Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религиозно-нравственное состояние общества




«Испытывайте, что благоугодно Богу, и не

участвуйте в делах тьмы, но и обличайте.

Ибо о том что они делают тайно,

стыдно и говорить» /Еф.5,10-12/.

«Не любите мира… в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская… мир проходит,…а исполняющий волю Божию пребывает вовек» - увещевает апостол относительно всего, что уводит нас от Бога, обобщенно указывает на составляющие мира греховного, чтобы каждый христианин мог усмотреть то, чего нужно ему избегать в этом мире, чтобы исполнить волю Божию. «Христианство распространялось в греко-римском мире в то время, когда греко-римское государство ослабевало нравственно во всех отношениях. Вследствие этого некоторые более слабые христиане, видя перед собой недостойные примеры распущенной жизни язычников, по слабодушию и столь свойственной человеку склонности подражать в особенности дурным примерам, переняли кое-что из языческих нравов и обычаев. Они стали увлекаться языческим театром, грубыми, кровавыми зрелищами так называемого амфитеатра (публичного цирка), и между прочим азартными играми (игра в кости и др.)».[55] С IV века, когда христианство стало государственной религией, «язычники стали вступать в Церковь вдруг большими массами… многие принимали новую веру не по убеждению… а по житейским расчетам и выгодам… сделавшись христианами, в сущности оставались язычниками с языческими обычаями, привычками, предрассудками и суевериями…принимая христианские таинства, они смотрели на них как на языческие волшебные действия и были убеждены, что одно только принятие их, без собственного нравственного усовершенствования, избавит их от всех грехов и спасет от всяких несчастий».[56]

«Мир потому не знает нас, что не познал Его… мир ненавидит вас… а, они от мира… и мир слушает их» - научает нас апостол для того, чтобы мы не забывали, что мир воюет против нас даже в спокойные времена, и если он не может уничтожить христианство с внешней стороны, то старается подорвать его изнутри. «Мало-помалу такие взгляды (языческие) на благочестие и добрые дела распространились между многими, преимущественно людьми светскими, преданными мирским занятиям и удовольствиям, и остались господствующими надолго как в восточных Церквах, так и в западных».[57] Во время общего нравственного падения пастыри и учителя церкви не оставались безучастны, обличая пороки и недостатки общества; указывая пути спасения, «они хотели отучить человека от пустых развлечений, порождаемых праздностью, когда всей жизни недостаточно для того, чтобы приготовить себя к достойному вступлению в Царство Христово. Но эта задача отцов и учителей Церкви на деле оказалась нелегкой. Языческий мир слишком сильно влиял на христианское общество, и пастыри Церкви встречали противодействие своим воззрениям там, где меньше всего можно было ожидать этого, - в самих христианах»[58]

«И бо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир… Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» - слова святого апостола Иоанна всегда находят отражения в жизни Церкви всех времен. Конечно же, не только мир оказывал пагубное влияние на нравственное состояние христиан, но и наоборот, христианство оказывала благотворное влияние на жизнь общества и отдельных личностей. «Христианское правительство Греко-римской империи под влиянием христианских нравственных начал издает благодетельные для общества законы, напр. об ограничении рабства, облегчении участи пленных и рабов, против гладиаторских зрелищ и т.п., общество начинает устраивать свою жизнь сообразно христианским требованиям. Страсть к безнравственным театральным зрелищам, укоренившаяся в греко-римском обществе, постепенно ослабевает, и место зрелищ занимают благочестивые христианские упражнения, каковы, напр., путешествия к св. местам; благотворительность общественная и частная возрастает; семейный гнет и произвол уступают место христианской любви; женщины выходят из того рабского положения, в котором они находились в языческом мире…»[59]

В связи с общим ослаблением нравственности в Церкви стал развиваться институт наказания и покаяния. «Особенность наказаний, применяемых духовными судами,… заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников. Покаяние так и именуется в канонах - «врачевание». Наказания носили разный характер: «Отсюда и общее название этих церковных наказаний: отлучение… которое может быть или полное состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов Церкви (анафема), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении, (епитимия)… В древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться или, напротив, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося».[60] Все это конечно весьма способствовало нравственному врачеванию христиан.

Аскетизм и богомыслие всегда высоко ценились в христианском обществе, что дало начало возникновению монашества. «В IV веке оно получило полное развитие. Способствовало этому вступление в Церковь не осознавших духа христианства язычников, заботившихся о мирских интересах. Ревнители благочестия из-за этого стремились покидать города и селения, уходить в пустыни. Там они могли проводить жизнь в молитве, подвигах самоотречения, помышлениях о Боге».[61] С развитием Церкви, как единого организма, естественным образом развивалось и монашество, а поскольку люди являются весьма разными не только внешне, но и по своему внутреннему устроению, то и монашество получило разные направления развития. Дворкин пишет, что «монашеская жизнь появилась в Египте и от туда быстро распространилась по всему миру. Довольно быстро в монашеском движении выкристаллизовались три основные формы: 1.отшельничество, основатель св. Антоний Великий; 2.общинная жизнь (общежительная) - преп. Пахомий Великий; 3.полуотшельничество, или скитская жизнь, яркие представители Нафанаил, Вениамин, Макарий Египетский и др…».[62] Конечно же, развитие монашества не прошло бесследно для Церкви Христовой, оно имело великое благотворное влияние на живших среди мира. «Иноки своей жизнью давали мирским людям почувствовать, чего требует от христианина его небесное звание… Со всех пределов римского мира стекались ревнители благочестия видеть эту чудную жизнь подвижников… Собрания деяний и изречений святых подвижников становились учебною книгою и руководством нравственности для всех христиан. Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам… Но главная неоценимая заслуга иноков для общества – в непрестанной, творимой ими, молитве о Церкви, отечестве, живых и умерших… Способствуя душевному и телесному благу верующих, иночество содействовало распространению веры Христовой и окончательному падению язычества… Иноки являлись усердными сотрудниками пастырей в борьбе с еретиками… Со временем исключительно иноков стали возводить на епископскую степень».[63]

Таким образом можно проследить, как на протяжении всей истории христианства повторяется одно и тоже, борьба мира с христианами. И это проявляется во всех областях жизни людей. Мир гонит христианство силой, пытаясь физически уничтожить христиан, или же уготовить ереси, расколы в Церкви Христовой, или даже оказать воздействие на религиозно-нравственное падение христианского общества. При этом меняется только форма, а суть остается одна – увести людей от исполнения заповедей Божиих, от Бога. Во многих случаях история не учит людей, можно проследить, как на протяжении всего существования рода человеческого повторяются однотипные виды греховных отступлений, человек повторяет те же ошибки вновь и вновь, меняется лишь время, место, внешние условия. И вывести из этого круга может только Господь Иисус Христос, при условии обращения человека к Нему, что также можно увидеть в истории, как в любое время, при всевозможных искушениях всегда находились христиане, которые побеждали мир.

 

 

Часть 3






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных