Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение уровня развития ролевого поведения у детей 3-4 лет




Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.

На данном этапе использовались следующие методы: педагогическая диагностика Р.Р. Калининой, педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет О.В. Солнцевой, основанные на наблюдении за игровой деятельностью дошкольников, анкетирование родителей.

На первом этапе исследования была проведена диагностика уровня развития ролевого поведения детей в процессе сюжетно-ролевой игры.

Для определения уровня сформированности ролевого поведения у дошкольников была использована методика развития уровня развития игровой деятельности Р.Р. Калинина, представленная в (Приложении 13). Определение уровня развития игровой деятельности проводилась на основе наблюдений за самостоятельной игрой детей, которое проходило в течение 2 недель.

Было записано 6 игр. Результаты наблюдений заносились в протоколы. Протокол наблюдения приведён в (Приложении 14).

Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7 критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. Каждый критерий оценивался по уровню, характерному для данного возрастного периода детей, в нашем случае это 2 уровень – дети от 3,5 до 4,5 лет. Если ребенок выполнял заданный критерий ему ставился (+), если нет, то (-), за каждый (+) - 1 балл. Оценивался уровень развития игровой деятельности.

6-7 баллов – высокий уровень сформированности игровой деятельности;

3-5 баллов – средний уровень сформированности игровой деятельности;

3 балла и меньше – низкий уровень сформированности игровой деятельности

Результаты диагностики заносились в таблицу (Приложение 2).

Большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 3-4 года. Стоит отметить тот факт, что четверо из испытуемых детей находятся на низком уровне по критерию выполнения роли и ролевого взаимодействия. Это значит, что ребёнок не принимает и не передаёт игровую задачу, основным содержанием является манипуляция предметами; не включается в игры со сверстниками, тяготеет к однообразным игровым действиям.

В ходе исследования выявлено, что у 4 детей (Лиза Е., Саша П., Егор Ю. Вика Т.)ролевое поведение в игре остаётся на уровне простейшей имитации, подражанию предметным действиям взрослых, не переходя в более сложные формы.

Средний уровень ролевого поведения у Тимофея В., Саши К., Даши Р., Полины М., Ани Б. У названных детей ролевое поведение характеризуется подражанием другим детям. Основным содержанием игры является действие с предметами, сюжеты однообразны. Называют себя в игре, включаются в ролевой диалог.

Высокий уровень ролевого поведения выявлен у Ксюши С.. Выбор игры определяется наличием игрушки. В игре воспроизводит простейшие взаимоотношения между персонажами, называет роль, охотно вступает в игровое общение, разговаривает с игрушкой как с партнёром по игре. Может развёртывать самостоятельную игру. Владеет способами ролевого поведения.

Кроме того, использовалась «Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4лет» О.В. Солнцевой (Приложение 15).

Цель: изучение особенностей развития ролевого поведения ребёнка в игровой деятельности. Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций. Уровень сформированности ролевого поведения по диагностике Солнцевой О.В. (Приложение 3).

Диагностика О.В. Солнцевой показала, что сформированность ролевого поведения достигает высокого уровня только у Ксюши С., у половины дошкольников (50 %) средний уровень, у 40% - низкий уровень.

Охарактеризуем каждого ребенка в отдельности:

Аня Б. в игре брала на себя роль, называла её (я мама, я поведу дочку в детский сад), но ролевая речь почти не присутствовала.

В ролевом диалоге требуется помощь взрослого. Игровые действия были стереотипны, она несколько раз укладывала куклу спать, отводила в воображаемый детский сад.

Тимофей В. Играл один.Основное содержание игры действия с предметами, цепочка игровых действий повторяется, игра развёртывается независимо от партнёра, игровая роль не обозначается, не вступает в ролевой диалог. Тимофей просто возил машину, только после наводящих вопросов игра от действий с предметом перешла в сюжетно-ролевую. При помощи воспитателя может разыграть несложный сюжет.

Полина М. В целом сюжет строится как повторение одного и того же события, чтобы игра была разнообразнее нужна помощь воспитателя, который подсказывает, как может развиваться игра дальше. Однотипные игровые действия, ролевой речи почти нет, в игре пользуется предметами - заменителями.

Саша К. Берёт на себя роль, вступает в ролевое взаимодействие, включается в короткий ролевой диалог.

Даша Р. Вступает в ролевое взаимодействие, берёт на себя роль, называет её, ролевой диалог только в ответ на реплики партнёра по игре. Называет свою роль. Меняет интонацию голоса в совместной игре.

Ксюша С. Показала высокий уровень развития игровых умений. В игре «дочки-матери» называла свою роль, ролевое поведение сохранялось на протяжении всей игры, вступала в ролевой диалог с другими детьми, ролевые высказывания обращены к партнеру - игрушке, предлагала новые варианты сюжета (пойти гулять с дочками в парк), девочка обращалась к своей «дочке» от имени «мамы».

В игре «Магазин» была продавцом. Использует предметы-заменители, воображаемые предметы. Называла свою роль, вступала в ролевой диалог с другими играющими.

Низкий уровень развития ролевого поведения у Саши П., Вики Т., Егора Ю., Лизы Е.

Саша П. Играл параллельно, наблюдая за игрой и не вступая в игровое взаимодействие с играющими. Содержание игры сводится к однотипным действиям с игрушкой. Роль не обозначается, не включается в игры со сверстниками.

Вика Т. Словесно не обозначает роль, копирует действия других детей, не контактирует с играющими, больше наблюдает за игрой, обращается к играющим по имени. На вопрос воспитателя кем она была, когда играли, называет своё имя.

Лиза Е. Основное содержание игры - действия с предметами, игровые действия однообразны, словесно не обозначает роль, ролевой речи нет, смотрит, как играют другие, копирует их действия. При подсказках воспитателя выполнение роли сводится к реализации действий. Ролевое поведение находится на низком уровне развития.

Егор Ю. В игре был пассивен, не вступал в игру. Скорее наблюдал, как играют другие. В «День рождения» взял себе мишку, посадил на стул. Повторял за играющими. Ролевая речь отсутствует. Не называл свою роль. Очень быстро потерял интерес к игре.

Обобщенные результаты по двум методикам представлены в таблице. (Приложение 4).

В процентном отношении результаты диагностики по двум методикам представлены на рис. 1. (Приложение 5).

Как видно, только 10% детей (1 чел.) показал высокий уровень сформированности ролевого поведения, у 40% - низкий уровень (4 чел.), 50 % - средний.

В рамках исследования проводилось анкетирование родителей с целью выяснить отношение родителей к проблеме игры, их понимания значения сюжетно-ролевых игр для развития ребёнка, а также их умение организовывать и руководить игрой.

В анкетировании приняло участие 20 родителей. Анкета для родителей содержала в себе 10 вопросов (Приложение 15).

Цель анкетирования – выяснить представления родителей об организации сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Результаты анкетирования родителей отражены в (Приложении 16).

Анализ результатов анкетирования помог определить общий уровень знаний родителей по организации сюжетно-ролевых игр, готовность к сотрудничеству с педагогами по развитию ролевой игры, потребность родителей в консультативной помощи воспитателей.

Анализ анкет показал следующее. Основная масса родителей (65%) понимают важность и значение игры в жизни ребенка. В свободной графе зафиксированы следующие ответы: «Игра развивает детей умственно и физически», «Это средство самовыражения», «помогает формировать навыки общения с другими детьми», «через игру ребёнок познает мир», «развивает воображение», «влияет на общее развитие ребенка».

Результаты ответа на вопрос «Принимаете ли вы участие в играх детей?» представлен в диаграмме (Приложение 7).

Как видно, только 60 % опрошенных по возможности сами принимают участие в играх детей. 25 % родителей отмечают, что у них не всегда хватает времени играть с ребенком, поэтому они делают это нерегулярно. Однако есть родители (15%), которые не играют со своими детьми. Это обстоятельство говорит о необходимости проведения работы с родителями по вопросам организации совместных сюжетно-ролевых игр с ребёнком (индивидуальное консультирование о том, как играть с ребенком, оформление информационного стенда).

Родители также отмечают, что их дети много времени проводят перед телевизором или компьютером.

В ходе анкетирования выяснилось, что инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок (70 %). Совместные игры детей и родителей в большинстве своём развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие не принимают. Большинство родителей понимают важность совместной игры с ребёнком. Они отметили, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребенка. Получены следующие ответы: «игра – это способ общения, ребёнок учится у взрослого», «ребёнок и родители сближаются в игре», «когда родители принимают участие в игре, ребёнок чувствует себя любимым, нужным».

Анализ ответов родителей свидетельствует о том, что большинство (больше половины) родителей стараются дома играть с ребёнком и проявляют заинтересованность в получении знаний по организации сюжетно-ролевой игры.

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, можно сделать вывод: в плане работы воспитатели не уделяют значительного внимания обогащению и проведению сюжетно-ролевых игр; ролевое поведение детей 3-4 лет в исследуемой группе имеет средний уровень развития, в связи с этим очевидна необходимость целенаправленной работы по созданию условий для формирования более высокого уровня развития игры, формированию ролевого поведения детей посредством сюжетно-ролевой игры по нескольким направлениям (с детьми, родителями, воспитателями).

Составление и реализация плана руководства сюжетно-ролевыми играми

Цель формирующего этапа - составить и апробировать план мероприятий по развитию ролевого поведения посредством сюжетно-ролевой игры.

Был составлен перспективный план (на 3 месяца), который включал в себя несколько направлений работы: с детьми, их родителями, а так же с воспитателями (выступление на педсовете).

Работа с детьми осуществлялась в следующих направлениях: создание игровой среды, непосредственное сопровождение игровой деятельности детей, проведение специальных занятий по обогащению тематики игры, развитию ролевых действий.

Были запланированы и проведены сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская» (Приложение 19,20, 23) и др.

Работа началась с создания предметно-игровой среды. С помощью родителей была создана предметно - игровая среда, которая была оборудована разнообразным игровым материалом. В неё входили игровые атрибуты для различных игр. Для игры «Парикмахер» в игровую среду были включены: расчески, заколки, резинки, украшения для волос, игрушечные фен и ножницы, бигуди, флаконы от шампуня и др. Для игры в «Доктор» - белый халат, шапочка, игрушечные градусники, шприцы, реклама лекарств, баночки для лекарств, бинты. Для игр в «Семью» - игрушечная посуда, телефон, ваза с цветами, коляски, костюмы и др., а так же игрушки – заменители (конфеты, булочки и др.)

Предметно - игровая среда создаёт условия для сюжетно - ролевых игр. С помощью её ребёнок входит в роль, представляя себя в различных ситуациях. Это способствует стимуляции игр, а также помогает представить себя в разных образах, помогает развитию ролевого поведения у детей.

Группа пополнилась дополнительными атрибутами, использование по-новому одной и той же предметной среды разнообразило игру, внесло в неё творческое начало. Непосредственная игра с детьми и внимательное наблюдение за самостоятельной игрой детей, позволило лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.

В план была включена сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)» (Приложение 19). Предварительно проводилось занятие «Моя семья», для этого занятия воспользовалась настольной развивающей игрой-лото «Семья». Цель: формировать знания детей о семье. В игре «Все мы – дружная семейка» - ставились следующие задачи: познакомить детей с понятием «семья», формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких; воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Через игру «Что мы делаем? - или как малыши помогают родным», решалась задача: закрепить названия ближайших родственников.

С детьми проводилось занятие «Кто живет в домике?» (Приложение 8). Детям был показан сказочный дом, в котором живёт мальчик Ваня. Далее с детьми проводилась беседа, и задавались вопросы о том: А кто ещё может жить в домике? Кем они приходятся друг другу? Какие ваши папы, мамы? Кто ещё может жить вместе с Ваней и его родителями? и др. Дети познакомились со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка). Это занятие дало детям представление о связях между членами семьи, о сопричастности к миру семьи: я – член семьи.

Кроме этого, проводилась беседа о семьях детей, рассматривались семейные фото, дети отгадывали загадки о членах семьи, с удовольствием выполняли пальчиковую гимнастику «Дружная семейка». В конце занятия рисовали свою семью. Всё это способствовало расширению знаний о семье, пониманию значимости семьи в жизни каждого человека.

После занятия детям было предложено поиграть в «Семью». Задачи по формированию ролевого поведения: учить детей играть вместе, принимать на себя роль, выполнять несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Дети по желанию могли использовать атрибуты, подобрать себе одежду для своей роли.

Для развития сюжетно-ролевой игры старалась использовать различные методы руководства. Была проведена предварительная работа по расширению представления детей о семье (рассматривание иллюстраций, настольные развивающие игры-лото, фото семьи; чтение стихотворения «Маша обедает»).

Для того, чтобы познакомить детей с тем, как необходимо вести себя на дне рождения, в гостях, за столом - проводилась игра «День рождения куклы Вари» (Приложение 15). В игре взяла на себя главную роль Вари, показывая образец ролевого поведения, и направляла игру детей. В ходе игры показывала и объясняла детям, как правильно сервировать стол, рассказывала о том, как принято встречать гостей и как необходимо вести себя в гостях. В ходе игры старалась предлагать новые игровые действия, активизировала речь детей, обращалась с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение, назвать действия, подарить подарок).

В руководстве развития игры «Семья» был использован комплексный метод, содержание которого предусматривает: планомерное обогащение детей новыми впечатлениями, питающими игру, формирование их практического опыта, перевод реального опыта в игровой, изменение игровой среды, сотрудничество со взрослым во время игры.

При этом использовались следующие приёмы руководства: приём прямого показа и непосредственного участия в игре, играла вместе с детьми (образец действий, высказываний, диалогов); смена ролей во время игры, распределение ролей, введение дополнительных ролей, активизация ролевого диалога, поощрение, побуждения к высказываниям (Ты спроси у Вари, понравился ли ей торт?) Старалась по возможности брать основную роль, чтобы быть образцом для подражания.

В ходе игр формировалось умение принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Поощряла использование предметов-заместителей (игрушечные конфеты, палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх.

Для ознакомления детей с деятельностью взрослых в план было включено занятие «Разные профессии» (Приложение 20). Цель его - формировать представления детей о профессиях. В рамках занятия детям загадывались загадки, рассматривались иллюстрации, проводилась беседа, игра - кому «Что нужно для работы», «Кто и что делает с этими предметами». Это игры в отгадывание профессии по атрибуту. Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, знакомить с профессиями.

Дети были очень активны на занятии, с желанием отгадывали загадки о профессиях, с удовольствием играли в дидактические игры.

Для организации игры «У врача» (Приложение 22) предварительно читали художественные произведения: К. Чуковский «Айболит», А. Карташова «Заболел петух ангиной», проводилась беседа о назначении атрибутов к игре, было организовано наблюдение за профессиональными действиями медсестры (экскурсия в медицинский кабинет детского сада), беседа со старшей медсестрой (Приложение 21), составление рассказов на тему «Как я ходил с мамой к врачу». Всё это способствовало обогащению сюжетно-ролевой игры.

Остановлюсь подробнее на формировании сюжета игры «У врача». Сначала познакомились с книгой К. Чуковского «Айболит», рассматривали иллюстрации к книге, обращалось внимание детей на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате.

Затем была проведена экскурсия в кабинет медсестры в детском саду, посмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами, наблюдали за работой медсестры.

Она объяснила ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, для того, чтобы никто не болел. Затем в группе была создана игровая среда: появился халат с шапочкой, набор врача, в которой лежали градусник, трубка для врача, различные баночки для хранения лекарств, витамин. Дети познакомились с этими атрибутами, объяснялось детям их значение, показывалось, как нужно с ними действовать.

Затем дети самостоятельно попробовали послушать кукол, мишек, поставить градусник, далее непосредственно перешли к игре. Была проведена совместная игра «Доктор Айболит», в которой дети помогали доктору лечить зверей (Приложение 22).

Цель - закрепить знания о профессии врача. Задачи по развитию ролевого поведения - формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические действия, элементарный игровой диалог с партнёром-сверстником. Использовался сюрпризный момент.

В группу почтальон принёс письмо от Айболита, которому нужна помощь в лечении зверей. Дети с увлечением играли в игру - лечили зверей. Им очень понравилось.

Когда был накоплен опыт, была проведена игра «У врача» (Приложение 12) Задачи по развитию ролевого поведения – формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибуты, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметы-заместители.

Игра «У врача» вызвала интерес детей, они проявили большую активность.

У детей установились любимые роли, которые они охотнее выполняли. Дети: Ксюша С. (В), Аня Б. (С), Полина М.(С) в игре «У врача» брали на себя роль доктора. Используя разнообразные игровые действия, называли свою роль в ответ на мой поставленный вопрос. Увлечённо играли Даша Р.(С), Саша К. (С), Тимофей В. (С). Требовались помощь, советы воспитателя Саше П. (Н), Вике Т. (Н).

Тактика игрового взаимодействия с детьми включала следующие приёмы: подталкивание детей к началу игры, помощь в распределение ролей, принятие на себя главной (второстепенной) роли, и таким образом, направление игры, предложение новых игровых ситуаций, а также косвенные методы руководства: создание игровой среды, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии.

Для организации игры «Парикмахерская» в план были включены мероприятия по ознакомлению с окружающей средой: встреча с мамой, которая работает в парикмахерской, беседа «Для чего нужна парикмахерская?», рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую», рассматривание журналов с разнообразными причёсками. Все это способствовало обогащению сюжетно-ролевой игры.

Перед самостоятельной игрой проводилась совместная игра «Модная причёска» (Приложение 13), в которой мной демонстрировался образец ролевого поведения. Это способствовало привлечению детей в игру. Парикмахерами стали Тимофей В. (С), Аня Б.,(С). Они смогли воспроизвести самостоятельную игру. В советах нуждались Саша К. (С), Вика Т. (Н). Пассивна была Лиза Е. (Н).

Игра «Парикмахерская» началась с сюрпризного момента. Было объявлено об открытии новой парикмахерской. Далее рекламировала её - это стимулировало игру и вызвало интерес детей.

Ребята с увлечением принимали участие в игре. Они с удовольствием делали причёски куклам и своим «клиентам», поддерживали ролевой диалог. Особенно отличились Ксюша С. (В), Аня Б.(С), Полина М. (С). Копировали действия других детей Вика Т. (Н), Егор Ю. (Н), Саша П. (Н)

С детьми, имеющими низкий уровень ролевого поведения, проводилась индивидуальная работа. Старалась включаться в игру, показывая образец ролевого поведения и направляя игру детей. Иногда вопросами, репликами, подсказками по своей роли старалась максимально активизировать ролевую речь детей. Чтобы заинтересовать детей, использовала костюмы и атрибуты.

В ходе развития сюжета давала совет, направленный на развитие игры: «маме» советовала пойти с «дочкой» на «праздник» и т.д. Это обогащало содержание игры.

В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось сотрудничество с родителями. Цель этой работы: повышение их педагогической культуры, мотивация к взаимодействию с детьми.

Работа с родителями включала в себя информирование о содержании, методах и формах руководства сюжетно-ролевыми играми (родительский уголок «Как играть с ребёнком»), консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», привлечение к творческому сотрудничеству, помощь в организации игровой среды. С помощью родителей были оформлены игровые уголки «Больница», «Парикмахерская», приобретены костюмы.

Кроме того, проводилась работа с воспитателями, направленная на повышение их компетентности в организации сюжетно-ролевых играх. В рамках этой работы было проведено выступление на педагогическом совете (на тему «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ») (Приложение 25)

Таким образом, на втором этапе эксперимента был создан план работы по организации сюжетно-ролевой игры для младшего дошкольного возраста, включающий в себя различные мероприятия (игры с воспитателем, занятия по развитию представлений об окружающем мире, самостоятельные игры, беседы и др.) по развитию игровой деятельности детей, ролевому поведению в игре.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных