Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Догматические проповеди, их характеристика




Прежде чем приступить к характеристике догматических проповедей протоиерея Александра Ветелева, необходимо сначала дать понятие догмату и догматической проповеди.

Догмат – это основное положение вероучения, являющееся непреложной истиной и обязательное для принятия всеми верующими. Догматическая проповедь – это проповедь, в которой догматы не только излагаются, но и разъясняются простым доступным для человека языком.

Знание христианского учения и вера в истинность догматов являются основой мировоззрения, религиозной жизни практической деятельности каждого члена Церкви. Отсюда вытекает прямая обязанность пастырей Церкви Христовой учить всю паству вероучительным истинам. Так как незнание людьми догматов веры может привести к церковным нестроениям и даже ересям и расколам.

Всегда помня об этом, протоиерей Александр старался дать людям хотя бы малейшие представления о вероучительных истинах Православной Церкви. Его проповеди были понятны и интеллигенту, и простому человеку.

Догматические вопросы отец Александр затрагивает, в основном, только в проповедях на Господские и Богородичные праздники. В своих проповедях батюшка доносит высокие истины простым понятным, но правильным языком. Это можно видеть в отрывке из проповеди в день праздника Рождества Христова: «В воскресенье пред Рождеством Христовым, братья и сестры, своды наших храмов обычно оглашаются чтением из Евангелия от Матфея родословной Господа Иисуса Христа: «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...» и пр. Вторая половина этого евангельского чтения посвящается краткому повествованию о самом событии рождения Спасителя. Это повествование мы слышали и сегодня. Что совершилось при Его рождении?

Совершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), «Слово стало плотию» (Иоан. 1, 14). Вторая Ипостась (Лицо) Единого Божества, Единородный Сын Божий вочеловечился, воплотился, принял человеческое естество, стал Сыном Человеческим, оставаясь Сыном Божиим.

Вочеловечение Сына Божия произошло, прежде всего, потому, что люди не могли лицезреть Бога как всесвятого и всесовершенного Духа. «Если бы угодно Ему было прийти «непокровенным Божеством,— говорит св. Макарий Великий,— кто бы мог вынести сие? Посредством же тела Он возглаголал к человекам» («Добротолюбие», т. I, стр. 168).

Вочеловечение совершилось и потому, что только в образе Сына Человеческого Сын Божий мог совершить наше спасение: надлежало Ему пострадать Своею плотию, чтобы избавить нашу плоть от страданий за грех и возродить нас, сделать «новой тварью» (2 Кор. 5, 17) для жизни духовной, вечной.

Первозданный Адам согрешил, и грех положил преграду между ним и Богом. Христос — Второй Адам (1 Кор. 15, 45—47) родился от Пречистой Приснодевы, чтобы возродить первозданного Адама, возжечь в человеке стремление исполнять волю Божию, внушить человеку отвращение к греху, дабы возгорелась новая жизнь человека в Боге».[88]

Проповеди протоиерея Александра сложно назвать строго догматическими, потому что в них проявляются элементы объяснения службы праздника, толкования песнопения в данный день. Батюшке удается многогранно показать всю красоту и значимость Божественного события: «На тайну участия святой Троицы в Боговоплощении указывают и песнопения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. «Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…» (стихира на «Господи воззвах» на великой вечерне). Совет Превечный – это совет Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого через воплощение и вочеловечение Второй Ипостаси Божества, через учение, страдание, смерть и преславное воскресение Сына Божия, ставшего и Сыном Человеческим».[89]

Не забывает он и о нравственной стороне поучения. Говоря о воплощении Сына Божьего, отец Александр напоминает нам причины этого события: «Ради любви к человеку Сын Божий принял на Себя «зрак раба».[90]

Замечательная черта догматических проповедей протоиерея Александра – это их простота. Он, высокие богословские истины подавал так, что они были понятны всем слушателям, как образованным, так и простым. (Приложение №5).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных