Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технология масляной живописи




 

Первое свидетельство, указывающее на применение масляных красок, относится к Х веку. В средние века живопись на масле применялась в редких случаях: при росписи стен, в декоративных работах, не требующих тонкости исполнения, при лессировках в темперной живописи. Масло не соответствовало приемам живописи, которые использовались на протяжении многих веков и были выработаны применительно к водным краскам (темпера, фресковая живопись и др.). Только после открытия сделанного Ян Ван-Эйком в XV веке масляная живопись стала ведущей техникой.

Масляные краски предоставляют богатые возможности в решении живописной формы. Их отличают большой цветовой диапазон, пластичность, возможность применения различных техник и приемов. Они позволяют создавать разнообразную фактуру, которая высыхая, не деформируется.

В сравнении с акварелью и гуашью масляная живопись сложнее технически и технологически, требует использования разного инвентаря и материалов. Поэтому при работе маслом требуется знание технологии масляной живописи, а так же ряд практических знаний и умений.

Подрамник. Подрамник представляет собой четыре бруска, скрепленных между собой шиповыми соединениями, клеем или гвоздями. Наиболее целесообразным является подрамник, у которого бруски вяжутся простым шипом и раздвигаются при помощи клиньев. Внутренние стороны подрамника имеют скос для того, чтобы натянутый холст их не касался. Толщина брусков должна соответствовать размеру подрамника: чем больше подрамник, тем большую прочность должны иметь бруски, чтобы не прогибаться при натяжке холста. Для исключения диагональных перекосов и прогибов брусков подрамник должен иметь крестовину. Особенно необходимы крестовины для больших подрамников, размер которых по большей стороне 1 метр и более.

Для защиты дерева, из которого изготавливается подрамник от гниения и влаги применяется обработка олифой всех граней подрамника, кроме грани, примыкающей к картинной плоскости.

Основа под живопись. В качестве основы под масляную живопись используется холст или картон, реже – фанера или оргалит. Широкое применение в масляной живописи холст получил в конце XV – начале XVI в.

Холст как материал для живописи имеет ряд преимуществ: написанные на холсте картины более легкие, их можно снимать с подрамников, они проще в транспортировке. К недостаткам такой основы можно отнести слабую сопротивляемость механическим воздействиям, а так же то, что холст сильно реагирует на изменения температуры и влажности воздуха. Неровности холста создают на поверхности живописи дополнительную вибрацию света, фактура ткани может стать дополнительным выразительным средством композиции.

Холст для живописи используется, как правило, льняной. Хлопчатобумажные ткани уступают льняному холсту по прочности, их нельзя применять для картин написанных пастозно. Синтетические холсты сильно растягиваются, что влияет на сохранность красочного слоя.

Натяжка холста. При натяжке холста на подрамник можно использовать строительный степлер со скобами или небольшие гвозди. Существует несколько способов натяжки: от центра и от углов, но независимо от способа холст должен быть натянут без перекосов. Места крепления скоб на противоположных сторонах подрамника точно напротив. При слабой натяжке холст провиснет, а при излишней может деформироваться подрамник.

Проклейка холста. Проклейка холста необходима, чтобы предотвратить разрушение волокон холста со временем, которое возможно при проникновении в волокна масла, а так же для того, чтобы защитить красочные слои от воздействия кислорода воздуха. Проклейка должна удовлетворять двум условиям: она должна быть прочной и эластичной.

Клеи, которые применяются в живописи, делятся на две группы – растительные и животные. К первым относятся мука, крахмал, декстрин. Клеи, содержащие муку или мучной клейстер, в настоящее время не применяются из-за того, что они очень гигроскопичны, но широко применялись в XVI – XVII вв. в западноевропейской и русской живописи. К клеям животного происхождения относят желатин, рыбный, казеиновый, столярный и др.

При подготовке холста к выполнению ВКР применялся пищевой желатин. Для проклейки желатин заливается холодной водой для набухания, затем нагревается на водяной бане до полного растворения. Для проклейки используется остывший и начавший уже желироваться желатин. На поверхность холста он наносится флейцевой кистью и распределяется шпателем таким образом, чтобы закрыть отверстия холста. Проклейка проводится в 2-3 слоя, при этом каждый следующий слой наносится при полном высыхании предыдущего и более жидким раствором.

Грунтовка холста. Грунты применяемые в настоящее время для живописи можно разделить:

§ по составу – клеевые (тянущие), эмульсионные (среднетянущие), масляные (нетянущие);

§ по фактуре – крупнозернистые, среднезернистые, гладкие:

§ по цвету – белые и цветные.

Грунт в живописи является не только основой красочного слоя, свойства грунта могут влиять так же на "звучание красок". Использование художником того или иного грунта зависит от задач, которые ставятся при живописи. " Карл Брюллов использовал в основном гладкие масляные грунты золотистого цвета. Илья Репин любил не очень тянущие грунты белого цвета <…> Николай Фешин использовал клеевые грунты, сильнотянущие, что позволяло создавать активные фактуры и светлую живопись. Иногда художники использовали тон негрунтованного холста и писали по проклейке " [7, с. 10].

При подготовке холста к работе использовался акриловый грунт белого цвета имеющийся в продаже. При грунтовке, так же как и при проклейке наносятся 2-3 слоя грунта, при полном высыхании ранее нанесенного слоя.

Масляные краски продаются в наборах и по отдельности, в тубах разного объема. Художники, как правило, пользуются отдельными красками, так как каждый художник для воплощения своего замысла выбирает определенную палитру. Масляные краски, как и акварельные, имеют разную степень прозрачности. Масляные краски – это смесь пигмента и связующего вещества, от происхождения пигмента зависят свойства красок, которые влияют на качество живописи.

Существуют краски плотные, непрозрачные, отражающие свет – так называемые корпусные (кроющие) краски. Прозрачные и полупрозрачные краски называются лессировочными. Пастозные прописки смесями с применением белил дают цвета более холодные, плотные, «глухие» по сравнению с лессировками, живописью «на просвет», дающей цвета глубокие, насыщенные, теплые. Старые мастера сознательно использовали оптические свойства масляных красок и способы их нанесения.

Кисти. Кисть - самый распространенный и один из древнейших инструментов для живописи. Кисти разделяются по размеру, форме, виду волоса, идущего на изготовление волосяного пучка – от этого зависит их предназначение.

По форме кисти делятся на плоские и круглые, веерные, овальные и другие; с большим или меньшим выпуском волоса, а так же на остроконечные, тупоконечные. Плоские кисти более эластичны, дают возможность получать определенную форму мазка. Круглые кисти делают мазок более мягким, лишенным определенной формы. "Мягкость и жесткость" кисти зависит так же от состава ворса. Для живописи маслом нужны кисти жестче: из ворса колонка, щетины и синтетики; работа мягкими кистями уместна в случае применения лессировки.

Колонок. Колонковые кисти считаются универсальными для любой живописи. Натуральный ворс, послушная и в меру упругая кисть, гладкий мазок – идеальный инструмент для тех, кто пишет тонко, слой за слоем. Такая кисть незаменима при письме портретов в классической традиции. Основной недостаток таких кистей – это дороговизна. Но качество и долгое время службы в случае правильного ухода оправдывают затраты.

Щетина. Кисти из свиной щетины по своим свойствам довольно жесткие и идеально подходят для масляной живописи. Из щетины изготавливаются и малярные кисти, но для художественных целей щетину специально обрабатывают. Такой кистью можно писать пастозно и фактурно. Изнашивается такая кисть равномерно, дает неровный фактурный мазок и более пригодна для работы на большом формате (более 50-60 см.).

Синтетика. Кисти из синтетического ворса применяются при росписи тканей, дерева, стекла. В масляной живописи такая кисть применима как инструмент, дающий плавный гладкий мазок, для проработки деталей могут быть использованы кисти небольших размеров (№1, 2, 3, 4).

Остальные типы кистей (пони, коза, белка) обладают мягким ворсом, они, как и кисти из смешанного ворса в масляной живописи применяются значительно реже и могут использоваться художниками из личных предпочтений.

Мастихины. Мастихин – тонкий упругий стальной инструмент в форме лопаточки или ножа с деревянной или металлической ручкой. Изначально мастихины использовались как инструмент для растирания, разбавления и смешивания красок на палитре. С появлением новых техник письма, он стал использоваться для нанесения краски на холст, что обогащает живописное произведение новыми фактурными эффектами, по иному "звучит" и краска нанесенная мастихином. Различные формы рабочей поверхности мастихина позволяют решать различные задачи при работе масляными красками: короткое лезвие используется для нанесения угловых "ударов", длинное – для плавного нанесения краски на большие участки.

Краски. Масляные краски – это смесь цветового пигмента и связующего вещества. В масляных красках в качестве связующего вещества используется масло. Краски продаются в наборах и по отдельности, в тубах разного объема. Художники пользуются преимущественно отдельными красками, так как каждый художник имеет свою палитру – используемый в работе набор красок. Масляные краски, так же как и акварельные имеют разную степень прозрачности. Есть кроющие (корпусные) краски, есть прозрачные лессировочные, а есть краски, сочетающие в себе и кроющие и лессировочные свойства. В.А. Могилевцев в своей книге "Основы живописи" на начальных этапах живописи маслом советует использовать краски из натуральных пигментов. Они менее активные, чем краски на пигментах созданных химическим путем; смешивая их, легче избежать грязи.

Масла, лаки, разбавители. В технике масляной живописи чаще всего используется отбеленное льняное масло. Масло не рекомендуется применять в чистом виде, так как масляная краска в своем составе содержит достаточное количество масла.

Лаки, применяемые в масляной живописи, делятся по назначению на покрывные, ретушные, лессировочные, для разбавления красок. Покрывные лаки применяются для защиты красочного слоя картины, после окончательного ее высыхания, Ретушные лаки применяют в качестве промежуточного слоя, они восстанавливают первоначальную звучность красок и усиливают связь красочных слоев. Лессировочные лаки необходимы при лессировках. Лаки, применяемые для разбавления масляных красок, используются в чистом виде или в составе смесей, могут быть составной частью двойника или тройника.

В качестве разбавителей применяют скипидар, пинен (разбавитель №4), уайт-спирит (разбавитель №2). Разбавители применяются для ускорения высыхания масляных красок. Для письма масляными красками применяются так же смеси из масла, лака и разбавителя. Наиболее применяемый состав – это тройник с пропорциями: 3 части пинена, 1 часть лака даммарного, 1 часть льняного масла.

 

Выбор темы

 

Тема, выбранная для дипломной работы не случайна. Личность человека – это совмещение индивидуального и общего. Индивидуальное – это то, что присуще только этому человеку, характеризует его внешность, внутренний мир. Общее – это то, что роднит его с той или иной группой людей. Тема ВКР была определена как "Групповой портрет современника". Для изображения на групповом портрете был выбран момент выступления фольклорного ансамбля "Мария" из пос. Шипицыно Архангельской области. Идею данной работы можно рассматривать как "общность индивидуального". На портрете изображена группа людей, каждый - личность, со своей внешностью, со своей жизненной историей. Но в то же время это и ансамбль, выступление которого окрашено нотками энтузиазма, приветливости и достоинства. Женщины на картине все в похожих народных костюмах: пестрядинные сарафаны с фартуками украшенными тесьмой и оборкой, рубаха и борушка с платком поверх нее, но каждая индивидуальна не только по внешнему облику, но и по манере держаться, осанке, взгляду.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных