Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обзор научной деятельности протоиерея Александра Ветелева




Протоиерей Александр Ветелев известен нам не только как талантливый педагог, опытный духовник и замечательный проповедник. Жизнеописание и труды отца Александра открывают нам еще одну важную сторону его жизни.

Как было выше сказано, открытие Московских духовных школ позволило ему посвятить свою дальнейшую жизнь на служение Церкви. Это же обстоятельство дало ему вдохновение и силы не только трудиться приходским священником и преподавать в академии, но и плодотворно заниматься научной деятельностью для процветания богословской науки в Московской Духовной академии.

В 1949 году отец Александр защитил магистерскую диссертацию «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» и был избран профессором Московской Духовной академии. Протоиерею Александру принадлежит несколько научных работ: «Учебный курс проповедничества в России», «Краткий курс по истории древнегреческой философии и этики», «Курс лекций по пастырскому богословию», «Краткий курс по патрологии (восточные отцы Церкви V—VIII вв.)», «Некоторые черты из внутренней жизни животных (в связи с вопросом о сознании и самосознании человека)», «Преподобный Феодор Студит как церковный песнотворец». Кроме того, с 1950 года в «Журнале Московской Патриархии» напечатано 54 статьи отца Александра: многочисленные доклады, отрывки из его лекций, на разные богословские темы и проповеди. Также в журнале «Stimme der Ortodoxie» были опубликованы его три проповеди.

В декабре 1967 года протоиерей Александр Ветелев представил в Совет академии на соискание докторской степени пятитомный труд: Том 1 в двух частях: Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности. Том 2: Сборник недельных (воскресных) поучений. Том 3: Сборник великопостных и пасхальных поучений. Том 4: Сборник праздничных поучений. Том 5: Статьи. 1. О пастырской душепопечительности. 2. Богословское содержание иконы Троицы Андрея Рублева. 3. Гефсимания. 4. Христос и грешница.

Игумен Марк (Лозинский) описал это событие в своей статье: «Советом академии были назначены рецензенты — профессор-протоиерей А. Д. Остапов и доцент архимандрит Тихон (Агриков).

20 декабря 1967 года состоялось предварительное обсуждение, а 26 декабря в 12 часов все члены академической корпорации собрались в Актовом зале «елизаветинских чертогов».

Во вступительном слове профессор-протоиерей А. Ветелев сказал, что его труд посвящен вопросам пастырской душепопечительности, которая дол­жна проникать во все сферы и виды церковно-пастырского служения…

Профессор-протоиерей А. Д. Остапов в обстоятельном отзыве отметил, что труд протоиерея А. Ветелева не сухое научное изыскание, не имеющее практической ценности, а живое, согретое непосредственным пастырским духом и опытом слово пастыря, обращенное главным образом к пастырям.

Относительно поучений автора рецензент сказал, что на всех этих поучениях лежит печать самостоятельности и оригинальности в выборе тем, в манере раскрытия и освещения содержания и в применении к современным слушателям. Из всех трех сборников пастырских поучений профессора-протоиерея А. Ветелева наибольшее выражение духа пастырской попечительности нашел в великопостных поучениях. Они просты по со­держанию и носят на себе печать живого, евангельского духа. По мнению архимандрита Тихона (Агркова), профессор-протоиерей Александр Ветелев в своих поучениях расширяет опыт знаменитого витии протоиерея Родиона Путятина. Отличительная особенность большинства его проповедей — в их современности, предельной краткости, глубине и вместе пленяющей простоте.

После официальных оппонентов выступали со своими замечаниями члены Совета академии. На все замечания и вопросы протоиерей А. Ветелев дал разъяснения.

В течение пяти часов продолжалось обсуждение труда отца Александра. То, что все присутствовавшие на Совете профессора и доценты высказали свое мнение о труде отца Александра, свидетельствовало, что его работа вызвала живой интерес своей актуальностью и практической целенаправленностью. После голосования — из 18 голосовавших 17 «за» и 1 «против» — Совет академии постановил присвоить профессору-протоиерею Александру Ветелеву высшую ученую степень — доктора богословия за его труд и про­сить Святейшего Патриарха Алексия утвердить настоящее постановление Совета.

Утверждение Святейшим Патриархом этого постановления вскоре последовало, и на следующем заседании Совета, состоявшемся 3 января 1968 года в торжественной обстановке, ректор академии епископ Филарет (Вахромеев) возложил на протоиерея Александра Ветелева докторский крест»[51].

Хотелось бы остановить внимание на первом томе докторской диссертации отца Александра, которая носит название «Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности». Интересен он для нас тем, что в своей работе протоиерей Александр исследует преимущественно литургический чин, а это имеет большое значение для деятельности церковно-практической кафедры православных духовных школ.

Начинает автор с момента установления литургического чина Иисусом Христом на Тайной вечери, предваряя это исследование изложением обетования Спасителя о Таинстве в Капернаумской беседе о «хлебе небесном» (Ин. 6,25-59). В частности, об этом он говорит: «Обетование о причащении заранее было дано Спасителем апостолам, чтобы подготовить их к установлению этого таинства на Тайной вечери в Сионской горнице. И действительно, когда наступило это время, никто из Апостолов не обратился к Иисусу Христу с вопросами, как понимать Его слова о принятии Тела и Крови «во оставление грехов» и повеление «сие творить в Его воспоминание». С этой стороны ученики оказались подготовленными к участию в Тайной вечери»[52]. В первой главе также рассматривается связь Сионской вечери с трапезой совершенной Господом в селении Эммаус, которую автор называет евхаристической: «Сионская вечеря завершала земной путь Спасителя, будучи совершена непосредственно пред началом Гефсимано-Голгофского искупительного подвига. Поэтому и сказано, что всякий участник Евхаристии, причастник ее – «Смерть Господню возвещает, доколе Он придет» (I Кор. 11,26).

Эммауская вечеря в своем существе тоже «смерть Христову возвещала», но вместе и особо возвестила и как бы подчеркнула воскресение Спасителя, как Его победу над смертью, как торжество уже совершившегося искупительного подвига. Эта вечеря совершена была «в первый день», т.е. в день Воскресения и тем утверждала особое значение воскресного дня и, воскресной Евхаристии»[53].

Рецензент работы профессор-протоиерей Алексий Остапов, оценив мнение докторанта об Эммаусской вечери как Евхаристии, сказал, что «…можно согласиться или не соглашаться с попыткой автора рассматривать Эммаусскую вечерю как евхаристическую, но сама постановка вопроса об этом достойна внимания и должна стимулировать богословскую мысль на дальнейшее исследование»[54].

Во второй главе данного труда содержится исследование развития Евхаристии от апостольского до послеапостольского времени. Из нее видно, что развитие литургии заключалось «…в непрерывном обогащении содержания первой, подготовительной, а также и главной - евхаристической - части и менее всего третьей – заключительной»[55].

В состав третьей главы входит рассмотрение некоторых особенностей современного чина литургии, связанных с пастырской душепопечительностью и чином литургии. В данной главе автор уделил особое внимание подготовке пастыря и паствы к участию в Божественной литургии и причащении, благодарению Господа в литургическом чине, Евхаристической жертве, приносимой за литургией, Евхаристическому смыслу заамвонной молитвы и Евхаристическому служению Спасителя в чине литургии и всенощного бдения.

В этой главе отец Александр также затрагивает проблему нашего времени, которая заключается в редком причащении мирян без должного приуготовления к благодатному таинству. Он указывает, что это серьезное упущение пастырей[56].

Три первых главы составляют содержание первой теоретической части данного тома. Профессор – протоиерей очень логично и обосновано разъяснил и связал воедино Евхаристические евангельские события и современный литургический опыт. Автор хорошо использовал доступную ему литургическо-богословскую литературу и памятники древних литургий.

Он дал анализ греческо-русского текста евангельского и апостольского повествований о Тайной вечере. Это сообщило подлинно богословский и научно-исследовательский характер его работы.

Пастырские выводы, наставления и назидания, вытекающие из исследования современного чина литургии, входят во вторую часть этого тома данного труда протоиерея Александра под названием «Поучения на чинопоследование Божественной литургии».

Этот и другие сборники поучений будут рассмотрены в третьей главе нашей работы, так как относятся к проповедническому наследию профессора.

Необходимо вкратце сказать и о некоторых статьях протоиерея Александра, публиковавшихся в «Журнале Московской Патриархии».

Будучи разносторонне развитым человеком, тем более в богословской сфере, протоиерей Александр писал о многом. К примеру в своей богословской статье «Грехопадение прародителей и его последствия отец Александр исследует не только само грехопадение, но и описывает что происходило за долго до него, что подвигло к этому сам источник греха – дьявола «Он (денница-М.М) воспылал безумным желанием уподобиться Богу, стать Богом и осмелился оклеветать Бога перед ангелами, что и привело к дисгармонии…», и потом захватило уже наших прародителей «Низверженный с неба денница воспылал ненавистью к Богу и желанием вредить (мстить) Ему через человека. В падении Адама были черты общности и различия с падением денницы. И то, и другое тварное существо стремилось утвердиться в собственной воле, но денницей владели сознательное отрицание Бога, как верховного и для всех необходимого Источника жизни, ненависть к Нему, тогда как грех Адама явился результатом злоупотребления своей свободой, наивного доверия к обольстителю-демону и забвения Божественной заповеди»[57].

Очень живо и интересно отец Александр пишет об Освободителе человечества от последствий этого грехопадения, но уже в другой статье - «Гефсиманская молитва Спасителя». Богослов подводит нас к мысли, что крестные страдания Господа начались задолго до суда у Понтия Пилата. Страдания «томили» (Лк.12,50) душу Христа с того времени, как Он взошел на гору искушений, так как знал все, что с Ним произойдет, но из-за любви к людям и послушания Богу не мог от этого отказаться. В Гефсиманском саду Спаситель победил эти внутренние «борения» (Лк.22,44), «бодростью духа, укрепленного ощутимой связью с Отцом небесным»[58].

В своем исследование «Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева» протоиерей Александр указывает на то, что мало быть хорошим художником, чтобы «Иконописно изобразить Христа, Богоматерь, апостолов и святых…», нужно иметь «…глубокие проникновенные восприятия Христа, Приснодевы, апостолов, святых и духовно – благодатные связи с ними»[59].

Также отец Александр утверждает, что венцом иконописного подвига преподобного Андрея Рублева является икона «Святая Троица». В ней запечатлено все мастерство и богословие святого мастера. Анализируя это творение, протоиерей Александр описывает, объясняет, комментирует и дает исторические справки на каждый образ, на каждую линию, изображенную в иконе.

Также, хотелось обратить внимание на цикл бесед отца Александра, посвященных практическому руководству для пастырей, изданных под общим названием «Нравственные основы духовного совершенствования».

В данных статьях автор особо касается практических вопросов связанных со служением священника на приходе. Он пишет о духовной связи пастыря с паствой, которая образуется с момента хиротонии и выражается в движении «… пастырского духа…, сострадательной любви пастыря к пастве»[60]. В его статьях можно найти указание на то, как лучше провести таинство покаяния, что это таинство значит для кающегося человека. Отец Александр говорит о совести, нравственном законе, чувстве стыда, о необходимости развивать в себе самонаблюдение собственной души. В частности о совести человека прошедшего таинство покаяния он говорит: «Послеисповедное состояние человека может быть названо «Стоянием в милости Божией» (епископ Феофан Затворник). Исповедь полагает начало врачеванию духовной немощи, а кончается оно, когда страсть перестает владеть человеком. Покой совести – первое условие мирных отношений человека к Богу, что необходимо для духовно-нравственного преуспеяния»[61].

Подводя итог вышесказанному, видно, что протоиерей-профессор Александр Ветелев проводил исследования в различных аспектах богословской науки. В его статьях затрагиваются темы иконописи, практического духовного руководства, рассматриваются богословские вопросы. И все эти темы очень глубоко исследованы автором, своеобразно проанализированы, грамотно оформлены, просто и живо преподнесены читателю.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных