Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие конкуренции, конкурентных преимуществ, конкурентоспособности предприятия




Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...5

Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………………………...10

1.1. Понятие конкуренции, конкурентных преимуществ, конкурентоспособности предприятия…………………………………………11

1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия…………….…..15

1.3. Конкурентоспособность товара и методы ее оценки………………….27

Глава 2. Оценка конкурентоспособности предприятия (на примере ИП Бибичева С. В. г. Иваново)……………………………………………………...43

2.1. Краткая история создания и развития предприятия……………………44

2.2. Анализ поставщиков, конкурентов, внешней и внутренней среды предприятия……………………………………………………………………...46

2.3. SWOТ – анализ, оценка слабых и сильных сторон предприятия………….52

2.4. Расчет и анализ интегрального показателя конкурентоспособности ИП Бибичева С. В…………………………………………………………………….56

2.5. Формирование и выбор конкурентной стратегии ИП Бибичева С. В...57

Заключение……………………………………………………………………….59

Библиографический список.……………………………………………………64

Приложения……………………………………………………………………...67

 

Введение

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке, поэтому тема оценки конкурентоспособности продукции организации в настоящее время особо актуальна.

В России проблемам теме оценки конкурентоспособности субъекта (предприятия, организации, товара и т. д.) стали уделять внимание только недавно, поэтому рассмотрение данной темы в работе обладает своей новизной исследования. Так, в ежегодном Послании первого российского президента “России на рубеже эпох”, на совместном заседании палат Федерального Собрания Российской Федерации, большое внимание уделено проблемам повышения конкурентоспособности нашей страны в целом. Цель любого государства может быть только одна: реальный и устойчивый рост уровня жизни своих граждан. Для этого наше государство, как и все остальные, должно поддерживать и наращивать эффективность экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции. Все текущие задачи, мы также должны решать за счет своей конкурентоспособности. Конкурентоспособная фирма способна выжить, «остаться на плаву», во времена становления рыночных отношений в нашей стране, сохранить свой товарооборот на постоянном уровне или постепенно наращивать его. Исходя из этого, основным смыслом развития экономики в стране, главной идеей нашего вхождения в мировое сообщество должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики, предприятий, фирм. Нам важно осознать, что конкурентоспособность определяется долгосрочными процессами развития, а выгода от поддержки производителей некачественных товаров может быть лишь краткосрочной. Поэтому поддержка производителей некачественных отечественных товаров отнюдь не повышает, а, наоборот, подрывает конкурентоспособность экономики, позволяет оставаться на плаву неэффективным предприятиям и тем самым топит эффективные.

Понятие конкурентоспособноститрактуется в литературе весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность – это свойство объекта и его сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению аналогичными объектами, представленными на данном рынке/

Конкурентоспособность предприятия может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами. Конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

Конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность фирмы – понятие относительное, которое определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

М. Портер считает, что позицию фирмы в отрасли определяет конкурентное преимущество. В конечном счете фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: 1) более низкие издержки и 2) дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурента. Дифференциация — это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

Трудно, но все-таки можно получить конкурентное преимущество на основе и более низких издержек, и дифференциации. Тем не менее, любая действенная стратегия должна уделять внимание всем типам конкурентного преимущества, хотя и строго придерживаясь одного из них. Фирма, сосредоточившаяся на низких издержках, должна тем не менее обеспечить приемлемые качество и обслуживание. Точно так же товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, должен быть не настолько дороже товаров конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме.

Конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти атрибуты или характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж, специфичным для фирмы или товара.

Указанное превосходство является, таким образом, относительньим, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным.

Конкурентное преимущество может быть внешним, если основано на отличительных качествах товара, которые образуют ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество, следовательно, увеличивает “рыночную силу” фирмы в том смысле, что она может заставить рынок принять цену продаж выше, чем у приоритетного конкурента, не обеспечивающего соответствующего отличительного качества.

Конкурентное преимущество является внутренним, если базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, менеджмента или товара, которое создает ценность для изготовителя, позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество — это следствие более высокой производительности, которая обеспечивает фирме большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены продаж, навязываемому рынком или конкурентами.

Целью написания работы является рассмотрение вопросов оценки конкурентоспособности организации, а также на практике в аналитической главе оценить конкурентоспособность торговой организации ИП Бибичева С. В.

Задачи работы:

- провести обзор литературы по конкурентоспособности организации;

- исследовать конкурентоспособность как движущую силу развития общества;

- изучить методику анализа и оценки конкурентоспособности организации;

- исследовать классификацию, методику исследования конкурентов; оценку конкурентоспособности товара.

Законодательной базой написания дипломной работы являются приказы и постановления Министерства Финансов РФ.

Предметом изучения в данной работе является оценка конкурентоспособности организации и товаров, ею продаваемых.

Методами исследования конкурентоспособности организации являются: статистический, аналитический, экономико- математический.

Объектом исследования в работе является ИП Бибичева С. В.

Понятие конкуренции, конкурентных преимуществ, конкурентоспособности предприятия

 

Понятие конкуренции является сложным и многогранным. Определение наиболее известного исследователя конкуренции М.Портера: «Конкуренция – динамичный и развивающийся процесс,… непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты… В конкуренции главную роль играют инновации и перемены». Из этого определения следует, что конкуренция – динамичное состояние рыночной среды, которое заставляет ее участников совершенствовать свою продукцию и деятельность. Таким образом, М.Портер определяет конкуренцию как двигатель прогресса.

Конкурентное преимущество, рассматриваемое как совокупность свойств товара, которые создают для фирмы определенное превосходство над конкурентами (миссия, имидж, уровень культуры, качество системы менеджмента и др.), может обуславливаться различными факторами. С другой стороны, конкурентное преимущество может увеличивать рыночную силу и, тем самым, оказывать влияние на состояние экономической конъюнктуры. Интегральный показатель конкурентных преимуществ, например, товара, характеризует его потенциальную конкурентоспособность. С достаточно полной классификацией конкурентных преимуществ различных объектов можно ознакомиться в книге.

Понятие конкурентоспособности трактуется в литературе весьма неоднозначно. В общем виде конкурентоспособность – это свойство объекта и его сервиса, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность предприятия может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами. Конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в ее распоряжении ресурсов, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.

Конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты. Таким образом, конкурентоспособность фирмы – понятие относительное, которое определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Прежде чем переходить к подробному анализу и оценке конкурентоспособности предприятия необходимо выработать план действий. На рис. 1 приводиться алгоритм, который в конечном итоге позволит повысить конкурентные преимущества предприятия.

Наиболее сложным является оценка степени конкурентоспособности, т.е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими фирмами. При этом возникает несколько проблем:

1. Выбор базовых объектов сравнения, т.е. выбор фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать определенными параметрами, чтобы такое сравнение было корректным. К таким параметрам относятся[5, c. 342]:

· соизмеримость характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;

· соизмеримость сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

· соизмеримость фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

2. Выбор критериев продуктивности использования ресурсов фирмы.

Рис. 1. Алгоритм анализа и оценки конкурентоспособности предприятия

Продуктивность использования ресурсов предполагает наибольшую отдачу, наибольший результат, приходящийся на единицу совокупных ресурсов, которыми располагает фирма. Таким показателем обычно служит рентабельность производства. На начальных стадиях жизненного цикла, фирма может функционировать по принципу «безубыточности» или расширении доли рынка. Рентабельность производства может и не проявляться в чистом виде, а степень конкурентоспособности будет выражаться, например, в формировании благоприятного образа фирмы в глазах общественности и групп стратегического влияния.

3. Возможность сканирования (слежения) рынка.

Укрупнено этапы оценки конкурентоспособности объекта (например, товара, предприятия, отрасли и т.п.) следующие[4, c. 122]:

1) Изучение проблемы;

2) Изучение нормативно методических документов по оценке и другим смежным вопросам;

3) Изучение внешней среды и внутренней структуры объекта анализа;

4) Изучение конъюнктуры и параметров рынка;

5) Сбор исходной информации для оценки конкурентоспособности объекта;

6) Приведение информации в сопоставимый вид;

7) Разработка технологии оценки;

8) Анализ информации по факторам конкурентоспособности объекта;

9) Оценка конкурентоспособности объекта;

10) Разработка предложений по формированию программы повышения конкурентоспособности объекта.

Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация основных методов оценки конкурентоспособности объектов представлена в табл.1.

Таблица 1

Методы оценки конкурентоспособности объектов

Аналитические Графические
· Модель Розенберга · Интегральный показатель конкурентоспособности · Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж · Модель с идеальной точкой · Матрица БКГ · Модель «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции · Матрица Портера · Многоугольник конкурентоспособности предприятия · Модель 1111-5555 · Модель 5-10-15

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных