ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О молитве за умерших.Вечная память всем почившим. Со святыми упокой. Господи, всех усопших. Братие и сестры! Во вторник на Фоминой неделе Святая Церковь совершала радоницу — пасхальное родительское поминовение. Вместе со Святой Церковью все мы возносили моление об умерших от века, о почивших в надежде воскресения и жизни вечной родных и близких. Поминовение усопших в Православной Церкви основано на глубокой вере христиан в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и Небесной, для которой нет мертвых, а все живы суть.; Святое Евангелие возвещает грядущее воскресение для жизни вечной, нескончаемой, ибо Воскресение Христово — залог воскресения из мертвых всех людей. Он — Начаток Воскресения, Первенец из мертвых (Кол. 1, 18). Он ответил саддукеям, не веровавшим в воскресение мертвых: Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 27—38),— поэтому верующие безбоязненно думают о смерти и готовятся к ней, как переходу в жизнь вечную. Для христиан страшна не смерть, разлучающая с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, то есть смерть духовная. И в земной жизни верующий страдает и скорбит, когда грехами разрушает духовную связь с людьми и с Богом. После же смерти суть страданий, по словам святого Иоанна Златоуста, заключается в том, что «возобновляются (вспоминаются и переживаются) земные грехи и мучат душу» (Творения. Т. 1, с. 802), не оставляя возможности избавиться от мучений собственными силами, как это видно из притчи о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19—31). Но, душе усопшего помогают молитвы Церкви, всех близких и любящих ее, а также дела милосердия, за нее творимые. Творя милостыню в память усопших, мы как бы «довершаем» несделанное ими, «уплачиваем их долги», приносим и свою жертву (Мф.5, 26) за них Милосердному Владыке. Наши дела милосердия за умерших сами предстоят, как говорит святой Иоанн Златоуст, Престолу Божию, ходатайствуя о помиловании усопших. Особую помощь умершим оказывает молитва Церкви за Божественной литургией. Священник молится об усопших за проскомидией, вынимая частицы из просфоры за упокой их душ, молится на заупокойной ектении, а также после освящения Святых Даров и, наконец,— на панихиде. «Частица, вынимаемая за усопшего во время литургийного жертвоприношения,— утверждает святой Симеон Солунский,— соединяет его с Богом». «Не напрасно, — говорит святой Иоанн Златоуст,— узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза умершим... Поистине, — заключает он, — облегчится участь скончавшегося грешника частыми молитвами и милостыней. Хотя бы умерший сам по себе и был недостоин, Господь услышит нас». Особенно плодотворны молитвы за тех умерших, у которых не осталось в живых ни родных, ни знакомых, а также молитвы за скончавшихся от века. Именно поэтому молитвы Церкви, совершаемые в так называемые родительские субботы, приобретают особое значение. Традиция родительских суббот восходит к глубокой древности. «Боголюбивые апостолы и духовные отцы учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется. Эти древние годичные моления об усопших и превратились впоследствии в родительские субботы»,— говорит святой Афанасий Великий. Заупокойные моления об усопших трогательны, задушевны, проникнуты верой в милость и благость Божию к согрешающему человеку. Отче наш, любовь неизреченная, помяни усопших раб(ов) Твоих — так звучит основной мотив в одном из заупокойных молитвословий. Особенно трогательно и возвышенно содержание парастаса— великой панихиды. Первая ектения его начинается с обычного призыва миром помолиться о свышнем мире и спасении душ наших, за которым следуют прошения о всех блаженной памяти скончавшихся от века в правоверии, надежде воскресения и жизни вечныя усопших, отец и братии наших. Все молящиеся в храме призываются воспринять в Боге тех, от кого они наследовали веру и упование на светлую жизнь в этом и будущем веке, горячо помолиться об их покое, тишине, блаженной памяти, а главное — о прощении прегрешений их, вольных и невольных. И христиане с любовью молятся обо всех ушедших из жизни, в том числе и о воинах, на поле брани убиенных. Ектения призывает молиться о плачущих, болезнующих, чающих Христова утешения, чтобы Господь отпустил им всякие болезни, печали и воздыхания. Как в земной жизни богобоязненные души жаждут просвещения Светом Христовой Истины, так и после смерти страждущие души жаждут света, покоя, благодатного общения с Богом. Ектения призывает молиться о вселении умерших в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, где присещает свет Лица Божия и где пребывают все праведники ветхозаветные и новозаветные. Священник славит Господа, дарующего усопшим воскресение, жизнь и покой. Братие и сестры! Тот, кто ленится молиться о неизвестных или малоизвестных людях, предрешает свою собственную горькую посмертную участь, ибо может так случиться, что и о нем никто не помолится. Будем же внимательно вслушиваться в имена усопших, которые произносятся за богослужением, и ревностно молиться за них. Ведь они — наши братья и сестры во Христе, ибо все мы члены единой семьи у Отца Небесного, желающего всем нам спасения. Молясь за других, мы тем самым молимся и о себе, ибо Господь милостив к людям с добрым сердцем. Не забудем, что немало людей умирает неожиданно, без подготовки к смерти, без покаяния и причащения. Смерть приходит и уносит их души внезапно. Какие волнения, какой страх и скорбь испытывают души за гробом, неожиданно поглощенные смертью!? Кто же может помочь им своей молитвой, своим ходатайством пред Богом о прощении, об избавлении от страшных мучений и угрызений совести?! Кто доделает за них то, что сами они не успели или не смогли сделать? Это сделает Церковь, то есть все мы: кто больше, кто меньше, кто сегодня, кто завтра, но все мы понесем заботу о почивших. В том и состоит наша церковность, что мы молимся церковно за всех живых и умерших, и молитва наша воспринимается Господом как молитва всей Церкви с ее Главой — Иисусом Христом (Мф.18, 20). Пребудем же в усердных сердечных молитвах о тех, о ком молится наша Церковь и кто с великой надеждой ждет этих молитв. Вечная память почившим! Со святыми упокой их. Господи! Аминь.[109] [1] Бунин И.А.Окаянные дни. – М.,1991.С.87. [2] Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский и Юрьевский. Цит. по: Ветелева О. Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. – 2005. – №.1. – С.252. [3] Ветелева О. Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. – 2005. – №.1. – С.252. [4] Там же. [5] Бунин И.А.Указ. соч.С.22. [6] Ветелева О. Указ. соч. С.254. [7] Ветелева О. Указ.соч. С.255. [8] Некоторые матросы называли ее Еремеевской ночью. [9] Ветелева О. Там же. [10] Чикин А.М. Графская пристань/ [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gratskaya.com/article.php?id=43 [11] Ветелева О. Указ.соч. С.256. [12] Там же. [13] Соколов Д.В. Месть победителей. Красный террор в Севастополе в 1920-21гг. / [электронный ресурс].-Режим доступа: www.katehezis.ru/index.php?option=com_content&task=viwe&id=3209&itemid=134 [14] Ветелева О. Указ.соч. С.256. [15] Соколов Д.В. Указ. соч. [16] Там же. [17] Ныне завод «Корунд» [18] Ветелева О. Указ. соч. С.258. [19] Хасанова Е.К. Любовь-мост, ведущий в Вечность//Московский журнал. – 1999. -№ 9 - С.35. [20] Об этом подробнее см.: Дамаскин (Орловский), игумен. Гонения в Советский период//Православная энциклопедия.М.,2000. том Русская Православная Церковь. С.184. [21] Там же.
[22] 8 сентября 1958 года Андрей Николаевич Ветелев был реабилитирован. [23] Ветелева О. Указ. соч. С.259. [24] Там же. С.260. [25] Там же. С.263. [26] Ветелева О.Указ. соч. С.263. [27] Ветелева О.Указ. соч. С.263. [28] Ветелева О.Указ. соч. С.264. [29] Ветелева О. Указ. соч. С.267. [30] Архимандрит Исидор (Иван Герасимович Скачков; 1883-1959) – иеродиакон Зосимовой пустыни, ризничный и старец Высоко-Петровского монастыря в период нахождения обжины в храме преподобного Сергия на Большой Дмитровке; исповедник. После смерти большинства зосимовских старцев принял под свое руководство их духовных детей. Семья Ветелевых окормлялась у отца Исидора с 1939 г. после кончины отца Зосимы. [31] Ветелева О. Там же. [32] Ветелева О. Указ. соч. С.268. [33] Игнатия (Петровская), схимон. Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. – 2005. – №.2. – С.248. [34] Ветелева О. Указ. соч. С.270. [35] Игнатия (Петровская), схимон. Указ. соч. С.249. [36] Светлана Рябкова. Церковный вестник./ [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tserkov.info/numbers/close-up/?id=1148. [37] Попечение №2 / Сайт храма во имя Святой великомученицы Екатерины[электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ekaterina.pravoverie.ru/?cat=13. [38] Схимонахиня Игнатия (Петровская). Указ. соч. С.250. [39] Цит. по: Ветелева О. Указ.соч. С.252.
[40] Цит по: Трофимчук М.Х. Академия у Троицы (Воспоминания о Московских духовных школах).-Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С.317-318. [41] Ветелева О. Указ. соч. С.273. [42] Марк (Лозинский), иеромон. Профессор протоиерей Александр Ветелев (некролог) // Журнал Московской Патриархии. М.,-1976.-№10. – С.31. [43] Ветелева О. Указ.соч. С.275. [44] Марк (Лозинский), иеромон. Указ. соч. С.32. [45] Схимонахиня Игнатия (Петровская). Указ. соч. С.252. [46] Там же. [47] Трофимчук М.Х. Указ. соч. С.15. [48] Цит. по ст.: Марк (Лозинский), иеромон. Указ. соч. С.31. [49] Скурат К.Е. С1947 года … (Воспоминания)//Богословский вестник. Сборник научных трудов.-2000.-Вып.3.- С.51-53. [50] Питирим (Нечаев), митр. Волоколамский. Воспоминания./ [электронный ресурс].- Режим доступа: www.bogoslov.ru/persons/288862/index.html. [51] Марк (Лозинский), иеромон. Завершение многолетнего богословского труда // Журнал Московской Патриархии.-1968.-№ 2.-С.21-24. [52] Ветелев А., прот. Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности: Дис. докт. богословия: М-Загорск,1967.-Т.1.-С.17. Машинопись. [53] Там же. С.55-56. [54] Марк (Лозинский), иеромон. Завершение многолетнего богословского труда.С.23. [55] Ветелев А., прот. Божественная литургия. С.79. [56] Там же. С.84. [57] Ветелев А., прот. Грехопадение прародителей и его последствия.//Журнал Московской Патриархии.-1974.-№11.-С.62. [58] Ветелев А., прот. Гефсиманская молитва Спасителя.//Журнал Московской Патриархии.-1962.-№3.-С.39. [59] Ветелев А., прот. Богословское содержание иконы «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева.//Журнал Московской Патриархии.-1972.-№8.-С.63. [60] Ветелев А., прот. Пастырь и паства.//Журнал Московской Патриархии.-1955.-№8.-С.14. [61] Ветелев А., прот. Совесть.//Журнал Московской Патриархии.-1988.-№5.-С.72. [62] Марк (Лозинский), иеромон. Завершение многолетнего богословского труда. С.23. [63] Настольная книга священнослужителя. Т.5, М.,1986. С.5. [64] Ветелев А., свящ. Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковного православного проповедничества: дис. магистр. М-Загорск, 1949. С.14. Машинопись. [65] Ветелев А., свящ. Гомилетика. С.147-148. [66] Там же. С.193. [67] Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Гомилетика. Теория церковной проповеди. М-Сергиев Посад. 1999.С.220. [68] Ветелев А., свящ. Гомилетика. С.256. [69] Ветелев А., свящ. Гомилетика, С.167-168. [70] Настольная книга священнослужителя. Т.5, М., 1986. С.5. [71] Ветелев А., свящ. Гомилетика, С.6. [72] Ветелев А., прот. Божественная литургия.С.221. [73] Там же. [74] Там же.С.224. [75] Ветелев А. прот. Божественная литургия. С.265. 2 Там же.С.252 [77] Ветелев А. прот. Божественная литургия. С.350. 2 Там же.С.352-353. [79] Ветелев А., прот. Божественная литургия. С.357. [80] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. -М., 2002.- С.57. [81] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. С.23. [82] Там же.С.31. [83] Там же.С.168. [84] Там же. [85] Там же.С.21. [86] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. С.67 [87] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. С.72.
[88] Ветелев А., прот. Слово в день Рождества Христова.//Журнал Московской Патриархии.-1963.-№1.-С.30. [89] Ветелев А., прот. Беседа на Благовещение: О «Главизне» (начале) нашего спасения.// Журнал Московской Патриархии.-1963.-№4.-С.32 [90] Ветелев А., прот. Слово в день Рождества Христова.// Журнал Московской Патриархии.-1963.-№1.-С.31 [91] Ветелев А, прот. Приготовительные недели к Великому посту.// Журнал Московской Патриархии.-1955.-№1.-С.28. [92] Ветелев А, прот. Христос и грешница.// Журнал Московской Патриархии.-1970.-№1.-С.29. [93] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению.С.281. [94] Там же. [95] Ветелев А, прот. О силе веры.// Журнал Московской Патриархии.-1968.-№9.-С35. [96] Настольная книга священнослужителя. М.,1988.Т.6.С.552. [97] Ветелев А., прот. Божественная литургия.Т.1.С.1. [98] Ветелев А., прот. Поучение на день памяти святой равноапостольной Ольги.// Журнал Московской Патриархии.-1967.-№7.-С.17. [99] Ветелев А., прот. Поучение в воскресный день Рождественского поста.// Журнал Московской Патриархии.-1964.-№12.-С.34. [100] Ветелев А., прот. Божественная литургия. С.1. [101] Ветелев А., прот. Таинство покаяния.// Журнал Московской Патриархии.-2003.-№3.-С.62. [102] Ветелев А., прот. Божественная литургия.Т.1.С.281-286. [103] Ветелев А., прот. Божественная литургия.Т.1.С.371-375. [104] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. С.46-55. [105] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. С.174-178. [106] Ветелев А., прот. Победа над смертью.// Журнал Московской Патриархии.-1964.-№5.-С.17-18. [107] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. С.254-258. [108] Ветелев А., прот. Путь к пробуждению. С.7-11. [109] Ветелев А., прот. Молитва за умерших.// Журнал Московской Патриархии.-1976.-№10.-С.37-38. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|