Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура и искусство в первобытную эпоху




Происхождение культуры, время и место ее возникновения. Возникновение человека и ранние памятники культуры. Понятия "социальное", "биологическое", "культура". Место и время начала антропогенеза и его этапы. Каменный век, его периодизация и основные культурные достижения периодов каменного века. Особенности первобытного мышления. Отличительные черты культуры первобытного общества. Синкретизм. Первобытные верования. Анимизм, его сущность. Тотемизм как вера в кровнородственную связь человека с животным миром. Шаманизм и его связь с идеей сверхъестественного, место шамана в первобытной культуре, сущность камлания. Фетишизм, его значение для собирательства и охоты. Магия, особенности магического мышления, роль магии в традиционных первобытных культурах. Миф и ритуал. Зарождение морали. Проблема происхождения искусства. Искусство как форма человеческого познания мира. Периоды первобытного искусства (от реального изображения - к символу). Виды искус­ства в первобытной культуре. Натуральное творче­ство. Генезис форм изображений зверя. Пещерная живопись: искусство Альтамира и Ляско. Скульптура - мелкая пластика: развитие женских образов и проблема их семантики. Керамика. Анималистические шедевры. Эволюция изобразительного искусства. Орнаментально-ритмические композиции и ранне-ориньяковский рисунок, геометрические символы. Особенности неолитической революции и ее значении для формирования мировых цивилизаций. Искусство неолита и энеолита.

 

  1. Культура и искусство древнего мира (Египет, Месопотамия, государства Финикии, Сирии и Палестины)

 

Египет. История зарождения и периодизация египетской культуры. Мифологические представления древних египтян: политеизм, процесс антропоморфизации нового животного-божества (Гор, Тот, Анубис, Сохмет, Хатхор и др.), культ солнца, мифы о творении мира и уничтожении человека, обожествление фараона. Заупокойный культ и представления о загробной жизни, их роль в культуре Древнего Египта. Эзотеричность знания, жречество и его роль в культурном развитии. Научные достижения, медицина и химия, астрономия и математика. Архитектура древних египтян: пирамида Джосера, комплекс пирамид в Гизе, фиванские храмы. Взаимосвязь пиктографической,
иероглифической письменности и изобразительного искусства. Рельефы и росписи Египта. Древнеегипетский канон: сочетание профильных и фасных элементов, фризообразность композиции, разномасштабность фигур. Памятники изобразительного искусства Древнего, Среднего и Позднего царств. Важнейшие черты египетской культуры. Фаюмский портрет. Место культурного наследия Древнего Египта в мировой культуре.

 

1. Культура Двуречья. Место и время зарождения. “Месопотамия”: происхождение названия. История культуры Двуречья от первых городов-государств до Нового Вавилона, гибель месопотамской культуры под нашествием персов. Специфика культуры Двуречья. Преемственность культурной традиции. Самобытность мифологии, понятия “ан-ки” и “лиль”, политеизм, космогония и миропорядок. Эпос о Гильгамеше. Первые правовые кодексы: своды законов Уруинимгины, Шульги, Хаммурапи. Образование, освоение письменности как его основа. Искусство Шумера и Аккад - архитектура дворца и дома: зиккурат, глиптика (Храм в Уруке, зиккурат в Уре). Искусство Ассирии (XIII-VII вв. до н.э.): ассирийские дворцы, скульптура, монументальная живопись. Дворец Навухо­доносора. «Висячие сады». Художественные памятники-печати, скульптура, ювелирное искусство. Образ и канон. Достижения культуры Двуречья и их влияние на последующую мировую культуру.

Государства Финикии, Сирии и Палестины. Географическое положение и природные богатства народов Восточного Средиземноморья. Изучение истории Сирии, Финикии и Палестины в зарубежной и отечественной историографии. Древнейший период — VIII-IV тыс. до н.э. Культура Иерихона. Влияние высокоразвитых культур Месопотамии Возникновение городов Финикийского государства - рост внешнеторговых связей – создание первой торговой профессиональной культуры. Социальная дифференциация. Ранние государственные образования III-II тыс. до н.э.: Главные центры Финикии: Библ, Аллах, Эбла и др. “Народы моря” и их роль в истории Восточного Средиземноморья. Финикия и Сирия в I тыс. до н.э. Израильско-Иудейское царство при царях Давиде и Соломоне. Культура народов Восточного Средиземноморья. Их религия и мифология. Почитание сил природы и культ плодородия. Сохранение первобытных верований. Возникновение монотеизма у древних евреев. Географические открытия финикийских мореходов. Накопление знаний. Алфавитные системы письма и их широкое распространение. Дворцовое и храмовое строительство, искусство фортификации. Литература народов Восточного Средиземноморья. Библия (Ветхий завет) как собрание древнееврейских литературно-исторических произведений. Распространение культуры народов Сирии, Финикии и Палестины в районе Средиземноморья. Египетское и месопотамское влияние на культуру Восточного Средиземноморья.

 

  1. Восточные культуры (Индия, Китай, Япония, Культура Доколумбовой Америки)

Культура Индии. Географическое положение и природные условия района. Понятие “Индия” для древности. Основные культурно-хозяйственные зоны. Народы и языки. Первые земледельческие поселения в долине Инда. Возникновение древнейшей (Индской) цивилизации. Мохенджо-Даро и Хараппа как ее крупные городские центры. Культура и религиозные верования. Письменность и литература (письменность Хараппы и Мохенджо-Даро. Искусство Хараппы и Мохенджо-Даро. Проблема протоиндской письменности и языка древнейшего населения долины Инда. Новый этап в историческом развитии Индии: ведийская эпоха - “Веды” как источник по истории периода. Священные книги “Вед” (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа). Экономика и социальные отношения у ариев. Зарождение сословно-варновой структуры древнеиндийского общества. Религия брахманизма. Культура Индии в классический период. Буддизм - первая мировая религия: основное содержание и основные направления буддийского мировоззрения. Искусство периода Ашоки. Художественная культура Индии: ступы, как буддийский реликварий, храмовое строительство, мелкая пластика Влияние индийской культуры на соседние регионы. Философские школы и их связь с веддийскими текстами. Надписи царя Ашоки, ведийская литература, “Махабхарата” и “Рамаяна”, литература буддийского канона. Пьесы Калидасы как классика индийской драматургии. Архитектура Индии: строения Хараппы и Мохенджо-Даро, буддийские монастыри, храмы Аджанты и Эллоры. Изобразительное искусство. Наука Индии. Влияние наследия Древней Индии на современную индийскую и мировую культуру. Культура Индии постимперского периода и эпохи исламских завоеваний. Исламские новации в архитектуре и живописи. Главные центры индийской художественной культуры. Взаимодействие культуры Индии и европейской культуры.

Культура Китая Происхождение и основные этапы истории китайской цивилизации: архаический период, древние государства, раннеимперский период, предклассический период, традиционный Китай. Древнейшая китайская письменность – иероглифика, происхождение и функции. Основные классы китайских письменных памятников. Космологические представление китайцев. Культы, верования и ритуальные практики: культ предков, ритуальные пиршества и церемонии. Общественно-политическая мысль Китая: концепция императорской власти. Китайская философская традиция: конфуцианство – общая характеристика учения. Даосизм – историко-культурные корни. Буддизм – специфика религиозной традиции. Художественная культура Китая – основные жанры. ДПИ – фарфор, шелк, китайский лак, изделия из драгоценных камней и металлов. Мелкая пластика, погребальное искусство. Великая китай­ская стена. Погребальный комплекс Цинь-Шихуана. Архитектура Китая – особенности и художественное своеобразие. Китайский пейзажный сад – семантика и символика. Буддийское культовое искусство. Научные и технические достижения. Медицина. Своеобразие искусства: единство живописи, поэзии, каллиграфии. Боевые искусства как реализация основного принципа дзэн - единства совершенного духа и тела. Китайская культура и Европа: проблемы взаимовлияния. Влияние китайской культуры на культуры окружавших ее народов.

Культура Японии Периодизация культуры Японии: периоды Дзёмон, Яёй, Кофун, Асука, Нара, Хэйан, Камакура, Муромати, Эдо, Мэйдзи. Смешение континентальных и островных этнических групп, влияние этого процесса на своеобразие японской культуры. Роль религии в сохранении самобытности. Синтоизм: множественность пантеона “ками”, миф о творении мира. “Кодзики” и “Нихонсеки” как источники сведений по истории японской религии. История становления буддизма в Японии и его влияние на культурное развитие. Дзэн-буддизм: парадоксы дзэн, техника “сатори”, система “коан” и “мондо”. Конфуцианство. Японская письменность и влияние на нее древнекитайской письменности. Литература Японии. Театральное искусство: театры Кабуки, Но, Дзерури. Самобытность японской архитектуры, неразрывность внутреннего пространства и окружающей природы, храмовая и дворцовая архитектура. Архитектурные стили “синдэн-дзукури” и “сеин”. Национальная живописная манера “ямато-э”, ее своеобразие. Школа декоративной живописи Кано. Этика самураев, образ жизни и религия “буси”. Чайная церемония и дух дзэн. Икебана. Боевые искусства. Трансляция национальной традиции и современная культура.

Культура Центральной и Южной Америки доколумбового времени. Истоки и формирование культурного комплекса Мезоамерики и Южной Америки. Общая характеристика географической среды и природно-экологических условий региона (Мексика, Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор, Перу, Чили). Истоки и формирование культурного комплекса Мезоамерики. Заселение американского континента и формирование американских культурных комплексов. Характеристика исторических этапов развития цивилизаций Древней Мезоамерики и Южной Америки. Этническое происхождение и язык народов данного региона. Особенности культуры ольмеков, майя, ацтеков, инков: художественные памятники, мифология и религия. Города-государства. Социальная организация и хозяйственная история народов. Роль жрецов в жизни общества и образ правителя. Мифологические и письменные источники по истории мезоамериканской культуры. Основные города - центры цивилизации. Мифология как отражение модели мира. Компоненты модели мира: научные знания, духовные представления и интерпретации. Организация обрядовой практики. Научные знания народов Мезоамерики и инков: астрономия и математика, система письма. Типы архитектурных памятников: Пирамиды, платформы, дворцы. Особенности изобразительного искусства. Сюжеты изображений на керамических сосудах. Рукописные кодексы. Скульптура майя, ацтеков, инков: монументальная, стелы и алтари, мелкая пластика. Каменные изделия.

 

  1. Культура и искусство Античного мира (Греция, Рим)

Греция. Понятие «Античный мир». Периоды античной культуры. Источники изучения античной культуры. Расцвет Критской морской державы в ХVIII - ХV вв. Особенности критского искусства. Гипотезы гибели цивилизации на Крите. Периодизация истории Древней Греции и характеристика основных этапов – гомеровский период, архаика, классический период, эллинизм. Полисный характер культуры, афинская демократия и ее оценка древнегреческими мыслителями. Состязательность, диалогичность культуры. Место гражданского идеала в культуре. Греческая классика как сочетание гражданского и личного. Антропоцентризм: в мифологии, философии, науке, искусстве. Древнегреческая мифология: теогония, политеизм, человечность бога и божественность мира. Древнегреческая философия, древнегреческая научная мысль, древнегреческая письменность, восточно-греческое и западно-греческое письмо. Литература (Гомер, Гесиод, Эзоп, Пиндар, Фукидид). Роль театра в культуре и древнегреческая драматургия (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Архитектура. Различные типы храма. Система ордеров. Дорический, ионический и коринфские ордера. Знаменитые храмы. Скульптура. Керамика. Древнегреческий изобразительный канон и шедевры античного изобразительного искусства. Высокий стиль. Поликлет. Мирон и его школа. Фидий и рождение классического стиля. Изящ­ный стиль: Пракситель. Формирование смешанной культуры греко-восточного типа - образование эллинистических государств. Возникновение эллинистической культуры, ее основные черты и судьбы. Скульптура периода эллинизма. Пергамская школа. Родосская школа. Ма­лая скульптура. Значение и роль эллинистической культуры в истории античной цивилизации и истории культуры Европы. Культура этрусков.

 

Древний Рим. Становление римской культуры и латинской языковой общности на Аппенинском полуострове. Феномен Древнего Рима. Его место в рамках понятия "античность". Проблема взаимодействия греческой и римской культур Периодизация истории Древнего Рима и характеристика основных этапов: царский период, республиканский период, имперский период. Возникновение общелатинского союза как явление культуры: римская традиция об основании Рима, формирование римской гражданской общины. Система государственного управления: республика (консулы, цензоры, диктаторы, трибуны, квесторы, децемвиры, преторы), империя (противостояние императора и сената). Расцвет римской культуры в эпоху республиканского строя. Особенности развития римской культуры в период империи. Особенности духовной культуры древних римлян. Наука, право, мораль; ораторское искусство. Древнеримская философия как продолжение традиций древнегреческих философских школ. Популярность стоицизма в Риме (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Художественная культура Рима: Письменность. Литература (Вергилий, Лукреций, Гораций, Овидий). Система образования: тривиум и квадривиум. Архитектура и скульптура. Наука и медицина. Искусство Рима периода Империи Форумы (Форум Траяна). Театры, Триумфальные арки, Гробницы. Портретная пластика. Монументально-декоративная живопись. Станковый живописный портрет. Разделение Рима на Западный и Восточный. Возникновение христианства и его судьбы в Западном и Восточном Риме. Культура Рима и его провинций накануне падения Римской империи в III - IV и V вв. н.э. Кризис культуры, экономики и политики в Западном Риме. Падение Западно-римской империи и возникновение на Аппенинском полуострове германских государств. Место наследия Рима в современной культур.


  1. История мировой культуры и искусства в Средние века и Новое время (Византия, Европа, Арабский Восток, США)

Культура Византии. Особенности Восточного Рима как нового культурного центра Европы. Наследие античности в культуре Византии. Между античностью и средневековой Европой. Своеобразие византийской культуры как самостоятельного государства. Этапы развития Византийского государства: 1. ΙV - первой половины VΙΙ вв. – эпоха Юстиниана Великого: 2. VII - ХII вв. 3. Особенности культуры поздней Византии (ХIII - ХV вв.). История православной церкви. Борьба иконоборцев и иконопочитателей. Философия (неоплатонизм, патристика, исихазм). Новый официальный законодательный корпус “Эклоги” - шаг по пути к средневековому праву. Письменность и книжное дело. “Пурпурные кодексы”, традиция книжной миниатюры. Византийская образованность и ее связь с античной системой обучения, вытеснение античных текстов текстами Священного Писания. Литература: античная традиция (Арестенет, Кекавмен), христианская традиция (агиография, гимнография), историческая проза (“История” Льва Диакона, “Хронография” Михаила Пселла). Архитектура, православный храм. Изобразительное искусство: генезис византийского искусства. Мозаика (Равенна). Ико­нопись. Храмовое зодчество (Храм святой Софии) Македонский период. Комниновский Ренессанс. Палеологовский Ренессанс. Место и роль Византии в истории европейской и мировой культуры. Культура Византии и славянский мир.

Арабо-мусульманская культура. Аравия – историческая родина кочевых арабских племен. Истоки и историко-культурные предпосылки возникновения ислама: основные положения мусульманской догматики. Коран как историко-культурный памятник и главная книга мусульман. Культово-обрядовые предписания ислама. Основные направления в исламе. Фундаментальный раскол ислама (VII – VIII вв.). Суннизм. Суннитские представления о государстве и власти в исламе. Особенности исламского права: согласие факихов как источник права. Литература: арабская, персидская, турецкая. Поэзия (Омар Хайям, Низами, Руми, Саади). Научная мысль арабского мира: алгебра. химия, медицина. Влияние религии на изобразительное искусство и архитектуру: Предписания Кора­на. Традиции исламского искусства. Ювелирное искусство. Ислам и искусство каллиграфии. Персидская миниатюра. Иран: керамика и ткачество. Типы мусульманских мечетей (Куббат ас-Сахра, Аль Кааба и т.д.). Узор в мусульманском искусстве. Геометрические арабески. Ислими. Иранская миниатюра. Достижения арабо-мусульманской науки: математика, астрономия, физика, алхимия, медицина. Эволюция шиитского направления в исламе: догматика и ритуал. Исламские праздники и обряды. Исламское искусство в Испании дворцово-крепостная архитектура (Альгамбра). Значение арабо-мусульманской культуры.

Культура Европы. Взаимосвязь и различия в содержании понятий "европейская культура " и "культура Европы". Дискуссии о понятии и природе европейской культуры, ее происхождении и специфике. География расселения древних европейских народов: кельты, германцы, славяне - взаимосвязи и взаимодействия их культур. Особенности культуры германских племен и их роль в развитии европейской культуры. Искусство раннего средневековья: орнамент, звериный стиль. Понятия «средневековье», «средневековая культура». Периодизация средневековой культуры. Возникновение замков и рыцарской культуры их распространение по территории Европы. Романский стиль в архитектуре. Становление европейской музыкальной культуры; поэзия и литература, прикладное искусство, архитектура, ранние формы театрального действия. Средневековая философия, ее взаимосвязь с богословием и отношение к предшествующей философской традиции. Фома Аквинский, Оккам, Эриугена. Средневековая книга, роль церкви в ее создании и сохранении. Вопрос о доступности Библии широким массам. Латинская (хроники, жития святых, проповеди) и национальная литературная традиция (легенды о короле Артуре, “Песня о Нибелунгах”, “Парсифаль” Вольфрама, “Тристан и Изольда” Готфрида Страссбургского).

Социально-классовые противоречия и их отражение в искусстве. Три культуры в условиях европейского средневековья: светско-аристократическая (рыцарская), церковная (христианская) и простонародная (городская). Готика как позднесредневековый стиль.

История термина “Возрождение”. Проблема датировки начала Ренессанса. Эпохальность деятельности Петрарки. Периодизация Возрождения: Предренессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Возрожденческий гуманизм: происхождение термина, путь от “человекоизучения” к утверждению нового типа человека. Завершение средневековой эпохи, расцвет искусства и оформление основных этносов и культур Европы. Начало и расцвет изобразительного искусства, архитектуры, музыки и театрального искусства в Северной, Центральной и Южной Италии. Литература и философия в эпоху раннего, среднего и позднего Возрождения. Возрождение античного скульптурного и живописного канона. Активность, универсализм, титанизм как черты нового человека, выраженный в творечестве художников Ренессанса: Босх, Веласкес, Мурильо, Дюрер, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Джотто, Караваджо, Тициан. Переворот в научной мысли. Место и роль духовной культуры и интеллектуальной деятельности в эпоху Возрождения.

Определение понятия Новое время. XVII век — «переломный» этап в развитии европейской культуры Предпосылки Реформации, ее взаимосвязь с гуманистическими идеями Возрождения. Идеи Яна Гуса как предтеча протестантизма. Деятельность Мартина Лютера и его основные требования. Появление нововременной культурной парадигмы: антропоцентризм. Особенности развития европейской культуры в XVII в.: формирование и развитие особого делового стиля, социальные противоречия и традиции мореходства, пиратства, торговли и предпринимательства как особые черты европейской культуры нового времени. Содержание эпохи промышленного переворота, ее технико-экономический, социальный, интеллектуальный аспекты. Распространение идей гуманизма, идеалов светской культуры по всей Европе. Эпоха Просвещения и просветительская философия как господствующее явление в культуре Европы ХVΙΙΙ в. Рационализм как ведущая черта культуры Просвещения. Театральное искусство и драматургия. Музыка. Ведущие стили изобразительного искусства: классицизм, барокко, рококо. Итальянское барокко: Бернини и его творчество. Барочный интерьер. Палладиевское барокко во Франции - Лувр, Версаль. Барокко в Англии. Сады. Искусство национальных школ барокко. Классицизм: стремление к разумному, гармоничному строю жизни, ста­бильности и порядку. Нравственный пафос, гражданская направленность с искусстве. Ар­хитектура классицизма: Парк Воле-Виконт, Версаль. Ослабление феодальных систем и феодального типа культуры под натиском буржуазно-капиталистических отношений. Великая Французская революция как социально-политический и культурный переворот.

Кризис европейских идеалов в начале ХΙХ века и как следствие поражения Великой Французской революции. Новые веяния в культуре и искусстве Европы во второй половине ХIХ века: романтизм как идейно-художественное течение в странах Европы и Северной Америки: разлад с окружающим миром, попытка создания идеальной реальности, неоднозначность мировоззренческих установок романтиков (Байрон, Шелли, Гофман, Андерсен). Восточная тема в полотнах Делакруа, уход в собственный внутренний мир (романтический портрет). Реализм в литературе XIXв. (Бальзак, Мериме, Диккенс, Стендаль). Натурализм (Золя), символизм (Рембо, Рильке). Появление жанра фантастики и детектива. “Век науки”. Основные научные открытия и их влияние на общий социокультурный-процесс. Дальнейшая секуляризация культуры, влияние на этот процесс трудов Кювье, Дарвина, открытий Шампольона, Смита. Особенности развития массового сознания и идеологических систем. Основные тенденции развития духовной культуры в конце XIX-начале XX вв. Изменение картины мира под воздействием научной революции на рубеже XIX-XX вв. Начало ломки культурной парадигмы нового времени. Музыкальное искусство. Архитектура и изобразительное искусство: формирование импрессионизма и постимпрессионизма. Новые виды искусства - фотография и кинематограф. Кризис европейской культуры - культура модерна как отражение процессов глобализации. Секуляризация общественной жизни. Рост взаимовлияния национальных культур и их взаимообогащение.

  1. Отечественная культура и искусство

Русская культура как объект исторического исследования. Поня­тие русской культуры. Дискуссии в современной науке о специфике русской культуры и ее историческом пути. Русская культура как тип восточнославянской ку­льтуры. Расселение древ­них восточных славян по Днепру и в его верховьях. Мифология и языческая обрядность, функции язычества в образе жизни и хозяйственной деятельности восточных славян. Принятие христианства на Руси и его международное значение. Роль принятия христианства в развитии древнерусской культуры: строительство храмов, каменных зданий и развитие зодчества, Изменения в традициях музыкальной культуры. Влияние церкви на пра­вовую систему и нравственный опыт. Появление армии Батыя и овладение городами Руси. Тяжелые культурные последствия монголо-татарского нашествия: экономические потери, дань, уничтожение культурных центров (Рязани, Суздаля, Владимира и др.), людские потери, замедление темпов социально-культурного развития. Отражение опыта “злогорького ига” в литературных памятниках (“Повесть о разорении Рязани Батыем”, “Слово о погибели русской земли”, “Сказание о граде Китеже”, “Слова” Серапиона Владимирского). Особенности архитектуры: специфика строительного материала, традиция декорирования сооружений резьбой. Выработка общенационального архитектурного стиля.

Объединительная политика Московского княжества и победа в Куликовской битве. Роль православной церкви в укреплении патриотических настроений; деятельность Сергия Радонежского. Творчество Феофана Грека и Анд­рея Рублева, архитектора Аристотеля Фьораванти, Архитектура Моск­вы. Литература. Доктрина “Москва - третий Рим” и ее место в политической культуре Московской Руси. Возникновение книгопечатания. “Домострой” как средство регламентации частной жизни. Искусство московской Руси – архитектура, живопись книжная миниатюра. Музыка, изобразительное искусство; появление театра при первых Романовых. Патриарх Никон и церковный раскол, его влияние на судьбы русской культуры. Петровские реформы и коренные изменения культурной жизни. Процесс секуляризации культуры. Развитие науки, искусства, образования в России при Петре I. Основание Санкт-Петербурга и его место в истории и культуре России. Архи­тектура в России – русское барокко. Особенности развития русской культуры в елизаветинское время. Санкт-Петербург елизаветинского времени: образ жизни, архитектура, царский двор. Учреждение Академии художеств России. Деятельность М.В Ло­моносова, А.Ц. Сумарокова; развитие науки, литературы, изобразитель­ного искусства. Век Екатерины II и французское Просвещение. Русское просвещение как просвещение “сверху”. Развитие науки и образова­ния, книжной культуры, литературы, музыки, изобразительного искусства, театра. Екатерина II и французская философия: Вольтер, Дидро. Развитие русской философии и просветительской мысли. Рождение русского театра (Ф. Волков). Скульптура и живопись (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, Ф. Шубин, М. Козловский). Барокко и классицизм в архитектуре (В. Растрелли, А. Кокоринов, В. Баженов, М. Казаков). Место культуры XVIII в. в истории русской культуры. Особенности времени царствования Александра I. Возвращение к союзу с Австрией и разрыв с Францией, новые веяния и настроения в культуpе России. Отечественная война 1812 года и ее воздействие на русскую культуру начала XIX в. Ослабление влияния французской куль­туры на культуру России. Русская литература и музыка первой трети XIX в. (А. Пушкин, А. Грибоедов, М. Лермонтов, Н. Гоголь). Развитие национальной музыкальной школы, изобразительное искусство, театр. России, церковь и сектантство, течения христианской мысли я другие религии. Художественная культура первой половины XIXв.: архитектура (А. Воронихин, К. Росси, А. Захаров), скульптура (Б. Орловский), живопись (А. Веницианов, К. Брюллов, А. Иванов, П. Федотов), музыка (М. Глинка). Реформа 1861 г. усиление революционно-демократических настроений, разночинная интеллигенция. “Золотой век” русской художественной культуры. Русская литература 2-й половины XIX и начала ХХ в. как вершина мировой литературы: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой А. П. Чехов, Развитие русской музыки (П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков и др.). Театр в России. Образование и наука конца XIX и на­чала XX в. "Серебряный век" в русской культуре. Полюса русской культуры конца XIX и начала XX в. Сближение различных видов искусства (музыки, поэзии, живописи), расширение области предметов искусства. Культурный синтез философии, искусства, общественности. Выступление художников в качестве философов, критиков, публицистов (Д. Мережковский, Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок). Многообразие тенденций как основная черта культурного процесса: в общественно-политической мысли (“веховцы”, Б. Савинков, А. Богданов, В. Ленин), в философии (Н. Бердяев, И. Ильин, Н. Лосский, Ф. Степун, С. Франк), в изобразительном искусстве (символизм, акмеизм, футуризм, декаданс). Нарастание внутренней поляризации культуры. Концепция “двух культур” В. Ленина. Роль интеллигенции в культурном процессе к. XIX-нач. XX в. Революция как социокультурный феномен начала века.

Революция 1917 г. как коренная ломка культурных устоев России. Неоднозначность отношения к происшедшему (В. Маяковский, В. Мейерхольд, К. Тимирязев, Белая армия). Революционный авангард. Приобщение широких масс к культуре и искусству, ликвидация безграмотности. Революционная пропаганда в искусстве. Образование СССР. Формирование системы государственного управления культурой, распространение классового принципа на все явления общественной жизни, усиление партийного контроля за художественной культурой. Метод социалистического реализма. Культура за “железным занавесом”, утверждение синдрома “осажденной крепости”. Сталинизм, его истоки, социальная основа, сущность. Репрессии и их последствия для культуры. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Утверждение патриотизма и гражданственности в культуре. Послевоенные процессы в социально-политической жизни, “хрущевская оттепель”. “Брежневский период”. Искусство “шестидесятников”. Официальное и катакомбное искусство (самиздат, авторская песня). “Перестройка”. Противоречивость процессов в советской культуре, позитивное и негативное в ней. Несомненность культурных успехов: создание системы бесплатного высококачественного образования, формирование финансируемых государством учреждений культуры (театров, музеев, библиотек), развитие национальных окраин и выявление самобытных дарований (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, С. Вургун, М. Сарьян, Э. Межелайтис), достижения науки (И. Курчатов, М. Келдыш, П. Капица, Л. Ландау, С. Королев). Основные темы художественной культуры: революция и Гражданская война (С. Эйзенштейн, братья Васильевы, М. Шолохов, А. Толстой, И. Бродский), строительство светлого будущего (В. Маяковский, И. Дунаевский, С. Герасимов), Великая Отечественная война (А. Твардовский, К. Симонов, Ю. Бондарев, В. Некрасов, Д. Шостакович), репрессии (А. Солженицын, Т. Абуладзе, В. Шаламов). Советская музыка, театр, цирк. Советская школа балета и оперного искусства. Культура русского зарубежья.

 

  1. Основные тенденции развития мировой и отечественной культуры и искусства в ХХ- ХХI вв.

Краткая характеристика основных периодов: 1914-1939. 1945-1991, 1991 - Первый этап: Социально-политические и культурные последствия первой мировой войны. Социальные потрясения первых послевоенных лет. "Волна исторического пессимизма", проблема потерянного поколения. (Ремарк). Основные течения западного авангарда первой половины ХХ века. Ис­кусство европейского модерна. Причины возникновения модерна. Архитектура модерна. Символизм в европейском искусстве. Основные течения западного авангарда первой половины ХХ века. (Сюрреализм, Экспрессионизм). Стиль ар-деко. Конструктивизм. Искусство тоталитарных стран. «Стиль Литторио» в Италии. Складывание нового стиля жизни. Развитие массовой культуры. Появление "индустрии досуга". Модернистские направления в искусстве и литературе. Господство официально-государственной культуры при тоталитарных режимах. Эволюция массового сознания и психологии. 1945-1991: социально-экономические и культурные последствия второй мировой войны. Развитие международного права, развал колониальной западно-европейской системы, появление национальных независимых государств. Начало холодной войны. Революционный скачок в области науки, техники и технологии. Радикальные преобразования в сфере информации и коммуникации. Новый облик западного мира. Трансформация "индустриального общества" в "новое индустриальное общество". Изменения в социальной структуре западного общества. Повышение интеллектуального и образовательного уровня населения западного общества. Теории общественного развития в западной науке 50-60-х гг. Образование мировой системы социализма. Основные пути и проблемы ее развития. Искусство второй половины ХХ вв.: американский абстрактный экс­прессионизм (Дж. Поллак). Ташизм во Франции. Искусство постмодернизма - Поп-арт. (Р. Раушенберг. Рой Лихтенштейн. Энди Уорхолл. Клас Олдебург). Новый реализм. Ив Кляйн. Арманд Фернандес. Минимализм. Концептуализм. Диббетс. Боди-арт. Лэнд-арт. Архитектура послевоенного периода. Неофункционализм. Экспрессионизм и антифункционализм. Структурализм, необрутализм, метаболизм. Архитек­турный постмодернизм, неорационализм, деконструктивизм, стиль Хай-тек. 1991: Мировые проблемы в конце ХХ века. Новая "архитектура" Европы. "Военные доктрины" и современный мир. Глобальные проблемы и мировое содружество. Проблемы "Восток-Запад" и "Север-Юг". Обострение проблем национализма. Кризис конца века - трудности в положении художественной интеллигенции и художественной культуры, новые тен­денции в развитии литературы, изобразительного искусства, театра, музыки и кино.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных