Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






О приготовлении к таинству Евхаристии и о возгревании любви.




«Возлюбим друг друга, да едино­мыслием исповемы».

В предыдущей беседе, благочестивые слушатели, мы беседовали о Великом входе и песнопении «Иже херувимы».

Теперь нам надлежит беседовать о приготовлении священ­нослужителями самих себя и молящихся к совершению Таинства святой Евхаристии, т.е. Таинства пресуществления честных да­ров или Таинства Тела и Крови Христовых, а вместе и о при­готовлении себя к причащению ими. Этому приготовлению и будет посвящена сегодняшняя беседа.

Начинается приготовление с ектений:

Исполним молитву нашу Господеви…

О предложенных честных дарех…

Честные дары, братие и сестры, перенесены с жертвенни­ка на престол. Здесь они предлагаются (точнее – будут пред­ложены) Отцу Небесному для освящения, пресуществления в Тело и Кровь Христовы и, тем самым, будут приготовлены для Св. Причащения. И вот в священнодействии литургии начинается новый момент: момент достойной подготовки пред­стоятеля и всех верующих к освящению даров и к последующему причащению.

С чего начинается эта подготовка? Она начинается с общей молитвы о личных нуждах и заботах каждого, чтобы по­молившись о них, перейти к молитвам друг о друге – о мире между собой, о взаимной любви и единомыслии.

- О избавитися нам от всякой скорби, гнева и нужды…

Все, что лежит скорбью на нашем сердце, все что вызы­вало и вызывает в нас гнев, что гнетет нас, как нужда, как тревога или угроза, все, что угашает наш дух, все это, вспоминая сейчас в храме, мы призываемся молитвенно превоз­мочь или ослабить в себе, умерить боль и скорбь своей души, прося Бога помочь нам, заступить, помиловать и сохранить каждого из нас.

- Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже…
После моления об этих, особо острых своих нуждах и потребностях, мы переходим к молениям о ниспослании нам того, что всегда, всем и каждому одинаково нужно и потребно:

Дне всего совершенна, свята, мирна…

Ангела мирна, верна наставника…

Прощения и оставления грехов…

Добрых и полезных душам нашим…

Прочее время живота нашего…

Христианской кончины живота нашего…

- Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную
Владычицу нашу Богородицу… помянувшее, сами себе и друг
друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Так молится весь храм, на всякое отдельное моление ответствуя:

Господи, помилуй или Подай, Господи.

Братие и сестры! Если глубоко восчувствовать и пере­жить содержание только одной этой ектений, то сердце наше обогатится всем, что ему так нужно: и покаянным чувством и молением о своих нуждах, и внутренним миром и осенится па­мятью смертной. Оно оживотворится молением об Ангеле-Храни­теле, памятованием о Пресвятой Приснодеве Марии и особенно преданием себя и друг друга и всей жизни Господу Богу, что­бы творить Его святую, благую, спасительную волю и тем принести Ему самую богоугодную жертву.

В это же время в алтаре тайно молится и предстоятель, усиливая и дополняя молитву всех молящихся в храме. В так называемой «молитве приношения» он сначала благодарит Господа, что Он «приемлет жертву хваления от всех призы­вающих Его всем сердцем», а затем просит Господа удостоить его принести Ему «жертвы духовныя», т.е. горячие молитвы о своих грехах и «людских неведениях» и обрести (получить) благодать, чтобы эти жертвы духовные были угодны Богу и вселили благодать Св. Духа в него (предстоятеля), в Св. дары и во всех молящихся в храме.

Ектения и молитва заканчивается возгласом:

- Щедротами Единородного Сына Твоего…

- Аминь.

- Мир всем.

Это уже третье благословение миром. Первые два благо­словения миром ниспосылались перед апостольским и Евангель­ским чтениями. Теперь вновь из алтаря ниспосылается БЛАГОСЛОВЕНИЕ МИРОМ на спокойное, мирное состояние духа молящихся для приготовления их к участию в принесении бескровной Евхаристической жертвы и к Св. Причащению.

Братие и сестры! Не только молитва, но и все наши другие дела должны начинаться с мира, с искреннего примире­ния с Богом, с людьми (друг с другом) и со своей совестью. Это тройное примирение, создаваясь в душе, как благослове­ние Божие, является залогом всех добрых дел на земле, нача­лом подлинной любви, взаимопонимания и единомыслия. Это и отражено в последующем возгласе:

- Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.

При слышании этих слов древние христиане лобзали друг друга (мужчины мужчин, женщины женщин) «лобзанием святым» (Рим.16,16), «лобзанием любви» (I Петр. 5,14). Один говорил: «мир ти», другой отвечал: «и духови твоему». В этой древней практике дается указание для нас под лобзанием надо понимать соединение душ в мире, любви, молитве, исповедании и в единомыслии. Можно ли исповедовать Бога, не любя ближ­них своих? Св. Иоанн Богослов отвечает: «Как можешь ты любить Бога, Которого не видишь, если не любишь брата, ко­торого видишь?» Только укорененным в любви можно по­стичь тайну Божественной любви, постичь «широту и долготу и глубину и высоту (Божию) и познать превосходящую всякое познание любовь Христову, дабы исполнились мы всею полно­тою Божией».

Св. Церковь и зовет нас к этому познанию и к этой полноте в славах своих: «возлюбим друг друга, да единомыс­лием исповемы».

Клир возвещал, как и теперь возвещает свое единомыслие сначала в кратком исповедании веры в Святую Троицу поя:

- Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, а потом выражал и в пении «Символа веры».

Перед пением этого Символа, священнослужитель произ­носил и произносит:

- Двери, двери, премудростию вонмем.

В древние времена первые два слова (двери-двери) от­носились к привратникам входных дверей храма, призывая их следить, чтобы кто-нибудь из оглашенных и кающихся, или из еретиков и язычников не вошел в собрание верующих и не по­мешал священному служению. В настоящее время эти слова «две­ри-двери» относятся к нам самим, побуждая нас хранить чистоту наших сердец от вторгающихся в них греховных помыслов. Об этом так говорит св. Киприан: «Единому Богу да будут открыты двери нашего сердца и да не допустим врагу рода человеческого войти внутрь во время молитвы».

Братие и сестры! Будем отзывчивы на призыв закрыть двери сердца, чтобы пребывать в собранности нашего духа и открывать свое сердце для Господа Бога и сердечной молитвы друг о друге. Двери сердца нашего должны быть закрыты в этот священный момент для всего мирского, постороннего и потому еще, что мы слышим особый призыв:

- Премудростию вонмем, т.е. призыв внимать Божественной мудрости в словах Символа веры, Изъяснению этого Символа будет посвящена следующая наша беседа.

Из всего, что изъяснено в этой сегодняшней беседе, особое внимание должен привлечь призыв «Возлюбить друг друга».

Это потому, что нам в жизни нашей становится все труд­нее и труднее любить друг друга. Мы все более и более теря­ем внутреннюю духовную связь между собой. В наших взаимоот­ношениях меньше становится доверия, меньше единомыслия, меньше готовности пойти навстречу друг другу, проявить добросердечие и искреннюю помощь.

Боже! Как страшна потеря всех этих духовных связей и отношений! Что же делать? С чего начинать восстанавливать и укреплять братские связи и духовные отношения?

Нужно начинать с возгревания духа своего. Нужно слез­ной молитвой смягчать свое сердце и восстанавливать свою веру в Господа, а отсюда и веру в человека, в его бессмерт­ную душу и в жизнь загробную, а также с этой верой возгревать и любовь к Богу и людям. Нужно при всяких обидах и огорчениях просить прощения друг у друга и животворить свой дух покаянием и частым причащением.

Господи, помоги нам в возгревании нашего духа, в воз­рождении веры и любви, во взаимном примирении и в духовном обновлении всей нашей жизни! Аминь.[102]


Приложение №2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных