ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О приготовлении к таинству Евхаристии и о возгревании любви.«Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». В предыдущей беседе, благочестивые слушатели, мы беседовали о Великом входе и песнопении «Иже херувимы». Теперь нам надлежит беседовать о приготовлении священнослужителями самих себя и молящихся к совершению Таинства святой Евхаристии, т.е. Таинства пресуществления честных даров или Таинства Тела и Крови Христовых, а вместе и о приготовлении себя к причащению ими. Этому приготовлению и будет посвящена сегодняшняя беседа. Начинается приготовление с ектений: Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех… Честные дары, братие и сестры, перенесены с жертвенника на престол. Здесь они предлагаются (точнее – будут предложены) Отцу Небесному для освящения, пресуществления в Тело и Кровь Христовы и, тем самым, будут приготовлены для Св. Причащения. И вот в священнодействии литургии начинается новый момент: момент достойной подготовки предстоятеля и всех верующих к освящению даров и к последующему причащению. С чего начинается эта подготовка? Она начинается с общей молитвы о личных нуждах и заботах каждого, чтобы помолившись о них, перейти к молитвам друг о друге – о мире между собой, о взаимной любви и единомыслии. - О избавитися нам от всякой скорби, гнева и нужды… Все, что лежит скорбью на нашем сердце, все что вызывало и вызывает в нас гнев, что гнетет нас, как нужда, как тревога или угроза, все, что угашает наш дух, все это, вспоминая сейчас в храме, мы призываемся молитвенно превозмочь или ослабить в себе, умерить боль и скорбь своей души, прося Бога помочь нам, заступить, помиловать и сохранить каждого из нас. - Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас. Боже… Дне всего совершенна, свята, мирна… Ангела мирна, верна наставника… Прощения и оставления грехов… Добрых и полезных душам нашим… Прочее время живота нашего… Христианской кончины живота нашего… - Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Так молится весь храм, на всякое отдельное моление ответствуя: Господи, помилуй или Подай, Господи. Братие и сестры! Если глубоко восчувствовать и пережить содержание только одной этой ектений, то сердце наше обогатится всем, что ему так нужно: и покаянным чувством и молением о своих нуждах, и внутренним миром и осенится памятью смертной. Оно оживотворится молением об Ангеле-Хранителе, памятованием о Пресвятой Приснодеве Марии и особенно преданием себя и друг друга и всей жизни Господу Богу, чтобы творить Его святую, благую, спасительную волю и тем принести Ему самую богоугодную жертву. В это же время в алтаре тайно молится и предстоятель, усиливая и дополняя молитву всех молящихся в храме. В так называемой «молитве приношения» он сначала благодарит Господа, что Он «приемлет жертву хваления от всех призывающих Его всем сердцем», а затем просит Господа удостоить его принести Ему «жертвы духовныя», т.е. горячие молитвы о своих грехах и «людских неведениях» и обрести (получить) благодать, чтобы эти жертвы духовные были угодны Богу и вселили благодать Св. Духа в него (предстоятеля), в Св. дары и во всех молящихся в храме. Ектения и молитва заканчивается возгласом: - Щедротами Единородного Сына Твоего… - Аминь. - Мир всем. Это уже третье благословение миром. Первые два благословения миром ниспосылались перед апостольским и Евангельским чтениями. Теперь вновь из алтаря ниспосылается БЛАГОСЛОВЕНИЕ МИРОМ на спокойное, мирное состояние духа молящихся для приготовления их к участию в принесении бескровной Евхаристической жертвы и к Св. Причащению. Братие и сестры! Не только молитва, но и все наши другие дела должны начинаться с мира, с искреннего примирения с Богом, с людьми (друг с другом) и со своей совестью. Это тройное примирение, создаваясь в душе, как благословение Божие, является залогом всех добрых дел на земле, началом подлинной любви, взаимопонимания и единомыслия. Это и отражено в последующем возгласе: - Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. При слышании этих слов древние христиане лобзали друг друга (мужчины мужчин, женщины женщин) «лобзанием святым» (Рим.16,16), «лобзанием любви» (I Петр. 5,14). Один говорил: «мир ти», другой отвечал: «и духови твоему». В этой древней практике дается указание для нас под лобзанием надо понимать соединение душ в мире, любви, молитве, исповедании и в единомыслии. Можно ли исповедовать Бога, не любя ближних своих? Св. Иоанн Богослов отвечает: «Как можешь ты любить Бога, Которого не видишь, если не любишь брата, которого видишь?» Только укорененным в любви можно постичь тайну Божественной любви, постичь «широту и долготу и глубину и высоту (Божию) и познать превосходящую всякое познание любовь Христову, дабы исполнились мы всею полнотою Божией». Св. Церковь и зовет нас к этому познанию и к этой полноте в славах своих: «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Клир возвещал, как и теперь возвещает свое единомыслие сначала в кратком исповедании веры в Святую Троицу поя: - Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, а потом выражал и в пении «Символа веры». Перед пением этого Символа, священнослужитель произносил и произносит: - Двери, двери, премудростию вонмем. В древние времена первые два слова (двери-двери) относились к привратникам входных дверей храма, призывая их следить, чтобы кто-нибудь из оглашенных и кающихся, или из еретиков и язычников не вошел в собрание верующих и не помешал священному служению. В настоящее время эти слова «двери-двери» относятся к нам самим, побуждая нас хранить чистоту наших сердец от вторгающихся в них греховных помыслов. Об этом так говорит св. Киприан: «Единому Богу да будут открыты двери нашего сердца и да не допустим врагу рода человеческого войти внутрь во время молитвы». Братие и сестры! Будем отзывчивы на призыв закрыть двери сердца, чтобы пребывать в собранности нашего духа и открывать свое сердце для Господа Бога и сердечной молитвы друг о друге. Двери сердца нашего должны быть закрыты в этот священный момент для всего мирского, постороннего и потому еще, что мы слышим особый призыв: - Премудростию вонмем, т.е. призыв внимать Божественной мудрости в словах Символа веры, Изъяснению этого Символа будет посвящена следующая наша беседа. Из всего, что изъяснено в этой сегодняшней беседе, особое внимание должен привлечь призыв «Возлюбить друг друга». Это потому, что нам в жизни нашей становится все труднее и труднее любить друг друга. Мы все более и более теряем внутреннюю духовную связь между собой. В наших взаимоотношениях меньше становится доверия, меньше единомыслия, меньше готовности пойти навстречу друг другу, проявить добросердечие и искреннюю помощь. Боже! Как страшна потеря всех этих духовных связей и отношений! Что же делать? С чего начинать восстанавливать и укреплять братские связи и духовные отношения? Нужно начинать с возгревания духа своего. Нужно слезной молитвой смягчать свое сердце и восстанавливать свою веру в Господа, а отсюда и веру в человека, в его бессмертную душу и в жизнь загробную, а также с этой верой возгревать и любовь к Богу и людям. Нужно при всяких обидах и огорчениях просить прощения друг у друга и животворить свой дух покаянием и частым причащением. Господи, помоги нам в возгревании нашего духа, в возрождении веры и любви, во взаимном примирении и в духовном обновлении всей нашей жизни! Аминь.[102] Приложение №2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|