Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Декоративно-прикладное искусство как часть художественной культуры русского народа и его роль в разностороннем развитии детей дошкольного возраста




 

Народное искусство существует столько, сколько человечество помнит себя. Искусство объединяет людей, дарит то, что помогает им оставаться людьми и даже становиться лучше!
Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей в силу того, что предстает перед нами в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами, народными умельцами. Оно расширяет наш социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом, с людьми, с историей своего народа.

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция.
Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Именно поэтому необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства.

Народное искусство – обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Собирая в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет большое значение для развития личности ребенка.
Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, колорит и неповторимость.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание. Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.

Следует отметить, что народная игрушка полностью соответствует педагогическим требованиям и может служить средством гармоничного развития дошкольника. Эстетичность оформления, художественная выразительность, оптимальное сочетание формы, цвета и величины, динамичность ряда игрушек развивают художественный вкус, творческие способности, побуждают к действиям в игре. Игрушка может использоваться как на занятиях, так и самостоятельной деятельности дошкольника. Воспитатели отмечают, что дети выбирают народную игрушку из обычных для игры.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество. Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить:

· неразрывную связь с природой, со средой обитания;

· открытость, воспитательный характер народной культуры России;

· способность к контакту с культурой других народов;

· самобытность;

· наличие целенаправленного эмоционального заряда;

· сохранение элементов языческой и православной культуры.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

Наблюдая за детьми в процессе приобщения их к народному искусству, многие педагоги пришли к следующим выводам:

1. Занятия декоративно-прикладным искусством оказывают благотворное влияние на мыслительную деятельность дошкольников. Мотивы и образы народного искусства неразрывно связаны со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлениями о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в мир ребенка радость, бодрые ритмы, давать положительные эмоции. Работы народных мастеров детям понятны и близки, и воспринимают они их глубже и полнее, чем живописные полотна.

2. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие и богатство культуры народа, усваиваются многогранные традиции и обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

3. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие.

4. Детский рисунок, готовое изделие могут служить воспитателю психологическим тестом, который отражает многие черты характера ребенка.

5. Изучая народно-прикладное творчество, дети многое узнают об орнаменте и его символичном значении. В частности, знакомство с растительным орнаментом служит одним из средств постижения окружающей природы. Ведь природа была для народных умельцев и мастерской, и кладовой, и помощницей.

Народная игрушка может использоваться в процессе трудового воспитания дошкольников. В. А. Сухомлинский, изучая особенности детской психологии, пришел к выводу о том, что понятия вреда и пользы вещей, поступков отношений воспринимается лишь как производное от понятий красиво, приятно, радостно. Поэтому в трудовом воспитании он старался дать испытать детям эмоции радости, красоты, труда, прежде, чем удовольствие тот пользы. Рассматривая игрушки, необходимо обращать внимание на мастерство, трудоемкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми следует двум основным принципам – развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд. На этих занятиях мы формируем у старших дошкольников интерес к порученному делу, умение доводить начатую работу до конца, умение работать в коллективе, взаимопомощь. На занятиях по ручному труду дошкольники могут научиться изготавливать куклу из ткани. Древняя народная традиция делать куклы отражает историю, традиции, характерные черты народа, его верования и обычаи. Дошкольники могут принять участие в подборе ткани для куклы в соответствии с народными традициями.

Особой задачей в предшкольный период является необходимость умственного развития дошкольников. Умственное развитие происходит успешнее, если обучение строиться не только на доступном уровне развития ребенка, но и на механизмах познания, которые еще не созрели, но могут уже функционировать. Известно, что у дошкольников преобладает конкретно образное мышление, но также в этот период у них развивается абстрактные формы мышления, следовательно, можно строить процесс обучения на созревающих механизмах абстрактного мышления. Например, дети могут представить работу мастериц-родоначальниц промысла, обстановку, быт крестьянской избы, перенестись на гулянье народного праздника Свистунья. В результате происходит активизация мышления дошкольников, аналитического восприятия, образного мышления, мотивации деятельности. В процессе изучения народных игрушек, дети учатся находить верное решение проблемы, выделяют существенные признаки, при повторном наблюдении идет сравнение, выделение качеств и затем обобщение по признакам.

Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм. Ребенку предлагается способ обследования предмета, который будет иметь эффект сформированные представления будут полезны для чувственного познания. В зависимости от цели и задач работы ребенок будет обследовать предмет по-разному. Например, при рисовании дымковской куклы важно обращать внимание на контур изображения, определяем основные части, форму, цвет. Так как изображение плоскостное, то следует рассматривать форму в фас. Если же стоит задача выполнить пластическое изображение игрушки в лепке, то мы учим вычленять крупные формы, обращать внимание на соединения частей, а цвет и детали не обследовать. При обучении дошкольников необходимо обращать внимание на то, что сенсорный опыт не связанный с речью оторван от мыслительной деятельности, следовательно, необходимо использовать указания и вопросы. Формирование целостного образа включает в себя ряд компонентов: общая форма, части предмета, их пространственное расположение, динамичность, озвученность и т. д.

Таким образом, можно подвести итог всему выше сказанному, что декоративно-прикладное творчество помогает развивать в детях эстетическое отношение к действительности, любовь к родному краю, мышление, воображение, а также способствует разностороннему развитию дошкольников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных