Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материальная культура

Фольклор

Развитие устной поэзии предшествовало появлению письменной литературы, формировало и определяло ее идейную направленность и художественную особенность.

Песни, былины, пословицы, сказки, плачи-причеты, загадки, различного рода легенды долго сохранялись в народной памяти. И хотя письменные источники времен Древней Руси сохранили их только частично, а большинство литературных записей сделано в XVII – XIX вв., все-таки по ним можно представить основной характер и содержание фольклора X – XII вв.

Значительное место в фольклорном творчестве Руси занимали мифологические сюжеты, корнями своими уходящие в языческие представления древних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассового общества.

Обрядовый фольклор был тесно связан с календарными и некалендарными праздниками. Праздновали коляду и масленицу. Праздник красной горки и радуницы означал встречу весны, которую провожали на семик. Были летние праздники – русалии и Купала, осенние – обжинок и др. Кроме того, определенным обрядом обставлялись свадьбы, похороны. Эти и другие события сопровождались специально к тому приуроченными песнями и плясками, гаданиями и заклинаниями.

Особенно широко были распространены на Руси песни. Их пели на свадьбах. Песенные причитания – «плачи» - входили в похоронный обряд. Исполнялись песни на тризнах и пирах.

Наиболее живучими формами фольклорного творчества были заговоры и заклинания. В них наши предки видели средство магического воздействия на внешний мир. Они были тесно связаны с повседневной жизнью человека, с стремлением обеспечить свое хозяйственное благополучие, сохранить здоровье близких людей и т.п.

Существовали на Руси сказки, предания, легенды. Вполне возможно, что большинство сказочных сюжетов своими корнями уходит в глубокую толщу веков. Таковы многочисленные сказки о борьбе со змеем, вплетенные и в былинный эпос, сказки о вещей деве, о бабе-яге, сказки о зверях. В них также ясно видно стремление людей силой слова, заговора, заклинаний повлиять на стихийные, враждебные людям силы природы.

В то же время жители Древней Руси в сказках выражали свою мечту о хорошей, счастливой жизни. Отсюда сказки о ковре-самолете, сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, о дворцах, вырастающих в одну ночь, о чудесной прялке.

Следы многочисленных преданий и легенд донесли до нас письменные источники. Большинство легенд имеет религиозный характер и трактует вопросы о сотворении мира, крещении Руси, деяниях церковников. Однако есть и легенды другого, светского содержания. К числу таких относятся предания о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди и основании Киева, сказания об Олеге и его смерти, о мести Ольги древлянам, о призвании варягов на Русь и др.

Знала и любила Русь пословицы, поговорки, загадки. Они вплетены в письменные источники летописцами.

Среди памятников устного творчества особое место занимают былины, известные в народе под названием «старинок». Сюжеты большинства былин зародились в эпоху Древнерусского государства и отражают исторические факты, идеологию и бытовые черты того времени.

Устное фольклорное творчество Руси, сформировавшееся задолго до появления письменности, оказало большое влияние на развитие древнерусской литературы. Литературные письменные памятники не просто использовали богатейший материал народного творчества, но и восприняли в определенной степени его формы, поэтический стиль, языковую традицию.

Возникнув ранее появления письменности, фольклорное творчество продолжало жить и развиваться. Наслаивались новые темы и элементы, совершенствовалась форма, вкладывались новые идеи и содержание, но характер творчества оставался прежним, отражая прошлое, события настоящего, надежды народа на лучшее будущее.

 

 

Письменность, литература

Вопрос о появлении русских письменных памятников тесно связан с проблемой возникновения письменности у восточных славян. Основные пути и особенности зарождения письменности могут быть прослежены. Составление упорядоченной славянской азбуки относится ко второй половине IX в. Существование письменности на Руси до принятия христианства подтверждается археологическими находками. На первых этапах в разных районах были свои письменные знаки. Разрабатывая славянский алфавит, Кирилл и Мефодий, очевидно, приспосабливали уже имевшиеся славянские письмена для передачи церковных, греческих текстов. Кирилл (827 - 869) и Мефодий (815 - 885) – солунские братья, христианские миссионеры у славян.

Во второй половине IX в. Кириллом был создан глаголический алфавит, на котором писались первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX – X вв. на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. На Руси кириллица стала официальным алфавитом, хотя некоторые элементы глаголического письма встречаются в отдельных памятниках.

Русские книги XI – XII вв. писались, как правило, на хорошем пергаменте, который ввозился из Византии и из западных стран. Русский пергамент появляется несколько позднее – в XIIIв. Пергамент – телячья кожа особой выделки. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. Текст подавался в одну строку без слогораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI – XIII вв. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги – объемная рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей.

О развитии письменности говорят надписи, сделанные на бересте, камне, дереве, металле. Все это говорит о широком распространении письменности на Руси. В те времена грамотность на Руси была делом достаточно распространенным. Обучение велось в светских, городских, церковных и монастырских школах. В начальных школах учили чтению и письму, основам христианского вероучения, счету. В высших школах, располагающихся обычно при монастырях (например, при Софийском соборе в Киеве), готовили к государственной, культурной и церковной деятельности. Из них вышли выдающиеся деятели древнерусской культуры – митрополит Иларион, летописцы Нестор, Сильвестр, математик Кирик, философ Кирилл Туровский и другие. Кирилл Туровский (ок.1130-х гг. – не позднее 1182) являлся выдающимся древнерусским писателем и проповедником, автором торжественных слов, поучений, молитв, канонов. Он канонизирован Русской Православной Церковью.

Летопись рассказывает о существовании специальных школ, учрежденных для распространения грамотности (не только в пределах феодального класса). Князь посылал «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». На Руси создавались библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги минеи и часословы.

Уже в XI веке на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.).

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Переводили, как правило, церковную классику – Священное писание и произведения раннехристианских отцов Церкви IV – VI вв.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, главным образом поучительного характера, а также произведения массовой литературы – «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы (произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон), патерики (сборники жизнеописаний отцов Церкви, монахов, признанных священными). Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая. Большой популярностью пользовались переводные повести и романы («Александрия»), а также произведения, дававшие наукообразные сведения о мире природы («Физиолог», «Шестодневы»). Появление переводной литературы диктовалось естественными потребностями русского общества, стремившегося использовать культурные достижения соседних стран в интересах укрепления и развития феодального государства, усиления его идеологической основы.

Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI – XII века. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI – XII вв. невелико: летописание, житие и слово.

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, развивавшаяся в течение многих веков. Русское летописание возникает в XI в. и продолжается до XVII в. Под летописями, как отмечал М.Н. Тихомиров, «понимается особый вид исторического повествования, разделенного по годам». В целом, вплоть до XVI в., летопись как форма исторического повествования доминировала над другими видами исторического рассказа. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, прошедшие специальную подготовку.

Древнейшая русская летопись носит название «Повесть временных лет» (1068), которая, по определению Д.С.Лихачева, является не просто собранием фактов русской истории, а цельной литературно изложенной историей Руси. «Повесть временных лет» подводит итог историческим, политическим, религиозным воззрениям, сложившимся к концу XI – началу XII в. Автором повести считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В своей повести он стремится показать русскую историю на фоне мировой истории, дать широкую и полную картину жизни Древней Руси. «Повесть временных лет» имела большое влияние на дальнейшее развитие русского летописания. Она не просто включалась почти во все местные летописи, но и играла роль политического введения. Основная идея повести – защита родины – находила горячий отклик в сердцах летописцев, заставляла их поднимать свой голос в защиту единства Русской земли, против феодальных междоусобиц.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы – житие, представляющее жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались Церковью святыми. Составление житий требовало соблюдения определенных правил и стиля изложения. К ним относятся неторопливое повествование в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и заключения. Первые жития посвящены христианским мученикам Борису и Глебу и игуменье Феодосии. Герои лишены индивидуальности и служат обобщенным образом добра и подвига. Дошедшие до нас летописные своды XII – XIII вв. включают уже не только хронологию важнейших исторических событий, но также художественные повествования. Русское летописание возникло в Печерском монастыре: первым летописцем, по преданию, был Нестор, живший во второй половине XI века, а составителем первого летописного свода был игумен киевского монастыря, Сильвестр, (начало XII века). Именно летописи сохранили потомкам выдающиеся произведения русской словесности.

К жанру красноречия, расцвет которого приходится на XII век, относятся речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. Термином «слово» писатели называли и торжественную речь митрополита Иллариона, и воинскую повесть. Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха» (1096), где автор дает своим сыновьям ряд моральных наставлений, в назидание выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень скоро эта морализирующая тема, заданная церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сыновьям, как княжить, управлять государством. Кончается «Поучение» автобиографией князя. Владимир Мономах стремился найти некое равновесие между христианской системой ценностей и мирской деятельностью.

Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим из дошедших до нас памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (1051). Основная идея произведения – равноправие всех христианских народов независимо от времени их крещения.

Выдающимся памятником древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» (1185 - 1188). В основу сюжета неизвестный автор положил, казалось бы, частный эпизод русско-половецких войн – неудачный поход Игоря Святославича 1185г. но средствами художественного языка он превращен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее – призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Это уникальное лиро-эпическое произведение оказало влияние на русскую литературу (переводы В.А.Жуковского, А.Н.Майкова, Н.А.Заболоцкого), искусство (В.М.Васнецов, В.Г.Перов, В.А.Фаворский), музыку (опера «Князь Игорь» А.П.Бородина). Всего до нас дошло более 150 рукописных книг XI – XII веков.

Большинство литературных произведений XI – XII вв. не дошло до нашего времени. Некоторые из них дошли случайно в более поздних списках, часто в единственном экземпляре, хотя они имели широкое распространение в русских землях.

Характерная особенность русской средневековой литературы – ее острая публицистичность. Поэтому памятники литературы одновременно являются и памятниками общественно-политической мысли. В основе их содержания – политические, идеологические и религиозные вопросы, волновавших людей Древней Руси.

 

Материальная культура

Памятники IX – XII вв. сохранили немало данных о высоком уровне развития культуры Киевской Руси.

Земледелие здесь имело вполне устойчивый характер, в нем широко использовалась переложная, или залежная, система, когда пахотной земле давался периодический отдых. Повсеместное распространение пашенного земледелия требовало применения различных орудий труда. «Рало» - деревянный плуг, плуг с железным лемехом, борона широко использовались в южных районах. В лесных районах Днепра, Волги и Оки, где было подсечное, огневое земледелие, лесной перелог, основными орудиями труда были топор, железная мотыга, деревянная борона-«суковатка», сделанная из ели с подрубленными сучьями, а также соха с железными сошниками, как правило, двузубая. Хлеб убирался серпом. Коса использовалась при сенокошении

Охота, рыболовство и бортничество также достигли высокого уровня развития. Орудия ловли рыбы почти не отличались от современных. Охотники пользовались луком со стрелами, капканами, рогатками, сетями. Бортничество носило промысловый характер.

Ремесленное производство Руси своими корнями уходит в глубокую древность. Среди ремесленников выделялись мастера ювелирного дела, умельцы по обработке металла, дерева, камня, кожи, изготовлению тканей, одежды, гончарных и стеклянных изделий, иконники, книжные писцы и др.

Развитию ремесла способствовал быстрый рост городов, не зря нностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов – Гардарикой. Летописи упоминают более 220 городов, среди которых крупнейшими являлись Киев, Чернигов, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир, Суздаль, Рязань и др. Основная часть города – детинец (позднее его стали называть кремлем), укрепленный административно-правительственный центр и примыкающий к нему посад с площадью торга, прикрытый оборонительными сооружениями. В городах, в отличие от сельских поселений, складывается уличная система планировки. Застройка шла стихийно, образуя прихотливую сеть улиц. Характерными для облика города были феодальные усадьбы, состоявшие из нескольких жилых и хозяйственных построек и огражденные забором.

В системе натурального хозяйства прежде всего обособилось наиболее сложное металлургическое производство.

Сырьем для получения железа служила болотная, озерная и дерновая руды, не требовавшие при обработке сложной технологии. Железо выплавляли в сыродутной домнице.

Лом, клещи, молот (кувалда), наковальня и горн были основными орудиями в руках плавильщиков железа и кузнецов.

Русские кузнецы производили самые разнообразные предметы из металла. Железные лопаты и оковки для деревянных лопат, лемеха, серпы, косы, топоры, гвозди, ножницы, рыболовные крючки, наконечники, копья, ножи, долота, сковороды, цепи, удила, остроги выковывались кузнецами. Широко применялись в кузнечном деле пробойники, при помощи которых железо обрубалось и пробивалось. Встречаются склепанные металлические изделия.

Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, копья, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками.

Показателем высокого развития ремесла было и ювелирное производство. Ювелиры удовлетворяли потребности широких слоев населения в украшениях, а также изготовляли предметы роскоши для феодальной знати и утварь для церкви. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а их изделия пользовались большим спросом во многих странах мира. Ювелирные украшения выполнены в технике зерни (на изделия напаивался узор, состоявший из множества шариков) и скани (рисунок наносили тонкой проволокой, напаянной на металлическую поверхность, а промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью). Так получались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения. Мастера-эмальеры умело использовали лучшие образцы византийской перегородчатой эмали, переняли и усовершенствовали технику, создали свои мастерские. Две такие мастерские обнаружены археологами в Киеве.

Хорошо были знакомы русские мастера с золочением и инкрустацией золотом и серебром по железу и меди с применением черни.

Большая группа ремесленников занималась гончарным делом. Гончарная глиняная посуда была основной в хозяйстве древнерусского человека, хотя в княжеской и боярской среде в обиходе была посуда из золота и серебра.

Особым видом ремесла было стеклянное производство. долгое время считали, что на Руси стеклянные изделия были только привозные. Однако обнаруженная в Киеве древняя мастерская по выделке стеклянных браслетов позволила сделать вывод о местном характере стеклянного дела. В мастерской найдены инструмент, перстни и браслеты, так часто встречающиеся в раскопках древнерусских городищ. Вероятно, стеклянные перстни и браслеты были украшениями горожанок.

Широко развита на Руси бала развита обработка дерева. О строительстве городов и мостов говорит «Русская Правда», определяя «уроки» (размер оплаты) строителю города или крепостных стен, укреплений, мостов. Источники неоднократно упоминают «древоделей», т.е. плотников, которые строят деревянные дома, церкви, монастыри, мостят бревнами мостовые, сооружают стены, башни, мосты.

Появление каменного строительства привело к выделению группы ремесленников, занятых строительством и отделкой каменных зданий, хотя источники говорят о них очень скудно.

Особую группу ремесленников составляли люди, занятые изготовлением одежды, тканей, обработкой кожи.

Говоря о материальной культуре Древней Руси, нельзя не коснуться вопроса о жилищах, одежде, средствах и путях сообщения. Жилые и хозяйственные постройки, определявшие облик русских городов и поселений, представляли собой полуземляночные или деревянные срубные сооружения. Деревянный каркас полуземляночного жилища сооружался над вырытым в земле прямоугольником. Внутренние стены и поверхность каркаса обмазывались глиной. В жилище устанавливалась топившая по-черному куполообразная глинобитная печь. Деревянные, срубные жилища были наиболее распространенными. Сравнительная техническая простота постройки и доступность материала создавали возможность для возведения различных жилых и хозяйственных построек. Об их характере дают нам представление как данные письменных источников, так и археологические исследования. Основой деревянных построек был четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (столбы, пни, камни). Пол был или земляным, или деревянным. Такой тип постройки определял простейшую форму жилья – избу. Сам термин «изба» («истба», «истопка», «истобка») означает жилье с печью.

Были в Древней Руси и деревянные постройки, состоявшие из сочетания нескольких срубов. В едином, цельном ансамбле соединялись: жилое теплое помещение – «изба», сени и холодная «клеть», служившая летней спальней и кладовой.

Во дворах князей и крупных феодалов срубы-клети сочетались таким образом, что они составляли крытую галерею второго этажа. Галереи эти покоились на опорных столбах. Составной частью ансамбля были терема, т.е. сени, принимавшие шатровую форму. Обычно весь этот жилой комплекс назывался «хоромами».

Чрезвычайно трудно восстановить одежду жителей Древней Руси. Одежда русского крестьянина состояла из холщовой рубашки-косоворотки с деревянными, металлическими или костяными пуговицами, узкого кожаного ремня, штанов, заправленных в высокие сапоги или замотанных в онучи, если носили лапти или порши (обувь, сделанная из цельного куска мягкой кожи). В холодное время года одевалась грубошерстная теплая одежда, меховые, овчинные шубы.

Князья, бояре, дружинники носили «корзно» - плащ, изготовлявшийся из дорогой ткани. Верхняя одежда знати у «оплечья» (выреза ворота), «припола» (полы одежды), «опястья» (рукавов), так же как и пояс, обшивалась золотом и драгоценными камнями. Обувь – высокие сапоги – делалась из цветного (синего, красного, желтого) сафьяна.

Зимние одежды знати делались из дорогих мехов: соболя, бобра, куницы.

Данных о женской одежде почти не имеется. Можно отметить длинные нижние одежды, покрывало, плащ, платки на головах.

Важнейшими путями сообщения были реки и озера. Именно по ним, а не по сухопутным неустойчивым дорогам осуществлялась связь между отдельными частями древнерусских земель.

Наиболее распространенным водным транспортным средством был челн, представлявший собой долбленую однодеревку. Ладьи были также долбленые, но они были внушительных размеров и могли поднимать десятки людей и много груза. Большие ладьи приспосабливались и для морского плавания.

Развитие сухопутных путей и средств сообщения было менее интенсивным, чем водных. Прокладывать дороги было трудно.

В качестве транспортных средств в Древней Руси применялись «волокуши», колесные повозки, сани, а как тягловая сила использовались быки и лошади.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рассмотрите изображенные на фотографиях личности. Сформулируйте 2-3 предложения, которые обосновывают, почему именно они достойны увековечивания. | III. Условия участия


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных