Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преподавательская деятельность отца Александра




Протоиерей Александр Ветелев на уроке. ЖМП. 1968.-№ 2.-С.21  
Открытие Московского Богословского института дало возможность Александру Андреевичу отдать свои силы на служение Церкви. С 1 сентября 1945 года он начал свою преподавательскую деятельность в Богословском институте. Через месяц Александра Ветелева назначили на должность доцента. За время преподавания в Московском Богословском институте, а впоследствии, Московской Духовной академии, он читал лекции по гомилетике, а «затем занялся разработкой оригинальных курсов пастырского и нравственного богословия, вкладывая в это дело всю свою огромную энергию и личный пастырско-психологический опыт»[47]. Также он читал лекции по патрологии и литургике.

После хиротонии с 1949 года отец Александр совмещает преподавание в академии с пастырским служением в московских храмах. В 1966 году, чувствуя недостаток сил, он оставляет приходское служение с тем, чтобы полнее посвятить себя преподавательской деятельности.

Отец Александр пользовался большим уважением и любовью у преподавателей и учащихся Московских духовных школ. За многолетние усердные труды в 1971 году Святейшим Патриархом Пименом он был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш», а в связи с 80-летием в декабре 1972 года награжден орденом святого князя Владимира II степени.

Весьма характерно показывает нам отношение к своим ученикам и преподавательские черты отца Александра одна из последних его бесед с только что зачисленными на первый курс семинарии: «Верующие люди придут к вам в храм за благодатью. Чтобы вы не оказались наемниками, а были истинными священниками, как можно полнее используйте время, данное вам для подготовки к служению Богу, Святой Церкви, Родине. В каждом человеке Господь положил зернышки святости. Каждый из нас может и должен быть святым». При этих словах отец Александр подошел к сидящим в первом ряду и дотрагиваясь до их подбородков, заглядывал в глаза и говорил: «Все мы хотим быть святыми! Все мы должны быть святыми! Не тратьте время впустую. Полнее воспринимайте благодать, которую вы получите здесь обильно, чтобы потом принести ее жаждущим верующим сердцам на приход. Чаще ходите к мощам Преподобного Сергия, старайтесь перемениться духовно. Преподаваемое воспринимайте больше сердцем, нежели умом. Будьте чутки и внимательны к людям, помогайте им, заботьтесь о них. Но самое главное дать рост семенам святости, заложенным в нас Господом. Первый шаг на пути к святости – это исполнение заповеди Божией о любви к ближнему. Если я люблю своего ближнего, значит я на правильном пути…»[48].

Действительно, эта воодушевляющая речь является как бы ориентиром для молодого человека, стремящегося стать священником. Преподаватель словами прокладывает «колею», чтобы его ученики не теряли времени, а шли уже известным путем – тем путем, которым прошел сам отец Александр.

Среди его учеников были митрополит Ленинградский Антоний (Мельников), митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев), игумен Марк (Лозинский), схиархимандрит Иоанн (Маслов), архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и другие известные современные деятели Русской Православной Церкви.

Яркие воспоминания об особом преподавательском стиле отца Александра сохранил для нас профессор Московской Духовной академии К.Е. Скурат: «Он оказывал на нас огромное духовное влияние. Читал он Патрологию и Гомилетику, но никогда не следовал конспекту. По аудитории он ходил, держа в руках мел. Периодически подходил к доске и с помощью изображения мелом чертежей наглядно раскрывал что-либо таинственное. Помню, что он каким-то образом (не помню только каким) изображал мелом на доске даже душу человеческую. Цели он достигал — мы легко усваивали материал и твердо запоминали. Ходя по аудитории, он имел обыкновение по­дойти к кому-нибудь и погладить его по голове или похлопать по плечу, спине. А так как обе руки у него были в мелу, то на том месте, к которому он прикасался, оставались следы его руки. Бывало, что на спине после его прикосновения четко печатались все пять пальцев. Поэтому, когда он приближался к кому-либо, тот старался наклонить голову как можно ниже, чтобы избежать прикосновения. Это вызывало у нас смех, смеялся и сам отец Александр. Чаще других «удостаивался» «поглаживаний» отца Александра Исупов Серафим (ныне митрофорный протоиерей в г. Вятке), потому что он сидел рядом с кафедрой профессора.

Содержание лекций отца Александра, всегда проходивших очень живо, память, к сожалению, не сохранила. Но твердо осталось в памяти иное, не менее ценное: «Памятование церковного дня» (так отец Александр называл, а, следовательно, и мы). Начали творить это «Памятование» и проводили его по инициативе и под руководством отца Александра. Состояло оно в следующем. В самом начале лекции один из студентов по желанию — не по «приказу» — (чаще всех был им Исупов Серафим) брал святое Евангелие, книгу Апостол, житие дневного святого и Минею текущего месяца. Открывая священные книги, он излагал содержание дневного чтения святого Евангелия и Деяний Апостольских (или Посланий святых Апостолов), давал краткий комментарий и делал нравственный вывод. Затем представлялось житие дневного святого. Если в Четьих-Минеях имелось под одним числом несколько житий разных святых, то выбиралось более поучительное. Иногда сообщалось обо всех святых, но тогда эти сообщения были предельно краткие. Завершалось «Памятование» чтением отдельных стихир и тропарей из Минеи. Подчас этим чтением сопровождалось житийное повествование. Все взятое вместе связывалось в единое целое, что вызывало у всех особый интерес.

Отец Александр в течение всего сообщения стоял рядом с докладчиком, дополнял сказанное, помогал докладчику делать комментарии, выводы и особенно представлять весь материал как соединенное святой Церковью нерасторжимое наставление или единое молитвенное обращение к Небу.

Поначалу «Памятование церковного дня» воспринималось как дополнительная нагрузка, не вписывающаяся в учебную программу, но мало-помалу, постепенно, оно вошло в летопись нашей жизни как светлые ее страницы. Почему? — Потому, что оно, духовно настраивая и воспитывая, вводило нас в атмосферу молитвы, в литургическое богословие, понуждало постоянно жить в Церкви воинствующей — земной вместе с Церковью Торжествующей — Небесной. А ведь это и есть одно из главных призваний духовной школы!

Подобное «Памятование» отец Александр пытался ввести и на других курсах Духовной Академии. Но с уходом его в мир иной — мир Вечности — все прекратилось. А жаль!

Вечная память дорогому учителю, глубоко церковному пастырю, крепко, неразрывно соединявшему со Святой Церковью и своих студентов!» [49].

Талант педагога, живой ум, глубокая образованность, истинно пастырская любовь к людям и другие положительные человеческие качества протоиерея Александра делали его богословие не словом, а делом – самой жизнью. Из воспоминаний его учеников видно, что он пламенел на занятиях и в «беседах, которые вёл со студентами до глубокой ночи, не считаясь ни с силами, ни со временем. Когда бы кто ни пришёл к нему, он всегда принимал горячее, живое участие во всём том, что волнует студенческую душу»[50].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных