ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Консультирование в социальной работеКонсультирование – модель 2-х стороннего взаимод-я специалиста и клиента, цель которого – прояснение проблемы и помощи клиенту в преодолении затруднений в жизенной ситуации. Консультирование в СР – вид СР в ходе которой специалист помогает клиенту изучить суть существующей проблемы и предложить различ.варианты, кот.м.б.использованы для ее решения. Консульт-е в СР не может носить исключительно психологич.или соц.К., поэтому оно д.б.психосоциальным. В процессе К. соц.раб-к обсуждает проблему клиента, чтобы осуществить поиск способов выхода из нее. Предполагает, что мы определяем некие способы выбора, а клиент сам выбирает. К.- одна из форм соц.поддержки. К. решает правовые или бытовые вопросы: 1.Правовое: помогает понять особенность ситуации с точки зрения законодательства (с т.з.права). Итог – показать выход из ситуации в соответствии с законодательством (для конкретизации направляет к юристу). Задача: сориентировать чел-ка, выступить в роли информатора. 2.Бытовое: получение новых взглядов и представлений клиента на решение какой-то конкретной жизненной ситуации. Формы К.могут носить: -информац.хар-р; -психологич.; -в форме тренингов и т.д. Они не д.содержать советы. Бытов.К.предполагает решение вопросов: поиск рабоч.места, поиск воспитания, сем-детско-родит.отнош-я. Может оказываться как группе, так и отд.чел-ку. По критерию объекта: индивид,семейное,групповое. По продолж-ти: экстренное, краткосрочное, долгосрочное. Смысл консультирования – повлиять на клиента таким образом, что бы он сам смог выбрать способ решения, сам смог решить свою проблему: -клиент д.составить представление о способах решения проблемы -понять сложившуюся ситуацию -сам принять окончат.решение Соц.раб-к должен мотивировать клиента, делать акцент на актив.усилия самого клиента. Консультирование в социальной работе может быть дифференцировано в зависимости от предмета обсуждения, от проблемы, которая есть у клиента социальной службы: * Психологическое (консультирование как помощь практически здоровым людям при каких-либо имеющихся у них психологических проблемах) * Консультирование по правовым вопросам * Консультирование по вопросам семьи (программа "Планирование семьи" и ей подобные) и брака * Консультирование по материальным и жилищным вопросам В процессе консультирования можно решить следующие задачи: 1. Достичь глубокого понимания проблемной ситуации глазами клиента, "изнутри" (эмпатия) 2. Оказать при необходимости эмоциональную поддержку клиенту, ободрить, вдохновить на основе прочувствования консультантом его состояний 3. Помочь клиенту достичь глубокого осознания и осмысления своей проблемной ситуации. Средствами здесь могут быть эмпатия, активное слушание. 4. Этот процесс позволяет клиенту на основе изменившегося видения, осознания и переосмысления ситуации и себя в ней совершить наилучшие выборы и решения. Можно сказать, что консультирование - это процесс совместного осмысления жизненной ситуации клиента и поиска наилучшего решения проблемы". 1. Подготовительный этап консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом. Социальному работнику важно решить перед началом консультирования следующие вопросы: Что я хочу получить в результате собеседования? * Как этого добиться? * Что нужно уметь для этого? То есть он должен определить цель, стратегию и тактику консультирования. Основной этап консультирования - это беседа психолога (социального работника) с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга. Первая фаза - психологическая настройка консультанта. Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. Вторая фаза - взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант после приветствия - предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Поэтому необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение 1-3 минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Третья фаза - заключение "договора-контракта" между психологом (социальным работником) и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении, либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту. Пятая фаза - фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов. Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. Содержание этой стадии - совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: "Мне кажется, что дело в то-то", или "Здесь прослеживается связь с тем-то". При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента. Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог (социальный работник) дает окончательную оценку успешности консультирования. 3. Заключительный этап консультирования. Он наступает после завершения совместной работы с клиентом. На этом этапе консультант окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультирования и при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение в интересах клиента. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|