Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Языковая способность

В логопедии понятие языковой способности (языковой активности) используется с 60-х годов ХХ века. Впервые термин «языковая способность» употребил немецкий философ Вильгельм фон Гумбольдт: «У детей происходит не механическое выучивание языка, а развёртывание языковой способности». То есть языковая способность – это творческий процесс, проявляющийся в способности говорящих строить и понимать не слышанные ранее предложения.

Языковая способность особенно ярко заявляет о себе в 3 случаях:

Когда переходим к овладению письменной речью. По словам Лурии А.Р.: «Письменная речь – алгебра речи, разговор с чистым листом бумаги». Самостоятельные первые сочинения ребёнка дадут самое полное представление о его языковой способности.

Когда переходим к овладению иностранным языком;

Когда обращаемся к категории детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью.

Особенностью языковой способности является отражение в языковых формах отношений, существующих в действительности (предметных, орудийных, коммуникативных и др). Поэтому предметная и познавательная деятельность выступает вторым (после общения) условием развития языковой способности у дошкольников.

Несмотря на то, что социальные условия у детей могут быть похожими, тактика овладения языком у детей различается. Одни из них («референциальные») проявляют более высокий уровень лексического развития, «увлечены развешиванием ярлыков на различные объекты», по выражению С.Н. Цейтлин, другие («экспрессивные» дети) – скорее осваивают синтаксис и морфологию, стремятся использовать язык для регуляции собственной деятельности и установления контактов. Кроме того, дети первой группы менее способны к имитации, чем дети второй: на начальном этапе развития речи они повторяют в основном нарицательные существительные и используют повествовательные конструкции. В более старшем возрасте у тех и у других детей возникают неосознанные языковые обобщения по поводу того, «как люди говорят», которые характеризуют «чувство языка».

В структуре языковой способности выделяют следующие компоненты:

фонетико-фонологический;

синтаксический;

лексико-семантический.

На каждом возрастном этапе выделяются ведущие компоненты способности.

Так, у нормально развивающихся детей 3-4 лет ведущим является фонологический компонент.

В 4-5 лет он обеспечивает появление ориентировки на морфемный состав слова и грамматическую значимость его компонентов, и ведущим становится синтаксический компонент. Это в свою очередь обеспечивает расширение коммуникативных и познавательных возможностей детей, и с 6 лет, когда слово становится знаком, замещающим собою предмет, ведущим становится семантический компонент.

В 6-7 лет начинается обучение навыкам звуко-буквенного анализа, и опять ведущее место занимает фонологический компонент наравне с семантическим.

У взрослого человека тоже можно наблюдать преобладание того или иного компонента языковой способности: либо это «семантик», умеющий пространно излагать свои мысли, но не умеющий объяснить, почему он написал так или иначе, либо «грамматик», хорошо разбирающийся в структуре языка, ему не составит труда разобраться в грамматике иностранного языка, он легко усваивает правила русской орфографии, морфологии и синтаксиса. Как правило, у образованного человека эти компоненты гармонично развиты и взаимодополняют друг друга.

Для успешного вступления в деятельность человеку важны языковые способности, причем речь нужна человеку не только в качестве общения, но и для процесса мышления, язык самым непосредственным образом связан с мышлением.

Существует точка зрения, в соответствии с которой мышление человека может совершаться только на базе языка, т.к. мышление отличается от всех других видов психической деятельности абстрактностью (абстрактными понятиями). Однако результаты научных наблюдений психологов, языковедов и других специалистов показывают, что мышление происходит не только в абстрактно-логической сфере, но и в ходе чувственного познания, где оно реализовывается материалом образов, памяти и воображения. Мышление музыкантов, математиков, шахматистов и многих других людей творческих профессий не всегда выражается в словесной форме. Интенция (начальные этапы процесса порождения речи) имеет тесную связь с различными невербальными (несловесными) формами мышления. Мышление человека представляет собой совокупность различных типов мыслительной деятельности, причем словесное мышление — это основной из этих типов. Однако язык хоть и тесно связан с психической сферой человека, выражение мыслей не составляет его единственного назначения, он не тождествен мышлению.

Язык, связанный с отвлеченным мышлением, предоставляет возможность осуществлять коммуникативную функцию, передавать любую информацию, общие суждения, сообщения о предметах, о прошлом и будущем, о несуществующих или просто не соответствующих действительности ситуациях. Благодаря существованию в языке знаковых единиц (слов), выражающих отвлеченные понятия, язык дает возможность организовывать знания человека об объективном мире, разделяет их и закрепляет в человеческом сознании. В этом состоит вторая основная (после коммуникативной) функция языка.

 

Язык — это объективная, исторически сложившаяся система кодов, изучаемая лингвистикой (языкознанием), при этом речь является психологическим процессом выражения и передачи мысли средствами языка и изучается психолингвистикой.

Человек, овладевший системой языка, овладевает и системой различных по сложности логических отношений, у него развивается языковый интеллект, позволяющий ему легко включаться в операцию логического дедуктивного вывода.Психологический тест Зиверта предназначен для определения коэффициента языкового интеллекта у детей подросткового, юношеского возраста и взрослых (от 14 до 50 лет). Содержит 30 заданий, требующих нахождения одинаковых по значению слов, аналогий, правильного понимания смысла пословиц, памяти на слова. В каждом задании испытуемые должны выбирать правильный ответ из четырех вариантов. Длительность теста 15 минут.

Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Коэффициент языкового интеллекта определяется с помощью специальной оценочной таблицы. Шкальная оценка имеет шесть градаций:

очень хорошо - коэффициент языкового интеллекта > 130 баллов,

хорошо — коэффициент языкового интеллекта = 120 баллов,

выше среднего — коэффициент языкового интеллекта = 110 баллов,

ниже среднего — коэффициент языкового интеллекта = 90 баллов,

низкий — коэффициент языкового интеллекта = 80 баллов,

очень низкий — коэффициент языкового интеллекта < 70 баллов.

Вербально одаренные люди (дети) могут достичь небывалых высот в своей работе (учебе), потому что существует положительная корреляция между вербальными способностями и интеллектом. Главное условие успешного прохождения теста — богатый словарный запас.

 

 

Список литературы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/речь дошкольника

http://kidscenter456.narod.ru/service/7.htm

http://rudocs.exdat.com/docs/index-51672.html?page=6

http://www.ilogoped.ru/ffn_dlya_specialistov.php

http://bibliofond.ru/view.aspx?id=522397

tp://gatchina3000.ru/literatura/luria_a_r/luria-3_08b.htm

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографический СПИСоК | Гражданское процессуальное право


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных