Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Цель программы:
1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;
2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;
3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.
Задачи: 1.Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
2.Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
3.Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
4.Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
5.Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.
^ Пояснительная записка Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи. Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. И.С.Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины: -приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;
-низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;
-осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;
-бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий: -выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
-научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории: 1)Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
2)Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами: - социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
- глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
- отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
- безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
Приложение 1 ^ Фактор риска: Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени. Индивидуальные факторы риска: - Низкая самооценка - Агрессивность - Положительные установки по отношению к наркотикам - Плохая успеваемость - Нарушения поведения - Застенчивость Факторы риска в группе сверстников: * Давление сверстников * Друзья, употребляющие алкоголь * Нежелание учиться * Дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики Семейные факторы риска: - Конфликты в семье - Отсутствие дисциплины - Безнадзорность - Физическое и психологическое насилие в семье - Родители, употребляющие алкоголь и наркотики
Приложение 2
^ Координационный план работы с детьми группы риска
№
| Мероприятия
| Классн. рук.
| Соц. пед.
| Пси-холог
| Зам. дир. по УВР
| Зам. дир. по ВВР
| Совет профи-лактики
| Род. комитет
| I. Организационные мероприятия:
| 1.
| Составление социального паспорта класса
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Составление характеристик на детей группы риска
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Организация досуга и кружковой деятельности
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Составление административных писем, ходатайств и др. документ.
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц. службами
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Организация летней занятости
|
|
|
|
|
|
|
| ^ II. Работа с учащимися
| 1.
| Контроль посещаемости занятий
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Контроль текущей успеваемости
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Вовлечение учащихся в кружки и секции
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Проведение профилактических бесед
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Направление на консультации к психологу или мед. Специалистам
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Содействие в трудоустройстве
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Проведение психодиагностики
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
|
|
|
|
|
|
|
|
| Разбор конфликтных ситуаций
| | ^ III. Работа с родителями
| 1.
| Посещение семей группы риска
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Проведение консультаций
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Приглашение на советы профилактики
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Выступления на родительских собраниях
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений
|
|
|
|
|
|
|
| ^ IV. Работа с педагогическим коллективом
| 1.
| Осуществление обмена необходимости информацией с предметниками
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Консультации по результатам диагностики
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Выступление на педсоветах
|
|
|
|
|
|
| | 5.
| Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | Организационные мероприятия
| Работа с учащимися
| Работа с родителями
| Работа с пед. коллективом
| 1. Корректировка социальных паспортов классов 2. Составление характеристик на детей группы риска 3. Выявление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 4.Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся 5.Организация контроля кружковой деятельности 6. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. соц.службами
| 1. Контроль посещаемости занятий 2.Контроль текущей успеваемости 3.Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Направление на консультации к психологу или мед. специалистам 6.Проведение психодиагностики эмоционально-волевой сферы. 7. Разбор конфликтных ситуаций
| 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимоотношений 6. Привлечение родителей к проведению Новогодних праздников
| 1.Осуществление обмена необходимой информацией с предметниками 2. Консультации по результатам диагностики 3. Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска 4. Педсовет «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»
| 1. Организация занятости детей во время каникул 2. Контроль занятости учащихся во внеурочной деятельности 3. Осуществление связи с КДН, ПДН и др. социальными службами 4. Анализ работы по Программе профилактики и коррекции девиантного поведения.
|
1. Контроль посещаемости занятий 2. Контроль текущей успеваемости 3. Проведение профилактических бесед 4. Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися 5. Разбор конфликтных ситуаций 6. Проведение диагностики межличностных отношений
| 1. Посещение семей группы риска 2. Проведение консультаций 3. Приглашение на Совет профилактики 4. Выступления на родительских собраниях 5. Участие родителей в качестве научных руководителей на НПК «Шаг в будущее».
| 1. Семинар – практикум для отработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска. 2. Консультации по результатам диагностики. 3. Проведение тренинга «Эмпатическое слушание»
| Приложение:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|