодрствования — на внешнюю Итак, переход к активной жизни во внешней среде ве- дет к радикальной перестройке самого организма, к вьі- делению внутри него особой инстанции по получению и переработке сигналов из внутренней средьі организма — в потребности, сигналов из внешней средьі — в образьі ситуации и различньїе действия в плане образа. Вместе они призваньї обеспечить ориентировку в ситуациях, где автоматическое реагирование угрожает неудачей. Организм, которьій регулируетсвои внешние реакции, воздействия на внешнюю среду на основе образа зтой сре- дьі, такой организм єсть субьект действия. Субьект — зто животньїй организм, с качественно но- вьім строением: у него вьіделяется верховная нервная ин- станция по управленню реакциями во внешней среде на основе образа зтой средьі и по увязке зтих реакций с внутренней средой организма. Новая нервная инстанция не просто добавляется к пре- жним, но весь организм перестраивается, подчиняясь зтой новой инстанции. Зто обусловлено ролью, какую зта инстанция вьіполняет в жизни организма. От ее работьі и успешного вьіполнения внешних действий теперь зависит существование и развитие животного. Позтому вся внут- риорганическая, вегетативная («растительная») жизнь ста- вится на службу задачам поведения, обеспечения успешного вьіполнения действий во внешней среде. Организм с такой особой верховной инстанцией как внешнего поведения, так и внутрителесньїх процессов — зто уже не просто животньїй организм, а животное как субьект целенаправленньїх действий. Отождествление субьекта с организмом вообще, а следовательно, и с организмом, у которого такой верховной инстанции нет, означает приравнивание субьекта ко всякому организму (или хотя бьі ко всякому животному организму), зто — механическое упрощение. Субьект — особьій организм, по-новому, сложно- и вьісокооргани- зованньїй, обладающий новой способностью управлять своими действиями на основе образа поля зтих действий. Субьект невозможен без психики, но психика составляет только одну из форм предметной деятельности субьекта — его ориентировку в поле действия на основе образа зтого поля. Как нельзя отождествлять субьект с организмом, так нельзя отождествлять его с психикой; последнее означало бьі превращение психической деятельности в действующую субстанцию и притом еще духовную субстанцию. Зто типичное идеалистическое из- вращение в понимании субьекта. Субьект — всегда субьект действия, но не всякого, а лишь целенаправленного, т. е. такого действия, которое регулируется на основе образа ситуации. Многие физи- ческие действия организма не составляют действий субьекта; к примеру, зпилептические судороги — зто не действия субьекта, а двигательньїе патологические реакции организма в зпилептическом припадке; если неумельїй альпинист срьівается со скальї, он падает не как субьект, а как физическое тело. Даже человек является субьектом лишь в таких действиях, которьіми он управляет на основе образа поля зтих действий. Мьі видели, что такого рода ориентировочная деятельность может бьіть обьек- тивно доказана, и лишь там, где ее наличие можно обьек- тивно доказать, следует говорить о поведении (в строгом смьісле) и о субьекте зтого поведения. Но мьі должньї еще раз подчеркнуть, что все зто лишь указание на то, чем субьект отличается от организма (кото- рьій еще или уже субьектом не является). Но зто не раскрьівает его существенньїе чертьі и строение, соотно- шение разньїх форм его психической деятельности в раз- личньїх ситуациях и на разньїх уровнях развития и не составляет полного определения того, что есть субьект. Такое определение остается задачей специального исследования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|