ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
К УЧЕННЮ ОБ ИНТЕРИОРИВАЦИИ 6 страницас образованием личности............................................................ 198 § 3. Схема основних уровней действия............................................. 204 К ПРОБЛЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 211 О СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 227 § 1. Психологическое строение человеческой деятельности........... 227 § 2. О собсівено психологических механизмах и законах................ 230 § 3. Проблема основного метода психологического исследования.... 235 К УЧЕНИЮ ОБ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ...............................................?39 РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЬЇХ ДЕЙСТВИЙ 253 МЕТОД «СРЕЗОВ» И МЕТОД ПОЗТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕТСКОГО МЬІШЛЕНИЯ 31$ Учебное издание Петр Яковлевич Гальперин ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебное пособие Редактор А. И. Подольский Корректор Я. Н. Волкова Оригинал-макет А. Ю. Баранов, О. М. Билак Художественное оформление, обложка М. О. Орлова ЛР№ 065329 от 06.08.97 Сдано в набор 01.08.98. Подп. в печать 15.11.98. Формат 60x90і/,6. Бумага офсетная. Гарнитура «№\уіопС». Печать офсетная. Обьем 20,75 усл. печ. л. Тираж 10 000 зкз. Заказ N9 110. ООО «Киижиьій дом «Университет», 117234, г. Москва, Воробьевьі горьі, ГЗ МГУ, Сектор Д, коми. 4. Тел.: (095) 939-45-81, факс: (095) 938-21-84. «ФЕНИКС», 344В07, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборньїй, 17. Факс: (8632) 62-38-11. Отпечатано с готовьіх диапозитивов на полиграфическом предприятии «Офсет» 400001, Волгоград, ул. КИМ, 6. 18 Рубинштейн Л. С. Битие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957; его же: Принципи и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; Проблеми общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 8 Войтонис Н. Ю. Сравнительно-психологическое изучение па- мяти методом отсроченньїх реакций. В сб.: Рефлексьі, инстинкти и навики. М., 1936. 8 Зак. но 11 Зак. 110 [1] Нагіїеу О. ОЬ$егуаііоп§ оп тап, Ні$ Ггате, Ьі$ (Іиіу, Ні$ ехресіа- ііоп5. Ьопсіоп, 1791. См. также о Д. Гартли. Английские материальї XVII—XVIII вв., подредакцией Б. В. Мещерского. М.: Наука, 1967. Т 2. С. 195—375; РибоТ. Современная английская психология. М., 1881; Пристли Д. Избранньїе сочинения, раздел 5. Вводньїе очерки к «Теории человеческого духа Гартли». М., 1934. [2]См.: Троицкий М. Немецкая психология втекущем столетии: В 2 т. М., 1883. [3]Троицкий М. Указ. соч.Т. І.С. 135-148. [4] Гербарт И. Ф. Психология как наука, вновь обоснованная на опьіте, метафизике и математике. СПб., 1895; см. также: Троицкий М. Указ. соч.Т. 2. С. 291-303. [5] Милль Д. С. Система логики. М., 1914. Кн. 6. Гл. 4. [6] См, например, статью Н Я Грота «Основания зксперимеиталь- ной психологии», помещенную в качестве предисловия к русскому переводу кн. В. Вундта «Очерки психологии». М., 1897. [7] Вогіпд Е. А НІ5іогу оГехрегішепіа! Р$усНо1о§у. N. У., 1929. [8] «Гипотеза обуславливания» радикально отличается от учення И. П. Павловао процессе образования условной связи. В«гипотезе обуславливания» отсутствует указание на сигнальное значение ус- ловньїх раздражителей и подкрепление, она носит физикалистский и антибиологический (что в данном случае означает механический) характер. [9] Ригрозіуе ВеНауіог іп апітаїз апсі теп, есі. СН. Тоїтап. N. У.-Ьоп- <іоп, 1932. [10] Рубинштейн С. Л. Основи психологии. М., 1935. С. 24; его же: Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. Уч. зап. МГУ. М., 1945. Вьіп. 90; Принципи и пути развития психологии. М.. Изд-во АН СССР, 1959. С. 249, 266. [11] Вопросм психологии. 1971. № 4. С. 101-113; № 5. С. 110-117; №6. С. 131-141; Вопросьі психологии. 1972. № І.С. 130-141; №2. С. 124-132; №3. С. 105-124. [12] Психоневрологические науки в СССР (Материальї І Всесоюзного сьезда по изучению поведения человека. 25 января — 1 фе в рал я 1930 г. М.;Л., 1930. ,3Теплов Б. М. Психология. М.: Учпедгиз, 1946. С. З (здесь зто сказано проще и лучше всего); ср.: «Зто наши восприятия, мьісли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п.» (С.Л. Рубинштейн. Основи общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 3); «Моє восприятие..., моє желание..., моє воспоминание... Зти явлення груп- пировалисьпод названиями: "восприятие", "память", "мишление", "воля", "чувство" и др., в совокупности образуя то, что називается психикой» (Общая психология, под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1970. С. 5). ,6Вьіготский Л. С. Избранньїе психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956; его же: Развитие вьісших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. [15] Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. ,9Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Зкспериментальное иссле- дование вьісших психических функций. М.; Л., 1931. Гл. 2, 4. [17] В зтом кратком схематическом очерке того, что в развитии советской психологии влияло на понимание ее предмета, нет возмож- ности перечислитьдаже только фамилии всехавторов. Хорошая, хотя и далеко не полная сводка исследований, а также библиографиче- ские данньїе имеются в обобщающих и обзорньїх статьях кн. «Психологическая наука в СССР»: В 2т. Под ред. А. А. Смирнова. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1959-1960. [18] Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Гл.1. [19] Запорожец А. В. Развитие произвольньїх движении. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1960. [20] Зинченко В. П. Роль моторньїх компонентов в процессах восприятия. В кн.: Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. С. 70-115. [21] Зльконин Д. Б. Некоторьіе вопросьі психологии усвоения грамоти. Вопросьі психологии. 1956. № 5; его же: Зкспериментальньїй анализ начального обучения чтению. В кн.: Вопросьі психологии учебной деятельности младшихшкольников. М.: Изд-во АПН СССР, 1962. [22] Гамезо М. В. Психология чтения проекционньїх чертежей и изо- бражений. Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та. М., 1972. Вьіп. 35. [23] Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственньїх действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1950. Т 1.; его же: Психология мишления и учение о позтапном формировании умственних действии. В кн.: Исследования мишления в советской психологии М.: Наука, 1966: Гальперин П. Я., Кабильницкая С. Л. Зкспериментальное формирование внимания. Изд-во МГУ, 1974. [24] Ленин в. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 330. [25] Там же. Т. 42. С. 289. [26] Ленин в. И. Полн. собр. соч. Т 29. С. 330. [27] В приведенном виступленим Ленина єсть замечательние слова о том, что надо изучать вопрос с разньїх сторон и как зто сделать, чтоби избежать произвольности вьібора одной или некоторих из них (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 289—290). К зтим указаниям Ленина ми обратимся позднее в связи с вопросом об изучении комплексних проблем с участием психологии и смежньїх наук (гл. З, § 8 и гл. 5). [28] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 264-332. [29] В Дю-Буа Раймон О границах познания природьі Семь мирових загадок М, 1901 [30] Зтим и обьясняются идеалистические шатания таких крупних естествоиспитателей, физиологов цснтральной нервной системи, как Шеррингтон, Икклз, Здриан и др — (СЬ 5Негпп£іоп ТНе Ьгаїп апсі іІ5 Мес1іапі5Пі$ СатЬгісІве 1934, Ісіет Мап, оп Ніб №іиге СатЬпс1§е, 1940, } Ессіез ТЬе псиг0рНу5і0І08ісаІ Ьа5і5оГтіпс1 ОхГогсі Сіагепсіоп Ке55, 1953, Е Асігіап ТЬе соп5сюи5пе55 Іп Вгаїп апсі Соп$сюи$ ех- рсгіепсе Всгіїп, Зргіп^ег 1966 5 238—247 [31] Маркс К., Знгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 80-93. [32]Ленин В. И. Полн. собр. соч.Т. 18. С. 117. [33]Там же. С. 259. [34] См.: Ильенков 3. В. Идеальное. В кн.: Философская знцикло- педия. М.: Советская знциклопедия, 1962. Т. 2; его же: Диалектиче- ская логика. Очерки истории итеории. М.: Политиздат, 1974. С. 187— 198: Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 188. [35] Маркс К, Знгельс Ф Соч Т 23 С 21 "Ленин в. И. Полн.собр. соч.Т. 18. С. 151. [37]Там же. С. 259. [38] Спиноза Б. Зтика. В кн.: Избранньїе произведения. М.: Госпо- литиздат, 1957. Ч. 1. С. 361. [39] Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 159-176. [40] Петровский А. В. История советской психологии М.: Просве- щение, 1967. С. 138. [41] Павлов И. П. Полн. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 161, 162. [42] Бернштейн Н А Очсрки по физиологии движений и физиологии активности М Медицина, 1966 С 281 [43]АнохинП К Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии Вопросьі психологии 1955 №6 [44] СоколовЕ Н Нервная модель стимула Доклади АПН РСФСР 1959 № 4, его же №игопа1 Мосіеі апсі іНе огіепііп£ КеПех Іп ТНе Сепігаї №г\ои$ Зузіет апсі ВеЬауюиг N У 1960, Ориентировочньїй рефлекс как кибернетическая система Журнал вьісшей нервной деятельности им И П Павлова 1963 Т8 Вмп 5 С 820-822 [45] Обьяснение принадлежит вьішеуказанньім авторам (см. сно- ски 18, 19, 20). [46] Иванов-Смоленский А. Г. Об исследовательском или ориен- тировочном рефлексе. Русский физиологический журнал. 1927. Т. 10. Вьіп. 3-4. С. 257-265. [47]>Уєуєг Е. ТЬеогу оГНеагіпв. N. У., 1970; Об зтом опите см. в кн.: Психология восприятия. Изд-во МГУ, 1973. С. 184; Физиология сенсорних систем. Л., 1972. [48] В зтом прсдварительном анализе я ограничиваюсь при мером ор- ганических потребностей потому, что они представляются более простими и рассматриваются лишь со сторони тех свойств, которие присуши всем потребностям, «потребности вообще». [49] «Предметной», в том принятом в марксистской философии смисле, которий постоянно подчеркивает А. Н. Леонтьев всвоих ме- тодологических работах, в частности, в кн.: Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; его же: Деятельность, созна- ние, личность. М.: Политиздат, 1975. [50] Арссньев В. К. Сквозьтайгу. М.: Госиздат, 1949. С 243 (рассказ приведем с небольшими сокрашениями). [51] Боровский В. М. Поведение цьіплят вьіведенньїх в инкубаторе. В сб.: Рефлекси, инстинктьі и навьїки. М., 1936. [52] Крушинский Л. В. Проблема зкетраполяции в физиологии вьіс- шей нервной деятельности. В сб.: Достижения современной физиологии. М.: Наука, 1970. [53] Нарбутович И. С., Подкопаев Н. Д. Условньїй рефлекс как ассо- циация. Трудьі физиологических лабораторий академика И. П. Павло- ва. 1936. Т. 6. Вьіп. 2. [54]Тіпк1ераи£Н О. Ап Ехрегітепіаі 5іис1у оГКерге$еп(а(ІУе Расіогзіп Мопкеуз.). Сотраг. РзусНоІ., 1928. Уоі. 8. 5. 197-236; Ісіет. ТНе Миі- ііріе Зеїауесі Кеасііоп СНітрапгеез апсі Мопкеу$.). Сотраг. РзусНоІ., 1932. Уоі. 13.5.2. [55]Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; его же: Деятельность, сознание, личность. М.: Полит- издат, 1975. [56] Ниіі С. Ргіпсіріез оГ ВеНауіог. 1п: Ап Іпігосіисііоп іо ЬеЬауіоиг іЬеогу. N. У., 1943. [57] См. об зтом в кн.: Смирнов А. А. Психология запоминания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948; Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.М: Изд-во АПН РСФСР, 1961. [58] Павлов И П Полн собр соч Кн 1 М,Л, 1961 Т З С 94,95, Т 3 Кн 2 С 32, Т4 С 46,85,411 [59] Дуров В. Л. Дрессировка животньїх. Психологические наблю- дения над животньїми, дрессированньїми по моєму методу (40-лет- ний опьіт). М., 1924. ,45кіппег В. ТНе ВеНауіоигоГОгвапізтиз. N. У., 1938. [61] Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. I. С. 308; Т. 4. С 27 «29. [62] Кроукфорт П. Артур, Билл и другие (Все о мьішах). М.: Мир, 1970. С 19—20. [63] Кроукфорт П. Указ. соч. С. 34. Камьішсв И. А., Лазарев В. Г. О пространственньїх иллюзиях летчиков. Вопросьі психологии. 1973. № 1. С. 24. [65] См, кн.: Ориентировочньїй рефлекс и ориентировочно-иссле- довательская деятельность. Подред. Е. Н. Соколова, Л. Г. Воронина и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. [66]ДельгадоХ. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971. [67] Что является «правильним» — зто другой и особьій вопрос, но уже целенаправленность действий субьекта предполагает некие крите- рии их «правильности». "Конечно, не только вспомогательньїе функции обслуживают главную функцию, но в свою очередь зта главная функция обслужи- вает вспомогательньїе, предьявляя к ним требования и задания, ко- торьіе во всякой кибернетической системе определяют их соотно- шения и тем самьім работу каждой из них. "Ленин в. И. Полн. собр. соч.Т42. С. 291. [70]Спиноза Б. Зтика. В кн.: Избранньїе произведения. М.: Госпо- литиздат, 1957. Ч. 1. С. 372. [71] Журавлев Г. Е. О «гипнотическом» взгляде змей. Вопросьі психологии. 1969. № 5. [72] Такая слаженность отношений между организмом и окружаю- щей средой, по-видимому, имеет место и у паразитирующих животньїх (гельминтьі) продельїваюіцих зачастую довольно сложньїй жиз- ненньїй цикл развития, нередко со сменой «хозяев» (промежуточньїх основних). [73] Кренкель3. Мои позьівньїе — КАЕМ. Новьіймир. 1970.№ 10.С. III. [74]Торндайк 3. Процесе учения у человека. М., 1935. [75] Новоселова С. Л. Развитие и структура интеллектуальной деятельности обезьян: Дис. канд. психюнаук. МГУ, 1968. [76] Келер В. Исследование интеллекта человекоподобньїх обезь- ян. М., 1930. [77] Ленин в. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 46. [78] Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. Петро град, 1917. С. 78. [79] Введенский А. И. Указ. соч. С. 78. [80] Г. Т. Фехнер после пережитого им душевного кризиса, с наив- ньїм простодушием возвешал зту точку зрения своим согражданам и, видя их равнодушие, решил доказать ее убедительно, так сказать, с принудительностью научной истиньї, для чего и разработал свою психофизику (хороший очерк о Фехнере см. в кн.: Джеймс В. Все- ленная с плюралистической точки зрения. М., 1911). В очень яркой форме зто воззрение излагал Ф. Паульсен (его «Введение в филосо- фию» пользовалось в своє время большой популярностью). [81] КрушинскийЛ. В. Проблема зкстраполяции в физиологии вьіс- шей нервной деятельности. В сб.: Достижения современной физиологии. М.: Наука, 1970. [82] Келер В. Исследование интеллекта человекоподобньїх обезьян. М., 1930. [83] См. предисловие Л. С. Вьіготского крусскому изданию кн.: В. Ке- лера «Исследование интеллеісгачеловекоподобньїхобезьян». М., 1930. [84] Виуіепдук Р. ТЬе тіпд оГОіе Оо^. Ьопдоп, 1935. [85] Запорожец А. В. ИнтелектуальнІ моменти в поведінку тварини. «Наукові записки Харьківского Державного Педагогичного ин- стітуту». 1941. Т. 4 (на укр. яз.). [86] Крушинский Л. В. Формирование поведения животньїх в нор- ме и патологии. М., 1960; его же: Проблема зкстраполяции в физио- логии вьісшей нервной деятельности. В сб.: Достижения современ- ной физиологии. М.: Наука, 1970. [87]АнцифероваЛ. И. О закономерностях злементарной познавательной деятельности. М.: Изд-во АН СССР, 1961. [88] Нас колько сложньїм и трудньїм остается понятие субьекта, можно судить по кн.: Лекторский В. А. Проблема субьекта и обьекта в классической и современной буржуазной философии. М.: Вьісшая школа, 1965. Гл. 3. § 3; Абульханова К. А. О субьекте психической деятельности. М.: Наука, 1973; Виуіепдцк Р. МепзсЬ ипсІТіег. РаП 1, 5. Ог^апі$ши$ осіег ЗиЬіесі. НатЬигз, 1970. 5. 30. [89] Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн 2. С. 106. [90] Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. С. 222. [91] Кречмер 3. Медицинская психология М., 1927. С. 13—14. [92]Келле В., Ковальзон М. Формьі общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959. [93] Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Полит- издат, 1975. [94] Ленин в И Полн собр соч Т 29 С 194 [95] Я. Дембовский. Психология животньїх. М., 1959. [96] Цит. по кн.: А. Н. Леонтьев. Проблеми развития психики. М., 1965. С. 259. [97] Я принадлежал и принадлежу к числу зтих сотрудников, при- нимал активное участие в разработке взглядов зтого направлення, и приводимая ниже критика зтих взглядов является критикой моих собственньїх взглядов того периода. 17 Зак. ПО [98] В настояшей статье вопрос рассматривается в историческом по- рядке, и потому я не останавливаюсь на отношении зтой гипотезьі к взглядам французеких психологов Ж. Пиаже и А. Валлона. В своем про- исхождении гипотеза позтапного формирования умственньїх действий с ними не бьіла связана. Что же касается отношения к ним посуществу, то в настоящем изложеним я должен ограничиться указанием, что зта гипотеза имеет с взглядами французеких авторов только сходньїй предмет, но подходит к немус другой стороньї и трактует его принципиаль- но иначе. [99] Первое краткое сообщение о гипотезе позтапного формирования умственньїх действий бьіло сделано мной на Всероссийском совеща- нии по психологии в 1952 г. [14], специальньїй доклад на зту тему — на таком же совещании 1953 п [15]. Краткое изложение зтих исследований бьіло дано А. Н. Леонтьевьім в его докладах на XIV Международном конірессе по психологии в 1954 г. [56] и на IV Конгрессе ассоциации научной психологии в Страсбурге в 1956 г. [57]. [100] В задание входят цель и средства (в их числе и предмет) действия, но в него не входит система указаний на то, как правильно вьіполнить зто действие, т. е. его ориентировочная основа. [101] То, что мьі обозначаем как «имеетея в виду», представляет со бой факт бесспорньїй, но еще малоизученньїй. [102] Нужно обратить внимание на то, что с одного уровня на другой переносится не ориентировочная, психологическая часть действия, а именно его обьективное, предметное содержание — действие как обьективньїй процесе. Как раз ориентировочная часть его на каж- дом уровне меняется настолько, насколько изменение уровня действия означает изменение его условий. [103]Термином «звуковой образ слова» я обязан Д. Б. Злькониму. [104] Маркс К. Капитал. Послесловие (рус. перевод). 2-ое изд. 1949. Т. І.С.19. [105] Как злемент плана зтот момент уже входит в психологический аппарат управления действием. [106] Статья опубли кована в журнале «Вопроси психологии». 1966. № 5. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|