Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО ГОВОРИТЬ? 1 страница




В настоящее время, к сожалению, положение дел в Церкви таково: священноначалие заставляет молчать тех, кто твёрдо придерживается церковного Предания и православных традиций — для того чтобы полностью восторжествовали доводы экуменистов и обновленцев; чтобы народ оставался непросвещенным, без какого бы то ни было руководства; чтобы не существовало подлинного диалога, обмена мнениями и аргументами, благодаря которым сразу бы открылась истина.

Церковные власти не приемлют даже конференций, организуемых нами в университетской среде; они полагают, что и их нельзя проводить без благословения, поскольку втайне желают, чтобы мы, проявив послушание, перестали проповедовать и свидетельствовать слово истины, которое во все времена раздражало и до сих пор продолжает раздражать тех, кто не хочет ему следовать.

Но если руководствоваться подобной логикой, то, наверное, и Христу, чтобы говорить с народом, надлежало иметь дозволение Анны и Каиафы, книжников и фарисеев? Быть может, Ему и ученикам Его следовало пребывать в послушании первосвященникам? Ведь архиереи запрещали апостолам проповедовать Христа, как и сегодня многим возбраняют говорить о святом Православии: «Приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4, 18).

В истории Церкви еретичествующие патриархи и иерархи не раз отправляли в темницы и ссылки исповедников веры, дабы господствовало только их «богословское» мнение.

Так, святитель Григорий Богослов вынужден был служить в небольшой домовой церкви святой Анастасии, в то время как остальные храмы Константинополя были в руках ариан — епископов и духовенства, которые проповедовали в них нечестие. Что же, и святому Григорию следовало брать разрешение на произнесение своих замечательных богословских слов и на то, чтобы вернуть православное учение в захваченный арианами Царьград?

Не кажется ли вам, что и в наши дни Церковь заполонили лжеучители и во всю здесь хозяйничают? Что и сегодня в храмах редко услышишь православное слово — подлинное, без каких-либо примесей и привношений извне? Что в Церкви ныне орудуют еретики - экуменисты, и получается, что у них мы должны брать разрешение или благословение на то, чтобы освободить Церковь от экуменического пленения?

Православие — единая истинная вера, которая проповедует и возвещает подлинное имя Христово. Все иные вероисповедания, как говорил священномученик Косма Этолийский[99], суть ложные учения, заблуждения и ереси. Но именно им сегодня позволено всё, созданы все условия для того, чтобы посредством всевозможных средств массовой информации, печатных изданий и телевидения делать своё грязное дело — вести борьбу против Евангельской истины и святого Православия.

Тем, кто пытается уничтожить, предать забвению, запретить православное учение, мы хотим адресовать слова, с которыми в своё время святые апостолы обратились к иудейским архиереям, как видно, продолжающим существовать и в наши дни, однако в несколько ином обличии: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 27 — 29)!

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ФУА — крупнейший на Балканах университет, основан в 1924 г., начал функционировать с 1926 г.; насчитывает семь факультетов, учатся в нём около 95 тыс. студентов; богословский факультет был открыт в 1942 г.

2. Тасос — остров в северной части Эгейского моря, у побережья Фракии.

3. Панайот Христу (1917 — 1996) — профессор Фессалоникского университета, доктор богословия; в 1966 — 1967 rr. был министром Северной Греции, в 1973 — 1974 гг. — министром образования; в 1966--1989 гк — директор патриаршего Института патриотических исследований; в l989 — l994; — директор Центра богословских и святоотечеcких иссслелованиЙ.

4. Святи гель Геннадий II Схоларий (1405- после 1472) — патриарх Константинопольский (1453 — 1460). Родился в Царьграде и был крещён с именем Георгий. Получил классическое образование. Преподавал в Константинополе логику и физику, затем занимал пост судьи и императорского секретаря; в этом качестве, в свите царя Иоанна VIII (1425 — 1448) и патриарха Иосифа II (1416 — 1439), ездил на Ферраро-Флорентийский собор (1438 — 1439), выступая на нём с поддержкой унии. Но по возвращении примкнул к главному противнику унии — святителю Марку Ефесскому (1392/93 — 1444/45), своему духовному отцу, после смерти которого стал борцом с унией и написал ряд полемических сочинений. При императоре Константине ХI (1449 — 1453) постригся в монахи и жил в Харсианитской обители. Осудил возобновление унии в 1452 году. После падения Константинополя и гибели патриарха Афанасия И (1450 — 1453) был избран новым предстоятелем Церкви и всячески стремился облегчить участь подвластных. Султан Мехмед (Магомед) Il Фатих (Завоеватель) (1444 и 1451 — 1481) утвердил его избрание, предоставив полную самостоятельность в делах церковных и гражданских — в его ведении находилось всё православное население Оттоманской империи; при этом на него была возложена вся ответственность за поведение христиан. Достигнутое им соглашение с султаном Мехмедом определяло отношения Церкви с мусульманскими властями вплоть до 1923 г. Султан высоко ценил святого, не раз беседовал с ним на религиозные темы; по просьбе Мехмеда он составил «Исповедание», излагающее христианское учение; оно имело большое значение на Востоке, много раз переиздавалось и было переведено на многие языки, в том числе турецкий и арабский. В конце жизни удалился в монастырь Продрома около г. Серры, где почил и был похоронен.

5. Монастырь Влатадов (Влатадон) основан в 1355 г. братьями Влаталами — Дорофеем и Марком, иноками с Крита, учениками святителя Григория Паламы (l296 — l359), который почил в этой обители: является ставропигиальным и относится к юрисдикции Константинопольского патриарха, наместник — Пантелеимон, митрополит Тиролойский и Серентийский. По преданию, на площади нынешнего монастырского храма, в его южной части, находится место, с которого проповедовал святой апостол Павел (t 67). По другой версии, обитель была основана в том месте возле городских стен, где когда-то спешно покидал город апостол, преследуемый своими соплеменниками.

6. Константинопольская Церковь (Вселенская патриархия), своё апостольское преемство ведёт от святого апостола Андрея Первозванного (t ок. 37), поставившего епископом в местечке Византий апостола от семидесяти Стахия (38 — 54). Уже в 381 г. II Вселенский Собор отводит ей в диптихе Церквей второе место после Римской. А IV Вселенский Собор (451) признал её равночестной с Римской. С отпадением Рима в 1054 г. Константинопольская Церковь стала занимать в диптихе первое место. После того как в VII в. Египет, Палестина и Сирия были завоёваны персами, а затем, уже окончательно, арабами, и эти области подпали под власть ислама, единственной в Империи патриаршей кафедрой оставалась Константинопольская, поэтому она и стала именоваться «Вселенской», ведь вселенной — ойкумена — называлась и сама Империя. Несмотря на то что уже с конца V в. титул «Вселенский» встречается применительно к предстоятелям Константинопольской Церкви, официально патриархи носят его начиная с Германа II (1222 — 1240). С 1991 г.

232-м её предстоятелем является святейший Варфоломей (Архондонис); резиденция патриархов (с 1601 г.) находится в районе Фанар (Константинополь). Каноническая территория — Турция, часть Греции (Крит и некоторые острова Додеканиса), а также епархии в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также Афон. К его юрисдикции относится и Финляндская Автономная Церковь.

7. Обитель великомученицы Анастасии основана в IX в. в той местности, где, по некоторым данным, провела последние годы жизни, а затем пострадала святая Анастасия (t ок. 304); монастырь является ставропигиальным и относится к юрисдикции Константинопольской Церкви; игумен — Апостол, митрополит Милетский. Заметим, что в греческом языке великомученица Анастасия именуется буквально - освобождающая от чар — она почитается как исцеляющая телесные и душевные болезни, а также как избавляющая от действия ядов и зелий, различных снадобий, в том числе от ведовства и ворожбы. Святой молятся об исцелениях, а также об избавлении от колдовского действа.

8. Фессалоника (в русском языке в старину также Солунь, а ныне Салоники, от турецк. Selanik) — главный город Северной Греции, обнимающей собой части древних Македонии и Фракии; лежит в северо-восточной части Термейского залива Эгейского моря и является вторым по величине и значению после столицы. По одной из версий, город был основан около 315 г. до Р. X. на месте более древних поселений — Терм — македонским царём Кассандром (317 — 298) [сыном Антипатра (t 319), одного из диадохов Александра Македонского(356 — 323)], давшим название городу в честь своей супруги Фессалоникии, сводной сестры Александра,дочери Филиппа Il (382 — 336), названной отцом в честь победы над соседями — фессалийцами, одним из греческих племён (буквально имя Фессалоника означает «победа над фессалийцами»). Во время второго апостольского путешествия летом 50 г. в Салониках проповедовал святой апостол Павел (t 67) и основал общину, к которой написал два Послания к Солунянам — самый ранний письменный источник Нового Завета (нач. 50-х гг.). Во время тетрархии, Салоники становятся резиденцией соправителя и зятя Диоклетиана (284 — 305, [ 313) — Галерия (292 — 305 — кесарь, 305 — 311 — император), который первым в Империи издаёт эдикт о свободе вероисповедания (311). Здесь пострадал святой великомученик Димитрий (t ок. 306), родились святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (IX в.), священнодействовали великие богословы-святители Григорий Палама (XIV в.), Николай Кавасила (XIV в.), экзегет Симеон Солунский (XV в.), подвизался канонист иеромонах Матфей Властарь (XIV в.). С 1430 по 1912 гг. город находился в руках турок. Салоники разделены на епархии: 1) Фессалоникскую, 2) Ставрупольскую и Неапольскую и 3) Ново-Кринийскую и Каламарийскую. [Македония (Эматия) — государство, существовавшее с V в. до Р. Х. в центральной части Балканского полуострова. В войне с Римом последний македонский царь Персей был разбит в битве при Пидне (168 г.), и Македония была разделена на четыре округа, а в 148 г. превращена в римскую провинцию. До V в. до Р. X. столицей Македонии были Эги (ныне Вергина), а затем Пелла — родина Александра Македонского. В результате Балканских войн (1912 — 1913) Македония была разделена между Сербией (Вардарская Македония), Грецией (Эгейская Македония) и Болгарией (Пиринский край). Фракия — область на северо-востоке Греции, граничит с Турцией и с Болгарией и является юго-западной частью исторической Фракии, северо-западная часть которой принадлежит Болгарии, а восточная — Турции].

9. Константинополь (древнерус. и слав. — Царьград) — столица Византийской Империи. Основан 8 ноября 324 г. (освящён 11 мая 330 г.) на европейском берегу Мраморного моря, у залива Золотой Рог пролива Босфор, на месте мегарской колонии Бизант(ий) свя-тым равноапостольным Константином 1 (306 — 337), который по преданию лично наметил копьём на земле границы будущего города. Перенесение столицы из Рима (основан в 753 г. до РХ. Ромулом) вызвало бурный рост города, получившего вначале название Новый Рим (Nova Roma). Для большего сходства с Римом на территории города было найдено семь холмов. В 1204 — 1261 гг. город был столицей Латинской империи. С конца XIV в. турки не раз пытались овладеть им. После длительной осады во вторник 29 мая 1453 г. Константинополь пал, став до 1923 г. столицей Османской империи. Своё нынешнее название — (И)Стамбул, город получил от греческого выражения «» (звучит как «истинболи»), дословно «в город» (греки до сих пор именуют его просто Городом). С 395 г. эта часть империи именовалась Восточной Римской империей или просто Империей (в особенности после падения Рима в 476 г.), а в 1562 г. Иероним Вольф (J.Wolf) из Гёттингена, издавший тексты византийских историков (Corpus Byzantinae Historiae), впервые употребил новый термин — Византия.

10. В Греции было два крупных церковных центра — Фессалоники и Коринф, находящиеся в юрисдикции Рима. Со времён Диоклетиана (284 — 305) Греция с ближайшими островами составляла часть префектуры Восточный Иллирик (Иллирия), которая с 364 г. относилась к Риму. Со времени окончательного раздела империи при Феодосии Великом (379 395) Иллирик отошёл к Восточной империи, но оставался в церковном подчинении Риму. Столицей префекзуры были Фессалоники (с конца IV в.). Поэтому Солунский епископ начал добиваться власти над другими епископами Греции. Для этого уже в 381 г. епископ Фессалоникский Ахолий устанавливает прямые отношения с папой Дамасом (366 — 384) и действует как его викарий; а в 385 г. папа Сириций (384 — 398) даёт другому Солунскому епископу Анисию право утверждать всех иерархов в Восточном Иллирике. Этим на Балканах фактически устанавливался патриархат, глава которого — епископ Фессалоникский — был подчинён папе. Власть эта, именуемая папским викариатством в Иллирике, была подтверждена папой Иннокентием 1 (402 — 417), а затем Вонифатием 1 (418 — 422). Свидетельством особой роли Солунского епископа служит тот факт, что он с тех времён носит титул «Святейшего», который присущ только Вселенскому патриарху. В 421 г. император Феодосий 11 (408 — 450) перевёл Фессалоники в ведение Константинополя; однако протесты папы заставили его отменить своё решение. Таким образом, Римские понтифики сохраняли свою юрисдикцию в Фессалониках до VIII в., пока император Лев II (717 — 741) из-за поддержки папой Григорием III (731 — 741) гонимого на Востоке иконопочитания не отнял у них Восточный Иллирик, подчинив его Вселенскому патриарху Анастасию (730 — 754) и упразднив папское Солунское викариатство (ок. 732 г.). Окончательно Греция становится частью Константинопольской Церкви в 880 г. Как в политическом отношении Эллада составляла основyую часть Византийской империи, так и в церковном — главную часть Вселенского престола. Тяжелым было время латинского господства (1204 — 1261). В Коринфе, Афинах и в других важнейших городах были поставлены католические епископы, подчинявшиеся латинскому Константинопольскому патриарху. Особенно тяжёлым было положение островитян. Более других под властью католиков находились Крит (до 1669 г.) и Корфу (до 1799 г.). Католическое господство сменилось турецким в XIV — XV вв. Епархии Греции в это время были подчинены Константинопольскому патриарху. В 1833 г., после обретения Грецией независимости (1830), по политическим причинам была неканонично провозглашена автокефалия Элладской Церкви. Только в 1850 г. Константинопольская Церковь даровала ей каноническую автокефалию. Элладская Церковь — это единственная Поместная Церковь, во главе которой находится Синод, а не предстоятель: Афинский архиепископ является лишь председателем Синода, 12 членов которого ежегодно избираются, и все архиереи Элладской Церкви (88 иерархов, среди них 11 — титулярные и викарные) с определённой периодичностью участвуют в работе Синода, тринадцатым членом которого является архиепископ Афинский. Из 80 епархий Элладской Церкви 36 духовно подчиняются Вселенскому патриарху — это те митрополии в северной и островной Греции, находящиеся на территории так называемых Новых Земель, которые были освобождены от турок уже после обретения Элладской Церковью автокефалии.

11. 17 — 24 июня 1993 г. на богословском факультете Университета Баламанд (область близ Триполи, в северном Ливане) проходило VI1 пленарное заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католиками и православными, представлявшими Церкви Константинополя, Александрии, Антиохии, России, Румынии, Кипра, Албании, Польши, а также Франции. Комиссия занималась теоретическими и практическими вопросами, возникшими в результате деятельности униатских организаций, активизировавшихся в Центральной и Восточной Европе. Результатом работы явился документ, проект которого был разработан координационной комиссией ещё в 1991 п: «Уния — старый метод объединения и нынешний поиск полноты общения». Хотя в нём уния, как отошедшая в прошлое модель объединения, отвергается, однако признаётся право на её дальнейшее существование; реинтерпретируется православная экклесиология, поскольку римо-католическая церковь признаётся сестринской, а ее таинства — действительными и благодатными. Многие утверждают, что речь идёт о заключении новой, Баламандской, унии.

12. Блаженнейший Христодул (Параскеваидис) с 28 апреля 1998 г. по 28 января 2008 г. являлся архиепископом Афинским и всея Эллады, главой Элладской Православной Церкви. 21-м предстоятелем Церкви ныне является блаженнейший архиепископ Иероним (Ляпис), бывший митрополит Фивский и Левадийский.

13. Димитриадская и Алмиросская митрополия находится в Фессалии (район в центре восточной части континентальной Греции), кафедра — г. Волос, административный центр префектуры Магнезия.

14. Экуменическое движение окончательно организационно оформилось на 1 Генеральной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) — орган, объединяющий и координирующий деятельность участвующих в экуменическом движении религиозных организаций — их около 300, они преимущественно протестантские (католики не участвуют в ВСЦ). В деятельности ВСЦ тоске участвуют все Поместные Православные Церкви, за исключением Грузинской (вышла из состава ВСЦ 19. 05.1997) и Болгарской (прекратила своё участие 09. 04. 1998).

15. Синкретизм (от древнегреч.; обозначало практику древних критян, несмотря на противоречия, сплачиваться для борьбы против общего врага) — беспринципное и неметодичное смешение, соединение, неорганическое слияние и взаимопроникновения разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем, вероучительных и культовых положений, объединение в одной доктрине элементов различных религий, религиозных представлений разных народов. Синкретизм близок к эклектизму; последний старается выделить из различных систем принципы и органически связать»х в одно целое, в то время как синкретизм соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. Это проявилось в александрийской философии, у Филона Александрийского, у гностиков и др., пытавшихся соединить греческую философию с восточными учениями. Попытки единения разнородных религиозных систем обычно имеют следующие направления: во-первых, соединение несовместимых учений (например, а-теизма и теизма, христианства с буддизмом); во-вторых, объединение различных учений посредством отсечения противоположных идей (или придания им особого смысла, согласного с другими учениями); и, наконец, возвышение над учениями, свойственное оккультному синкретизму (все религии и учения объявляются обладающими частью истины или частной истиной, полнота присваивается той доктрине, под эгидой которой предполагается объединение верований).

16. Экуменическое движение, или иначе экуменизм (от греч. ойкумена — обитаемый мир, Вселенная), — движение христиански исповеданий к единству в вере, к устранению разобщённости между ними и сплочение церковных сил в международном масштабе. Возникло по инициативе протестантских церквей США и Западной Европы в начале ХХ в. Декларируемыми целями экуменического движения являются усиление влияния религии и выработка общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными общественными системами, а также сотрудничество с христианами разных конфессий в социальной сфере, в различных программах гуманитарного характера. По другому мнению, экуменизм — это религиозное течение, ставящее своей целью объединение посредством компромиссов, взаимных уступок всех существующих религиозных течений, сначала христианских, а далее и всех остальных, в единую, экуменическую церковь. В связи с тем, что в протестантском мире по-разному понимают экуменизм, а многое из того, что принято ВСЦ, не соответствует учению Церкви, православные представители предпочитает говорить не об участии в экуменическом движении, а о многостороннем межхристианском богословском диалоге — в надежде на возвращение заблудших в лоно Церкви. Однако, Московское совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей ещё в 1948 г. дало отрицательную оценку экуменическому движению в целом и сочло нецелесообразным участие в нём Русской Православной Церкви.

17. Визит понтифика в Грецию состоялся 4 мая 2001 г.

18. Кроме Греции, покойный папа Иоанн Павел П посетил также другие православные страны — Грузию, Болгарию, Румынию и Украину.

19. Содом и Гоморра (Седом и Амора) — города, ставшие символом порочности и безнравственности, а также Божественного возмездия; Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии; впрочем, развращённостью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба этих города. Согласно книге Бытия (Быт.19, 24 — 28), Господь пролил дождём серу и огонь на города равнины

Содом и Гоморру после того, как праведному Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Кроме этих городов, были истреблены ещё Адма (Адама), Севоим (Цевоим) и, по всей видимости, Сигор. Точное местонахождение этих городов остаётся неизвестным, предполагают, что они покоятся на дне южной части Мёртвого моря — единственного моря, где отсутствует какая-либо жизнь.

20. Коринф — город и порт в Греции, на севере-востоке полуострова Пелопоннес, на Истмийском перешейке (у Коринфского канала). Согласно мифологии, основателем города был Сизиф (Сисиф), за свою хитрость впоследствии наказанный богами вечно вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз катился вниз (отсюда выражение «Сизифов труд»). В Коринфе проповедовал святой апостол Павел (t 67) „пробыв в городе полтора года; именно отсюда в начале 50-х rr. он послал два своих послания к Солунянам.

21. Святитель Симеон Солунский (t ок. 1429) — византийский богослов и церковный писатель, архиепископ Фессалоникский (после 1410). Возглавил оборону города от турецких завоевателей (Салоники сдались во время второго приступа только после его смерти, в 1430 г.). Известен как автор ряда полемических сочинений, а также трудов, подробно раскрывающих и символически истолковывающих все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняющих назначение и смысл различных церковных обрядов и священных предметов.

22. Николаизм — ересь апостольского века, в отношении которой Христос, через святого апостола Иоанна (+ ок. 104), дважды изрёк, что учение николаитов и дела их Он ненавидит (Откр. 2, 6; 15). Нет общего мнения в отношении того, кто был Николай и в чём заключалось его учение. Одни в его имени находят то, что могло бы как-то прояснить суть ереси, полагая, что николаиты — это название символическое, что Николай (греч. — побеждатьи — народ) соответствует имени Валаам (евр. бэла — побеждать и хаам — народ), и что именуются им все лжеучители, подобно волхву Валааму увлекающие к идолопоклонству и нечистоте (Откр. 2, 14). Возможно, николаиты держались учения Валаама (или даже это была одна и та же ересь). Другие, например святители Ириней Лионский (140 — 202) и Ипполит Римский (t 235), приписывают её происхождение Николаю, пришельцу антиохийскому, обращенному из язычников, одному из семи диаконов, упоминаемых в Деяниях святых апостолов (Деян. 6, 5),который впоследствии исказил учение Христово, став основоположником ереси. Но есть и те (напр., святители Игнатий Антиохийский (ок. 50 — ок. 107) и Климент Александрийский (ок. 150 — до 250), а также Евсевий Кессарийский (260 — ок. 340)), кто утверждают, что еретики, прикрываясь его именем, извратили смысл слов Николая: «плоть нужно умерщвлять», имевшего в виду, что тело нужно подавлять, попирая страсти и избавляясь от плотских вожделений; что следует, осознав похоть, смирить плоть. Считая материю злом, николаиты учили о необходимости умерщвлять плоть и возвышать дух над материей, побеждая чувственность необычным способом — через удовлетворение страстей, ибо все они, как верили николаиты, даже самые грубые и низкие, естественны и полезны. По учению николаитов, благодать от Бога может получить только согрешающий, поэтому, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. Ересь эта возникла как результат противодействия иудейскому влиянию — её приверженцы отрицали, в частности, ограничения Апостольского собора (49) относительно идоложертвенного и блуда, тем самым проповедуя компромисс с язычеством. Николаизм считают самой первой ересью, предшествующей всем гностическим ересям. Некоторые полагают, что понятием николаизм обозначается плотская греховность духовных лиц.

23. Священномученик Игнатий Антиохийский, Богоносец (ок. 50 — ок. 107) — один из апостольских мужей. Родом сириец; его имя Нуроно означало «огненный» (Игнатий — от латин. ignis — огонь). Полагают, что именно он был тем ребёнком, которого поставил Господь среди народа и сказал, что если не будем, как дети, то не войдём в Царство Небесное (Мф. 18, 1 — 14). Сказание это впервые встречается у преподобного Симеона Метафраста (t ок. 960). Святитель Григорий Двоеслов (590 — 604) утверждает, что священномученик входил в круг учеников апостола Петра (t 64/67), другие отцы считали, что — в круг апостолов Павла (t 64/67) и Иоанна (t ок. 104). Советом всех апостолов он был поставлен после святого Ввода (57-86), преемника апостола Петра, епископом Антиохии Сирийской (по другой версии, был рукоположен самим апостолом Петром). Его писания относят к памятникам ранней христианской письменности — до нас дошло четырнадцать посланий, в некоторых из них он превозносит епископский сан и требует беспрекословного повиновения епископу.

24. Протоиерей Георгий Металлинос — профессор богословского факультета Афинского университета, известный современный богослов и выдающийся церковный писатель.

25. Аттика — префектура на юго-восточной оконечности Центральной Греции, расположенная на одноимённом полуострове, который глубоко вдаётся в Эгейское море и оканчивается мысом Суний. В Аттике находится столица Греции г. Афины.

26. Арий (260 — ок. 336) — пресвитер в Александрии, учивший, что Христос не единосущен Богу Отцу, но подобосущен Ему и сотворён Им прежде всех вещей; сделав Его Богом, Отец через Него создал всё сущее, но Сын меньше Отца по Божеству, свойствам и славе, а Дух Святой меньше Сына, Который создал Его как орудие для сотворения мира. Учение Ария впервые бьио им сформулировано в 318 г. во время споров с Александрийским архиепископом Александром (312 — 326). Императоры Констанций П (337 — 361) и, особенно, Валент (364 — 378) открыто покровительствовали арианам. Только в правление святого Феодосия 1 Великого (379 — 395) арианство было осуждено как ересь Вселенскими Соборами — 1 Никейским (325) и П Константинопольским (381), а сам Арий отлучён от Церкви и сослан. В Никее был принят Символ веры с антиарианским исповеданием Сына как «от Отца рожденного, несотворенного, единосущного (омоусиос) Отцу», таким образом восторжествовало омоусианство (единосущие Христа Богу Отцу) — учение противоположное арианству, утверждавшему омиусианство (подобосущие). Среди некоторых народов (остготов, вестготов, бургундов, вандалов и лангобардов) арианство сохранялось до VI — VII вв. из-за простоты и близости к понятиям язычников, так как триединство Божества оно, по сути, подменяло иерархией многобожия (Сын меньше Отца, а Дух Святой меньше Сына).

27. Александрия (араб. Аль-Искандария) — город на севере Египта, в западной части дельты Нила, основан Александром Македонским (332 — 331 гг. до Р. Х.); во времена Птолемеев (330 — 305 гг. до Р. Х.) — столица Египта и центр эллинистической культуры, средоточие знаменитых ученых и писателей целой эпохи (александрийской). Здесь был создан перевод Ветхого Завета на греческий язык — «Септуагинта» (271 г. до Р. Х.). Александрийская библиотека, хранившая около 500 тыс. свитков, сгорела в I в. до Р. Х. На северной оконечности о. Фарос (сейчас нераздельная часть материка) стоял знаменитый Александрийский маяк (110 м). В 646 г. городом овладели арабы. Апостол Пётр (t 64/67) рукоположил епископом для Александрийской церкви апостола Марка (t 62), который принял здесь мученическую кончину.

28. Каппадокия — область, расположенная в центральной Анатолии (древнее название Малой Азии, относящееся к Х в., впервые употреблено императором Константином Багрянородным (945-959)). [Малая Азия — самый западный полуостров Азии, ограниченный на севере — Черным и Мраморным морями, Константинопольским и Дарданельским проливами, на юге — Средиземным, на западе — Эгейским морем, а на востоке — Арменией. Название Малая Азии появилось в начале V в. по Р. Х.!. Каппадокийцами именуются жившие в IV в. святители Василий Великий (330 — 378), Григорий Нисский (335 — 394) (были родными братьями), Григорий Богослов (300 — 391) (Назианзин; друг святого Василия) и Амфилохий Иконийский (340 — до 400) (двоюродный брат святого Григория) не только за то, что все они были родом из Каппадокии и были близкими друзьями и епископское служение проходили в этой области, но и из-за общности в их учении, занимавшем примирительное положение между Антиохийской и Александрийской школами, так как, придерживаясь философии Платона, они были не чужды и аристотелевских воззрений. Воспользовавшись точными понятиями аристотелевской школы, они не только истолковали и раскрыли церковное учение (главным образом, триадологию), но и придали ему форму и точное выражение, переведя его на язык философских понятий, что сказалось в первую очередь на терминологии. Антиохийская богословская школа — основана в Сирии в конце Ш-начале IV вв. Её начало предание возводит к апостолу Павлу, но основателем считается пресвитер Дорофей; одним из её основоположников был священномученик пресвитер Лукиан (t 311), учениками которого были епископы Евсевий Никомидийский, Леонтий Антиохийский и др. Александрийская богословская школы возникла в 180 г., но некоторые относят её начало к апологету Афинагору или даже к апостолу Марку (t 62). Основателем её был катехет Пантен (t ок. 200), наиболее видными представителями были: в П1 в. — приемник Пантена святитель Климент Александрийский, Ориген; в IV в. — святитель Афанасий Великий, в V в. — святитель Кирилл. В противоположность идеалистическому и умозрительному пути, которому следовали александрийцы при изучении Писания, толкуя его аллегорически, антиохийцы придерживались его буквального смысла, стараясь прибегать к исторической критике. В философии они примыкали к Аристотелю, в то время как александрийцы придерживались учения Платона. В вопросе об отношении Божественного и человеческого естеств в лице Спасителя они выступали противниками александрийцев, которые разрешали его в смысле обоготворения человеческого естества Христа и соединения естеств объясняли понятием полного объединения. Антиохийцы же






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных