Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковно-литургические проповеди, их характеристика




Ещё одной важной задачей священника является воспитание в прихожанах благоговения и сознательного отношения к церковному богослужению. Основным средством такого воспитания служат проповеди, специально посвящённые этим темам. Такие проповеди называются церковно-литургическими. «Не стесняясь повторений, пастырь должен регулярно произносить такие поучения из года в год, так как состав прихожан меняется и вновь пришедшие, как правило, совершенно не образованны в церковных и литургических вопросах»[96].

Протоиерей Александр Ветелев, заботясь о своих прихожанах, часто старался разъяснить им те или иные вопросы касающиеся церковного богослужения. Выше уже было упомянуто о том, что докторская диссертация отца Александра была посвящена именно разъяснению Литургии.

В своих церковно-литургических проповедях батюшка говорит о благоговении в храме, о таинствах, о посте, о поминовении усопших, даже о значении цвета священнического облачения. Но главное, он обращается к пастырям: «Одной из высоких обязанностей священника является пастырское душепопечение. Оно должно проникать во все сферы деятельности пастыря, охватывать все виды его церковного служения: богослужебные священнодействия и таинства, учительное проповедничество и духовное руководство паствой.

В чем оно должно наиболее выражаться? Должно, прежде всего, выражаться в проникновении духа пастыря в самую суть богослужения, в его идейный, сокровенный смысл, в динамику его внутреннего развития, в особенности его воздействия на душу верующего человека»[97].

Во многих своих поучениях отец Александр, делая анализ текстов песнопений, объясняет их смысл, как, например, в проповеди на день памяти святой равноапостольной Ольги: «Остановим свое внимание на тропаре и кондаке этого чина, поскольку именно в них изображены и основные черты ее духовного облика (в тропаре) и призыв к испрошению молитв святой Ольги за нас пред Престолом Божиим (в кондаке). …тропарь прежде всего указывает на светлый, богопросвященный ум святой Ольги»[98]. Этот способ объяснения богослужебного чина делает проповедь очень авторитетной и обоснованной, ведь в текстах божественной службы заложен весь смысл поминаемого события.

В своих поучениях отец Александр много говорит о посте, для чего он нужен, какой он должен быть. Вот примеры таких проповедей: «Что значит поститься? Поститься – значит очищать сердце от зла и раскрывать его для добра, для сострадания ближним, для участия в их скорбях, страданиях, нуждах.

Поститься – значит избегать ссоры, вражды с родными и соседями. Поститься – значит воздерживаться от греха во всех своих делах, словах помышлениях, настроениях, воздерживаться от излишеств в пище и удовольствиях»[99].

Также в проповедях протоиерей Александр затрагивает вопрос о молитве за близких людей, утверждая, что эта молитва является духовно-благодатной связью с теми, за кого мы молимся. Он говорит: «Молитвенно и сердечно воскресив в своем сердце всех записанных в помяннике или на записочке, мы идем в храм, продолжая молиться о них и на проскомидии и на литургии. Да о них ли только? Нет, не о них только, а о всех, поминаемых в храме.

Ведь все мы, живые и умершие, одна семья у Бога - Отца нашего... Для Него не существуют чужие и не чужие, для Него все Свои, Божьи. Так и для нас все должны быть своими, родными, близкими. Милосердие Божие тем скорее и полнее отзовется на наши молитвы о себе, о своем здравии и благополучии, чем больше и сердечнее мы будем молиться за всех, за кого молится св. Церковь.

Помолившись о живых и умерших за литургией в храме и тем укрепив с ними духовно-благодатную связь, мы не должны терять этой связи, выйдя из храма. Это-то и поможет нам и дома обновляться духовно и быть ближе к Отцу Небесному и друг к другу»[100]. (Приложение № 7).

Большое внимание уделяет отец Александр Таинству Покаяния и Причащения. Духовный опыт подсказывал батюшке, что лучшее средство духовного врачевания – это таинство покаяния, в котором человек очищается от всех грехов и пороков, и через это становится ближе к Богу. По мысли отца Александра покаяние «…оправдывает, возрождает человека и вместе с Таинством Причащения теснейшим образом соединяет его со Христом, примиряет с Церковью и Богом, восстанавливает в сыновнем достоинстве»[101].

Мудростью, любовью и радостью проникнуты поучения отца Александра. Его проповеди представляют для нас большую ценность. Причина этого в том, что почти на все свои вопросы христианин найдёт в проповедях этого благодатного пастыря живой и яркий ответ, не сочинённый где-либо в кабинете, а выношенный в сердце.

 


Заключение

Прожив долгую жизнь, протоиерей Александр Ветелев оставил пример доброго пастыря, талантливого педагога, выдающегося богослова. Он сумел совместить всё благодаря величайшей жертвенной любви к Богу и людям, служению которым он с самого начала посвятил себя, чем и исполнил Заповедь Христа Спасителя: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10,11).

Отец Александр, полюбив мир, сотворенный Богом, смог привить это чувство и своим ученикам. Все его труды и поучения наполнены христианской любовью. Он показал, что настоящий проповедник должен нести людям Вечные истины не только словесно, но и всей своей жизнью.

Его духовные поучения и проповеди, имеющие огромную ценность для духовной жизни, по праву входят в гомилетическую сокровищницу Русской Православной Церкви. К сожалению, издана из них только малая часть.

Проповеди протоиерея Александра не только живое свидетельство силы его веры и глубины религиозного чувства, в них слышен голос самого Евангелия, указывающий нам путь в земной жизни. К отцу Александру приложимы слова апостола Павла: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2, 4-5). Именно поэтому, несмотря на период в несколько поколений, отделяющей нас от времени их произнесения, его проповеди звучат сейчас как слово «новое, нестареющее», чем представляют большой интерес для пастыря-проповедника как образец живого, яркого ответа на многие вопросы, встающие перед христианином на пути его духовного становления.

Можно отметить, что отец Александр оставил после себя очень много богословских трудов и статей, имеющих ценность для духовных школ; анализ, систематизация и характеристика которых могли бы определить интересную тему для другой научной работы.

Следует отметить, что отец Александр был очень скромен и его жизнь малоизвестна для нас. Только благодаря трудам и воспоминаниям его близких можно судить о том, как потрудился на ниве Божией этот дивный пастырь. Своим примером он ясно показывает нам, что лишь в Православной Церкви достигается полнота истинного христианского совершенства, находится прямой и верный путь ко спасению.

Изучая жизнь протоиерея Александра Андреевича Ветелева, его пастырский подвиг, каждый священник может использовать в своём служении его богатый духовный опыт, который отразился и в жизнеописании этого пастыря, и в его богатом духовном наследии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных