Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерес к книге у дошкольников

«Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается в дошкольном детстве. И чем ранее он проявляется, тем своеобразнее, оригинальнее, глубже в малыше вырастает читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

С тех пор, как встал вопрос «Дошкольник и книга», а это случилось в 80-е годы XIX века, место ребенка в нем определялось как зависимое. Было высказано немало сомнений по поводу того, может ли не читающий самостоятельно ребенок называться читателем (М. Соболев), следует ли вообще активизировать процесс приобщения ребенка к книге в дошкольном детстве или отложить решение этой задачи до школьной поры. Немаловажным было и то, как это следует делать…

Кажется, давно уже назрела необходимость изучать не только дошкольника-читателя, но и сам процесс слушания художественного произведения как один из спектров феномена детства, как путь интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости на слово, сказанное мастером, адресованное ребенку и во многих случаях присвоенное им. Ведь маленький читатель редко запоминает фамилию автора, и на вопрос, кто сочинил понравившееся ему произведение, отвечает: «Я». Не в этом ли присвоении, субъективизации текста кроется тайна рождения интереса к чтению и потребность читать?»

«Обследование детей может быть осуществлено в разных формах.

Например, воспитатель может определить преобладающие формы активности детей при чтении художественной литературы, используя модифицированную методику М. И. Лисиной.

При проведении исследования по этой методике заранее раскладываются на столе игрушки и книги. Каждого ребенка спрашивают, что бы он хотел:

а) поиграть в то, о чем рассказывается в книжке;

б) послушать, как взрослый читает книжку и рассмотреть картинки в ней;

в) почитать книгу самому, а взрослый послушает, как он «умеет читать».

Во время беседы с ребенком организуется та деятельность, которую он выбирает. По прошествии 10-15 минут малышу предлагают другой вид деятельности. Если ребенок не может выбрать, то взрослый предлагает сначала поиграть, послушать или почитать. Если испытуемый выбирает разные виды деятельности, то выделяется ведущий, то есть та форма общения, по которой ребенок набирает наибольшее количество баллов. На каждый вид активности ребенка заводится протокол. Анализ результатов проводится по следующим параметрам:

1. Порядок выбора: игра — 1 балл, слушание и рассматривание картинок в книге — 2 балла, чтение книги — 3 балла.

2. Активность ребенка в процессе общения со взрослыми и книгой: не смотрит книги — 0 баллов, осматривает беглым взглядом — 1 балл, проявляет интерес к книге — 2 балла, начинает рассказывать о книгах — 3 балла.

3. Реакции: напряжен, скован — 0 баллов, озабочен — 1 балл, смущен — 2 балла, спокоен — 3 балла, свободен и раскован — 4 балла, активен и весел — 5 баллов.

4. Продолжительность взаимодействия: до трех минут — 1 балл, до пяти минут — 2 балла, до десяти минут — 3 балла.

Полученные данные заносятся в протокол:

Ситуации   Порядок выбора Активность к объекту Реакция на объект Продолжительность взаимодействия Общее кол-во баллов
Игровая          
Познавательная          
Личностная (демонстрация достижений)          

Наибольшее количество баллов указывает на ведущую активность.

Затем с детьми может быть проведено устное анкетирование. Чтобы сделать его более интересным для воспитанников, можно организовать его в виде игры «Интервью». Ответы детей можно записать на диктофон, чтобы потом дать возможность родителям послушать мнение сына или дочери.

Затем с детьми может быть проведено устное анкетирование. Чтобы сделать его более интересным для воспитанников, можно организовать его в виде игры «Интервью». Ответы детей можно записать на диктофон, чтобы потом дать возможность родителям послушать мнение сына или дочери.

Приведем пример подобной анкеты.


 

 

  Анкета для детей
1. Ты любишь книги? |
2. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?
3. Какие книги ты любишь?
4. У тебя есть любимая книга?
5. Кто твой любимый герой?
6. Кто читает лучше: мама, папа, дедушка, бабушка?
7. Что ты больше любишь делать?
  а) пересказывать прочитанное;
  б) рисовать;
  в) лепить героев произведения из пластилина;
  г) играть в героев книги.
8. Ты хотел(а) бы научиться читать?

Апробация анкеты показала интересные результаты, которые позже оценили родители во время проведения заседаний «Клуба семейного чтения», поэтому приведем ответы воспитанников, тем более что они типичны для современных детей.

Вопрос 1. Ты любишь книги?

Ответы детей были бурными и эмоциональными. Все дети ответили, что «очень любят книги» — «разные, красивые и интересные».

Вопрос 2. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?

Опять все ответы были положительными. Детям нравится, когда им читают книги взрослые, а особенно «бабушки: они читают долго» и «интересно» (здесь, видимо, сказывается дефицит времени у родителей). Некоторые воспитанники отвечают, что им нравится, когда читает книги старший брат (сестра) или хотя бы «пытается научить читать».

Вопрос 3. Какие книги ты любишь?

Первое, что приходило в голову детям, были слова: «Интересные, красивые, книги о животных, энциклопедии, сказки, рас­сказы». Ответы были яркими, красочными, эмоциональными.

Вопрос 4. У тебя есть любимая книга?

«Да, — отвечали дети, — есть». Это были всевозможные сказки, энциклопедии о динозаврах, книги о рыцарях, «Незнайка на Луне», книги о животных, басни Крылова, «Золотой ключик», «Винни-Пух и все, все, все» и т. д.

Вопрос 5. Кто твой любимый герой?

На первом месте оказались Питер Пэн и Человек-паук, вторые и третьи места разделили Незнайка, Буратино и Винни-Пух, также были названы Снежная королева, Герда и Кай и многие другие герои детских произведений.

Вопрос 6. Кто читает лучше: мама, папа, бабушка, дедушка?

«Конечно же, бабушка!» Потому что «у нее много времени» и ей «не надо никуда бежать». Также дети ответили, что бабушки читают «более интересно».

Вопрос 7. Что ты больше любишь делать:

а) пересказывать прочитанное;

б) рисовать;

в) лепить героев произведения из пластилина;

г) играть в героев.

Почти все дети ответили, что они любят рисовать и обыгрывать ситуации, взятые из книг, что часто противоречит ответу родителей на подобный вопрос. Отвечая на этот вопрос, взрослые члены семьи говорили, что чаще всего «дети стараются пересказать услышанное», гораздо реже «отображают в рисунке» и уж совсем «редко» обыгрывают услышанное.

Получается, что родители плохо знают интересы и потребности своих детей. И им надо иметь в виду, что все действия ребенка полностью зависят от инициативы родителей, которые, по-видимому, не слишком активно ее проявляют.

Вопрос 8. Ты хотел(а) бы научиться читать?

Ответ однозначный — «Да, очень, ведь это так интересно».

Проанализировав свое наблюдение в процессе бесед с детьми, воспитатели ДОУ могут сделать очень интересный вывод: у взрослых есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для ребенка и его развития, а у детей – огромное желание слушать чтение взрослых. Однако, к сожалению, не все родители готовы к этому. Для многих из них организация домашнего чтения вызывает затруднения, связанные, в частности, с незнанием произведений современной детской литературы.

Как правило, родители слабо ориентируются в книжных новинках, их представление о книгах для детей довольно узкое, ограничено небольшим количеством авторов, знакомых самим родителям с детства. Также родители затрудняются охарактеризовать сам процесс чтения, это свидетельствует о том, что современным мамам и папам совершенно не знакомы приемы организации семейного чтения.

Наблюдения показывают, что дети из таких семей даже не понимают, что значит «почитать сказку», поэтому воспитателю на первых порах можно предложить детям не просто «послушать» сказку, а «поиграть» в неё. Можно вместе с детьми проигрывать все движения и жесты, которые присутствуют в сказке: сажать репку и тянуть её, прыгать, «как зайцы» или подкрадываться тихо-тихо, «как лисичка». По мере того как дети взрослеют, занятия усложняются: дети учатся «тихо, как мышки» сидеть и слушать чтение не только сказок. Затем к работе подключаются и родители воспитанников».

 

 

«Соотнесение рекомендаций родителей с детскими предпочтениями. Что же любят сами дети и насколько их читательские предпочтения соответствуют пожеланиям и рекомендательным спискам родителей. Мы попросили родителей перечислить самые любимые книги детей (в отличие от подросткового возраста, когда родители зачастую не в курсе детского чтения, родители 5-8-летнего легко называют любимые книги своего ребенка). Отметим, что в числе любимых книг своего ребенка родители называют комиксы, детские журналы («Мурзилка», «Барби» и др.), т.е. ту литературу, которая вообще не входила в родительские рекомендательные списки, как не входили в рекомендации родителей и детективы, которые являются значительной частью родительского чтения. Дети предпочитают (в порядке убывания): сказки, Н. Носова (повести и рассказы), Дж.Ролинг (романы о Гарри Потере), книги о животных, энциклопедии, В.Драгунского («Денискины рассказы»), А. Волкова и А. Линдгрен (повести), А. Милна (Вини-Пух...) и Э. Успенского (повести), сказки и стихи К.Чуковского, Б. Заходера, повести Т. Крюковой, стихи Г. Остера, Э. Рауд («Муфта, Полботинка и Моховая борода»), Т. Янссон (о Муми-троллях). В детский список вошли многие авторы, не названные родителями. Мы видим, что в современной детской литературе дети ориентируются гораздо лучше своих родителей, которые руководствуются главным образом воспоминаниями своего детства. В родительском списке второе место занимает А.Пушкин — сказки, стихи. У детей же сказки Пушкина получили всего 3 выбора. Это неслучайно: родители, отдавая дань традициям, не понимают, насколько сложно современному ребенку читать (и слушать) Пушкина (представьте, например, реакцию дошкольника на строчки «...в дорогой собольей душегрейке и парчовая на маковке кичка»). Сказки Пушкина читать детям, несомненно, нужно, но делать это неторопливо, подробно останавливаясь на всех деталях, реалиях быта той эпохи, комментируя каждую деталь (как показал конкурс рисунков к сказкам Пушкина, проведенный в детской библиотеке им. А.Гайдара, наши дети уже не знают, что такое корыто, не говоря уж о корысти и простофиле). Явно переоценили родители место, которое занимают в чтении современных детей повести и рассказы А.Гайдара, рассказы Л.Толстого, стихи С.Маршака и совсем «не заметили» повести Дж. Ролинг о Гарри Потере, попавшие у детей на третью позицию. Зато дети в числе любимых книг ни разу не указали справочную и учебную литературу, настойчиво рекомендованную родителями.

И о сказках. Опровергнув все наши предположения, сказки вышли на первое место во всех списках (любимые книги родителей, рекомендательный родительский список и даже любимые книги детей). Интересно, что и дети, и родители указывали конкретно название самой сказки или сборника, авторов и т.д., что свидетельствует не о формальной отписке, а о действительно вспомнившейся любимой книге. Такая исключительная позиция сказки может быть объяснена ее особенностями. Из сказки ребенок узнает много нового о различных сторонах жизни, о событиях, которые могли бы произойти и о совершенно невозможных в реальной жизни. Читая (слушая) сказку, ребенок учится думать, понимать смысл метафор и аллегорий, чувствовать художественные особенности и богатство языка (особенно в народных сказках), каноны построения произведения. Он осмысливает сложные взаимоотношения героев, пытается постичь взаимосвязь добра и зла, категории выбора и ответственности за поступки (идея выбора, перепутья: «...налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — голову потеряешь...»). Иными словами, в сказке есть все. С другой стороны, выбор сказки родителями — сторонниками ин­формационного подхода может характеризовать в большей степени самих родителей, любой феномен окружающего мира рассматривающих только как количество информации, сумму знаний. И еще одно объяснение: что бы ни думали родители о значении детского чтения, сказки традиционно были и есть любимое чтение детей.

Таким образом, мы можем констатировать, что в семьях наших респондентов представления родителей о роли и значении детского чтения находят свое отражение в их пожеланиях подбора литературы для детей и требованиях к ней, но в целом, практически не повлияли на собственные литературные пристрастия самих детей. Более того, ряд анкет показывает обратное влияние. Например, родители полагают, что читать необходимо, чтобы много знать и владеть наиболее полной информацией, а любимое чтение ребенка — носовские «Фантазеры», «Денискины рассказы», «Вредные советы» Г.Остера. Или маме хочется, чтобы ребенок читал по преимуществу духовную литературу, а любит ребенок опять-таки Г.Остера,

Наша исходная гипотеза, что родители видят в детской книге, главным образом, информационный источник и способ формирования некоторых учебных навыков, в меньшей степени отмечают воспитывающую (чувства и разум) роль чтения и совсем не осмысливают книгу как литературное произведение, как произведение искусства, полностью подтвердилась. А предположение, что сказка (в книжном формате, а не в виде мультфильмов) уходит из жизни современных детей, к счастью, было опровергнуто ответами наших респондентов. Родители недостаточно знают современную детскую литературу, основываются в своих рекомендациях и подборе литературы для детей на воспоминаниях своего детства, но влияние их на читательские предпочтения самих детей незначительно».

«С целью диагностики читательских интересов детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в старшей группе детского сада (25 человек) г. Гродно по экспериментальной методикеЛ.М. Гурович. Данная методика была направлена на выявление наличия интереса к чтению у детей среди других видов деятельности, а также на изучение особенностей читательских интересов у детей (устойчивость, широта, осознанность).

В результате анализа полученной информации можно сделать следующие выводы. Так, анализируя особенности читательских интересов старших дошкольников, видно, что полученные результаты в беседе и продуктивном виде деятельности – игре – часто не совпадают. В основном это касается выбора предпочтительного жанра той или иной книги. Это свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте дети достаточно слабо дифференцируют литературные жанры (кроме сказок и стихов), часто их путают, о некоторых жанрах (пьеса, повесть) не имеют представления, знают только от взрослых. Следовательно, педагогам в данной группе следует больший упор сделать на развитии умения устанавливать жанровую принадлежность литературных произведений на основе соответствующих признаков (сказка, рассказ, стихотворение и т. д.)

Если касаться предпочитаемой тематики, то расхождения в основном видны по двум пунктам «общественная жизнь» и «дети». В первом случае в беседе большинство старших дошкольников назвали данную тематику, т. к. достаточно часто слышали подобную формулировку на занятиях от воспитатели. На самом деле (игра это доказывает), события общественной жизни не совсем интересуют дошкольников. В другом случае, говоря о детях, дошкольники часто не соотносят, что герои многих произведений – это дети, приблизительно такого же возраста как и они. Для дошкольников часто герои литературных произведений ассоциируются с вполне взрослыми людьми, совершающими поступки или попадающими в приключения.

В ходе анализа мотивов читательских предпочтений старших дошкольников, стало видно, что в беседе не все дети любят обсуждать прочитанные книги. На практике же выявилось, что большинство дошкольников после прочтения произведения испытывает желание поделиться полученными впечатлениями и поговорить об этом не только со сверстниками, но и со взрослыми. В игре большее количество детей смогли выявить комплекс мотивов, побуждающий их к чтению. Следует также отметить, что в старшем дошкольном возрасте внелитературный интерес не доминирует. Дошкольников интересует в книге прежде всего интересное содержание и яркое оформление. Что касается категории «нужно прочитать» или «задано прочитать», так называемый учебный интерес, получает развитие у детей в более старшем возрасте, когда начинает доминировать учебная мотивация».


 

 

Источники кейса

 

Гриценко, З.А. Дошкольник как читатель // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник статей по материалам первой межвузовской научно-практической конференции. – М.: 2007. – С. 24-33.

Малахова, Н.Г. Некоторые особенности чтения старших дошкольников и влияние родителей на детское чтение // Дошкольник в пространстве детской литературы и детского чтения: сборник статей по материалам первой межвузовской научно-практической конференции. – М.: 2007. – С. 73-82.

Кислая, О.А. Исследование читательских интересов старших дошкольников. http://edu.grsu.by/alternant/?p=444 Опубликовано 17.04.2012 автором superadmin

Микляева, Н. В. Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения: метод. пособие / Н. В. Микляева, Т. С. Мишина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 80 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учебники и учебные пособия. 1. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг (Серия:«Академия финансов») | Алгоритм решения изобретательских задач


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных