Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Доказательства истинности слов святого апостола Иоанна Богослова фактами истории Церкви Христовой




3.1. Гонения на христиан в первые 3 века

«Раб не больше господина своего.

если Меня гнали, будут гнать и вас;

если мое слово соблюдете, будут

соблюдать и ваше» /Ин 15,20/.

Церковь Христова – это Свет, и этот Свет осветил мир и обличил его, обличил иудаизм и язычество в неправильном понимании своего бытия и в их беззакониях, утверждая, что полнота истины находится только в Церкви Христовой. Но мир сей, иудейский и языческий, не принял это, он стал гнать Церковь Божию: издавались законы, направленные против Церкви, христиан убивали, жгли, мучили, ущемляли их права, запрещали собрания, многие философы пытались осмеять христианскую веру и т.п. Делалось все, чтобы задушить христианство.

«Не любите мира… в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская… мир проходит,…а исполняющий волю Божию пребывает вовек» - учит нас апостол Иоанн Богослов. Но не для того учит, чтобы преподнести лишь концепцию существования христианина в этом мире, а для того, чтобы оградить нас от грехопадения, и в частности от богоотступничества. Страх за жизнь и пред мучениями, страх потерять свое имущество и быть сосланным, страх быть осмеянным, оплеванным и стать юродивым в глазах окружающих – все это ставило христиан перед выбором, что принять: мир сей и погибель, или страдания и жизнь вечную?

«Мир потому не знает нас, что не познал Его… мир ненавидит вас… а, они от мира… и мир слушает их» - продолжает наставлять нас апостол Иоанн Богослов. В первом веке христиане испытывали гонения преимущественно от иудеев, которые не познали Христа: для них «Христос распятый – соблазн»/1Кор. 1,23/, поэтому они возненавидели христиан, и гнали их. А римский мир смотрел на это, как на внутреннюю распрю еврейского народа, поэтому сначала «римские правители сдерживали религиозный фанатизм иудейской власти»[43]. Однако при Нероне 65-68 годы, когда в Риме произошел пожар, христиане испытали первые гонения со стороны языческого мира. «Чтобы отклонить от себя подозрения и успокоить волновавшийся народ, Нерон обвинил в поджоге христиан…и как правительство, так и народ начали преследовать христиан»[44]. Но почему же именно христиан, почему не иудеев? «Потому что им (иудеям) покровительствовала жена Нерона Поппея Сабина, иудейская прозелитка»[45].

Все три века, но особенно второй и третий, христиане испытывали страшные гонения со стороны языческого мира: эллины не познали Христа, для них «Христос распятой – безумие»/1Кор. 1,23/, поэтому они тоже возненавидели христиан, при этом ненависть исходила от всех слоев общества. Н. Тальберг указывает, что это были «жрецы, делатели идолов, прорицатели и т.п., и простой народ, признавший христиан безбожниками и приписывающий им самые гнусные преступления, это и образованные люди, философы, которым христианская вера представлялась грубой, и правительство, которое считало опасным христиан, не поклоняющихся императору, как богу»[46].

«Любовь до того совершенства достигает в нас…что, поступаем в мире сем, как Он… ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир… Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» - утешает христиан апостол Иоанн Богослов, потому что Духом Святым зрит, что смерть мученика Христа ради – это его победа над миром сем грешным и вечная жизнь с Иисусом Сыном Божиим.

В те страшные годы гонений, конечно же, были отступления христиан от веры, этот тленный мир победил их, но гораздо больше было мучеников за Христа. Сонм мучеников, которые, презрев тленность этого мира, показали нам пример стояния за веру и доказали, что человек с помощью Божией может «отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом»/Мф.16,24/. Вот пример некоторых святых мучеников, в которых слава Божия явилась особенными благодатными дарами:

Это и первомученик архидиакон Стефан, лице которого сияло на суде, как лице ангела, он защищал веру христову пред иудеями, а они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами, и стали побивать его камнями, а он молился за них: «Господи! не вмени им греха»/Деян.7гл./.

Это и Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский, который говорил мучителям, что не отрекется от Христа, потому что носит Его в сердце своем. И, по преданию, когда его отдали на растерзание диким зверям в 110 году, то «после казни, среди обглоданных львами костей, было нетронутым сердце святого Игнатия. Разрезав сердце, язычники с изумлением увидели, что в нем было начертано золотыми буквами: Иисус Христос»[47].

Это и Целитель Пантелеимон, пострадавший в начале IV века. После отказа отречься от Христа, Пантелеимона подвергли страшным мучениям, но он долгое время оставался невредимым, а под конец мучений, когда ему отсекли голову, то «вместо крови из него потекло молоко, и маслина, к которой он был привязан, в туже минуту вся покрылась плодами».[48]

Это и многие, многие святые мученики и новомученики Российские, претерпевшие Христа ради гонения, но не отрекшиеся от Него и этим показавшие какими должны быть христиане в этом мире.

 

Ереси и расколы

«Были и лжепророки в народе, как и у вас

будут лжеучители, которые введут пагубные

ереси и, отвергаясь искупившего их Господа,

навлекут сами на себя скорую погибель»/2 Пет. 2,1/.

 

Первые три века для Церкви Христовой ознаменовались борьбой за свое существование, но Церковь выстояла, христианство не только не искоренилось, но с необычайной силой распространилось по всей Римской империи. А в 313 году эдиктом императора Константина Великого христианство не только стало дозволенной религией, но и «всякому стало ясно, что христианство стало религией государя».[49] Однако мир сей не перестал существовать, он прибрел лишь новые формы и с той же силой пытался уловить христиан в погибель, увести их от Христа. «При самом начале Церкви стали появляться в Ней разного рода лжеучения… лжеучители, вносившие иудейские воззрения, назывались иудействующие… а которые примешивали к христианскому учению языческие понятия, назывались язычествующими или гностиками…в особенности еретики стали волновать Церковь в то время, когда прекратились гонения на Нее, и христианская вера была объявлена господствующей в Римской империи».[50]

«Не любите мира… в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская… мир проходит,…а исполняющий волю Божию пребывает вовек» - предупреждает апостол Иоанн Богослов для того, чтобы каждый христианин оценивал себя, свое внутреннее расположение, определяя те побуждения и чувства, которые двигают в нем, а соответственно определяя и те плоды, которые последуют за тобой. «Люди, обладавшие иногда довольно значительной ученостью, фарисейски набожные, но непреклонной духовной гордости, вследствие каких-либо обманутых надежд и оскорбленного самолюбия, распространяли между верующими свои лжеучения, находили себе покровителей и приверженцев в сильных мира и иногда на долгое время возмущали мир Церкви».[51] Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская - все это уводит от Бога в мир сей, который проходит; и лжеучителя, упорно стоящие на своем, не задумываясь, что уводят от вечной жизни многих людей, являются теми, про которых апостол Иоанн говорил: «В них нет любви Отчей».

«Мир потому не знает нас, что не познал Его… мир ненавидит вас… а, они от мира… и мир слушает их» - предостерегает нас апостол не только от гонений, но и применительно к расколам и ересям; можно сказать: кто в них участвует, тот не познал Бога, гордостно пытаясь своим собственным умом познать таинственное, при этом руководствуясь не стремлением познать истину, а стремлением переспорить, навязать свое мнение, быть первым. «Метафизическая эллинская мысль не могла удержать себя от утонченных спекуляций, заданных ей христианским откровением: о Св. Троице и Боговоплощении… по своей же инициативе она богословствовала о других вопросах, о вопросах морально-практических: интересовалась сочетанием свободы человека с благодатными силами, подаваемыми свыше в акте спасения».[52] Поначалу ереси появлялись локально, в какой-нибудь одной местности на непродолжительное время. «Теперь же, когда Греко-римская империя сделалась государством христианским, они охватывают всю империю, разделяя ее на две половины – православную и неправославную. Имея на своей стороне значительное число приверженцев, еретики ведут упорную и продолжительную борьбу с православными. В этой борьбе принимает участие правительство, становясь нередко на сторону еретиков и доставляя им способы и средства для борьбы. Хотя религиозные споры оканчиваются торжеством православного учения… еретики, не покоряясь общецерковному суду, нередко отделяются от Церкви и образуют свои большие религиозные общества с своеобразным учением».[53]

«И бо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир… Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» - говорит апостол Иоанн Богослов с верой и смирением, и полным упованием на Бога. И каждый христианин, только возложив на Господа Бога свою надежду, преодолеет любые напасти и не только для себя принесет великую пользу, но и для ближних своих, для Церкви. «По устроению Промысла Божия, то зло, которое нанесли церкви еретики, обратилось ко благу Ее. По поводу этих лжеучений были созваны вселенские соборы, на которых было выяснено и определено, на сколько это было возможно, учение об основных истинах (догматах) веры; с другой стороны, в борьбе с еретиками возвысились и прославились великие святители и учители, которые в своих творениях раскрыли истину православия и служат украшением и славою Церкви».[54]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных