Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Последние годы жизни отца Александра.




В последние годы жизни отцу Александру стало трудно ездить в Академию одному, без провожатых. Его ученик по академии Геннадий Нефедов одним из первых начал сопровождать его на лекции. Отец Александр его очень любил, принимал большое участие в его жизни. Он много беседовал с Геннадием, затрагивая не только богословские вопросы, но и другие темы, постепенно приготовляя его к принятию сана священника. Геннадий часто сопровождал его на прогулках по Москве, а летом бывал на даче, помогая батюшке.

Сохранились воспоминания ученика отца Александра, ныне покойного епископа Сергия (Соколова), сопровождавшего в те годы батюшку от дома до академии. «Отцу Александру было тогда около восьмидесяти лет, но он не оставлял учительства и пользовался большим авторитетом как богослов, получивший образование в дореволюционное время, и как добрый пастырь, щедро раздававший свой духовный опыт молодым семинаристам. Жил он в Москве со своей дочерью (и моей крестной матерью) Ольгой Александровной около гостинцы "Советская", и мне было поручено раз в неделю сопровождать его в поездках на лекции в Сергиев Посад (тогда еще Загорск). Рано утром я брал такси, привозил отца Александра на Ярославский вокзал в Москве, покупал ему свежую "Правду" или "Известия", которые он тщательно прочитывал в электричке, обязательно начиная с передовицы. "Чтобы наше слово о правде Божией было действенно, — говорил отец Александр, — мы должны хорошо знать, чем живет сегодня наш народ, что его волнует и какие планы он строит на будущее". Часто, наблюдая за старцем-профессором, я не мог скрыть своего удивления его поступками. В отдельном карманчике его пальто всегда находились "рублики", которые он щедро раздавал многим нищим, поджидающим своего благодетеля у ворот и на аллеях Троице-Сергиевой Лавры... "Следует подавать всегда, — учил он, — ибо нам не известны обстоятельства жизни просящего человека. И дело не в тех копейках, которые мы можем ему подать, а главное — во внимании к его беде. Поэтому непременно наше подаяние должно сопровождаться молитвою о несчастном, ибо то, что дарует ему Бог, несомненно значимее для него, чем наша милостыня..." Уже позже, став сам преподавателем духовной школы, я неоднократно убеждался в мудрости своего первого духовного учителя»[40].

Обремененный тяжелыми болезнями, отец Александр заметно слабел и начал угасать. Но, тем не менее, духовные дети приходили к нему домой, несмотря на то, что по предписанию врачей приход посетителей к нему надо было строго ограничивать.

Многие, озабоченные своими бедами, не замечали, что отец Александр болен и принимает их с трудом. Случалось такое, что встречая очередного посетителя, удрученного своими скорбями, он отдавал ему последние силы. Успокоенный и радостный человек уходил домой, не подозревая того, что едва за ним закрывалась дверь, как отец Александр падал, сраженный тяжелым сердечным приступом. Казалось, что он умирает. Ему давали нитроглицерин, и он постепенно приходил в себя. Но если через некоторое время в дверях появлялась новая скорбная фигура, он вновь оживал, категорически запрещал говорить, что с ним было недавно. И не отпускал пришедшего до тех пор, пока тот окончательно не успокаивался.

Ольга Александровна Ветелева описывает такой случай: «Был поздний осенний вечер. Папа лежал больной — затянувшаяся очаговая пневмония, температура 38° С, озноб, сильные перебои сердца. Вдруг звонок в дверь. Открываю. На пороге стоят какие-то люди. Говорят, что сейчас умирает их отец. Умоляют скорей причастить, живут рядом в нашем дворе. Я сказала, что отец Александр, к сожалению, не может придти, он болен. Позовите кого-нибудь другого. Они в один голос воскликнули: "Да мы же не успеем!..". Услышав, что надо причастить умирающего, папа очень заволновался, стал пробовать встать с постели. Но не тут-то было. Сам этого сделать он не смог. Я запротестовала: "Как же ты пойдешь, когда даже встать не можешь?". — "А вот мы сейчас по­пробуем… Возьми меня за руки и поднимай. Скорее, скорее, как бы не опоздать...". Услышав, что батюшка собирается встать и идти с ними, родственники умирающего вбежали в комнату и в один миг подняли папу. Мы кое-как его одели, он взял Святые Дары (запасные Святые Дары ему всегда приносили его ученики-священники), и они осторожно повели его под руки. Через некоторое время бережно привели обратно. Я очень волновалась за своего больного отца и когда уложила в постель, не выдержала и сказала: «Нельзя так рисковать. Ты же можешь получить осложнение болезни, да и вообще мог не добраться домой и умереть прямо на лестнице». Папа укориз­ненно посмотрел на меня, помолчал и ответил: «Как я рад, что успел причастить больного! Разве можно отказать в Причастии умирающему?!».[41]

В последние годы жизни отец Александр, несмотря на тяжелое состояние, продолжал работать: его статьи публиковались в «Журнале Московской Патриархии» и «Голосе Православия», в сборнике «Богословские труды». Не оставлял он и своей любимой академии. «На склоне своих дней восьмидесятилетний старец, казалось бы, мог дать отдохнуть своему немощному телу. Но он живо интересуется церковной жизнью, проблемами духовной и приходской жизни, естественнонаучными успехами, много читает и пишет, размышляет, обобщает. Пишет свежо, оригинально» [42].

17 июня 1976 года состояние отца Александра резко ухудшилось – у него началось обострение тяжелого заболевания почек. Через одиннадцать дней протоиерей Александр Ветелев скончался. В воспоминаниях дочери написано: «Последняя ночь на 28 июня, понедельник, была тяжелой. К утру я заметила, что папа хочет мне что-то сказать. Я наклонилась к нему и услышала его тихий голос: «Леленька, голубушка моя, спасибо тебе за все!». Поцеловав меня и благословив, доба­вил: «Господь тебя не оставит», после чего углубился в молитву. Вдруг он начал кого-то осенять крестом. Было такое впечатление, что он благословляет невидимую вереницу людей, видимую только ему. Это продолжалось довольно долго, после чего он сказал: «Я вспомнил всех». Вскоре появились в палате его духовные дети, служащие храма Знамения Божией Матери — монахиня Аполлинария и алтарница Настя. Услышав их слова: «Благословите, батюшка», папа обрадовался. «А-а, пришли? Ближе, ближе подойдите». Благословив их … он умолк, а через некоторое время сказал: «Господи! Дана была мне большая благодать, а жизнь я прожил нерадиво...». Воцарилось молчание. Через некоторое время мы услышали его завещание: «Живите все в мире». Папа перестал нас замечать. Вдруг он весь как-то насторожился и неожиданно громко, радостно воскликнул: «Христос Воскресе!». Помолчал немного и добавил: «Ну, вот. Вот и все»… у него побелели губы, начался сильный озноб. Я побежала за врачами, а папа шепнул Коле: «Читай, читай скорее...», — и положил руку на крест. Коля дал ему поцеловать крест и стал громко читать Евангелие»[43].

Успенский храм в Новодевичьем монастыре в Москве. Архиепископ Волоколамский Питирим совершает панихиду по протоиерее Александре Ветелеве. Журнал Московской Патриархии.М., 1976. №10. – С.32.

 

 

Отец Александр скончался в день памяти святителя Московского Ионы. Умирал он с мыслью о Боге, с пением тропаря праздника Светлого Христова Воскресения, со словами трогательного молитвенного напутствия всем своим духовным детям, всем учащимся академии и семинарии. В день памяти преподобного Тихона Калужского - 29 июня, гроб с телом отца Александра был доставлен в Успенский храм Новодевичьего монастыря в Москве. Настоятель храма протоиерей Леонид Кузьминов совершил заупокойную литию. В тот же день в Покровском храме Московских духовных школ архиепископом Волоколамским Питиримом была совершена заупокойная Божественная Литургия.

Архиепископ Питирим и 26 священников - учеников отца Александра отпевали его 30 июня в Успенском храме Новодевичьего монастыря при большом стечении народа. В некрологе Московской духовной академии говорилось: «Проститься с почившим профессором и пастырем прибыл митрополит Берлинский и Среднеевропейский Филарет, Патриарший Экзарх средней Европы, горячо и искренне любивший отца Александра. Из московских духовных школ прибыла группа учащих и учащихся во главе с игуменом Георгием (Грязновым)».[44]

Схимонахиня Игнатия (Петровская) пишет об этой службе: «Не печалью, а тихой радостью было проникнуто торжественное его отпевание в Новодевичьем монастыре»[45]. Она вспоминает этот момент как собрание духовных детей отца Александра, его учеников и друзей, которое было проникнуто духовной радостью, упованием и надеждой.

«В светлые тихие дни июня почил наш сострадательный отец и пастырь, друг и печальник, светлая и откровенная душа человека, познавшего путь Божий, отдавшего друзьям своим и пасомым душу, силы и все бытие свое.

Вечная память, светлое радование душе приснопамятного раба Божия, служителя Престола Божия, поборника светлых стезей Христовых в жизни нашей отца Александра!»[46]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных