Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга о молитве Господней




В начале трактата св. Киприан показывает, чем являются для христианина Евангельские заповеди, и сколько спасительно им следовать. Но кроме нравственных законов Господь дал еще и образец молитвы. Словами этой молитвы должно молиться исходя из основных правил благочестия: спокойствия и скромности; с правильным положением тела и звуком голоса; в скрытых и уединенных местах – чтобы Милующий смиренных услышал эту молитву[125]. Сама молитва не большая и не сложная, но сколько содержится в ней мудрости! Свт. Киприан восклицает: «О каковы, возлюбленнейшие братья, тайны молитвы Господней! Сколь многое и сколь великое заключено в кратком словами, но обильном духовною силою молении! В перечне небесного учения не пропущено ничего необходимого для прошений и молений наших!»[126].

Далее он начинает рассуждать над словами молитвы. В словах: «Отче наш», Святой доказывает, что все христиане по благодати стали сынами Божьими, а для иудеев Бог перестал быть Отцом: «Народ грешный не может быть сыном, но имя сынов усвояется тем, кому даруется отпущение грехов и обещается вечность…»[127].

Словами: «Да святится имя Твое», по мнению свт. Киприана, мы просим у Бога, чтобы Его имя святилось в нас и оживотворяло нас все время после принятия нами Святого Крещения.

В словах: «Да приидет царствие Твое», мы просим наступления в нас Царствия Небесного, чтобы стать сынами этого Царства, от которого отреклись иудеи.

Слова: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли», указывают нам, на святость Божьей воли, которая содержится как в делах, так и учении Господнем. Св. Киприан раскрывая понятие воли Божьей, говорит, что это: «Смирение в обращении, стойкость в вере, скромность в словах, правда в действиях; в делах милосердие, в нравах благочиние… любить Бога всем сердцем, любить Его как Отца, бояться как Бога…когда препираются о имени Его и чести – выражать в речи постоянство исповедания, при допросе – отвагу, с которой вступаем в бой, в смерти –терпение, которым и венчаемся…» [128]. Конечно, это не всем под силу, но поэтому мы просим еще и помощи в выполнении Его святой воли, изъявляем стремление уже здесь на земле жить как ангелы на небесах.

Словами: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь», можно просить как хлеба духовного, так и простого, поскольку и тот и другой служит нам во спасение. В первом случае, свт. Киприан поясняет, эту мысль словами: «Мы Христа называем нашим хлебом потому, что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются телу Его»[129]. В том случае, когда под хлебом понимается земная пища, то в молитве возлагается надежда на Бога как на Кормильца, и показывается правильное отношение к богатству и накопительству.

В словах: «Остави нам долги наша якоже и мы оставляем должникам нашим», мы свидетельствуем о своей грешности и просим прощения на столько, на сколько сами простили. Иначе Господь не примет жертвы того, кто находится во вражде. Что есть жертва для Бога, св. Киприан поясняет, говоря, что «для Бога большая жертва – наш мир и братское согласие, народ, соединенный в единстве Отца и Сына и Святого Духа»[130].

Словами: «Не введи нас во искушение», верующие просят не пасть от соблазнов демонских. В этом прошении молящийся соглашается со своей немощью и неспособностью противостоять прилогам лукавого без помощи Божьей. Далее, св. Киприан замечает, что власть духам дается или для нашего наказания, когда мы согрешаем и не каемся, или для славы, когда испытываемся.

В заключительном прошении: «Избави нас от лукавого», испрашивается покровительство Божие от всех козней врагов. По мнению свт. Киприана, после этого прошения просить больше нечего, так как испрашивается защита от всего злого.

Заканчивая, Святой говорит о полезности молитвы, о том, что враг всячески старается мешать и рассеять молитву, что человек, небрежно молящийся, сам себя не слышит. О том, что молитва должна подкрепляться делом: постом и милостынею. Также св. Киприан говорит о времени для молитвы. Это третий, шестой и девятый час. Говорит о необходимости молится как утром, так и перед сном. Совершенная же молитва это молитва постоянная. Поэтому свт. Киприан и призывает, находясь еще на земле, но, живя уже жизнью небесной, поступать по будущему предназначению: не оставлять молитв ночью, бодрствуя как бы днем, молиться и благодарить Бога непрестанно.

 

 

Книга к Деметриану

В начале этой книги св. Киприан объясняет, почему не сразу отвечает кичливому Деметриану: «Брань твою… я презирал, почитая более приличным и лучшим отклонить молчанием невежество заблуждающегося, чем, отвечая безумному, вызывать наглость»[131]. Однако, после Святой говорит, что, по увеличению поношения, молчать больше не стоит: «…иначе наше молчание станет признаком уже не скромности, а сомнения…»[132]. Затем уже переходит к опровержению обвинения в том, что все беды в мире случаются из-за нечестивых христиан. Свт. Киприан обращает внимание Деметриана на мир, просит заметить, что сама планета умирает: истощаются природные запасы, уменьшается численность населения, охладевает любовь – мир на закате своей жизни. «Таков приговор дан миру, таков закон Бога: все зашедшее должно зайти, возросшее постареть, сильное ослабеть, великое умалиться, а ослабевши и умалившись окончится»[133]. Раз мир находится при конце, то чему удивляться. Все, что сейчас случается, было уже предсказано. Здесь свт. Киприан замечает, что бедствия увеличатся больше, если язычники не обратятся к истинному Богу. Святой удивляется тому, что после таких наказаний язычники продолжают грешить. Мало им личных грехов, так они еще преследуют христиан.

Далее св. Киприан спрашивает их: почему ваши боги сами не мстят за себя? Иначе получается то, что мститель больше того, за кого мстит. Он обращается к Деметриану: «Стыдись почитать тех, кого сам защищаешь…»[134]. Призывает его придти и увериться в немощи идолов тогда, когда пресвитеры изгоняют демонов именем Божьим, а бесы всенародно признаются в своих делах. Святой показывает, что христиане, в отличие от язычников, никогда не мстят за себя; они знают, что есть у них могучий Защитник.

После Святитель замечает, что во время бедствий и эпидемий, христиане не испытывают того ужаса, который свойственнен язычникам. Св. Киприан поясняет это тем, что «живя более духом, чем телом, мы побеждаем слабость тела силою духа»[135]. Более этого, христиане просят милости Божьей и для язычников и для гонителей.

Затем св. Киприан устрашает язычников будущим Страшным Судом, когда все мольбы будут уже напрасны. «Мука казни будет тогда без плода покаяния, слезы напрасны, мольба недействительна. Поздно поверят в вечную казнь те, которые не хотели верить в вечную жизнь»[136]. Святитель по отечески призывает Деметриана, как и всех язычников, позаботиться о своей душе: «…принесите удовлетворение Богу, изыдите из глубины мрачного суеверия на чистый свет истинной религии… Верьте, и живите; радуйтесь с нами вечно вы, которые преследуете нас временно»[137].

 

 

Книга о смертности

Свт. Киприан начинает эту книгу с того, что некоторые в церковной общине проявляют слабость: «…не так мужественно стоят и не обнаруживают в сердце своем Божественной непобедимой силы»[138]. Этому нужно положить конец. Святой спрашивает верующих: верят ли они в предсказания о будущих благах? Поскольку награда будет в вечном спасении, в этом мире не будет ни покоя, ни мира, ни безопасности. «В этом мире надобно вести ежедневную войну с диаволом – в беспрестанных стычках отражать копья его и стрелы: здесь у нас брань со сребролюбием, с распутством, с гневом, с тщеславием; здесь непрестанная и тяжкая борьба с плотскими пороками и прелестями века»[139]. Для этого нужна сильная вера, нужно помнить, что до тех пор, пока христиане присутствуют в мире телом, они будут терпеть скорби наравне с язычниками. Разница только в том, что награды разные и условия другие. «Так возлюбленнейшие братья, не должно роптать во время бедствий, но терпеливо сносить все, что ни случилось бы!»[140]. Все беды должны вести к победе, должны более укреплять христиан в вере.

Далее св. Киприан воспевает стойкость терпения ужасов приносимых моровой язвой. Благодарит время за данную возможность всем исповедать свою веру перед Богом. Святитель говорит, что смерти не должны бояться христиане, но, наоборот, видеть в ней пользу. «Страх настоящей смертности воспламеняет равнодушных, обуздывает развратных, побуждает беспечных…»[141].

После, Святитель успокаивает тех, кто хотел более пострадать мученически словами о том, что мученичество во власти одного Бога, но награду Он дает заслуженную, по сердечному испытанию. Бог не требует крови, но веры. Не должно скорбеть и об умерших братьях, так как это признак маловерия, но радоваться в надежде на то, что и нас Господь переведет из этой жизни в Царство Небесное. Св. Киприан призывает считать себя странниками в этом мире, спешащими к себе в родное Отечество, где все ждут нас с любовью. «Будем же благословлять день, который каждого из нас приводит к собственному его жилищу, который, восхитив нас от земли и разрешив от мирских уз, возвращает нас в рай и в Царство Небесное»[142].

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных