Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Методика развития связной речи и обучение грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи




Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи пересказу

Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучают речи методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями), тренирующего их связную речь.

Метод пересказа состоит в том, что воспитатель читает (рассказывает) детям художественное произведение или напоминает им о том, что они вместе видели на прогулке, на экскурсии, или рассказывает «случай из своей жизни» (повествование), или дает словесное описание какого-либо предмета, животного, которого дети не видели, и поощряет их к тому, чтобы они захотели: 1) задать вопросы по ходу рассказа воспитателя, 2) повторить его рассказ (для кого-то из своих товарищей или дома для взрослых).

Метод пересказа подобен методу имитации. Различие между этими методами состоит в том, что ребенок имитирует (повторяет) части текста, которые только что произнес воспитатель; пересказывает же ребенок по возможности законченный текст, который он слышал накануне; между восприятием текста ребенком и его пересказом должно пройти некоторое время.

В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением детей с художественной литературой, например: игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др.

Текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения с ними и которые дети пересказывают друг другу или взрослым членам своей семьи;

2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях по обучению монологической речи.

Обучение монологу в свободном речевом общении. Пересказывание сообщений воспитателя

Темами сообщений воспитателя могут быть самые различные события, случаи, происшедшие с ним или же могущие произойти по дороге на работу, в магазине, дома, на прогулке в лесу, в парке и т. д.; это могут быть всевозможные описания животных, цветов, какого-то дома, дерева, леса — в общем, всего, что окружает человека. Естественно, что рассказы эти будут иметь форму монолога-повествования, монолога-описания. Сообщения же, предназначенные для детей старшего дошкольного возраста, должны уже быть монологом-рассуждением.

Однако нужно помнить, что сообщения воспитателя различаются по своим дидактическим задачам:

1) это может быть рассказ чисто познавательного свойства, предназначенный для того, чтобы привлечь внимание детей к какому-то явлению и одновременно обогатить их лексику, дать им новые грамматические и синтаксические формы;

2) сообщение — специальный дидактический материал для обучения детей пересказу, т. е. образец монологической речи, предназначенный для развития у детей именно умения пользоваться последней, активизации их лексики и грамматических навыков.

В свои монологи этого типа воспитатель может включать поэтому только знакомую детям лексику и грамматические формы, т. е. может говорить с детьми только о вещах и явлениях, им знакомых. Так нужно поступать до тех пор, пока дети не освоят трудную для них форму речи-монолога. Педагог должен уметь передавать детям эти свои словесные зарисовки действительности, случаи из жизни. Сообщенные доверительным тоном, каким говорят с друзьями, или, наоборот, весело, с юмором, эти зарисовки производят на детей сильное впечатление, и они охотно пересказывают их другим, тем самым развивая свою речь.

Обучение монологической речи на занятиях. Пересказывание текстов художественных произведений

Помощь детям в пересказывании художественных произведений осуществляется словесными приемами, главным образом всевозможными вопросами.

Различают следующие типы вопросов, помогающих пересказу монологического текста:

1) вопрос, направляющий совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы),

2) подсказывающий вопрос,

3) наводящий вопрос,

4) прямой вопрос,

5) цепь прямых вопросов (план),

6) вопросы поисковые,

7) вопросы-указания.

Пересказыванию, безусловно, должно предшествовать чтение детям данного текста. На занятиях с детьми второго года жизни воспитатель пользуется вопросами, направляющими совместное пересказывание (вопрос к последнему слову фразы, произнесенной самим воспитателем). Например:

Воспитатель. Петушок, петушок, золотой... Что? Что у него золотое?

Ребенок.... гребешок.

Воспитатель....золотой гребешок, маслена...Что? Что у него маслена?

Ребенок.... головушка.

Воспитатель. Маслена головушка, шелкова...Что? Что у него шелкова?

Ребенок.... бородушка.

Воспитатель....шелкова бородушка. Что ты рано...Что делаешь?

Ребенок....встаешь.

Воспитатель. Что ты рано встаешь? Голосисто... Что делаешь?

Ребенок....поешь!

Воспитатель. Голосисто поешь, деткам спать не даешь!

Пересказ по подсказывающим вопросам называют еще отраженным пересказом. Цель этого приема — добиться от детей повторения не отдельных слов, а целых фраз художественного произведения, помочь непроизвольному запоминанию текста. Детям четвертого года жизни при пересказе воспитатель помогает прямыми вопросами, облегчая пересказ наводящими, а иногда и подсказывающими вопросами.

Если пересказывается стихотворный текст, нужно, чтобы дети уже знали из него наизусть отдельные, наиболее часто употребляемые, легко запоминающиеся строчки. Тогда на вопросы воспитателя они могут отвечать цитатами из стихотворения, но надо это с ними заранее обговорить.

 

 

Методика обучения дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи рассказыванию

Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям-дошкольникам метод сочинения (рассказывания), который состоит в том, что воспитатель поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений.

Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать о изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), кинофильмы.

В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:

1) рассказ о событиях: а) происшедших только что, б) происшедших значительно раньше;

2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): а) наблюдаемых в данный момент, б) по памяти;

3) рассказ по картинке: а) статичной, б) подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или ко до позитив);

4) рассказ по кинофильму.

Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.

К рассказу детей готовят так же, как к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у детей должны быть уже в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды — фонетические), а также упражнения в собеседовании.

Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи детей.

Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.

План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных