Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Креативность как категория инновационной экономики




Содержание

1. Креативность как категория инновационной экономики.

2. Теоретическое обеспечение креативного менеджмента.

3. Особенности креативного менеджера.

4. Процес набора креативного персонала.

Виды интервью.

Тестирование.

7. Особенности управления креативной командой

8. Креативное мышление.

9. Препятствия проявления креативности.

10. Стимулирование и развитие креативности

11. Приемы и способы генерирования идей.

12.Креативная реклама.

13. Процесс создания рекламы.

14. Креативная стратегия для разработки фирменного стиля.

15.Нестандартные приемы разработки дизайна рекламы.

Креативные приемы и методы в телевизионной рекламе.

Методы рекламного воздействия.

Содержание и особенности креативного образования.Современный менеджер и его креативное образование.

19. Мировые тенденции менеджмента.

20. Практические советы по активизации креативности.

 

 

 

 

Креативность как категория инновационной экономики

Термин «креативность» (от лат. creatio – сотворение, создание) широкое распространение получил в 1950х годах в психологии: американский психолог П. Торренс определял креативность как чувствительность к проблемам, дефициту и пробелам знаний; объединение разноплановой информации, дисгармонию элементов; определение связанных с этим проблем, поиск их решения; выдвижение предложения и гипотезы о возможностях решения; проверку и опровержение этих гипотез, их усовершенствование; окончательное обоснование результата. Таким образом, под креативностью понимается естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности.

Несмотря на длительную историю изучения явления креативности не все его стороны были исследованы: психология уделяет особое внимание генезису креативности, физиологическим основам ее происхождения, методам оценки креативности отдельного индивида (с помощью тестов), показателям креативности личности. Следовательно, креативность группы людей, нации, общества оказалась за пределами исследования психологов.

Это не означает, однако, что вышеперечисленные аспекты остались без внимания ученых: сейчас креативность считается характеристикой не только индивида, но и свойством сложноорганизованных систем отношений: появился новый термин – «креативная экономика». Впервые это понятие было озвучено журналом Business Week в 2000 г.: автор статьи рассуждает о том, что ждет корпорации в XXI веке, как будут они адаптироваться к условиям новой экономики, где все больше возрастает важность идей, а основным средством производства становятся интеллектуальные ресурсы. В основе экономики такого типа лежит способность субъектов решать возникающие (или потенциальные) проблемы с помощью нестандартных, оригинальных методов, что позволяет добиться высокой степени конкурентоспособности, получить дополнительные эффекты (экономические и социальные).

С этого времени начинается активное изучение креативных характеристик субъектов экономической деятельности. Основополагающими работами по данному вопросу считаются труды искусствоведа, члена Консультационного совета по креативной экономике ООН Дж. Хокинса, профессора, экономиста и социолога Р. Флориды и эксперта Всемирного банка Ч. Лэндри, в которых креативность рассматривается как важнейший фактор формирования современного жизненного уклада и необходимый атрибут успешного развития новой экономики.

В частности, Хокинс, пытаясь отследить результаты креативной экономики, выделяет 15 креативных индустрий (отраслей), производящих интеллектуальную собственность в виде авторских прав, патентов и торговых марок. Аналогичный подход характерен для британского Департамента развития программ креативных индустрий, определяющего креативную деятельность как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

Р. Флорида в отличие от Дж. Хокинса в качестве критерия для определения места креативной экономики в структуре воспроизводства использует не отрасль, а род деятельности (профессию). Трудовой подход Флориды базируется на определении креативного класса, состоящего из двух подклассов: суперкреативного ядра (профессии в области программирования и математики, архитектуры и инженерного дела, естественных и социальных наук, образования, воспитания и библиотечного дела, искусства, дизайна, развлечений, спорта, СМИ) и креативных профессионалов (управленческие профессии, профессии в области бизнеса и финансов, профессии в области права, профессии в области здравоохранения, руководящие профессии, связанные с продажами и управлением продажами). Таким образом, одним из признаков креативной экономики можно считать высокую долю людей, занятых в определенных (требующих способностей к творчеству, управлению, инновационному развитию) сферах общественного производства. Сходные идеи можно найти и у Ч. Лэндри, который отмечает, что в настоящее время в основе развития территории (города) лежат не традиционные факторы (местоположение, имеющиеся природные ресурсы и инфраструктура), а способности людей, их творческая активность, воображение, мотивация.

Концепция креативной экономики приобретает популярность и в России. Так, о необходимости движения в сторону креативной экономики пишет в статье «Время креативного класса» политик Д. В. Зеленин: «Новая экономика, экономика знаний – только часть рождающейся новой общественной системы. В этой системе не воспроизводство, а талантливое, креативное изменение становится главным социальным законом».

Таким образом, об экономике современного типа уместно говорить как о «креативной экономике», т.е. основанной на творческих решениях. Но как связаны между собой понятия «информационная экономика», «экономика знаний», «инновационная экономика» и «креативная экономика»?

В. А. Журавлев в статье «Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества», оценивая зарубежные концепции этапов развития общества, противопоставляет информационную экономику (как период, наступающий после стадии постиндустриального развития), экономику знаний (как последующий этап) и инновационную экономику (как закономерный итог развития), при этом инновационное общество отождествляется с креативным (таким образом, «инновационность» и «креативность» трактуются как взаимозаменяющие термины).

Противопоставление таких характеристик, как «знание», «информация», «креативность» не совсем корректно. Так, информационная экономика трактуется как современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов; таким образом, средством экономического развития выступает доступность информации, а креативность обеспечивает рациональное использование этой информации, ее пребразование и ретрансляцию. Более того, концепция информационного развития общества предусматривает замену модели «экономического человека» моделью «креативного человека».

Экономика знаний (в широком смысле) подразумевает такой тип экономики, в котором решающая роль принадлежит знаниям, т.е. средством достижения значительного экономического роста является интеллектуальный потенциал общества. Интеллектуальные характеристики субъекта способны давать ощутимый эффект только в комплексе с новационными творческими подходами; более того, психологами часто отмечается тот факт, что креативные индивиды, как правило, обладают высокими интеллектуальными способностями.

Хотя значимость каждого из этих трех качеств неодинакова в разных сферах деятельности и на разных стадиях производственного процесса, для глобального общества характерны: информационность, наукоемкость (необходимость знаний) и креативность, выступающие в связке, но играющие разные роли в экономике (современной и высокоразвитой). Так, главным инструментом новой экономики являются знания, главным ресурсом – информация, а главным свойством – креативность. Продуктом такой экономики является инновация (новая или улучшенная продукция, способ ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства и (или) реализации продукции, улучшающие ее потребительские свойства, обеспечивающие экономическую выгоду или создающие условия для такой выгоды, приносящие социальноэкономический эффект).

Следовательно, новая экономика объединяет концепции «информационной экономики», «экономики знаний», «инновационной экономики» и «креативной экономики».

Использование стандартных подходов к решению проблем, отсутствие способностей к творческому взгляду на развитие ситуации ставит субъекты экономики (предприятия, территории) в менее выигрышное положение по сравнению с другими участниками новой экономики. Одной из главных задач на современном этапе становится формирование и использование креативных ресурсов, создание условий для их наиболее эффективной реализации Понятие «креативный менеджмент» можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком понимании, креативный менеджмент – это процесс управления творческими или проектными группами и коллективами, ориентированный на решение проблемных задач, стоящих перед организациями. По сути, он связан с процессом выработки и принятия творческого решения.

В максимально широком понимании, под креативным менеджментом понимается в процесс управления саморазвивающейся организацией. То есть – это новый тип менеджмента, родившийся в современных условиях максимальной неопределенности и непредсказуемости внешней среды.

И в том, и в другом случае, креативный менеджмент основан на современных технологиях творчества и командной работы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных