Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Малое и среднее предпринимательство в системе муниципального управления




Положение субъектов малого и среднего предпринимательства в социальном секторе муниципального хозяйства

Жизнедеятельность местного сообщества обеспечивается созданием и развитием социальной инфраструктуры, как совокупности организаций, различных форм собственности, направленных на удовлетворение социально-культурных потребностей человека (образование, воспитание, здравоохранение, организация досуга и отдыха, культурно-эстетическое и духовное развитие, занятие физической культурой и спортом, туризм и т.д.).

Статья 7 Конституции России устанавливает, что формирование социального государства является целью нашего общества. Закрепление социально-правового статуса государства позволило гарантировать гражданам целый перечень социальных прав, которые общество или отдельный человек, не могут обеспечить самостоятельно.

При этом в понятие «социальная политика», включается весь спектр социальных услуг, связанных с благоустройством населения муниципального образования (в т.ч., - жилищно-коммунальных, бытовых, социальную поддержку и защиту населения и т.д.), поэтому деятельность органов местного самоуправления направлена на решение всех вопросов местного значения, направленных на удовлетворение жизнедеятельности населения. Надо особо отметить, что органы местного самоуправления организуют (создают условия, обеспечивают исполнение, оказывают содействие) надлежащее предоставление услуг силами организаций различных форм собственности, действующих в границах муниципального образования, а не сами их предоставляют. В этом и заключается роль местной власти в хозяйственной деятельности муниципального образования, когда одной из ключевых задач совершенствования муниципального хозяйства является создание условий для возникновения и развития конкуренции в целях устойчивого предоставления качественных, разнообразных и недорогих муниципальных услуг.

Сегодня деятельность малых и средних предприятий в сфере социально-культурных услуг является неотъемлемым признаком любой территории, без которого экономика муниципального образования и его население в целом не могут нормально существовать и развиваться. При том, что базисом научно-технического и производственного потенциала государства являются крупные предприятия, критерием уровень развития страны определяется по доле в нем малых и средних предприятий как наиболее массовой, динамичной и гибкой форме деловой жизни, потому, что в своей деятельности субъекты малого предпринимательства ориентируются, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Например, наряду с радиовещанием муниципальной или частной радиостанции для жителей малой территории (поселка или города), идет радиотрансляция районных, областных (краевых, федеральных) радиостанций различных форм собственности, которые также оказывают жителям этих территорий соответствующие услуги.

Социальная функция малого и среднего предпринимательства обусловлена меньшей стоимостью создания рабочих мест, чем в крупном бизнесе (разница до 10 раз19). Поэтому развитие малого предпринимательства можно использовать в качестве эффективного и более дешевого инструмента создания новых рабочих мест в целях борьбы с бедностью и снижения уровня безработицы.

При этом огромное значение имеет то, что оказание социально-культурных услуг на муниципальном уровне способствует устранению возможных социальных деформаций и достижению социальной стабильности, комплексному развитию территории муниципального образования, что в целом является одной из важнейших целей, стоящих перед органами местного самоуправления.

 

Управление развитием малого и среднего бизнеса на территории муниципального образования

Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования – процесс управляемый. Степень, уровень управления и технологии этого управления во многом зависят от состояния МСП на конкретной территории, от имеющихся проблем и наличия средств и путей их решения.

Актуальные проблемы развития МСП в РФ делятся на две группы:

· внешние (высокий уровень налогообложения, противоречия и проблемы в правовом поле, административные барьеры, искаженная структура цены и т.д.);

· внутренние (недостаток квалифицированных кадров, слабость менеджмента, недостаток инвестиционных ресурсов, маркетинговые проблемы).

Для конкретной территории проблемы развития МСП требуют детализации с учетом местных условий, а это, в свою очередь, определяет особенности в управлении МСП на территории конкретного муниципального образования.

Здесь уместны вопросы: а нужно ли управлять развитием МСП, какие структуры муниципалитета должны и могут участвовать в этом процессе?

Естественно, что ответ на первый вопрос будет однозначным. И этот ответ предопределен тем, что население делегирует муниципальной власти все полномочия по управлению территорией, по управлению использованием ресурсов муниципалитета и т.д. Ответ на второй вопрос таким однозначным не будет, так как формы и методы, технологии муниципального управления развитием МСП зависят от многих факторов, и прежде всего от текущего состояния экономики муниципального образования, так как именно оно является рычагом, стимулом, причиной того или иного действия муниципальной власти в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ответ на вопрос о том, какие предприятия МСП нужно поддерживать, мы определяем в соответствии с разработанной стратегией развития муниципального образования: развиваем и поддерживаем те предприятия, которые соответствуют стратегии развития муниципального образования или деятельность которых способствует достижению стратегических целей МО.

Дополнительными критериями поддержки МСП являются:

· удержание и расширение существующих предприятий через уменьшение действия факторов, мешающих их расширению, а также через стимулировние спроса на их продукцию;

· оказание помощи новым предприятиям и разработка программ разития для предпринимателей;

· привлечение инвестиций для открытия новых предприятий, стимулирование открытия новых предприятий.

Из этих трех способов активизации экономической деятельности в МО, больше всего рабочих мест создается благодаря расширению существующих предприятий и созданию новых.

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ по развитию малого и среднего предпринимательства

Мероприятия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства осуществляются в соответствии с общими федеральными и региональными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися государственной поддержки малого предпринимательства.

Тем не менее поддержка малого бизнеса должна развиваться более быстрыми темпами по следующим направлениям:

Во-первых, по формированию благоприятных условий для создания на территории каждого муниципального образования системы саморегулирования субъектов малого предпринимательства.

Для этого необходимо создать в муниципальных образованиях городских округов и муниципальных районов саморегулируемые организации предпринимателей по территориальному и отраслевому признакам. При этом выработать механизмы по наделению саморегулируемых организаций малого предпринимательства отдельными государственными полномочиями, находящимися в ведении госорганов субъекта и органов местного самоуправления. А консультационное и методическое сопровождение по созданию общественных организаций и структур должны взять на себя структуры по вопросам развития малого бизнеса органов местного самоуправления.

Во-вторых, по развитию системы подготовки кадров для малого бизнеса, которая предусматривала бы разработку совместно с заинтересованными органами и структурами программ непрерывного обучения кадров для сферы малого предпринимательства.

В-третьих, по совершенствованию собственно инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства.

Это и развитие системы предоставления субъектам малого предпринимательства консалтинговых услуг, услуг в области аудита. Организация работы консалтинговых групп.

Это и оформление для субъектов малого бизнеса земельных отношений, имущественных комплексов по принципу «одного окна».

Это и развитие для субъектов малого бизнеса механизмов подготовки инвестиционных предложений и инвестиционных площадок.

И, наконец, организация работы и развитие муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. Не секрет, что большинство из них бездействует, так как не получают ни финансовой, ни какой-либо другой поддержки со стороны муниципалитетов. При этом крайне важно обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке. Это должно быть прозрачно, как сегодня принято говорить.

Назрела необходимость и четкого реального разграничения полномочий федеральной, региональной и местной власти по развитию малого и среднего бизнеса.

Мониторинг потребности региона в создании элементов инфраструктуры развития малого бизнеса должен проводиться хотя бы раз в два-три года.

Все это требует совместной деятельности органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений предпринимателей, учебных заведений, кредитных организаций и структур поддержки малого предпринимательства с разработкой и применением действенных схем финансовой поддержки малого предпринимательства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных